Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета на ро дны х депутатов новосибирской области Газета основана 23 августа 1931 года ВТОРНИК, Газета выходят по вторнвкам, ЦЕНА № 35 (4845) 20 марта 1984 года. четвергам, субботам. 2 Н. животноводствоФРОНТ УДАРНЫЙ ________________________ П Л А Н Ы - ДОСРОЧНО! Коллектив нашего совхоза 13 марта выполнил план первого квартала по продаже молока государству. На приемные пункты к этому числу было отправлено 3000 центнеров продукции. Большой вклад в достижение этой трудовой победы внесли животноводы второй фермы, где управляющим А. Г. Азаров, секретарем цеховой парторганизации Н. Н. Баринов, председателем профкома И. Ф. Михеев. От каждой фуражной коровы за 2 месяца здесь получено по 500 килограммов молока. Высоких результатов в социалистическом соревновании добились доярки этой фермы Г. К. Васильева, Л. А. Даукшт, член КПСС Л. И. Ковалева, Н. В. Кульбякина, Н. Н. Маркина, надоившие за 2 месяца от каждой из закрепленных коров соответственно по 641, 594, 579, 539, 508 килограммов молока. А по гурту, где скотниками работают Д. Г. Ермолаев, В. М. Ефременко и A. А. Бакулин, этот показатель составил 562 килограмма. До конца первого квартала коллектив совхоза отправит на приемные пункты 600 центнеров сверхплановой молочной продукции. Б. ШМИДТ, директор совхоза «Ояшинск и й»: А. САУШКИН, секретарь парткома; Л. ПОПОВА, председатель профкома. Второй год в нашем цехе работает на единый наряд укрупненная, комплексная бригада Г. М. Лазьковой. Бригада своими силами выполняет полный цикл работ, начиная с подачи леса и кончая сортировкой готовой продукции. Раньше эту работу выполняли три бригады, которые и вошли затем в состав укрупненной комплексной. Сейчас, когда прошел год со дня создания бригады, ее члены, руководство цеха с удовлетворением отмечают, что работа на единый наряд дала положительные результаты. Об этом же говорят показатели первого месяца нынешнего года. Задание января по выпуску пиломатериалов выполнено на 110,3 процента. Заказчикам отправлено 2040 кубических метров пиломатериалов, в том числе обрезного —737 кубических метров. Выработка на человеко-день в среднем составила 117,2 процента. Таких успехов бригаде удалось достигнуть благодаря рос- сту производительности труда. К этому, в свою очередь, привели заметное укрепление трудовой и технологической дисциплины, более полное использование внутренних резервов производства, чему во многом способствовал переход на новый метод работы. Крепкое ядро бригады составляют опытные, добросовестные работники, кто трудится здесь уже более десятка лет. Эго II. Н. Братчикова, В. Г. Вологин, Т. В. Павлова, И. Е. Дудин и другие. Под стать старшим — члены бригады, которые, несмотря на отсутствие большого опыта, уже зарекомендовали себя честными тружениками. Среди них, например, А. И. Миль- киевич, который был признан на общем собрании коллектива комбината победителем социалистического соревнования по итогам прошедшего года среди других передовиков нашего предприятия.. Действенным стимулом трудовой активности каждого члена бригады является использование коэффициента трудового участия (КТУ) при распределении заработка. Этот коэффициент в конце наждого месяца каждому члены бригады выставляет ее совет. В совет бригады Г. М. Лазьковой входит пять человек —бригадир, а также С. Н. Ажермачев, А. И. Милькиевич, П. Н. Братчикова и Т. Н. Трус. Заседания совета проходят всегда по-деловому, принципиально. И, нак правило, недовольных решением совета не бывает. •Заседание по итогам февраля члены совета решили провести на общем собрании бригады. Собрались в перерыве между сменами. В основном к членам бригады не было претензий по выполнению заданий, качеству выпущенной ’фодукции, использованию станков и оборудования, дисциплине труда и другим факторам, оговоренным в «Положении по распределению заработка между членами бригады с учетом КТУ. Большинству членов бригады был выставлен хороший балл. А помощнику рамщика С. Нестерову, например, балл был повышен на 0,4 за постоянное выполнение двух смежных операций. На 0,1 был увеличен балл Н. Н. Бестужеву за то, что он с особенным старанием относится ко всему порученному, несмотря на свои далеко не молодые годы. И, наоборот, за самовольный уход с работы во второй половине смены в один из дней прошедшс;о4 месяца до 0,8 был снижен КТУ Г. Д. Чугайнову, за опоздания на работу •— С. Мухортову, оператору рубильной машины. «Не поздоровилось» Л. И. Кожанову — в связи с прогулами, его КТУ «не поднялся» выше 0,6 (а ведь Кожанов имеет немалый трудовой стаж и должен быть примером для молодежи). Думаю, это собрание стало еще одним хорошим уроком для тех, кто порой относится к делу спустя рукава. Ведь кроме того, что нарушители трудовой дисциплины наказаны рублем, не менее важна моральная сторона. Если добросовестные труженики на собрании спокойно смотрели в глаза товарищам, то провинившиеся не знали, куда взгляд отвести... Несмотря на то, что КТУ, как на ладони, отражает вклад человека в общую копилку бригады, мы пока еще на «грешки» некоторых закрываем глаза, а ведь это несколько расхолаживает других. Поэтому совету бригады нужно быть еще более принципиальными в этом вопросе. А. ДИРИНГ, мастер цеха лесопиления биржи № 2 Новосибирского ЛПК-2. Н а с н и м к е : идет открытое заседание совета бригады Г. М. Лазьковой. Фото С. КАЗАКОВА. СРАВНИМ СВЕДЕНИЯ о продаже государству продуктов животноводства на 16 марта 1984 года (в процентах к плану первого квартала) «Зеркальный» «Большевик» «Ояшинский» «Ленинец» «Мошковский» «Союз строителей» «Восход» «Томиловский» «Смоленский» «Галинский» « Барлакский » «Сосновский» «Белоярский» «Сокурский» По району молоко 110.6 108,9 102,2 92,5 85.8 78.2 78,0 77.4 69.8 64.2 61.5 57.8 78,5 Для выполнения кварта ного плана хозяйствам раш осталось продать государе 10 231 центнер молока. У справились с доведенными даниями совхозы «Зерка ный», «Большевик», «Ояш ский», колхоз «Ленинец». Б, зок к этому совхоз «Мошк ский». Однако далеко не везде дела обстоят нормально. Низки пока результаты работы животноводов совхозов «Сосновский», «Барлакский», «Галинский», «Смоленский». Этим хозяйствам необходимо в кратчайший срок повысить товарность молока, что позволит Р Е ЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ увеличить объем его реализации. Низко сейчас содержание жира в молоке. Выше базисной или равно ей оно только в совхозах «Большевик», «Барлакский», «Мошковский», «Смоленский». Остальным хозяйствам следует принять меры для того, чтобы улучшить этот показатель, который также заметно сказывается на выполнении планов. Суточные надои на корову сегодня в целом по району выше прошлогодних на 300 граммов, а в колхозе «Союз строителей», совхозах «Большевик», «Галинский» — соответственно на 2,7, 2,2, 1,0 килограммов. Это позволяет рассчитывать на досрочное выполнение районом квартального плана сдачи молока государству. Но есть и такие хозяйства, где от каждой фуражной коровы сейчас ежедневно получают продукции меньше, чем в тот же период 1983 года. В совхозе «Смоленский» это отставание составляет 800 граммов, в совхозе «Барлакский» — 500. Не к лицу сегодня совхозу «Ояшинский» иметь надои на корову ниже прошлогодних на 1 килограмм. Срывается выполнение плана первого квартала по сдаче мяса государству. Чтобы справиться с, доведенным заданием, хозяйства района должны отправить на мясокомбинаты его еще 9875 центнеров. Как видно из сводки, обстановку нельзя назвать удовлетворительной. Причина заключается в том, что в хозяйствах плохо организован откорм животных, низки привесы. Так, с начала года среднесуточный привес одной головы крупного рогатого скота по району составил лишь 392 грамма, а в совхозах «Большевик», «Смоленский», «Зеркальный», «Ояшинский» — соответствен н о 180, 217, 261, 377 граммов. Откорм животных, профилактика их заболеваний, недопущение сдачи мелковесного скота должны быть, как всегда, предметом особой заботы всех тружеников ферм. НАДОЕНО молока (кг) от фуражной коровы 18 марта 1984г. 1983 г. «Мошковский» 9,4 9,0 «Большевик» 9,2 7,0 «Ленинец» 9,2 8,9 «Зеркальный» 8,9 9,1 «Союз строителей» 8,4 5,7 «Ояшинский» 8,3 9,3 «Восход» 7,4 7,0 «Галинский» 6,7 5,7 «Томиловский» 6,6 6,5 «Барлакский» 5,5 6,0 «Сосновский» 5,1 4,9 «Смоленский» 4,2 5,0 По району: 7,0 в,7 П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е П Я Т И Л Е Т К И Механизаторы совхоза «Барлакский» выступили с инициативой; своевременно и качественно подготовить сельскохозяйственную технику к полевым работам • 1984 года. Они взяли повышенные социалистические обязательства, и слово свое держат. Неплохо подготовил закрепленную за ним технику к новому сезону тракторист этого хозяйства Петр Степанов. В отведенный графиком срок он восстановил зерновой комбайн и два картофельных. Сейчас Петр занят ремонтом своего трактора Т-70. * * * На с н и м к е : тракторист П. Степанов. Фото С. КАЗАКОВА.
МОШКОВСКАЯ НОВЬ =20 марта 1984 г., № 35 (4845): ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС О ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ Предварительные итоги эксперимента «Все, что происходит в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». А. С. МАКАРЕНКО. Начало нынешнего учебного года в Ташаринской средней школе стало первым днем занятий для многих шестилетних . граждан нашего села. В экспериментальную группу детей (нулевой класс) пришли 24 малыша. Их встретила педагог с высшим образованием Людмила Ильинична Рааг. Она .долго и тщательно готовилась к работе с детьми этого возраста: изучила всю имеющуюся педагогическую, методическую литературу, выписала из разных источников считалки, веселые математические задачи (их более 100), подобрала рисунки, манеры для счета, подготовила все необходимое для чтения, развития речи, письма, разработала формы и методы обучения для каждой темы, занятия, каждого вида деятельности. Дети находятся в школе с 9 утра до 6 часов вечера. Поэтому тщательно продумала учительница и план воспитательной работы, предусмотрела всестороннее развитие детей. К концу первого полугодия выяснилось, что только 20 из них могут заниматься в нулевом классе, остальные пока не готовы к школе. Они часто болеют, менее работоспособны, быстро устают, у них слабо развиты функции, которые, . в первую очередь, способствуют учебной деятельности (речь, координация движения пальцев, способность тормозить двигательную активность). Таким детям лучше находиться в подготовительной группе детсада. Дифференцированный подход к обучению шестилетних детей предусмотрен условиями эксперимента, который уже третий год проводят Министерство просвещения СССР, Минздрав СССР, Академия педагогических паук и Академия медицинских ”наук СССР, и указан в основных направлениях реформы школы. Урок у шестилеток 35 минут. Большинство их успешно овладевают знаниями. Например, с письменными заданиями справились все дети, кроме одной девочки. Остальные пишут слова и простые предложения, причем 12 ребят выполнили задания очень хороню. Дети научились читать. Математические вычисления в пределах десяти производят все, пятеро считают в пределах второго десятка. По силам детям и программа по труду. Они с удовольствием изготавливают различные поделки из бумаги, причем работают в определенной последовательности, умеют контролировать свои действия. Все дети успешно адаптировались к школьным условиям, то есть усвоили новые правила поведения, вошли в новые социально - нравственные отношения, показали себя самостоятельными, наблюдательными, эмоционально и умственно активными. Дети физически окрепли) меньше болеют, так как постоянно занимаются спортом, ежедневно делают Физзарядку утром перед уроками, У них две прогулки — днем между уроками и вечером перед уходом домой. Три раза в неделю дети занимаются физкультур о й, учатся ходить строем, выполняют различные упражнения, играют. Шесть учебных часов в неделю отведены на эстетические уроки — музыку, рисование, мелкую аппликацию и другое. Эти уроки ведут специалисты. Для обучения шестилетних детей в школе созданы все условия. Есть специальная комната, где дети днем спят. В другом помещении они занимаются и играют. Учительница пользуется проигрывателем с набором детских пластинок. Есть телевизор, фильмоскоп, игрушки. На уроках применяются соответствующие возрасту ребят формы и методы обучения. Быстрее, легче и лучше всего они усваивают учебный материал в игре, движении. Поэтому именно игра и стала ведущей формой обучения. Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская писала, что для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего. Обучение должно быть таким, считают педагоги, чтобы оно вызывало усилие мысли но не требовало напряжения не вызывало усталости, страха и нежелания учиться. Разрабатывая новые программы для шестилеток в связи с предстоящей реформой школы, нужно учитывать, в первую очередь, умственные и физические особенности этого воз раста, их познавательные воз можности, помнить слова А. М. Горького, что ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хо чет играть, он играет и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре. Итак, игра, труд, учение — совокупность всех видов деятельности ребенка — дают возможность достигнуть положительных результатов в развитии его личности. У педагога и воспитателя Людмилы Ильиничны Рааг, есть хорошие Помощники среди родителей. Это 'Гусматовы, Легостаевы, Ильины, Семеновы, Аверины. Л. И. Рааг да ет родителям на дом литературу по воспитанию детей... Предварительные итоги эксперимента в Ташаринской средней школе обнадеживают. В. РАЙСКАЯ, педагог. с. Ташара. Ш к о л а , с м о т р и т в б у д у щ е е «Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту». Эти строки из проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» объясняют необходимость совершенствования всей системы народного образования. Реформой намечено, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно - воспитательного процесса. Для этого предусмотрено удлинение сроков обучения на один год, постепенное введение начала обучения детей с шести лет, модернизация учебных планов, и программ, оснащение школ техническими средствами обучения. Опыт лучших педагогических коллективов подсказывает: сама жизнь требует эффективно соединить учебу с посильным участием школьников в полезном, производительном труде. Как это сделано, например, в Павловской средней школе Генического района на Херсонщине. Урожай, который выращивают ребята в своей теплице, идет в школьную столовую, в детский сад местного колхоза. Достоянием страны стал опыт ученических бригад, действующих на Ставрополье, в Костромской, Омской и многих других областях. Советская школа1, задуманная В. И. Лениным как единая, трудовая, политехническая, должна воспитывать у школьников подлинную потребность в труде и любовь к труду — только тогда можно рассчитывать, что из ее стен будут выходить гармонически развитые личности, сознающие свой гражданский долг. Сегодня всего 5—15 процентов времени в разных возрастных группах отводится непосредственно урокам труда, которые нередко из-за спешки, скоропалительности, заведомой непрестижности не способны ни увлечь, ни заинтересовать школьников. Требования жизни очевидны. На пороге взросления нынешнего поколения почти во всех республиках, и в Российской Федерации прежде всего, сокращается естественная приток молодых сил в народное хозяйство — пришло второе эхо войны. В то же время интенсификация производства, научно - технический прогресс требуют высокообразованных кадров. Вот почему ставится задача усилить политехническую направленность образования, привлечь к этому трудовые коллективы. Л. БЕРНАСКОНИ, корр. ТАСС. 10 лет назад ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». * Дарья Гармаш Рязанская область. Вблизи села Ваграмово на шоссе Москва — Рязань высится на постаменте трактор «Универсал». Мало чем похожая, на своих современных собратьев, эта машина установлена в память о трудо-' вом подвиге рязанской девушки Дарьи Гармаш, ныне Героя Социалистического Труда, ла-, уреата Государственной премии СССР, заслуженного механизатора РСФСР. ■ Началась война. В Рыбнов- ской МТС, где работала Д. Гармаш, срочно начали обучать женщин работе на', тракторе. Вскоре здесь было создано 14 женских бригад. Одну из первых возглавила Гармаш. В суровом 1942 году она стала инициатором Всесоюзного соревнования женских’ тракторных бригад, у нее и ее подруг появилось много последователей. Трудовая и общественная! активность Дарьи Матвеевны1. Гармаш были высоко оценены.1 Она трижды избиралась депу-; татом Верховного Совета СССР, была делегатом XIX,. XXIII, XXIV, XXV съездов КПСС, участвовала в работе съездов ВЛКСМ. Сейчас Д. Гармаш возглавляет Рыбновское районное объединение «Сельхозтехника», мощность тракторного парка которого составляет почти 100 тысяч лошадиных сил. * * * Н а с н и м к е : Даша Гармаш за штурвалом трактора. (Репродукция с фотографии 1942 года). Фото и репродукция Ю. Дьяконова и А. Овчинникова. (Фотохроника ТАСС). ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА: АДРЕСА ОПЫТА П О Д Р Я Д ША. Ф Е Р М Е Хозяйство это в Тимашев- ском районе на Кубани и прежде было не на плохом счету. Хорошо технически оснащенный, колхоз имени Калинина успешно вел растениеводство и животноводство, ежегодно сдавал государству десятки тысяч тонн зерна, сахарной свеклы, немалое количество молока, мяса, другой продукции. И, возможно, устоявшиеся формы работы еще не скоро были бы пересмотрены, если бы не ученые Всероссийского НИИЭТУСХ. Изучив в 1982 году экономику Колхоза, они пришли к выводу — резервы ее дальнейшего укрепления весьма значительны, и видятся они прежде всего в совершенствовании форм организации труда, во внедрении коллективного подряда, особенно в животноводстве. Колхоз поддержал рекомендации ученых и решил создать в молочном животноводстве пять безнарядных звеньев — по одному на ферме. В них вошли, кроме доярок, трактористы-кормачи, скотники, слесари-наладчики, механизаторы кормоцеха, плотники - разнорабочие, ранее не заинтересованные материально в увеличении производства продукции ферм. На собраниях между членами каждого звена и-правлением были заключены договора, предусматривающие взаимные обязательства сторон. Что требовалось от звена? Прежде всего обеспечить получение запланированного объема продукции высокого качества, предусмотренного уровня продуктивности животных и выхода телят. Добиться всего этого предстояло с учетом тех средств и ресурсов, которые выделяло звеньям правление. В свою очередь, руководство хозяйства гарантировало оплату труда, создавало необходимые условия для нормальной деятельности звеньев. Перевод ферм на коллективный подряд потребовал большой подготовительной работы со стороны специалистов, и прежде всего по установлению расценок на , продукцию. Как же они определялись? Старший экономист хозяйства С. Макаренко рассказывает: — За основу расчета валовой продукции взяли продуктивность коров за последние пять лет, установили фонд зарплаты, в который включили 25-процентную аккордную надбавку. Из этих данных и вывели расценки за центнер молока. Летом это 2 рубля 19 копеек, зимой — 3 рубля 28 копеек. Расчет со звеньями в колхозе ведут ежемесячно. Всем членам коллектива начисляется тарифная ставка с учетом отработанного времени и разряда, а разницу между тарифом и суммой фактически полученной продукции по расценкам распределяют между членами звена по коэффициенту трудового участия (КТУ). До 1984 года при расчете этого коэффициента учитывался трудовой стаж, образование, освоение смежных профессий и т. д. Теперь в хозяйстве перешли на так называемые твердые коэффициенты. Для всех трактористов - кормачей, например, в летний период устанавливается коэффициент — 1,2, для скотников — 1, для разнорабочих — 0,8. В зимний период, наоборот, предпочтение отдается работе скотников. Им определяется коэффициент 1,2, а кормачам — единица. При определении КТУ учитывается и то, как члены звена относятся к работе — не нарушают ли дисциплину, технологию. Если такие случаи обнаруживаются, их принимают во внимание при денежных расчетах. Безнарядные звенья, помимо хозрасчетного задания на год, получают еще дополнительные на каждый месяц. Это, как говорится, работа на максимум. Если коллектив с ним справится, ему начисляется премия в размере 20 процентов основного заработка членов звена. Стимулируется также работа по повышению качества продукции, экономное отношение к делу. За каждую тонну молока, проданного государству первым сортом, звену выдается рубль премии. В конце же года безнарядным коллективам выплачивают деньги за экономию прямых затрат и за сверхплановую продукцию. В зависимость от конечного результата поставлена оплата труда специалистов. Им установлены оклады, но они корректируются в зависимости от реализации хозрасчетного задания. Если оно перевыполняется, то зарплата специалиста повышается именно на процент перевыполнения Плана. Настолько же она и снижается, когда происходит недобор продукции. Заинтересованы специалисты и в том, чтобы успешно реализовывались дополнительные ежемесячные задания. Если звенья этого добиваются, зоотехники получают 20—25 процентов надбавки к зарплате. Что же дала колхозу работа по-новому? Пять звеньев в прошлом году обслуживали 2628 коров. От каждой из них надоено 2912 килограммов молока. Прирост к уровню 1982 года составил 218 килограммов. Все фермы выполнили установленные планы производства продукции. В звеньях сократились затраты труда на получение центнера молока, снизилась его себестоимость. Внедрение подряда позволило высвободить на фермах сорок человек, направить их на другие работы. Производительность труда в молочном животноводстве колхоза выросла на 16 процентов. — Мы считаем, — говорит председатель колхоза имени Калинина А. Багмут, — коллективный подряд отвечает всем требованиям ведения современного производства. Он усиливает ответственность каждого члена коллектива за результаты общей работы, повышает материальную и моральную заинтересованность люден. При тех же средствах производства коллективы добиваются более высоких результатов за счет полного использования резервов. Безнарядную систему труда мы планируем распространить и на другие участки колхозного производства. Что же, эти планы достойны подражания! Е. ГРИГОРЬЕВ,
= = = ^ 20 марта 1984 г., №35(4845) МОШКОВСКАЯ НОВЬ 3 П О Ч Е Т Н Ы Й Д О Л Г Н А . С Т Ж Е Н И Н ОВ Со с л е т а на с т а в ник о в Мошк о в с к о г о райпо О б р а щ е н и е УЧАСТНИКОВ СЛЕТА НАСТАВНИКОВ МОЛОДЕЖИ КО ВСЕМ НАСТАВНИКАМ И ВЕТЕРАНАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА Мы, участники районного слета наставников молодежи, обращаемся ко всем наставникам, ветера- ■ нам и работникам потребительской кооперации рай- IB она- с призывом — шире развернуть движение наставников, взять шефство над молодежью на производстве и по месту жительства. Рядом с нами трудятся девушки и юноши, только что вступившие в трудовую жизнь, и почетный долг наставника, его обязанность — воспитывать у молодежи высокие нравственные принципы, гордость за свое рабочее звание; помочь хорошо овладеть специальностью, новейшей техникой, научить передовым приемам труда, культуре обслуживания, добиваться, чтобы каждый трудовой коллектив работал без отстающих, четко и слаженно. Каждый ветеран труда должен считать делом своей чести — воспитать ученика, привить ему луч: шие качества работника кооперативной торговли. Воспитывайте каждого молодого труженика в духе морального Кодекса строителей коммунизма и героических традиций рабочего класса, Коммунистической партии Советского Союза. Метод работы наставника — личный . пример. Будьте всегда примером во всех своих делах. Учите терпеливо, будьте настойчивы в достижении поставленной цели. Знайте семью подшефного, его товарищей, научите его правильно использовать свое свободное время, правильно отдыхать. Знайте, чем интересуется ваш воспитанник, побудите его к самовоспитанию. Добивайтесь, чтобы ваш подшефный повышал свои знания и активно участвовал в общественной жизни, в художественной самодеятельности и занимался спортом. Шире привлекайте молодежь к борьбе за экономию и бережливость, за успешное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки, за повышение эффективности труда, качество продукции, высокую культуру обслуживания. Помогайте молодым расти профессионально и духовно, чтобы каждый из них стал не только мастером своего дела, но и обладал высоким сознанием общественного долга, чувством ответственности за жизнь трудового коллектива. Мы выражаем уверенность, что каждый наставник и его воспитанник с энергией и инициативой, мастерством и ответственностью вложит свой труд в выполнение решений XXVI съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, будет работать еще лучше на благо нашего народа, на укрепление и процветание нашей Родины. Обращение принято на районном слете наставников потребительской кооперации Мошковского района. С О Д Р У Ж Е С Т В О В системе Мошковского райпо молодежи до 30 лет свыше 300 человек, что составляет 40 процентов от общего числа работающих. Ежегодно в наш коллектив кооператоров ;ливается 50—70 человек, тру- , довой путь которых только начинается. Это вчерашние школьники, выпускники кооперативных училищ, техникумов, вузов. Через десяток лет эта молодежь будет составлять основной костяк кооператоров района. Важно сейчас, но еще важнее для будущего, с чем войдет в трудовую жизнь молодое поколение. Развитию наставничества в Мошковском райпо уделяется серьезное внимание. Ежегодно у нас по договорам содружества между наставниками и подшефными работает от 70 до 85 человек. Наставник — это человек, который оставляет в жизни молодого рабочего след благотворного влияния, дружеского внимания, сердечной щедрости. Эти слова в полной мере можно отнести и к нашим наставникам. Среди людей, бескорыстно передающих свой профессиональный жизненный опыт молодым, мы называем Марию Яковлевну Безбородову, продавца Ояшинского торгового предприятия. Весь ее трудовой путь может служить примером добросовестного отношения к делу. Свидетельством тому — ее награды. За 36 %■ лет своей работы она воспитала около трех десятков работников прилавка. Людмила Андреевна Белявская, заведующая Сокурским магазином «Универмаг», проработала в кооперации свыше 25 лет. За свой честный, безупречный труд имеет правительственные награды и награды нашей потребкооперации. Около двух десятков молодых продавцов вывела она на правильную дорогу. Много ее учеников можно встретить за прилавками магазинов. Среди них: Т. П. Мельникова, 3. С. Абрамова, Е. П. Подалюкова, И. П. Украинцева. Шесть лет назад под руководством наставника Веры Андреевны Нигматулиной освоила профессию продавца Галина Андреевна Кузютчева. На протяжении трех последних , лет она носит звание «Ударник; коммунистического труда». Галина Андреевна — заведующая книжным магазином, теперь уже сама стала наставником, учит любимому делу других. Добрую школу честного отношения к работе, непримиримости ко всяким отклонениям от общепринятых правил проходят молодые ревизоры под руководством ветерана труда Петра Сергеевича Абраменко. Заслуженным уважением в коллективе заготконторы пользуется ветеран войны и труда Иван Степанович Высоцкий. Его советы, наставления помогают в работе заготовителям Третьякову, Углеву, Загреко- ву и многим другим. Когда в коллектив автобазы райпо пришел новичок Игорь Кирин, подросток без профессии, без законченного среднего образования, то шефство над ним взял слесарь Алексей Прохорович Старовойтов. Воздействие старшего товарища по работе дало свои положительные результаты. В настоящее время Игорь Кирин учится в вечерней школе, скоро получит и права шофера-водителя. Многим оказала поддержку, помощь и внимание Галина Васильевна Пушкарева. Ее материнскую заботу, доброту помнит не один десяток работников Мошковского хлебокомбината. В 1968 году после окончания Новосибирского кооперативного училища была направлена поваром в столовую р. п. Ояш Лидия Павловна Горлач. В 1978 году переведена старшим поваром в столовую СПТУ-8. За эти годы своему нелегкому, но интересному, нужному делу обучила четырех человек: В. Изосимову (кондитер 3-го разряда), Л. Бредихину, Г. Перелыгину, Г. Ивченко (все они повара 3 разряда). Чтобы стать наставником, мало административного или общественного поручения, важно, чтобы сам молодой рабочий признал тебя за человека, которому можно подражать в работе и нравственном поведении. Об этом постоянно помнят наши лучшие наставники, а также и о том, что им надо подготовить не только профессионального работника, но полноценного человека, гражданина нашей Родины. И. АМПЛЕЕВ, заместитель председателя правления райпо по кадрам, секретарь партийной организации. КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ У нас на предприятии в этом году под началом наставников два человека. Мы, наставники, делаем упор на вовлечение молодых продавцов в активное соревнование, проводим воспитательную работу, способствующую повышению действенности трудового соперничества, повышению профессионального мастерства. Хорошо понимаем, что нужно настойчиво воспитывать у подшефных чувство гордости за свою работу. Чтобы они остались верны выбранной профессии. Важно, чтобы молодые продавцы не стеснялись спрашивать, если им что-то не понятно, не боялись неизбежных поначалу неудач. Мы всегда говорим своим продавцам: «Никогда не отвечайте покупателю — нет!». В магазине, как правило, найдутся товары, которые можно предложить взамен. А если нет, то можно предложить зайти в указанный день. Покупателям нравится такое внимание, и они стараются зайти з этот магазин еще и еще. В нашей работе не должно быть равнодушных людей. От равнодуший один шаг до нерадивости, нерадивость влечет и бесхозяйственность. В работе продавца важна культура обслуживания, и вовсе не обязательно, чтобы продавец одаривал каждого покупателя обворожительной улыбкой. Ее отсутствием покупатель не будет огорчен. Гораздо больше его огорчит, если, например, продавец не сможет дать грамотную характеристику того или иного товара, указать'срок его поступления. Ровный, с!;о- пойный голос, доброжелательность, опрятный внешний вид продавца очень важны в кашей работе. Заведующей магазином' № 4 «Продукты»- на центральной усадьбе колхоза «Ленинец» работает Александра Васильевна Козенко. Покупателям нравится, когда их обслуживает именно она. В прошлом году Александра Васильевна была лучшим наставником в нашем торговом предприятии. У нее действительно есть чему поучиться. Мы стараемся в своей повседневной работе привить подшефным чувство ответственности за порученный участок работы. Продавцы — слуги народа, а услуга —■действие, приносимое пользу! Об этом нам надо помнить, — говорим мы своим подшефным. Легко и приятно учить, если человек хочет этого, чутко и внимательно прислушивается к советам старшего. Моя подшефная — 3. А. Качанова, младший продавец магазина «Промышленные товары» , именно такая. И мы с ней решили, что она обязательно в этом 1984 году подготовится и сдаст экзамен на продавца. Подшефная Екатерины Ивановны Поповой Е. Г. Потеря- е в а ^ младший продавец этого же магазина. Она также готовится к сдаче экзаменов, чтобы повысить свою квалификацию. Быть наставником — это Почетно, но и ко многому обязывает. Об этом мы, наставники, постоянно помним, учитываем в своей работе. Т. ВИТЮГИНА, директор Ташаринского торгового предприятия, ДОВЕРИЕ Справедливо говорят, что человек рождается дважды. В первый раз — когда он появляется на свет, во второй — когда начинает трудиться. И нет никого более ответственного за его «второе рождение», чем наставник, опытный, знающий, умеющий и хорошо работать, и понять душу молодого человека, направить в нужное русло кипящие в нем силы. Как мы воспитаем своих подшефных, так они и будут работать. Что мы заложим в них, то и отдадут они потом нашему большому и жизненно важному делу. Доброжелательность наставника должна здесь сочетаться с требовательностью, с повседневным контролем за выполнением подшефным дневных заданий. В таких условиях молодые специалисты быстро приобретают самостоятельность и становятся мастерами своего дела. Опыт убедительно свидетельствует, •что немаловажное значение в воспитании рабочей смены имеет правильный подбор наставников. Время работает на молодежь. Так оно и должно быть. Важно лишь быть уверенным в том, что на смену опытным работникам придут люди, которые хорошо, досконально будут знать свое дело. Органичное соединение опыта старших с энтузиазмом и порывом молодых, широкий простор творческой инициативы — необходимое условие на современном этапе развития нашего общества. Многое может наставник. Его права четко определены в «Положении о наставничестве». Наставников справедливо называют рабочими педагогами. Они должны уметь находить индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности, характер своих подшефных. У наставников должен быть план работы с подшефными. Хорошими наставниками в нашем коллективе являются: Л. П. Заварзина, В. И. Ермак, Г. Г. Гроссман, Н. А. Нестерова. Они уделяют своим подшефным много внимания, времени, передают им свой опыт и знания. Между подшефным и наставником заключается договор, где указаны задании обязательства того и другого. Много лет наставником в нашем коллективе является Лариса Петровна Заварзина, она подготовила путем индивидуального обучения 9 продавцов, к ней приходили и такие ученики, которые даже не умели считать на счетах. Ее метод обучения основан на доверии к своему подшефному. Она сразу самостоятельно ставит подшефного на рабочее место продавца, даже если он и не является материально ответственным лицом. Как правило, уже через три месяца учеников Ларисы Петровны мы he- реводим в продавцы-стажеры. За этот короткий срок они хорошо осваивают основные вопросы по технологии и правилам советской торговли. Славен тот, кто станет мастером своего дела, но трижды слава тому, кто сделал мастером своего ученика! В этом крылатом выражении ярко и полно отражена глубокая суть наставничества, являющегося ныне неотъемлемой чертой нашего советского образа жизни. Р. УСКОВА, продавец Обского торгового предприятия. Самый высокий квалификационный разряд имеет старший повар Ояшинск о г о ССПТУ-8 Лидия Павловна Горлач. Ее трудовой стаж насчитывает 16 лет. За это время она сумела передать основы любимой профессии четырем ученикам. Сейчас они работают поварами в различных столовых района. На снимке: Л. П. Горлач.
elib.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2