- 1 марта 1984 г., № 27 (4837) МОШКОВСКАЯ НОВЬ Об су w даем проект ЦН Н/1СС о шк ольной реформе В «.'Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» записано: «Важнейшая, непреходящая задача советской школы — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике». Большую, роль в выполнении этой важной задачи играет книга. Велика в нашей стране забота о юном читателе. Только за один год с полиграфического конвейера страны сходит полмиллиарда экземпляров книг для детей. Это и книжки - картинки для самых маленьких, и классика, и советская литература, и научно- познавательная. Однако огромных тиражей, тем не менее, оказывается недостаточно, и основным источником удовлетворения потребностей юных читателей в художественной литературе, несмотря на домашние собрания, , остается общественная библиотека. Читатель начинается с детства, во многом — со школьной библиотеки, которая пропагандирует книгу, способствует развитию навыков чтения. Сейчас заметно усложняются задачи библиотеки, потому что важно не только пробуждать любовь к книге, но и воспитывать у юных культуру чтения, то есть умение работать с книгой, ориентироваться в мире книг, оценивать и систематизировать прочитанное. Многие средние школы нашего района имеют хорошие библиотекичитальными залами, в которых сложился определенный книжный фонд. Как и через какие каналы пополняют его? Комплектование школьных библиотек идет через Новосибирский бибкол- лектор, Мошковский книготорг, отделение «Союзпечать» и отдел «Книга — почтой». С 1981 по 1984 год библиотечный фонд, например, художественной программной литературы увеличился на несколько тысяч экземпляров. Лимиты на учебники выделены в соответствии с установленными тиражами на них, с учетом возможности использования учебников прошлых лет. Сейчас проводится работа по закладке учебников на 1984—1985 учебный год. Библиотечный фонд их увеличится на 24 932 экземпляра, на закурку выделено 7400 рублей. Мошковские районо и книжный магазин работают в тесном контакте. Только по разнарядкам районо магазин комплектует и ведет отгрузку учебников в школы по определенному графику. Как правило, учебник используется не менее четырех лет. В большинстве школ — Мошковской, Большевистской, Новомошковской, Ташарин- ской, Октябрьской Сокурской № 105 средних и других — хорошо организована работа среди учащихся по воспитанию у них осознанного, бережного отношения к учебнику, как государственному достоянию, здесь повышена ответственность педагогических коллективов за правильное, рациональное использование школьных учебников. Всю деятельность ученического коллектива по сохранности книг направляют комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления. Регулярно проводятся рейды по проверке состояния учебников. Итоги рейдов обсуждаются на заседаниях уч- комов, советов Пионерских дружин и доводятся до сведения всех учащихся. Вопросы сохранности и бережного отношения к учебникам обсуждаются на совещаниях учителей при директоре, педсоветах, родительских собраниях. Воспитание культуры чтения школьные библиотекари ставят в центр всей работы с детьми. Беседуя с ними при обмене книг, 7рассказывая о выставках, плакатах, библиотекари постоянно учат работать с книгой и пользоваться библиотекой. В школах работают библиотечные кружки «Книж- кина больница», «Друзья книги». «Любите книгу —- источник знаний», — писал А. М. Горький. Книга развивает мечту, здоровую творческую фантазию, пробуждает мысль к поискам и анализу явлений. Как научить детей читать книги? Школьным библиотекарям дана счастливая возможность —- быть наставником и советчиком, другом и руководителем детского чтения. Ежегодно по определенной программе в каждом классе школ нашего района проводятся библиотечные уроки, на которых ребят учат пользоваться книгой, выбирать из огромного количества нужную. Вздут такие уроки библиотекари и учителя - предметники, оказывают помощь работники центральной районной библиотеки. Выбрать книгу помогают красочно оформленные стенды: «Детям о Ленине», «На коммунистов равняем шаг»,’4«Приглашение в сказку», «Правила пользования детской библиотекой», «Для учащихся 1—3 классов» и библиотечные каталоги. Какие формы работы с книгой используются? Громкие чтения, рассказы - рекомендации учащихся, коллективные чтения с последующим обсуждением. Но главное место занимают детские конференции по произведениям любимых писателей, на которые приглашаются представители общественных организаций и родители. Ответственные — учитель и библиотекарь—знакомят школьников с биографией, творчеством писателя, готовят задание для учащихся. Идет интересная непринужденная беседа. Рассказ ведущего сменяют выступления ребят, диафильм, грамзапись, а иногда и кинофильм. В заключение с ребятами проводится викторина по произведениям писателя. Такие мероприятия часто и интересно проводятся в Ташаринской, Мошковской, Большевистской, Новомошковской, Октябрьской средних, Обской, Мошковской восьмилетних школах. За активную работу по пропаганде книги среди юных читателей районо наградил Почетными грамотами и денежными премиями библиотекарей школ: Мошковской средней — Т. А. Яковлеву, Новомошковской средней — Л. А. Князеву, Большевистской средней— Г. А. Литвинову и других. Интересно, с большой пользой для ребят прошел районный смотр - конкурс «Книге — долгую жизнь», в организации которого приняли участие работники районо, Дома пионеров, методического совета центральной районной библиотеки. В ходе смотра вс многих школах — Мошковской, Ташаринской, Новомошковской, Октябрьской средних, Балтийской, Обской восьмилетних и других — при активном участии заведующих школьными библиотеками для ребят были организованы различные по форме, в большинстве своем содержательные мероприятия, которые связаны с пропагандой книги и бережного отношения к ней, большого значения книги вум- свенном, духовном и нравственном развитии учащихся. По результатам смотра-конкурса были награждены Почетными грамотами районо и ценными подарками Мошковская (1 место), Новомошковская (2 место), Ташаринская (3 место) средние школы. Второй тур смотра-конкурса «Книге — долгую жизнь» будет проведен в 1985 году. Необходимо, чтобы все школы района приняли участие в нем. Хочется надеяться также, что будет завершена работа школьными библиотекарями и классными .руководителями по полному охвату учащихся чте- нием и по созданию классных библиотек. 3. БАРАНОВА, методист районо. К н и г и — д е т я м МОШКОВСКАЯ КИНОНЕДЕЛЯ НОВОС Т И КУЛЬТУРЫ П О Д А Р И Р А Д О С Т Ь 18 февраля гостем умре- винцев был ансамбль «Каскад» Радужского сельского клуба. Самодеятельные артисты порадовали интересной программой, посвященной Дню Советской Армии и Военно - Морского Флота. Коллектив этот создан совсем недавно. Художественный руководитель Александр Туманов не включает в репертуар «забитые» популярностью песни, старается преподнести неизвестное или забытое в интересной интерпретации, использует световые выразительные средства. Первые шаги сделаны. Но они были бы более уверенными, если бы не устаревшая аппаратура. Это — основная проблема подобных коллективов. Исполнитель хочет и может добиваться большего, аппаратура же не позволяет ему полностью раскрыть способности, Но, чтобы приобрести новую, необходима общая заинтересованность. Самодеятельные коллективы не должны распадаться из-за подобных «мелочей». В добрый путь, «Каскад», дари людям радость! И. КОВАЛЕВА, методист районного Дома культуры. 4—5 марта на экране Мош- ковского кинотеатра будет демонстрироваться новый художественный фильм Одесской киностудии «Свадебный подарок». В фильме снимались Ролан Быков, Резо Эсадзе, Леонид Куравлев, Елена Санаева, Андрей Ростоцкий и другие. Этот фильм — лирическая комедия о молодоженах, о радостных и грустных событиях первых дней их совместной жизни. Среди многих картин о Великой Отечественной войне фильм «Если враг не сдается» отличается тем, что одно из крупнейших сражений — знаменитая Корсунь - Шевченковская операция — пока зана в нем как битва штабов, поединок стратегических и тактических замыслов советского и германского командований.' Фильм показывает, как постепенно гитлеровские генералы убеждались в том, что русские научились здорово думать и воевать. И то, что отчаянные попытки Манштейна и Штеммермана вырваться из котла, их уловки и замыслы, постоянно упреждались советским командованием. Казалось бы, стилистика картины не предполагает показа судеб конкретных героев, кроме военачальников, чью работу мысли мы видим на экране крупным планом. Но режиссер фильма Т. Левчук хорошо знает законы драматургического построения и вводит в ткань фильма локальные фрагменты операции, выстраивает вх как маленькие истории, происходящие с людьми, воинами, конкретными исполнителями приказов и замыслов командования. Фильм можно сравнить с эпической фреской войны. В кадре постоянно присутствует образ армии и народа. Ярко очерчены характеры главных героев: Сталина (Я. Трипольский), Жукова (М. Ульянов), Конева (В. Меньшов), майора Чернецова (А. Васильев). Интересно решены характеры Манштейна (А. Масюлис) и Штеммермана (В. Гафт). Фильм будет демонстрироваться 6—7 марта. «...Взрослые — с к учный народ», — сказал когда-то Антуан де Сент-Экзюпери», — «... и опасный», — добавляют авторы болгарского фильма «Собака в ящике». Три друга — Андро, Стефан и Митко — покупают на улице милого-, добродушного, беспородного пса Лохмика. Купить дело нехитрое. Он должен где-то жить. И пес начинает путешествовать по квартирам приятелей, но его отовсюду гонят. Фильм «Собака в ящике» поднимает острую проблему лишения городских детей общения с природой. Фильм будет демонстрироваться 9—10 марта. Для детей на этой неделе будут показаны следующие фильмы: 4—5 марта фильм студии «Ленфильм» «Академик Иван Павлов». Фильм рассказывает о жизни н научной деятельности гениального русского ученого, великого мыслителя и неутомимого исследователя. 9—10 марта школьники могут посмотреть кинофильм «Ответный ход», поставленный на киностудии «Мосфильм». Он рассказывает о воинах-десантниках, участвующих в учениях, максимально приближенных к боевым. Н. СОРОКИН, директор районной киносети. С о в е т р о д и т е л е й В январе 1984 года в Доме культуры «Нефтяник» состоялось общешкольное родительское собрание Сокур- ской средней школы. Открыла его директор школы Г. А. Родина. Она рассказала об основных положениях проекта ЦК КПСС предстоящей реформы общеобразовательной и профессиональной школы. ями, предложениями выступили председатель родительского комитета С. И. Михонина, инженер НРНГ1У В. В. Борзых, начальник ЖБИ Г. А. Ольхин, учитель Ю. И. Благинин. Они говорили о необходимости усиления ответственности родителей за учебу и поведение в школе своих детей. Особо остановились на участии отцов в воспитании детей. 3 ЧУМАКОВА, член родительского комитета Сокурской средней школы.^ Веселый КВН День Советской Армии и Военно-Морского Флота в нашей школе запомнился весе- ни™ ^®Н°м «А ну-ка, парВ нем участвовали команды мальчиков: 10-х классов — «Новобранцы», 9-х — «Голубые береты», 8-х — «Сильные и ловкие». Прошел смотр команд. Ребята остроумно отвечали на вопросы викторины. Потом были спортивные соревнования стреляли из малокалиберной винтовки, подтягивались на перекладине, демонстрировали навыки начальной военной подготовки в эстафете. Болельщики заинтересованно следили за тем, как мальчики выполнили домашнее задание. А нужно было подготовить сценки из солдатской жизни. Десятиклассники спели сатирические частушки. Восьмиклассники показали юмористический отрывок из солдатского концерта. КВН длился почти два часа. Первое место заняли «Голубые береты», второе —«Новобранцы», третье — «Сильные и ловкие». Лучшим капитаном был признан ученик 8 «а» класса Виталий Ермолаев. Хорошо помогали своим командам болельщики. Они очень волновались, при удаче дружно хлопали в ладоши. Елена МЕРЕНЧУК, ученица 8 класса Мошковской средней школы. Литературный к о н ц е р т В феврале в нашей школе состоялся литературный концерт артиста Новосибирской филармонии Льва Маргулиса. Свой концерт он начал рассказом Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Прочитал его выразительно, живо. С большим вниманием мы прослушали также один из рассказов Джека Лондона. В литературном концерте прозвучал отрывок из всем известной повести Николая Носова «Приключения Незнайки» — «Незнайка — художник». Затем Лев Маргу- лис прочитал немецкую народную балладу в переводе С. Я Маршака, стихотв о р е н и е А. Блока. Ребята тепло поблагодарили артиста. Литературный концерт Льва Маргулиса оставил глубокий след в душе каждого зрителя Люба СКОМОРОХОВА, юнкор Сокурской железнодорожной школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2