Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Мкмошковсняя ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и р а й о н н о г о с о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и Газета основана 23 августа 1931 года ВТОРНИК, Газета выходит по вторникам, средам, Ц Е Н А № 65 (4875) 29 мая 1984 года. четвергам, пятницам, субботам 2 КОП . ЗА ОТЛИЧНОЕ к а ч е с т в о РАБОТЫ И ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД в ПЕРИОД ВЕСЕННЕПОЛЕ ВОИ КАМПАНИИ ПОДНЯТ В ЧЕСТЬ: РЫБАКОВА Ивана Алексеевича, СИМАЧЕВА Василия Филипповича, механизаторов колхоза «Ленинец», добившихся на севе пшеницы выполнения сменной нормы выработки на 214 процентов. КАЧЕВА Анатолия Дмитриевича, тракториста совхоза «Барлакский», занятого севом зерновых и выполняющего дневное задание на 150 и более процентов. ДМИТРИЧЕНКО Владимира Николаевича, ФЕДОТОВА Леонида Васильевича, механизаторов совхоза «Мошковский», ведущих сев пшеницы и в полтора раза перевыполняющих сменную норму. Весенняя вахта уроусая-84 ДНЕВНИКПОЛЕВЫХ РАБОТ СООБЩАЕТ ПРЕСС-ГРУППА ПРИ РАЙКОМЕ КПСС СВЕДЕНИЯ о ходе полевых работ на 28 мая 1 1рафа * хозяйство, 2 —- яровой сев (всего), 3 — в том числе зерновых, 4 — из них пшеницы, 5 — гороха 6 посадка картофеля, 7 — весновспашка, 8 — подъем пара 9 — протрав «Белоярский» «Зеркальный» «Ленинец» «Сокурский» «Мошковский» «Ояшинский» «Барлакский» «Галинский» «Смоленский» «Большевик» . «Союз строителей» «Томиловский» «Восход» «Сосновский» По району: ание семян (в процентах к плану) 51 58 23 — — . -------- 85 _ 35 34 — 100 — — 100 30 32 44 29 79 — _ 100 30 28 — 100 -------- - — 100 27 31 30 51 — 5 • _ 22 29 2 100 — 100 58 57 20 25 21 160 51 93 18 23 7 200 — 54 25 19 17 22 — . 100 29 53 65 16 20 — 67 — 100 _ 16 19 19 100 — 100 22 62 15 18 — 108 — — 100 13 16 1 - 17 — 77 17 13 6 7 2 88 — 62 1,5 20 24 10 79 37 62 30 27 Наступили долгожданные погожие дни. Это позволяет повсеместно активно вести яровой сев. На 28 мая эта работа выполнена на 12155 гектарах, что составляет 20 процентов к плану. 2 5— 27 мая земледельцы района засеяли яровыми почти 7000 гектаров. Однако ежедневная прибавка еще не достигла расчетной. СЕЙЧАС НЕОБХОДИМО ЗАСЕВАТЬ Я Р О В Ы М И КУЛЬТУРАМИ ПО 4500 — 5000 ГЕКТАРОВ ПАШНИ В ДЕНЬ. Но сказывается еще недостаточно высокий уровень организации работ. Еще даже не все сеялки в поле, не Все агрегаты технически налажены и настроены должным образом. 2 5— 27 мая неплохо потрудились механизаторы совхозов «Зеркальный», «Мошковский», «Сокурский», колхоза «Ленинец», где темпы посевной нарастают и приближаются к плановым. Медленно разворачивается сев в совхозе «Сос- новский». Снизились темпы посадки картофеля в совхозах «Смоленский» и «Барлакский». За 3 дня прибавка составила соответственно 32, 60 гектаров вместо расчетных 84, 69 гектаров. В ближайшие день-два следует заложить семенные участки овса, ячменя, пшеницы и приступить к массовому севу основной продовольственной культуры — пшеницы. НАДО ВЕСТИ СЕВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СВЕТОВОГО ДНЯ. ПОЧВУ ГОТОВИТЬ НОЧЬЮ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ БОРОНОВАНИЕ ПОСЕВОВ, КОТОРОЕ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ДВА-ТРИ ДНЯ ТРЕБУЕТСЯ ПОВТОРЯТЬ. БОРОНЫ ПОСТОЯННО ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ПОЛЕ. Наряду с зерновыми культурами в эти дни необходимо сеять кукурузу и подсолнечник. При этом следует учесть, что обязательный элемент здесь — послепосе в и о е и послевсходовое боронование. Проводить его нужно как можно чаще с целью уничтожения сорняков. На зяби началось массовое прорастание сорняков. Надо дать возможность им прорас24 мая в совхозе «Галинский» состоялось выездное заседание исполнительного комитета районного Совета народных депутатов. На заседании рассмотрен и обсужден вопрос о ходе весенне-полевых работ в этом хозяйстве. , Было отмечено, что здесь были разработаны рабочие планы, проведены собрания с механизаторами. Внедряется бригадный подряд. Полностью подготовлен- тракторный парк. Все это позволило вовремя провести прибивку влаги, подкормку многолетних трав, почти полностью поднять чистые пары. Сев здесь ведете* поточным методом. Все почвообрабатывающие культиваторы и. лущильники укомплектованы боронами. В связи с повышенным уплотнением почвы на Кузнецовском отделении следы после прохода се- ятельных агрегатов дополнительно рыхлятся. Высеваемые семена зерновых обрабатываются на лазерной установке. Для работающих на весеннем севе организовано горячее питание, работает баня. Механизаторы понимают всю важность и напряженность нынешней посевной. Итоги социалистического соревновати и уничтожить их. А в эти дни сев в первую очередь вести по весновспашке, если таковая имеется. На 28 мая по району вспахано 7555 гектаров или 62 процента к плану. Большой объем этой работы предстоит выполнить полеводам совхозов «Мошковский», «Смоленский», «Сосновский» — соответственно на 1500, 1000 ,900 гектарах. НАСТУПИЛ КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВЕСЕННЕЙ СТРАДЫ. НАПРЯЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАИВЫСШИМ. СЕИ Ч А С НАДО МОБИЛИЗОВАТЬ ВСЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ, УДВОИТЬ, УТРОИТЬ ТЕМПЫ ПОСЕВНОЙ. ЧЕТКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНОЙ РАБОТЫ В ПОЛЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ с МАКСИМАЛЬНОЙ н а г р у з к о й и м е ю щ е йс я т е х н и к и, ШИРОКО РАЗВЕРНУТОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ МЕХАНИЗАТОРОВ — ЭТО СЕГОДНЯ ОСОБЕННО ВАЖНО, с НАСТУПЛЕНИЕМ х о р о ш е й ПОГОДЫ ОПРАВДАНИИ МЕДЛЕННОГО ХОДА ВЕСЕННЕ-ПОЛЕВОЙ КАМПАНИИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. ОБСТАНОВКА ТРЕБУЕТ ЧТОБЫ ТЕМПЫ ПОЛЕВЫХ РАБОТ БЫЛИ ВЫШЕ РАНЕЕ НАМЕЧЕННЫХ. ТОЛЬКО ПРИ ТАКОМ УСЛОВИИ МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ НА УСПЕХ. пия подводятся ежедневно, оформляются «молнии». На 24 мая в совхозе было засеяно всего 230 гектаров пашни из 3700 по плану. Несмотря на затяжной период весенних холодов и дождей, в хозяйстве •не используются полностью погожие дни, не включены в работу все посевные комплексы. На сеятель- ных ' агрегатах отсутствуют Отмечены недостатки маркеры, что ведет к перерасходу семенного материала, нет двусторонней сигнализации. На сеялках отсутствуют заграждения, а это нарушение техники безопасности. Не отлажены кукурузные сеялки, которые требуется переоборудовать на междурядье в 60 сантиметров и навесить туковые банки для подсева сои. Слабо в совхозе внедряется новое, как, например, локальное внесение удобрений,., что применяется нынче в колхозе «Союз строителей». Непростительно для главного агронома совхоза В. Пальчикова, что до сих пор « е засеяны семенные участки донника. Исполком районного Совета народных депутатов рекомендовал руководству совхоза усилить организаторскую работу и принять всё меры по завершению сева пшеницы до первого июня, в целом яровых— в первой пятидневке июня. Главному инженеру П. А. Ефименко указано на допущенные грубые нарушения правил охраны труда и техники безопасности на севе. Необходимо срочно установить на гусеничных тракторах следоуказатели, а на сеялках — маркеры. В связи с затяжной и холодной весной для уничтожения однолетних сорняков во всех хозяйствах следует практиковать обязательное довсходовое боронование всех посевов, обеспечить завоз гербицидов и обработку сорных полей. В Д В Е С М Е Н Ы В установившиеся погожие дни механизаторы Локтинско- го отделения совхоза «Барлакский» вывели в поле 11 агрегатов. В основном за прошедшие два дня на отделении посеяно 356 гектаров зерновых, из них — 80 гектаров гороха. Готовится почва к севу шестью тракторами, в числе которых два К-700. Механизаторы на трех агрегатах готовят почву к севу в две смены. Работают на них трактористы Петр Семенович Дьячков^ и Виктор Конкин, Геннадий Ильич Курганов с сыном Владимиром и Василий Алексеевич Сизиков с сыном Александром. Сев основной продовольственной культуры — пшеницы — ведут отец и сын Геннадий Ефимович и Сергей Бородины, Василий Ильич Ель- ков, Август Игнатьевич Кайзер и Виктор Герлейн. Самыми производительными днями за нынешний весенний сезон на севе стали 26 и 27 мая. Например, Виктор Герлейн за эти дни на тракторе Т-154 засеял пшеницей 90 гектаров. Т. АРАПОВА. С наградой, матери! УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР о награждении орденами «Материнская слава» и медалями «Медаль материнства» многодетных матерей. Наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР: Матерей, родивших и воспитавших девять детей, ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА» I СТЕПЕНИ Шеметову Валентину Ильи- Н™ У — работницу совхоза «Мошковский», Мошковский район. Матерей, родивших и воспитавших семь детей, ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА» III СТЕПЕНИ Штайнерт Лидию Ивановну — колхозницу колхоза «Союз строителей», Мошковский район. Матерей, родивших и воспитавших пять детей, МЕДАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА» I СТЕПЕНИ Волкову Галину Федоровну — работницу совхоза «В осход», Мошковский район. Сакову Лидию Григорьевну — служащую, Мошковск и й район. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. ЯСНОВ. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР X. НЕШКОВ. МОСКВА. НА ВДНХ СССР открыта межотраслевая тематическая выставка, на которой широко представлена современная сельскохозяйственная техника, работающая на полях страны. Это комбайны для уборки зерна и картофеля, хлопка и корнеплодов. Выставлены почвообрабатывающие агрегаты и механизмы по уходу за урожаем. * * * На с н и м к е : картофелеуборочный комбайн. Фото А. Семехина. * (Фотохроника ТАСС).
МОШКОВСКАЯ НОВЬ 29 мая 1984 г., № 65 (4875) БЕСЕДА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ> КУРСОМ АПРЕЛЬСКОГО (1984 г.) ПЛЕНУМА ЦК КПСС Т О Ч ЖШ С ОП РШЖ О СН О В ЕШШМ «Чем теснее мы сблизим школу и производство, тем полновеснее будет отдача от реформы. Советская молодежь должна вступать в самостоятельную жизнь высококультурной, образованной и трудолюбивой. И кем бы ни стали наши дети — рабочими или агрономами, учеными или инженерами, они должны получать классовую закалку в трудовых коллективах. Надо добиваться, чтобы их знакомство с производством давало именно тот воспитательный эффект, который нам нужен...» (Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года). В зале заседаний Дома Со- учащихся с учетом занятости ветов состоялась беседа за их производительным трудом. «Круглым столом», в которой По каждой школе посмотреть приняли участие директора профили трудового обучения с школ, руководители, секретари точки зрения овладения буду- партийных организаций, предсе- щей профессией, закрепления дателп профкомов хозяйств и базовых предприятий, количеств предприятий, работники сель- ва рабочих мест на них. При ских и поселковых Советов на- этом следует учесть возмож- родных депутатов района. кость обучения ' учащихся об- «Круглый стол» подготовил щеобразовательных школ наба- райком КПСС, редакция газе- зе профтехучилищ (Ояшинско- ты «Мошковская новь», районо, го и Мошковского)... райком профсоюза работников П. Ф. Кузовлев, председатель сельского хозяйства, райкома, профсоюза работников Тема разговора —- претворе- сельского хозяйства: имеем ли иие в жизнь реформы общеоб- мы возможность в школах обу- разовательной и профессий- чить выпускников профессиям, нальной школы применительно нужным району? к местным условиям, ксшкрет- В. А. Кузнецов: С 8 класса иый вклад в это каждого пред- необходимо -обеспечить подго- ирият-ия, хозяйства, Совета. товку кадров массовых профес- * * * u сий. Следует продумать, какое Открыл и вел «Круглый количество раббчих, какой простол» секретарь райкома КПСС фессии понадобится хозяйству, В. А. Кузнецов, предприятию в перспективе, с Вступили в силу Основные учетом этого дать заявку шко- направления реформы общеоб- ле. разовательной и профессионалы В. А. Май: Пока лишь Ок- ной школы. ' тябрьская, Сокурская, ТашаРеформа школы проводится ринская, Станционно - Ояшин- в соответствии с программны- ская школы готовят водителей, ми ^установками июньского несколько других средних — (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, механизаторов. в Смоленской, опа^ поднимет ее работу на но- средней •— девочки получают вый качественный уровень, со- удостоверения мастеров машин- ответствующий условиям и по- ного доения. Но, как правило, требностям общества развитого этих ребят немного. А подрост- социализма. ЦК КПСС принял кн должны не только учиться ряд постановлений, направлен- и получать свидетельства о про- пых на практическое осуществ- фессии, но заниматься произ- ление реформы, все должно водите.льным трудом... решаться на местах: в каждом Н. П. Гуреев: Школы долж- сельском или поселковом Со,- ны иметь определенный лро- вете, па . каждом предприятии, филь трудового обучения, Ска- в совхозах и колхозах. жем, в Ташаре есть промышС этих позиций привлекли ленное предприятие ЛПК-2 и внимание присутствующих вы- колхоз «Ленинец». У нас, на отупления директора совхоза лесоперевалочном-, есть воз- «Ояшинский» Б. Г. Шмидта, мощность представить учащим- директора Широкоярской сред- ся рабочие места в цехе, пропей школы В. А. Полтавского, изводящем товары народного директора Сокурской средней потребления. Но где взять ма- школы Г. А. Родиной, началь- териалы, все нужное для органика отдела кадров второго низации труда ребят? Новосибирского лесоперевалоч- В. А. Май: У одной школы ного комбината Н. П. Гуреева, может быть несколько базовых- директора Ояшинского ремонт- предприятий. К примеру, одно но - механического завода Г. П. предоставляет рабочие места, Литовченко, заведующей мето- другое — средства для строн- дическим кабинетом районо тельства и оборудования Mac- Д. К. Новицкой, заместителя терской. Что же касается базы председателя исполкома район- для обеспечения производительного Совета народных депута- ного труда школьников, так это тог, П. А. Федоренко... Какие вопрос не одного дня. Сегодня необходимо решить проблемы, мы определим, что нужно. Это уточнил заведующий районо будет заложено в сметы, планы В. А. Май. В первую очередь, каждого базового предприятия, сказал он, -следует организовать Г. П. Литовченко: Наш завод летний трууд и отдых детей, также .выделит помещение, на- уже в этом году распределить ставников, чтобы ребята могли .овладевать профессиями слесаря, токаря, фрезеровщика, выполнять заводской заказ на изготовление деталей. И еще есть выход — создать учебнб-произ- водственный комбинат на базе ССПТУ-8, которое имеет и базу, и преподавателей. А наш завод мог бы дать оборудование, работу... В. А. Май: Желательно, чтобы учащиеся были распределены. не по разным участкам, а выполняли бы доведенное задание, находясь в одном цехе, на одном производственном участке. В таком случае достаточно одного-двух мастеров... Н. С. Васильченко, директор районной заочной школы: Предложение насчет создания УПК па базе двух сельских СПТУ заслуживает самого пристального внимания. Пусть ребята даже раз в неделю будут заняты в мастерских ПТУ или же на предприятии, остальные — в школьных, мастерских, которые построят хозрасчетным способом базовые предприятия. Г. А. Родина: В нашей школе организация производ- ствеуного труда учащихся в прямой зависимости от создания ученической мастерской. Наши предприятия не могут предоставить рабочие места. Летом мы «пристраиваемся» к совхозу «Барлакский»: ученическая производственная выращивает овощи. Практику ребята проходят на пришкольном участке. Наши выпускники вместе с аттестатом получают права водителей. Но все на выходе из школы. И это проблему не решает. Нам нужна именно школьная мастерская, построить которую могут хозрасчетным способом шефствующие над школой предприятия: НРНГ1У, наливная станция. Тогда учащиеся смогут выполнять заказы. Смета на пристройку у нас есть... ' В. П. Горева, директор Стан- ционио - Ояшинской средней школы: 8—10 классы будут заняты на ремонтно - механическом заводе, но ведь учить труду необходимо ребят с 1 класса. Мое предложение — у старших — рабочие места на производстве, у младших — в мастерской, которую надо строить при школе.- Впереди лето. И явно, нежелательны просчеты прошлого сезона, когда расхолаживающе действовали на ребят непродуманная до конца организация их труда, задержка транспорта и прочие неувязки... Б. Г. Шмидт: Нашему хозяй- ву нужны механизаторы, комбайнеры. мастера машинного доения. Школа уже четыре года готовит механизаторов. Совхоз направил специалиста для обучения ребят, выделил технику — зерновой комбайн,трактор ДТ-75. Большие перспективы открываются с пуском в строй новой тйповой школы. Там, естественно, будут мастерские, кабинеты, оборудованные с учетом всех требований. Несколько лет учащиеся нашей школы хорошо помогают совхозу и в поле, и на кирпичном заводе. Совхоз старается заинтересовать школьников, чтобы у них появилось желание остаться работать в родном селе. У нас современный Дом культуры, ведется большое строительство, село благоустраивается. В этом году составлен договор администрации совхоза и школы об организации труда ученической производственной бригады... В. А. Полтавский: Эта бригада летом будет выращивать овощи на 50 гектарах. Продукция идет совхозу, который, помимо земли, выделяет технику, горючее, закрепляет специалистов. Не следует забывать и о создании условий для организации не только труда, но ‘и отдыха ребят. К тому же выделить для них спецодежду. Но, чтобы поставить трудовое воспитание наших учеников в соответствие с требованиями реформы образования, Широкоярской школе нужны специально оборудованные кабинеты для занятий по машиноведению. Свою технику учащиеся готовили в совхозной мастерской. А. И. Ерофеев, директор Уч- Балтинской восьмилетней школы: Удостоверения механизаторов в Широком Яре получают выпускники — юноши. Девушки остаются в стороне. Хотя в совхозе новый животноводческий комплекс с молокопро- водом, есть все условия для овладения навыками профессии мастера машинного доения. Особо хочется остановиться на восьмилетних школах. Может, нам готовить ребят с учетом профиля головной средней школы, куда пойдут наши выпускники, создать соответственно методобъединения. Хорошо бы было восьмилеткам с небольшим количество учащихся иметь возможность хотя бы раз в неделю привозить учащихся на занятия и в мастерские СПТУ... А. В. Бова, директор Смоленской средней школы: Опыт трудового воспитания в нашей школе есть. Надо только все привести в систему. Выпускники остаются в селе. Это доказательство того, что направление выбрано правильное. Мы готовим механизаторов Широкого профиля и мастеров машинного доения. В этом году, как и в прошлом, девяти- и десятиклассники работают в ученическом производственном звене на полях совхоза «Смоленский». За ними закреплено 33 гектара пашни, техника. Совхоз выдает ребятам спецодежду, заботится об их питании. Но парни не имели возможности изучить весь технологический процесс работы на полях, готовить технику к посевной. Нужен нам свой гараж, .каби** неты трудового обучения в начальных и 4—8 классах. Совхоз должен быть заинтересован и в дальнейшей судьбе выпускника... В. А. Кузнецов: Готовых рецептов нам никто не даст. Где- то придется строить производственный цех при школе, а где есть условия, подростки будут заняты на заводе, в цехе, в хозяйствах — растениеводстве, животноводстве, звероводстве. Но основа всего этого одна — производительный труд, И. А. Амплеев, начальник отдела кадров райпо: В заготконторе райпо мы можем трудоустроить летом около 50 человек. В райпо ' нужны продавцы, повара. Мы можем готовить 25—30 работников сферы обслуживания... П. А. Федоренко:' В привитии .трудовых навыков учащихся решающую роль сыграют базовые предприятия, в планах которых будет предусмотрено также строительство лагерей труда и отдыха, где нужно, мастерских, производственных цехов для производительного труда учащихся из расчета—одно рабочее место на пять учащихся 5—7 классов, и одно — на четырех учеников 8—11 классов, по 0,8 гектара на члена (ученической >производстзенной бригады. A. К. Новицкая: Эта встреча — толчок к размышлению. З а ботясь об организации производительного труда школьника, надо помнить о главном — воспитании человека, гармонической личцости. И в этом должна быть заинтересована не только школа, а и трудовой коллектив, партийная, профсоюзная организации хозяйства, предприятия... B. А. Кузнецов: Подводя итоги беседы, можн'о сказать, что сегодняшний разговор заставил всех присутствующих прийти к конкретному выводу, решению, чтобы на месте решать проблему перестройки школы. Руководители базовых предприятий наряду с директорами учебных заведений несут личную ответственнЪсть за трудо- Еое обучение школьников, безопасные условия их труда. Этого требует постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориента ц и и школьников и организации их общественно полезного, производительного труда»! Основные мероприятия реформы общеобразовательной и профессиональной школы осуществляются поэтапно, с учетом местных условий до 1990 года. Реальные шаги по совершенствованию учебно - воспитательного процесса, трудового обучения, профессиональной ориентации школьников делаются уже в этом году. ★ * * Беседу за «Круглым столом» записала Л. ГОРЕЛИКОВА. Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы * В будущей пятилетке запланировано построить новые школы на 7 миллионов ученических мест — то есть почти в два раза больше, чем в текущей, около 800 комплексов профтехучилищ, значительное число внешкольных учреждений. На осуществление реформы из Госбюджета выделяется около 11 миллиардов рублей, из них 3,5 миллиарда в расчете на год пойдет на повышение заработной платы работникам народного образования. * Реализация реформы будет происходить поэтапно. Самые крупные, стратегические задачи школьного строительства рассчитаны на относительно длительный срок — вплоть до 1995 года. При этом имеются в виду планы развития Со в е т с к а я школ а на новом э т а пе ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРВОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОДИННАДЦАТОГО СОЗЫВА сети и укрепления базы общеобразовательной и профессиональной школы. * Ключевая фигура осуществления реформы — учитель. Партия и государство всегда высоко ценили и ценят самоотверженный учительс к и й труд. Около 250 учителей, мастеров производственного обучения, руководителей школ и профтехучилищ удостоены звания Героя Социалистического Труда, более 100 тысяч учителей являются депутатами Советов всех ступеней. Среди депутатов Верховного Совета СССР нынешнего созыва — 30 работников народного образования. * В соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР с 1 сентября нынешнего года начинается поэтапное увеличение зарплаты работникам народного образования. К примеру, среднемесячная зарплата учителей возрастет почти на 35 процентов. Совершенствуются и формы морального стимулирования педагогов. * Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать с 6-летнего возраста, причем постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных условий. * Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренными Пленумом ЦК КПСС 10 апреля 1984 года и Верховным Советом СССР 12 апреля, устанавливается следующая структура общего среднего и профессионального образования: начальная школа —I—IV классы; неполная средняя школа — V—IX классы; средняя общеобразовательная и профессиональная школа — X—XI классы общеобразовательной школы; средние профессиона л ь н о - технические училища; средние специальные учебные заведения. * Существующие ныне различные типы профессионально - техничесйих учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведения— «Среднее профессионал ьно - техническое училище» -с соответствующими отделениями по профессиям, формам и срокам обучения, в зависимости от уровня образования поступающих. Они специализируются на подготовке квалифицированных рабочих для соответствующих отраслей. В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду. Предусматривается значительное увеличение времени, необходимого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащих-, ся, а также проведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних каникул. Каждая школя будет иметь базовое предприятие. сентября объявля е т с я всенародным праздником —• Днем знаний.
29 мая 1984 г., Me 65 (4875)2 МОШКОВСКАЯ НОВЬ ) ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА «Надо, чтобы в школе не только говорили на темы коммунистической морали, а учили ребят строить в соответствии с ней свое поведение. Вот для чего следует активнее развивать самоуправленческие начала в школьных коллективах. Естественно, при умной помощи учителей. В работе пионерских дружин и комсомольских организаций школы не должно быть ни казенщины, ни скуки...» (Из речи товарища К. У. Черненко на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС). Б р и г а д а у ч е н и ч е с к а я , к р у г л о г о д и ч н а я Учительское счастье всегда связано с учениками. Учитель был, есть и всегда остается главной фигурой в школе. А директор школы — это первый учитель, человек, преданный делу партии. Такова наша директор, коммунист Лю-* бовь Александровна Шарова, человек с богатой и щедрой душой, умелый организатор учебно - воспитательного процесса, умный, добрый наставник, опытный педагог. Из 12 лет педагогического стажа половину она директором Ра- дужской восьмилетней школы. «Любовь Александровна учила нас не только правильно мыслить, она учила нас жить. Ее уроки незабываемы», — 'пишут ребята в своих сочинениях. Одним из любимых предметов называют они уроки географии. Любовь Александровна сумела сделать их интересными, увлекательными. Проходят они. в прекрасно оборудованном кабинете, дде все сделано просто, но красиво (помогает муж Анатолий Григорьевич). Есть географическая библиотека, журналы, альбомы, монтажи, сделанные учениками. Учительница постоянно следит за последними достижениями педагогической науки и все новое стремится применить на уроках. Изучаемый материал обязательно увязывает с жизнью, планами пятилетки, задачами, которые стоят перед областью, районом. В. школе хорошо работают предметные кружки, художественная самодеятельность Любовь Александровна сама ведет клуб «Кругозор». Труд директора — творческий. Любовь Александровна оказывает постоянную помощь классным руководителям в организации открытых классных часов, мероприятий. Задумала Елена Викторовна, руководитель КИДа, обновить Ленинскую комнату, директор — первый советчик и помощник. Одно из важных направлений в. школе — физкультурная и спортивная работа: все ребята занимаются в секциях. Традиционная «Зарница» в этом году прошла очень интересно, завершилась конкурсом «А ну-ка, мальчики!», а постоянный школьный судья — Любовь Александровна. Итогами конкурса остались довольны и дети, и взрослые. Родительский актив, руководимый Л. А. Шаровой, помогает школе в формировании многих нравственных качеств детей, участвует в проведении уроков мужества, бесед о профессиях, помогает ремонтировать школьную мебель. Ни один трудовой десант по сбору макулатуры в начальных классах не проходил без помощи родителей. Члены родительских классных и общешкольного комитетов посещают семьи, ведут беседы с подростками, контролируют выполнение ими режима дня. Такие родители, как А. Н. Тихонов, Е. М. Забелина, Н. Н. Kpafcy-цкая, Лц М. (Сысоева, Н. А. Кресс, считают помощь школе кровной заботой. Трудно работать директором, а особенно в восьмилетней школе. Завхоза нет, а хозяйственных дел всегда очень много, нет освобожденной старшей пионервожатой, организатора, музыканта. А как хочется создать ученический хор, такой, какому, по- хорошему завидовали наши ребята, когда слушали на смотре художественной самодеятельности хор Мошковской восьмилетней школы. У нас нет и учителя физкультуры со (специальным \ образованием!, о котором так мечтают учителя начальных классов. И все-таки в школе интересная, творческая жизнь. Только в последние два месяца принимали участие в районном смотре художественной самодеятельности учащиеся и учителя, поставили два концерта. Деньги, вырученные от концертов, перечислены в Фонд мира. Сдали макулатуру, металлолом, открыли Ленинскую комнату, собирали почки, провели в классах отчетно - выборные сборы. Впереди новые заботы, новые планы у директора и коллектива, < который работает с творческим задором, инициативно, быстро улавливает все новое, передовое, потому что директор школы Л. А. Шарова, умеет увлечь, зажечь новой идеей детей, коллектив, родителей. ЧН. ГАНОВА. ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Красноималкинской средней школе Ононского района есть традиция: многие выпускники получают трудовые книжки раньше, чем аттестаты о среднем образовании. Начиная с пятого класса, все школьники учатся и проходят практику в учебно-производственной бригаде «Юность», которая своей структурой напоминает механизм организации труда в местном совхозе «Красная Ималка». В бригаду входят звенья стригалей, полеводов, животноводов, овощеводов, кормо- добытчиков. Круглый год в школьной столовой готовят блюда из овощей со школьного огорода (его площадь более ста гектаров). В учебном хозяйстве овцеводческого комплекса содержится 1500 животных, от каждой сотни овцематок юные овцеводы получили в прошлом году по 113 ягнят. Приобщение школьников к полезному делу приносит совхозу большую пользу. Многие выпускники остаются в родном хозяйстве и работают по специальностям, полученным в школе. Сейчас около половины тружеников совхоза моложе тридцати лет. * ★ ★ На с н и мк е : факультатив по основам животноводства в звене юных овцеводов ведет зоотехник-селекционер Е. Найденова. Фото Л.t Свердлова. (Фотохроника ТАСС). Прошел конкурс юных инспекторов движения.На сним- к а х: победитель конкурса — команда Мошковской средней школы вместе с руководителем А. П. Коржаковым; отвечает ученик Сокурской средней школы № 19 С. Курмашов. Фото С. КАЗАКОВА. ПИС ЬМА Н А Ш И Х Ю Н И О Р О В МЫ СОРЕВНУЕМСЯ Учащиеся нашей школы собрали 1604 килограмма вторсырья. Пионеры 5 класса сдали 381 килограмм бумаги. В апреле учащиеся 9—10 классов работали в совхозе «Сокурский» на очистке кормушек от снега и силоса, заработали 70 рублей. Учащиеся 6—8 классов очистили от снега тир, а ребята 1—5 классов благоустроили школу, провели генеральные уборки, отремонтировали наглядные пособия в кабинетах. Результаты были отражены на стенде «Мы соревнуемся». З А Б О Т А О ВЕТЕРАНАХ В зонах комсомольского и пионерского действия Сокурской железнодорожной средней школы ни один ветеран войны, партии и труда не остается без внимания. Зона действия десятиклассников —улицы Юбилейная, Целинстрой, Трудовая, Гагарина, девятиклассников — Колхозная, Колхозный переулок, Вокзальная. У других классов — другие улицы. Еще в начале учебного года каждый класс прошел по своему участку, соста в и л списки ветеранов войны, партии и труда и предложил им С различных ■ сторон рассматривают обучение и воспитание школьников авторы новых книг, поступивших в методический кабинет районо. В книге П, С. Лейбенгруба «Идейно - нравственное воспитание в обучении истории СССР» («Просвещение», 1983 год) на основе передового школьного опыта охарактеризованы задачи и пути идейнонравственного воспитания учащихся, даны методические репомошь. Особую активность проявляют пионеры. В каждом классе 10 и более тимуровских групп. В книжках тимуровцев ветераны пишут отзывы о работе, оценивают ее. Часто здесь можно видеть благодарности. Каждый комсомолец также шефствует над ветераном. К примеру, 9 класс помогает ветерану труда, бывшему учителю нашей школы И. Р. Ру- биной, Я. К. Кириченко и другим. На каждом доме участника войны звездочка. Ветеранов поздравляют, приглашают на пионерские сборы и комсомольские собрания, вручают им памятные адреса и сувениры, сделанные своими руками. В гостях у ребят были М. Я. Соколов, В. Т. Присяжных, П. А. Лузгин, С. Н. Кулишкин, Т. П. Галючков. Г. НОРИКОВА, секретарь комсомольской организации Сокурской железнодорожной средней школы № Щ * ★ * * В Е Ч Е Р ЛИТЕРАТУРЫ В нашей школе был проведен литературный вечер «Россия — Родина моя». Ребята развесили рисунки в зале, выпустили интересную стенную газету. Организовали вечер учителя русского языка и литературы Н. Л. Кондратьева, Р. Л. Пудова, Т. А. Петина. На вечер прибыли гости из Мошковской, Сокурской и Смоленской школ. Мы, хозяева праздника, показали литературно - музыкальную композицию. -Ученики 4 и 5 классов исполнили песни, прочитали стихи. В конце праздника была предложена интересная литературная викторина. Много полезного, нужного и важного узнали мы на этом вечере. Р. ПАВЛОВА, ученица 10 класса Октябрьской средней школы. ★ ★ ★ В Е С ЕННЯЯ М Е Л О Д И Я Все в лесу радовалось этому весеннему дню — ласковое солнце, прозрачно-белые облака, весело бегущие по небу, пробивающаяся сквозь прошлогоднюю листву зеленая травка, деревья. Старая береза словно прислушивается, лишь слегка покачивает ветвями. Почки на ней вздулись, вот- вот лопнут. Стройная и могучая эта береза... Идешь по лесу — поднимается настроение и наполняет тебя бодрость. Все звонче звучит лесной мотив, не умолкает дружный птичий хор, славящий весну. Сергей БАБКИН, р. п. Мошково. К Н И Г И — комендации. . Пособие адресовано учителям истории и методистам. Примерные планы мероприятий по охране здоровья, перечень тематических вечеров, методические рекомендации даны в книге Е. И. Кальченко «Гигиеническое обучение и воспитание школьн и к о в» («Просвещение», 1984 г.). У ЧИТ ЕЛЮ Содержание, формы и методы атеистического воспитания учащихся при изучении физической географии в 5 классе, географии материков в 6 классе и физической географии в 7 классе средней школы раскрывает А. Н. Алексеев в книге «Атеистическое воспитание учащихся в обучении географии» («Просвещение», 1983 г.).
elib.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2