Мошковская новь, 1984№035

МОШКОВСКАЯ НОВЬ =20 марта 1984 г., № 35 (4845): ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС О ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ Предварительные итоги эксперимента «Все, что происходит в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». А. С. МАКАРЕНКО. Начало нынешнего учебного года в Ташаринской средней школе стало первым днем занятий для многих шестилетних . граждан нашего села. В экспериментальную группу детей (нулевой класс) пришли 24 малыша. Их встретила педагог с высшим образованием Людмила Ильинична Рааг. Она .долго и тщательно готовилась к работе с детьми этого возраста: изучила всю имеющуюся педагогическую, методическую литературу, выписала из разных источников считалки, веселые математические задачи (их более 100), подобрала рисунки, манеры для счета, подготовила все необходимое для чтения, развития речи, письма, разработала формы и методы обучения для каждой темы, занятия, каждого вида деятельности. Дети находятся в школе с 9 утра до 6 часов вечера. Поэтому тщательно продумала учительница и план воспитательной работы, предусмотрела всестороннее развитие детей. К концу первого полугодия выяснилось, что только 20 из них могут заниматься в нулевом классе, остальные пока не готовы к школе. Они часто болеют, менее работоспособны, быстро устают, у них слабо развиты функции, которые, . в первую очередь, способствуют учебной деятельности (речь, координация движения пальцев, способность тормозить двигательную активность). Таким детям лучше находиться в подготовительной группе детсада. Дифференцированный подход к обучению шестилетних детей предусмотрен условиями эксперимента, который уже третий год проводят Министерство просвещения СССР, Минздрав СССР, Академия педагогических паук и Академия медицинских ”наук СССР, и указан в основных направлениях реформы школы. Урок у шестилеток 35 минут. Большинство их успешно овладевают знаниями. Например, с письменными заданиями справились все дети, кроме одной девочки. Остальные пишут слова и простые предложения, причем 12 ребят выполнили задания очень хороню. Дети научились читать. Математические вычисления в пределах десяти производят все, пятеро считают в пределах второго десятка. По силам детям и программа по труду. Они с удовольствием изготавливают различные поделки из бумаги, причем работают в определенной последовательности, умеют контролировать свои действия. Все дети успешно адаптировались к школьным условиям, то есть усвоили новые правила поведения, вошли в новые социально - нравственные отношения, показали себя самостоятельными, наблюдательными, эмоционально и умственно активными. Дети физически окрепли) меньше болеют, так как постоянно занимаются спортом, ежедневно делают Физзарядку утром перед уроками, У них две прогулки — днем между уроками и вечером перед уходом домой. Три раза в неделю дети занимаются физкультур о й, учатся ходить строем, выполняют различные упражнения, играют. Шесть учебных часов в неделю отведены на эстетические уроки — музыку, рисование, мелкую аппликацию и другое. Эти уроки ведут специалисты. Для обучения шестилетних детей в школе созданы все условия. Есть специальная комната, где дети днем спят. В другом помещении они занимаются и играют. Учительница пользуется проигрывателем с набором детских пластинок. Есть телевизор, фильмоскоп, игрушки. На уроках применяются соответствующие возрасту ребят формы и методы обучения. Быстрее, легче и лучше всего они усваивают учебный материал в игре, движении. Поэтому именно игра и стала ведущей формой обучения. Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская писала, что для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего. Обучение должно быть таким, считают педагоги, чтобы оно вызывало усилие мысли но не требовало напряжения не вызывало усталости, страха и нежелания учиться. Разрабатывая новые программы для шестилеток в связи с предстоящей реформой школы, нужно учитывать, в первую очередь, умственные и физические особенности этого воз раста, их познавательные воз можности, помнить слова А. М. Горького, что ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хо чет играть, он играет и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре. Итак, игра, труд, учение — совокупность всех видов деятельности ребенка — дают возможность достигнуть положительных результатов в развитии его личности. У педагога и воспитателя Людмилы Ильиничны Рааг, есть хорошие Помощники среди родителей. Это 'Гусматовы, Легостаевы, Ильины, Семеновы, Аверины. Л. И. Рааг да ет родителям на дом литературу по воспитанию детей... Предварительные итоги эксперимента в Ташаринской средней школе обнадеживают. В. РАЙСКАЯ, педагог. с. Ташара. Ш к о л а , с м о т р и т в б у д у щ е е «Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту». Эти строки из проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» объясняют необходимость совершенствования всей системы народного образования. Реформой намечено, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно - воспитательного процесса. Для этого предусмотрено удлинение сроков обучения на один год, постепенное введение начала обучения детей с шести лет, модернизация учебных планов, и программ, оснащение школ техническими средствами обучения. Опыт лучших педагогических коллективов подсказывает: сама жизнь требует эффективно соединить учебу с посильным участием школьников в полезном, производительном труде. Как это сделано, например, в Павловской средней школе Генического района на Херсонщине. Урожай, который выращивают ребята в своей теплице, идет в школьную столовую, в детский сад местного колхоза. Достоянием страны стал опыт ученических бригад, действующих на Ставрополье, в Костромской, Омской и многих других областях. Советская школа1, задуманная В. И. Лениным как единая, трудовая, политехническая, должна воспитывать у школьников подлинную потребность в труде и любовь к труду — только тогда можно рассчитывать, что из ее стен будут выходить гармонически развитые личности, сознающие свой гражданский долг. Сегодня всего 5—15 процентов времени в разных возрастных группах отводится непосредственно урокам труда, которые нередко из-за спешки, скоропалительности, заведомой непрестижности не способны ни увлечь, ни заинтересовать школьников. Требования жизни очевидны. На пороге взросления нынешнего поколения почти во всех республиках, и в Российской Федерации прежде всего, сокращается естественная приток молодых сил в народное хозяйство — пришло второе эхо войны. В то же время интенсификация производства, научно - технический прогресс требуют высокообразованных кадров. Вот почему ставится задача усилить политехническую направленность образования, привлечь к этому трудовые коллективы. Л. БЕРНАСКОНИ, корр. ТАСС. 10 лет назад ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». * Дарья Гармаш Рязанская область. Вблизи села Ваграмово на шоссе Москва — Рязань высится на постаменте трактор «Универсал». Мало чем похожая, на своих современных собратьев, эта машина установлена в память о трудо-' вом подвиге рязанской девушки Дарьи Гармаш, ныне Героя Социалистического Труда, ла-, уреата Государственной премии СССР, заслуженного механизатора РСФСР. ■ Началась война. В Рыбнов- ской МТС, где работала Д. Гармаш, срочно начали обучать женщин работе на', тракторе. Вскоре здесь было создано 14 женских бригад. Одну из первых возглавила Гармаш. В суровом 1942 году она стала инициатором Всесоюзного соревнования женских’ тракторных бригад, у нее и ее подруг появилось много последователей. Трудовая и общественная! активность Дарьи Матвеевны1. Гармаш были высоко оценены.1 Она трижды избиралась депу-; татом Верховного Совета СССР, была делегатом XIX,. XXIII, XXIV, XXV съездов КПСС, участвовала в работе съездов ВЛКСМ. Сейчас Д. Гармаш возглавляет Рыбновское районное объединение «Сельхозтехника», мощность тракторного парка которого составляет почти 100 тысяч лошадиных сил. * * * Н а с н и м к е : Даша Гармаш за штурвалом трактора. (Репродукция с фотографии 1942 года). Фото и репродукция Ю. Дьяконова и А. Овчинникова. (Фотохроника ТАСС). ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА: АДРЕСА ОПЫТА П О Д Р Я Д ША. Ф Е Р М Е Хозяйство это в Тимашев- ском районе на Кубани и прежде было не на плохом счету. Хорошо технически оснащенный, колхоз имени Калинина успешно вел растениеводство и животноводство, ежегодно сдавал государству десятки тысяч тонн зерна, сахарной свеклы, немалое количество молока, мяса, другой продукции. И, возможно, устоявшиеся формы работы еще не скоро были бы пересмотрены, если бы не ученые Всероссийского НИИЭТУСХ. Изучив в 1982 году экономику Колхоза, они пришли к выводу — резервы ее дальнейшего укрепления весьма значительны, и видятся они прежде всего в совершенствовании форм организации труда, во внедрении коллективного подряда, особенно в животноводстве. Колхоз поддержал рекомендации ученых и решил создать в молочном животноводстве пять безнарядных звеньев — по одному на ферме. В них вошли, кроме доярок, трактористы-кормачи, скотники, слесари-наладчики, механизаторы кормоцеха, плотники - разнорабочие, ранее не заинтересованные материально в увеличении производства продукции ферм. На собраниях между членами каждого звена и-правлением были заключены договора, предусматривающие взаимные обязательства сторон. Что требовалось от звена? Прежде всего обеспечить получение запланированного объема продукции высокого качества, предусмотренного уровня продуктивности животных и выхода телят. Добиться всего этого предстояло с учетом тех средств и ресурсов, которые выделяло звеньям правление. В свою очередь, руководство хозяйства гарантировало оплату труда, создавало необходимые условия для нормальной деятельности звеньев. Перевод ферм на коллективный подряд потребовал большой подготовительной работы со стороны специалистов, и прежде всего по установлению расценок на , продукцию. Как же они определялись? Старший экономист хозяйства С. Макаренко рассказывает: — За основу расчета валовой продукции взяли продуктивность коров за последние пять лет, установили фонд зарплаты, в который включили 25-процентную аккордную надбавку. Из этих данных и вывели расценки за центнер молока. Летом это 2 рубля 19 копеек, зимой — 3 рубля 28 копеек. Расчет со звеньями в колхозе ведут ежемесячно. Всем членам коллектива начисляется тарифная ставка с учетом отработанного времени и разряда, а разницу между тарифом и суммой фактически полученной продукции по расценкам распределяют между членами звена по коэффициенту трудового участия (КТУ). До 1984 года при расчете этого коэффициента учитывался трудовой стаж, образование, освоение смежных профессий и т. д. Теперь в хозяйстве перешли на так называемые твердые коэффициенты. Для всех трактористов - кормачей, например, в летний период устанавливается коэффициент — 1,2, для скотников — 1, для разнорабочих — 0,8. В зимний период, наоборот, предпочтение отдается работе скотников. Им определяется коэффициент 1,2, а кормачам — единица. При определении КТУ учитывается и то, как члены звена относятся к работе — не нарушают ли дисциплину, технологию. Если такие случаи обнаруживаются, их принимают во внимание при денежных расчетах. Безнарядные звенья, помимо хозрасчетного задания на год, получают еще дополнительные на каждый месяц. Это, как говорится, работа на максимум. Если коллектив с ним справится, ему начисляется премия в размере 20 процентов основного заработка членов звена. Стимулируется также работа по повышению качества продукции, экономное отношение к делу. За каждую тонну молока, проданного государству первым сортом, звену выдается рубль премии. В конце же года безнарядным коллективам выплачивают деньги за экономию прямых затрат и за сверхплановую продукцию. В зависимость от конечного результата поставлена оплата труда специалистов. Им установлены оклады, но они корректируются в зависимости от реализации хозрасчетного задания. Если оно перевыполняется, то зарплата специалиста повышается именно на процент перевыполнения Плана. Настолько же она и снижается, когда происходит недобор продукции. Заинтересованы специалисты и в том, чтобы успешно реализовывались дополнительные ежемесячные задания. Если звенья этого добиваются, зоотехники получают 20—25 процентов надбавки к зарплате. Что же дала колхозу работа по-новому? Пять звеньев в прошлом году обслуживали 2628 коров. От каждой из них надоено 2912 килограммов молока. Прирост к уровню 1982 года составил 218 килограммов. Все фермы выполнили установленные планы производства продукции. В звеньях сократились затраты труда на получение центнера молока, снизилась его себестоимость. Внедрение подряда позволило высвободить на фермах сорок человек, направить их на другие работы. Производительность труда в молочном животноводстве колхоза выросла на 16 процентов. — Мы считаем, — говорит председатель колхоза имени Калинина А. Багмут, — коллективный подряд отвечает всем требованиям ведения современного производства. Он усиливает ответственность каждого члена коллектива за результаты общей работы, повышает материальную и моральную заинтересованность люден. При тех же средствах производства коллективы добиваются более высоких результатов за счет полного использования резервов. Безнарядную систему труда мы планируем распространить и на другие участки колхозного производства. Что же, эти планы достойны подражания! Е. ГРИГОРЬЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2