Мошковская новь, 1984№038

27 марта 1984 г., № 38 (4848) МОШКОВСКАЯ НОВЬ 3 В методический кабинет районе поступили новые книги. В книге И. Ф. Харламова «Нравственное воспитан и е школьников» (М., «Просвещение», 1983 г.) рассматривается формирование личности школьника с социально - этических и нравственно-психологических позиций. В популярной, доступной юному читателю форме в книге Б. Г. Лукьянова «В мире эстетики» («Просвещение», 1983 г.) раскрываются основные понятия и положения марксистско - ленинской эстетики, роль искусства в жизни общества. Вопросам формирования по- ложительного психологическо- ^ | ) г о климата в классном и пе- £ дагогическом коллективах посвящена книга| Н. П. Аникеевой «Учителю о психологическом климате в коллективе» (М., «Просвещение», 1983 г.) Особое внимание обращено на средства формирования климата, самочувствие ребенка в коллективе, развитие самоуправления в классе, обучение школьников способам общения. Книга адресована учителям и классным руководителям. «Справочник по трудовому обучению» («^Просвещение», 1983 г.) Н. Е. Цейтлина, А. П. Демидовой содержит сведения по широкому кругу вопросов, которые возникают у учителя начальных классов в процессе подготовки к урокам трудового обучения. В книге приводятся краткие справочные сведения, практические рекомендации, указания и рецепты, разъяснения понятий и терминов, встречающихся в методических пособиях и руководствах по тру- ДУВ книге Н. И. Аппарович «Изготовление самодельных наглядных пособий по истории» («Просвещение», 1983 г.) обобщен опыт, накопленный автором при работе с самодельными наглядными пособиями по всем школьным кур- ^ сам истории (IV—X классы). Даются рекомендации по технологии изготовления пособий, таких как транспаранты, раздаточный материал и другие. Книга профессора 3. И. Клычниковой «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке» («Просвещение», 1983 г.) имеет своей целью помочь разобраться 1 C Л У Б М М И Ин т е р е с н а я в с т реч а В нашей школе недавно побывал в гостях член Союза писателей СССР, литературный критик Виталий Григорьевич Коржеев. Он рассказал нам о поэтах Сибири. Ведь мы очень мало знаем о творчестве своих земляков. В школе они не изучаются, а книги попадаются редко. Мы услышали рассказ о тамрс поэтах, как А. Уткин, А. Кухно, известных в литературе певцах Сибири. Нам было интересно также узнать о творчестве молодых литераторов нашей области. М. ЧЕПРАСОВА, ученица 8 класса Сокур- ской железнодорожной школы № 19, в теоретических и практических вопросах психологии обучения чтению на иностранном языке и раскрыть в связи с этим соответствующие приемы. Ю. Г. Барышева в книге «Кабинет географии» (М., «Просвещение», 1983 г.) рассматривает вопросы теории и практики организации, оборудования и использования в учебно - педагогическом процессе кабинета географии, школьного краеведческого музея и географической площадки. Дается характеристика системы средств обучения, их классификационный состав, на основе комплексного подхода показывается методика создаВ помощь УЧИТЕЛЮ ния и использования в учебном процессе средств обучения. В пособии В. А. Георгиевского «Проведение праздников в начальных классах» (из опыта работы), («Просвещение», 1983 г.) дан опыт организации и проведения праздников с младшими школьниками, предложены сценарии детских мероприятий. М. Ф. Овсянников в «Кратком словаре по эстетике» («Просвещение», 1983 г.) с учетом достижений современной марксистско - ленинской эстетической науки дает сведения об основных эстетических категориях, понятиях, терминах. Книга адресована, в первую очередь, преподавателям гуманитарных дисциплин, она будет полезна всем Читателям, интересующимся вопросами эстетической науки. Опыт работы учителей над одним из сложных разделов школьного курса русского языка — словообразованием обобщен в пособии О. А. Жуковской «Изучение словообразования в восьмилетней школе» («Просвещение», 1983 г.). Теоретические положения пособия проиллюстриров а н ы большим количеством практических примеров. Значительное внимание уделено стилистическим возможностям словообразования. В. Н. Горшкова в книге «Упражнения с выборочным ответом» («Просвещение», 1983 г.) предлагает систему упражнений, позволяющих повторить, обобщить и систематизировать важнейшие сведения по морфологии, словообразованию и орфографии. Материал дается с использованием элементов программирования: на поставленный вопрос нужно выбрать из приведенных ответов правильный. Пособие М. Г. Качурина «Изучение русской литературы в IX классе» (М., «Просвещение», 1983 г.) содержит методические рекомендации по изучению литературы второй половины XIX века и по организации бесед по советской литературе в IX классе. В пособии дана система планирования уроков и прояснены наиболее трудные этапы работы по каждой монографической теме. Причины возникновения у школьников нарушений письменной речи рассматривает И. Н. Садовникова в пособии «Нарушение письменной речи у младших школьников» (М., «Просвещение», 1983 г.). Автор предлагает оригинальную систему работы по преодолению этих нарушений с учетом современных требований к содержанию обучения в начальной школе. В книгу включены разнообразные виды работы по формированию навыков письменной речи: у школьников. Пособия М. И. Моро «Математика во 2 классе» (М., «Просвещение», 1983 г.) и «Математика в 3 классе» (М., «Просвещение», 1983 г.) служат приложениями к учебникам «Математика для II класса» и «Математика для III класса». В. А. Ковалев в пособии «Изучение русской советской литературы в X классе» (М., «Просвещение», 1983 г.) освещает проблемы курса советской литературы в X классе (социалистический реализм, партийность и народность, историзм и так далее), предлагает методические рекомендации по изучению творчества Горького, Маяковского, Фадеева, Шолохова, Твардовского и других советских писателей. 3. БАРАНОВА, методист районо. ПОДЕЛИСЬ Есть у нас хорошая традиция. На празднике «За честь школы» учащиеся делают подарки — дарят школе книги, сажают цветы и деревья, оформляют стенды. Лучший подарок школе — книга. Художественная литература — это целый мир, волшебный и реальный, радостный и грустный, населенный взрослыми и юными героями, которые мечтают и борются, добиваясь правды и счастья для всех людей. Мы входим в этот мир с первыми сказками и стихами, которые нам читают родители. Когда у нас возникает вопрос или хочется с кем-нибудь поделиться мыслями и впечатлениями, тогда на помощь приходит .учитель. Это ему мы обязаны своей привязанностью к книге. В библиотеке нашей школы всегда уютно, интересно. Об этом заботится совет книголюбов, в который входят библиотекари классов. Руководит им библиотекарь школы Лидия Андреевна Князева. Члены совета книголюбов на каждой перемене дежурят в библиотеке, следят за тем, чтобы книги возвращались вовремя и в полном порядке. Заботятся, чтобы активными читателями были все учащиеся. Совет помогает Лидии Андреевне подбирать материал для стендов к каждой знаменательной дате. Тематические стенды — выставки книг ор-* ганизуются и по классам. Ребята приносят книги из дома, а потом оставляют в классной библиотечке. Так, например, в каждом классе к 60-летию присвоения пионерской организации и комсомолу имени В. И. Ленина подобрали книги о жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников, по истории пионерского движения, о пионерах-героях, комсомоле. К Дню Советской Армии оформили стенды «Дай руку дружбы, товарищ!» и подобрали книги на эту тему. Так постепенно накапливается ДЛЯ ДОМА, Мы предлагаем книги, которые помогут вам сделать двор более уютным. Книга «Приусадебное хозяйство», написанная Д. П. Белоусовым, А. П. Голиковым, Н. А. Горюновым и др. (М., 1983) дает советы по рациональному ведению приусадебного хозяйства. Приусадебные участки с садом украшают села, поселки, служат прекрасным местом отдыха. А благотворное влияние физической работы' на свежем воздухе общеизвестно: она дает заряд бодрости и творческого удовлетворения. Рядом со взрослыми на приусадебном участке РАДОСТЬЮ фонд библиотеки. В школе работает кружок «Доктор Айболит», где приводят в порядок учебники. В нашей стране все учащиеся получают бесплатные учебники. Обязанность каждого из них —- бережно относиться к ним, беречь, так как по ним будут потом заниматься другие ребята. В связи с этим раз в четверть совет книголюбов школы проводит рейд по сохранности учебников. На обще- школьной линейке сообщает итоги, отражает их в «живых газетах». Совет книголюбов организует в классах библиотечные уроки, готовит и проводит праздники, посвященные советским писателям, их произведениям. Запомнились ребятам утренники по творчест' ву С. Михалкова и Н. Носова, викторины по их произведениям. Ребята собирают книги не только для своей школьной библиотеки. В прошлом году совет дружины объявил операцию «Поделись радостью с другом». Учащиеся принесли книги для Локтинской восьмилетней школы. В этом учебном году на Всесоюзной радиолинейке от совета дружины вновь получили задание — помочь Томиловской школьной библиотеке. Мы подарили томилов- ским ребятам 300 книг. В этой операции участвовали и октябрята, и пионеры. Отличились семиклассники, они собрали библиотечку из 104 книг. Пятикласники — из 79 книг. Хочется пожелать всем ребятам. чтобы они были настоящими хозяевами огромного духовного богатства — книг. Росли умными читателями, чуткими к родному языку, учились из книг брать все самое лучшее, чтобы стать настоящими строителями нашего общества. Кира КАРНАЗЕЕВА, ученица 7 класса Новомошковской средней школы. ДЛЯ СЕМЬИ трудятся и отдыхают дети, что укрепляет их растущий организм. Материал книги дополнен и переработан с учетом достижений науки и передовой практики. Автор книги «Сезонные работы в приусадебном саду» В. А. Попов (М., 1983) — — кандидат сельскохозяйственных наук — дает садово- дам-любителям много ценных советов по правильной организации работ в приусадебном саду. Н. СМИРНОВА, библиограф - информатор центральной районной библиотеки. ВАМ, МЕДИЦИНСКИ Е РАБОТНИКИ На протяжении последних лет произошли серьезные изменения в структуре заболеваемости и смертности населения. На фоне значительного снижения инфекционной патологии увеличился удельный вес так называемых эмоцио- генных заболеваний. Это обстоятельство выдвигает задачу усиления. профилактики хронических неинфекционных заболеваний, в этиологии которых большую роль играют расстройства нервно - психической сферы. Современный образ жизни, для которого характерны высокие темпы, обилие поступающей информации, в значительной степени затрагивает интересы охраны нервного- здоровья людей. В книге Л. Г. Петрова «Уход за невротическими больными» (Л., 1983) дается обоснование все возрастающей роли медработника в области психоневрологии. В ней излагаются также отдельные, наиболее часто встречающиеся формы невротических расстройств, особенности их возникновения, течения и исход. Изложены основы психотерапии как ведущего метода лечения. Приводятся также сведения о других способах лечебного воздействия. Особое внимание уделено изложению вопросов ухода за больными. Издание предназначено для среднего медицинского персонала психоневрологических учреждений и медработников, самостоятельно работающих на фельдшерских пунктах. В брошюре доктора медицинских наук, профессора В. Е. Гречко «Головная боль» (М., 1983) рассматривается один из самых распространенных симптомов различных болезненных состояний организма — головная боль. Она может возникать как у практически здоровых людей, так я при разнообразных болезненных состояниях. В брошюре рассказывается о причинах возникновения, основных механизмах развития, особенностях многочисленных видов головной боли, излагаются основные принципы ее профилактики и устранения. Приведены рекомендации больным при головной боли. В 1983 году в Ленинградском издательстве «Медицина» вышел «Справочник .по ревматологии» (Под ред. В. А. Насоновой). В нем систематизированы все современные сведения по ревматологии. В алфавитном порядке описаны ревматические заболевания, синдромы, лекарственная терапия. Приведены данные об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и прогнозе не только частных заболеваний, но и редкой малоизвестной патологии. Представлены общие патогенетические механизмы ревматических заболеваний. Это издание переработано и дополнено согласно последним достижениям ревматологии. Книга Л. Ю. Ратнер «Нарушения мозгового кровообращения у детей» посвящена очень важному, по совершенно не освещенному в литературе вопросу о нарушениях мозгового кровообращения в детском возрасте. Описаны основные клинические особенности заболевания, различные формы и варианты его, впервые применительно к детям приводятся симптомы нарушения церебральной гемодинамики. Подробно написаны главы о дифференциальном диагнозе, об электрофизиологическ и х и рентгенологических методах диагностики. Приведены разработанные автором методы предупреждения и лечения нарушений мозгового кровообращения у детей. Кирта рассчитана на широкие круги невропатологов, детских врачей, рентгенологов, электрофизиологов. Вниманию медицинских работников предлагается книга «Руководство для врачей школ» (М., 1983, под ред. Г. Н. Сердюковской). В руководстве описана разносторонняя деятельно с т ь школьного педиатра, рассмотрены принципы гигиенической организации учебной деятельности учащихся, физического и трудового обучения. Представлены основные - гигиенические требования к школьным зданиям, воздушному и световому климату, оборудованию школ, подробно освещена организация работы медицинского персонала школ, учетно-отчетная документация. Эти новые книги поступили в марте в районную библиотеку и сельские филиалы. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2