Мошковская новь, 1984 № 065

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 29 мая 1984 г., № 65 (4875) БЕСЕДА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ> КУРСОМ АПРЕЛЬСКОГО (1984 г.) ПЛЕНУМА ЦК КПСС Т О Ч ЖШ С ОП РШЖ О СН О В ЕШШМ «Чем теснее мы сблизим школу и производство, тем полновеснее будет отдача от реформы. Советская молодежь должна вступать в самостоятельную жизнь высококультурной, образованной и трудолюбивой. И кем бы ни стали наши дети — рабочими или агрономами, учеными или инженерами, они должны получать классовую закалку в трудовых коллективах. Надо добиваться, чтобы их знакомство с производством давало именно тот воспитательный эффект, который нам нужен...» (Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года). В зале заседаний Дома Со- учащихся с учетом занятости ветов состоялась беседа за их производительным трудом. «Круглым столом», в которой По каждой школе посмотреть приняли участие директора профили трудового обучения с школ, руководители, секретари точки зрения овладения буду- партийных организаций, предсе- щей профессией, закрепления дателп профкомов хозяйств и базовых предприятий, количеств предприятий, работники сель- ва рабочих мест на них. При ских и поселковых Советов на- этом следует учесть возмож- родных депутатов района. кость обучения ' учащихся об- «Круглый стол» подготовил щеобразовательных школ наба- райком КПСС, редакция газе- зе профтехучилищ (Ояшинско- ты «Мошковская новь», районо, го и Мошковского)... райком профсоюза работников П. Ф. Кузовлев, председатель сельского хозяйства, райкома, профсоюза работников Тема разговора —- претворе- сельского хозяйства: имеем ли иие в жизнь реформы общеоб- мы возможность в школах обу- разовательной и профессий- чить выпускников профессиям, нальной школы применительно нужным району? к местным условиям, ксшкрет- В. А. Кузнецов: С 8 класса иый вклад в это каждого пред- необходимо -обеспечить подго- ирият-ия, хозяйства, Совета. товку кадров массовых профес- * * * u сий. Следует продумать, какое Открыл и вел «Круглый количество раббчих, какой простол» секретарь райкома КПСС фессии понадобится хозяйству, В. А. Кузнецов, предприятию в перспективе, с Вступили в силу Основные учетом этого дать заявку шко- направления реформы общеоб- ле. разовательной и профессионалы В. А. Май: Пока лишь Ок- ной школы. ' тябрьская, Сокурская, ТашаРеформа школы проводится ринская, Станционно - Ояшин- в соответствии с программны- ская школы готовят водителей, ми ^установками июньского несколько других средних — (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, механизаторов. в Смоленской, опа^ поднимет ее работу на но- средней •— девочки получают вый качественный уровень, со- удостоверения мастеров машин- ответствующий условиям и по- ного доения. Но, как правило, требностям общества развитого этих ребят немного. А подрост- социализма. ЦК КПСС принял кн должны не только учиться ряд постановлений, направлен- и получать свидетельства о про- пых на практическое осуществ- фессии, но заниматься произ- ление реформы, все должно водите.льным трудом... решаться на местах: в каждом Н. П. Гуреев: Школы долж- сельском или поселковом Со,- ны иметь определенный лро- вете, па . каждом предприятии, филь трудового обучения, Ска- в совхозах и колхозах. жем, в Ташаре есть промышС этих позиций привлекли ленное предприятие ЛПК-2 и внимание присутствующих вы- колхоз «Ленинец». У нас, на отупления директора совхоза лесоперевалочном-, есть воз- «Ояшинский» Б. Г. Шмидта, мощность представить учащим- директора Широкоярской сред- ся рабочие места в цехе, пропей школы В. А. Полтавского, изводящем товары народного директора Сокурской средней потребления. Но где взять ма- школы Г. А. Родиной, началь- териалы, все нужное для органика отдела кадров второго низации труда ребят? Новосибирского лесоперевалоч- В. А. Май: У одной школы ного комбината Н. П. Гуреева, может быть несколько базовых- директора Ояшинского ремонт- предприятий. К примеру, одно но - механического завода Г. П. предоставляет рабочие места, Литовченко, заведующей мето- другое — средства для строн- дическим кабинетом районо тельства и оборудования Mac- Д. К. Новицкой, заместителя терской. Что же касается базы председателя исполкома район- для обеспечения производительного Совета народных депута- ного труда школьников, так это тог, П. А. Федоренко... Какие вопрос не одного дня. Сегодня необходимо решить проблемы, мы определим, что нужно. Это уточнил заведующий районо будет заложено в сметы, планы В. А. Май. В первую очередь, каждого базового предприятия, сказал он, -следует организовать Г. П. Литовченко: Наш завод летний трууд и отдых детей, также .выделит помещение, на- уже в этом году распределить ставников, чтобы ребята могли .овладевать профессиями слесаря, токаря, фрезеровщика, выполнять заводской заказ на изготовление деталей. И еще есть выход — создать учебнб-произ- водственный комбинат на базе ССПТУ-8, которое имеет и базу, и преподавателей. А наш завод мог бы дать оборудование, работу... В. А. Май: Желательно, чтобы учащиеся были распределены. не по разным участкам, а выполняли бы доведенное задание, находясь в одном цехе, на одном производственном участке. В таком случае достаточно одного-двух мастеров... Н. С. Васильченко, директор районной заочной школы: Предложение насчет создания УПК па базе двух сельских СПТУ заслуживает самого пристального внимания. Пусть ребята даже раз в неделю будут заняты в мастерских ПТУ или же на предприятии, остальные — в школьных, мастерских, которые построят хозрасчетным способом базовые предприятия. Г. А. Родина: В нашей школе организация производ- ствеуного труда учащихся в прямой зависимости от создания ученической мастерской. Наши предприятия не могут предоставить рабочие места. Летом мы «пристраиваемся» к совхозу «Барлакский»: ученическая производственная выращивает овощи. Практику ребята проходят на пришкольном участке. Наши выпускники вместе с аттестатом получают права водителей. Но все на выходе из школы. И это проблему не решает. Нам нужна именно школьная мастерская, построить которую могут хозрасчетным способом шефствующие над школой предприятия: НРНГ1У, наливная станция. Тогда учащиеся смогут выполнять заказы. Смета на пристройку у нас есть... ' В. П. Горева, директор Стан- ционио - Ояшинской средней школы: 8—10 классы будут заняты на ремонтно - механическом заводе, но ведь учить труду необходимо ребят с 1 класса. Мое предложение — у старших — рабочие места на производстве, у младших — в мастерской, которую надо строить при школе.- Впереди лето. И явно, нежелательны просчеты прошлого сезона, когда расхолаживающе действовали на ребят непродуманная до конца организация их труда, задержка транспорта и прочие неувязки... Б. Г. Шмидт: Нашему хозяй- ву нужны механизаторы, комбайнеры. мастера машинного доения. Школа уже четыре года готовит механизаторов. Совхоз направил специалиста для обучения ребят, выделил технику — зерновой комбайн,трактор ДТ-75. Большие перспективы открываются с пуском в строй новой тйповой школы. Там, естественно, будут мастерские, кабинеты, оборудованные с учетом всех требований. Несколько лет учащиеся нашей школы хорошо помогают совхозу и в поле, и на кирпичном заводе. Совхоз старается заинтересовать школьников, чтобы у них появилось желание остаться работать в родном селе. У нас современный Дом культуры, ведется большое строительство, село благоустраивается. В этом году составлен договор администрации совхоза и школы об организации труда ученической производственной бригады... В. А. Полтавский: Эта бригада летом будет выращивать овощи на 50 гектарах. Продукция идет совхозу, который, помимо земли, выделяет технику, горючее, закрепляет специалистов. Не следует забывать и о создании условий для организации не только труда, но ‘и отдыха ребят. К тому же выделить для них спецодежду. Но, чтобы поставить трудовое воспитание наших учеников в соответствие с требованиями реформы образования, Широкоярской школе нужны специально оборудованные кабинеты для занятий по машиноведению. Свою технику учащиеся готовили в совхозной мастерской. А. И. Ерофеев, директор Уч- Балтинской восьмилетней школы: Удостоверения механизаторов в Широком Яре получают выпускники — юноши. Девушки остаются в стороне. Хотя в совхозе новый животноводческий комплекс с молокопро- водом, есть все условия для овладения навыками профессии мастера машинного доения. Особо хочется остановиться на восьмилетних школах. Может, нам готовить ребят с учетом профиля головной средней школы, куда пойдут наши выпускники, создать соответственно методобъединения. Хорошо бы было восьмилеткам с небольшим количество учащихся иметь возможность хотя бы раз в неделю привозить учащихся на занятия и в мастерские СПТУ... А. В. Бова, директор Смоленской средней школы: Опыт трудового воспитания в нашей школе есть. Надо только все привести в систему. Выпускники остаются в селе. Это доказательство того, что направление выбрано правильное. Мы готовим механизаторов Широкого профиля и мастеров машинного доения. В этом году, как и в прошлом, девяти- и десятиклассники работают в ученическом производственном звене на полях совхоза «Смоленский». За ними закреплено 33 гектара пашни, техника. Совхоз выдает ребятам спецодежду, заботится об их питании. Но парни не имели возможности изучить весь технологический процесс работы на полях, готовить технику к посевной. Нужен нам свой гараж, .каби** неты трудового обучения в начальных и 4—8 классах. Совхоз должен быть заинтересован и в дальнейшей судьбе выпускника... В. А. Кузнецов: Готовых рецептов нам никто не даст. Где- то придется строить производственный цех при школе, а где есть условия, подростки будут заняты на заводе, в цехе, в хозяйствах — растениеводстве, животноводстве, звероводстве. Но основа всего этого одна — производительный труд, И. А. Амплеев, начальник отдела кадров райпо: В заготконторе райпо мы можем трудоустроить летом около 50 человек. В райпо ' нужны продавцы, повара. Мы можем готовить 25—30 работников сферы обслуживания... П. А. Федоренко:' В привитии .трудовых навыков учащихся решающую роль сыграют базовые предприятия, в планах которых будет предусмотрено также строительство лагерей труда и отдыха, где нужно, мастерских, производственных цехов для производительного труда учащихся из расчета—одно рабочее место на пять учащихся 5—7 классов, и одно — на четырех учеников 8—11 классов, по 0,8 гектара на члена (ученической >производстзенной бригады. A. К. Новицкая: Эта встреча — толчок к размышлению. З а ­ ботясь об организации производительного труда школьника, надо помнить о главном — воспитании человека, гармонической личцости. И в этом должна быть заинтересована не только школа, а и трудовой коллектив, партийная, профсоюзная организации хозяйства, предприятия... B. А. Кузнецов: Подводя итоги беседы, можн'о сказать, что сегодняшний разговор заставил всех присутствующих прийти к конкретному выводу, решению, чтобы на месте решать проблему перестройки школы. Руководители базовых предприятий наряду с директорами учебных заведений несут личную ответственнЪсть за трудо- Еое обучение школьников, безопасные условия их труда. Этого требует постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориента ц и и школьников и организации их общественно полезного, производительного труда»! Основные мероприятия реформы общеобразовательной и профессиональной школы осуществляются поэтапно, с учетом местных условий до 1990 года. Реальные шаги по совершенствованию учебно - воспитательного процесса, трудового обучения, профессиональной ориентации школьников делаются уже в этом году. ★ * * Беседу за «Круглым столом» записала Л. ГОРЕЛИКОВА. Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы * В будущей пятилетке запланировано построить новые школы на 7 миллионов ученических мест — то есть почти в два раза больше, чем в текущей, около 800 комплексов профтехучилищ, значительное число внешкольных учреждений. На осуществление реформы из Госбюджета выделяется около 11 миллиардов рублей, из них 3,5 миллиарда в расчете на год пойдет на повышение заработной платы работникам народного образования. * Реализация реформы будет происходить поэтапно. Самые крупные, стратегические задачи школьного строительства рассчитаны на относительно длительный срок — вплоть до 1995 года. При этом имеются в виду планы развития Со в е т с к а я школ а на новом э т а пе ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРВОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОДИННАДЦАТОГО СОЗЫВА сети и укрепления базы общеобразовательной и профессиональной школы. * Ключевая фигура осуществления реформы — учитель. Партия и государство всегда высоко ценили и ценят самоотверженный учительс к и й труд. Около 250 учителей, мастеров производственного обучения, руководителей школ и профтехучилищ удостоены звания Героя Социалистического Труда, более 100 тысяч учителей являются депутатами Советов всех ступеней. Среди депутатов Верховного Совета СССР нынешнего созыва — 30 работников народного образования. * В соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР с 1 сентября нынешнего года начинается поэтапное увеличение зарплаты работникам народного образования. К примеру, среднемесячная зарплата учителей возрастет почти на 35 процентов. Совершенствуются и формы морального стимулирования педагогов. * Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать с 6-летнего возраста, причем постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных условий. * Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренными Пленумом ЦК КПСС 10 апреля 1984 года и Верховным Советом СССР 12 апреля, устанавливается следующая структура общего среднего и профессионального образования: начальная школа —I—IV классы; неполная средняя школа — V—IX классы; средняя общеобразовательная и профессиональная школа — X—XI классы общеобразовательной школы; средние профессиона л ь н о - технические училища; средние специальные учебные заведения. * Существующие ныне различные типы профессионально - техничесйих учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведения— «Среднее профессионал ьно - техническое училище» -с соответствующими отделениями по профессиям, формам и срокам обучения, в зависимости от уровня образования поступающих. Они специализируются на подготовке квалифицированных рабочих для соответствующих отраслей. В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду. Предусматривается значительное увеличение времени, необходимого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащих-, ся, а также проведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних каникул. Каждая школя будет иметь базовое предприятие. сентября объявля е т с я всенародным праздником —• Днем знаний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2