= = = ^ 20 марта 1984 г., №35(4845) МОШКОВСКАЯ НОВЬ 3 П О Ч Е Т Н Ы Й Д О Л Г Н А . С Т Ж Е Н И Н ОВ Со с л е т а на с т а в ник о в Мошк о в с к о г о райпо О б р а щ е н и е УЧАСТНИКОВ СЛЕТА НАСТАВНИКОВ МОЛОДЕЖИ КО ВСЕМ НАСТАВНИКАМ И ВЕТЕРАНАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА Мы, участники районного слета наставников молодежи, обращаемся ко всем наставникам, ветера- ■ нам и работникам потребительской кооперации рай- IB она- с призывом — шире развернуть движение наставников, взять шефство над молодежью на производстве и по месту жительства. Рядом с нами трудятся девушки и юноши, только что вступившие в трудовую жизнь, и почетный долг наставника, его обязанность — воспитывать у молодежи высокие нравственные принципы, гордость за свое рабочее звание; помочь хорошо овладеть специальностью, новейшей техникой, научить передовым приемам труда, культуре обслуживания, добиваться, чтобы каждый трудовой коллектив работал без отстающих, четко и слаженно. Каждый ветеран труда должен считать делом своей чести — воспитать ученика, привить ему луч: шие качества работника кооперативной торговли. Воспитывайте каждого молодого труженика в духе морального Кодекса строителей коммунизма и героических традиций рабочего класса, Коммунистической партии Советского Союза. Метод работы наставника — личный . пример. Будьте всегда примером во всех своих делах. Учите терпеливо, будьте настойчивы в достижении поставленной цели. Знайте семью подшефного, его товарищей, научите его правильно использовать свое свободное время, правильно отдыхать. Знайте, чем интересуется ваш воспитанник, побудите его к самовоспитанию. Добивайтесь, чтобы ваш подшефный повышал свои знания и активно участвовал в общественной жизни, в художественной самодеятельности и занимался спортом. Шире привлекайте молодежь к борьбе за экономию и бережливость, за успешное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки, за повышение эффективности труда, качество продукции, высокую культуру обслуживания. Помогайте молодым расти профессионально и духовно, чтобы каждый из них стал не только мастером своего дела, но и обладал высоким сознанием общественного долга, чувством ответственности за жизнь трудового коллектива. Мы выражаем уверенность, что каждый наставник и его воспитанник с энергией и инициативой, мастерством и ответственностью вложит свой труд в выполнение решений XXVI съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, будет работать еще лучше на благо нашего народа, на укрепление и процветание нашей Родины. Обращение принято на районном слете наставников потребительской кооперации Мошковского района. С О Д Р У Ж Е С Т В О В системе Мошковского райпо молодежи до 30 лет свыше 300 человек, что составляет 40 процентов от общего числа работающих. Ежегодно в наш коллектив кооператоров ;ливается 50—70 человек, тру- , довой путь которых только начинается. Это вчерашние школьники, выпускники кооперативных училищ, техникумов, вузов. Через десяток лет эта молодежь будет составлять основной костяк кооператоров района. Важно сейчас, но еще важнее для будущего, с чем войдет в трудовую жизнь молодое поколение. Развитию наставничества в Мошковском райпо уделяется серьезное внимание. Ежегодно у нас по договорам содружества между наставниками и подшефными работает от 70 до 85 человек. Наставник — это человек, который оставляет в жизни молодого рабочего след благотворного влияния, дружеского внимания, сердечной щедрости. Эти слова в полной мере можно отнести и к нашим наставникам. Среди людей, бескорыстно передающих свой профессиональный жизненный опыт молодым, мы называем Марию Яковлевну Безбородову, продавца Ояшинского торгового предприятия. Весь ее трудовой путь может служить примером добросовестного отношения к делу. Свидетельством тому — ее награды. За 36 %■ лет своей работы она воспитала около трех десятков работников прилавка. Людмила Андреевна Белявская, заведующая Сокурским магазином «Универмаг», проработала в кооперации свыше 25 лет. За свой честный, безупречный труд имеет правительственные награды и награды нашей потребкооперации. Около двух десятков молодых продавцов вывела она на правильную дорогу. Много ее учеников можно встретить за прилавками магазинов. Среди них: Т. П. Мельникова, 3. С. Абрамова, Е. П. Подалюкова, И. П. Украинцева. Шесть лет назад под руководством наставника Веры Андреевны Нигматулиной освоила профессию продавца Галина Андреевна Кузютчева. На протяжении трех последних , лет она носит звание «Ударник; коммунистического труда». Галина Андреевна — заведующая книжным магазином, теперь уже сама стала наставником, учит любимому делу других. Добрую школу честного отношения к работе, непримиримости ко всяким отклонениям от общепринятых правил проходят молодые ревизоры под руководством ветерана труда Петра Сергеевича Абраменко. Заслуженным уважением в коллективе заготконторы пользуется ветеран войны и труда Иван Степанович Высоцкий. Его советы, наставления помогают в работе заготовителям Третьякову, Углеву, Загреко- ву и многим другим. Когда в коллектив автобазы райпо пришел новичок Игорь Кирин, подросток без профессии, без законченного среднего образования, то шефство над ним взял слесарь Алексей Прохорович Старовойтов. Воздействие старшего товарища по работе дало свои положительные результаты. В настоящее время Игорь Кирин учится в вечерней школе, скоро получит и права шофера-водителя. Многим оказала поддержку, помощь и внимание Галина Васильевна Пушкарева. Ее материнскую заботу, доброту помнит не один десяток работников Мошковского хлебокомбината. В 1968 году после окончания Новосибирского кооперативного училища была направлена поваром в столовую р. п. Ояш Лидия Павловна Горлач. В 1978 году переведена старшим поваром в столовую СПТУ-8. За эти годы своему нелегкому, но интересному, нужному делу обучила четырех человек: В. Изосимову (кондитер 3-го разряда), Л. Бредихину, Г. Перелыгину, Г. Ивченко (все они повара 3 разряда). Чтобы стать наставником, мало административного или общественного поручения, важно, чтобы сам молодой рабочий признал тебя за человека, которому можно подражать в работе и нравственном поведении. Об этом постоянно помнят наши лучшие наставники, а также и о том, что им надо подготовить не только профессионального работника, но полноценного человека, гражданина нашей Родины. И. АМПЛЕЕВ, заместитель председателя правления райпо по кадрам, секретарь партийной организации. КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ У нас на предприятии в этом году под началом наставников два человека. Мы, наставники, делаем упор на вовлечение молодых продавцов в активное соревнование, проводим воспитательную работу, способствующую повышению действенности трудового соперничества, повышению профессионального мастерства. Хорошо понимаем, что нужно настойчиво воспитывать у подшефных чувство гордости за свою работу. Чтобы они остались верны выбранной профессии. Важно, чтобы молодые продавцы не стеснялись спрашивать, если им что-то не понятно, не боялись неизбежных поначалу неудач. Мы всегда говорим своим продавцам: «Никогда не отвечайте покупателю — нет!». В магазине, как правило, найдутся товары, которые можно предложить взамен. А если нет, то можно предложить зайти в указанный день. Покупателям нравится такое внимание, и они стараются зайти з этот магазин еще и еще. В нашей работе не должно быть равнодушных людей. От равнодуший один шаг до нерадивости, нерадивость влечет и бесхозяйственность. В работе продавца важна культура обслуживания, и вовсе не обязательно, чтобы продавец одаривал каждого покупателя обворожительной улыбкой. Ее отсутствием покупатель не будет огорчен. Гораздо больше его огорчит, если, например, продавец не сможет дать грамотную характеристику того или иного товара, указать'срок его поступления. Ровный, с!;о- пойный голос, доброжелательность, опрятный внешний вид продавца очень важны в кашей работе. Заведующей магазином' № 4 «Продукты»- на центральной усадьбе колхоза «Ленинец» работает Александра Васильевна Козенко. Покупателям нравится, когда их обслуживает именно она. В прошлом году Александра Васильевна была лучшим наставником в нашем торговом предприятии. У нее действительно есть чему поучиться. Мы стараемся в своей повседневной работе привить подшефным чувство ответственности за порученный участок работы. Продавцы — слуги народа, а услуга —■действие, приносимое пользу! Об этом нам надо помнить, — говорим мы своим подшефным. Легко и приятно учить, если человек хочет этого, чутко и внимательно прислушивается к советам старшего. Моя подшефная — 3. А. Качанова, младший продавец магазина «Промышленные товары» , именно такая. И мы с ней решили, что она обязательно в этом 1984 году подготовится и сдаст экзамен на продавца. Подшефная Екатерины Ивановны Поповой Е. Г. Потеря- е в а ^ младший продавец этого же магазина. Она также готовится к сдаче экзаменов, чтобы повысить свою квалификацию. Быть наставником — это Почетно, но и ко многому обязывает. Об этом мы, наставники, постоянно помним, учитываем в своей работе. Т. ВИТЮГИНА, директор Ташаринского торгового предприятия, ДОВЕРИЕ Справедливо говорят, что человек рождается дважды. В первый раз — когда он появляется на свет, во второй — когда начинает трудиться. И нет никого более ответственного за его «второе рождение», чем наставник, опытный, знающий, умеющий и хорошо работать, и понять душу молодого человека, направить в нужное русло кипящие в нем силы. Как мы воспитаем своих подшефных, так они и будут работать. Что мы заложим в них, то и отдадут они потом нашему большому и жизненно важному делу. Доброжелательность наставника должна здесь сочетаться с требовательностью, с повседневным контролем за выполнением подшефным дневных заданий. В таких условиях молодые специалисты быстро приобретают самостоятельность и становятся мастерами своего дела. Опыт убедительно свидетельствует, •что немаловажное значение в воспитании рабочей смены имеет правильный подбор наставников. Время работает на молодежь. Так оно и должно быть. Важно лишь быть уверенным в том, что на смену опытным работникам придут люди, которые хорошо, досконально будут знать свое дело. Органичное соединение опыта старших с энтузиазмом и порывом молодых, широкий простор творческой инициативы — необходимое условие на современном этапе развития нашего общества. Многое может наставник. Его права четко определены в «Положении о наставничестве». Наставников справедливо называют рабочими педагогами. Они должны уметь находить индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности, характер своих подшефных. У наставников должен быть план работы с подшефными. Хорошими наставниками в нашем коллективе являются: Л. П. Заварзина, В. И. Ермак, Г. Г. Гроссман, Н. А. Нестерова. Они уделяют своим подшефным много внимания, времени, передают им свой опыт и знания. Между подшефным и наставником заключается договор, где указаны задании обязательства того и другого. Много лет наставником в нашем коллективе является Лариса Петровна Заварзина, она подготовила путем индивидуального обучения 9 продавцов, к ней приходили и такие ученики, которые даже не умели считать на счетах. Ее метод обучения основан на доверии к своему подшефному. Она сразу самостоятельно ставит подшефного на рабочее место продавца, даже если он и не является материально ответственным лицом. Как правило, уже через три месяца учеников Ларисы Петровны мы he- реводим в продавцы-стажеры. За этот короткий срок они хорошо осваивают основные вопросы по технологии и правилам советской торговли. Славен тот, кто станет мастером своего дела, но трижды слава тому, кто сделал мастером своего ученика! В этом крылатом выражении ярко и полно отражена глубокая суть наставничества, являющегося ныне неотъемлемой чертой нашего советского образа жизни. Р. УСКОВА, продавец Обского торгового предприятия. Самый высокий квалификационный разряд имеет старший повар Ояшинск о г о ССПТУ-8 Лидия Павловна Горлач. Ее трудовой стаж насчитывает 16 лет. За это время она сумела передать основы любимой профессии четырем ученикам. Сейчас они работают поварами в различных столовых района. На снимке: Л. П. Горлач.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2