Мошковская новь, 1984№014

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 31 января 1984 г., № 14 (4824) 20 ЛЕТ НАЗАД (1964) В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН ЗАПУСК КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДВУХ НАУЧНЫХ СТАНЦИЙ (СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ) «ЭЛЕКТРОН-1» И «ЭЛЕКТРОН-2». Полеты космических кораблей нынче не вызывают, конечно, той бури всеобщего восторга, какой вызывали полеты первых. Мы довольно быстро привыкаем к выдающимся достижениям научно- технического прогресса нашего времени. Но, тем не менее, каждый из нас понимает: несмотря на непрерывное совершенствование техники и обретаемый опыт космических экспериментов и исследований любой полет космического корабля является делом высочайшей сложности, чреват столкновением с неожиданностями, требует от летчиков- космонавтов отменной профессиональной подготовки и, как всегда, мужества и героизма. !Иоэ'гому летчики-космонавты у народа на виду, ими все восхищаются, они окружены всеобщим вниманием. Их знают, как говорится, в лицо. А вот о создателях Станций, с помощью которых ведутся исследования космического пространства и планет нашей солнечной системы, о создателях космических кораблей, на которых совершаются выдающиеся полеты, известно куда меньше. Между тем, вполне справедливо сказано, что вис- тории нашей цивилизации Пилотируемый Космический Корабль, как техническое творение, встал в один ряд с выдающимися машинами: воздушным шаром, пароходом, паровозом, автомобилем, самолетом, жидкостной ракетой, ядерным реактором, первой электронной вычислительной машиной. Разумеется, в создании Пилотируемого Космического Корабля, как и Станции, принимают участие многие конст-- рукторы, специалисты ряда научно - исследовательс к и х институтов и конструкторских бюро. Эти машины — плод коллективного творчества. Но, как и в любом деле, среди создателей Космических Кораблей, есть свои первопроходцы, те, кто начинает работу, определяет ее направление, закладывает основу. Так, первые контуры корабля «Восток», на котором 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин совершил первый в мире орбитальный полет, и первой Станции, и последующих кораблей создавались в группе, которую возглавлял Константин Петрович Феоктистов. Именно ему, К. П. Феоктистову, ныне Герою Советского Союза, летчику-космонавту СССР, доктору технических наук, профессору, Сергей Павлович Королев доверил руководство проектной разработкой Пилотируемого Космического Корабля. ' К. П. Феоктистову выпало осуществить зародившуюся в детстве мечту о полете в космос. Да, на него произвела глубокое впечатление книга Я. Перельмана «Межпланетные полеты». «Хорошо помню, — говорит К. П. Феоктистов, — что в четвертом классе (в школу я поступил в 1933 году) дружку своему Коле Морозову заявил: «В 1964 году я полечу на Луну!». Тот сначала несколько засомневался, а потом решил уточнить: «Кто же построит этот корабль?» — «Я». Как известно, проектант «Восхода» К. П. Феоктистов в качестве йнженера-испыта- теля совершил космический полёт. Однако, путь и в НИИ. и в КБ, и на космодром был для него не простым. Юноше выпало и повоевать, ходил он с разведзаданием в захваченный гитлеровцами Воронеж, был ранен. А после излечения, окончив десятилетку, К. Феоктистов решил поступить в Московский авиационный институт, но — опоздал И поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, на факультет тепловых и гидравлических машин. Через год он перешел на кафедру В. В. Уварова, крупнейшего специалиста по газовым турбинам, занимался проектом воздушно - реактивного двигателя с осевым компрессором. В июне сорок девятого года, защитив диплом, К. П. Феоктистов получил назначение на завод. Был инженером КБ, механиком цеха, начальником пролета, затем стажировался на предприятии, где главным конструктором КБ, созданном для разработки жидкостных баллистических ракет дальнего действия, был с 1946 года С. П. Королев. Вернувшись в свое КБ К. П. Феоктистов стал проектантом, а через год поступил в аспирантуру НИИ, где специальную группу теоретических исследований перспективных проблем ракетно- космической техники возглавлял Михаил Клавдиевич Ти- хонравов, выдающийся специалист, сконструировавший первую советскую жидкостную ракету, запущенную 17 августа 1933 года, возглавлявший затем отдел по ЖРД и баллистическим ракетам на жидком топливе в Реактивном НИИ, выпустивший в 1935 году книгу «Ракетная техника» и одну из первых в стране статей по проблемам управления полетом ракеты. М. К. Тихонра- вов руководил созданием и пуском в 1936 году одной из самых крупных тогда отечественных жидкостных ракет «Авиавнито», в предвоенные и военные годы занимавшийся проблемами устойчивости полета и кучности стрельбы твердотопливных ракет типа «катюша» и проектированием ракетного самолета. К 1935 году им, совместно с Н. Г. Чернышовым, был создан проект ВР-190 — высотной ракеты с герметичной кабиной для поднятия двух человек на высоту до двухсот километров. Вот М. К. Тихонравов и стал научным руководителем К. Г1. Феоктистова. Правда, аспирантуру К. Феоктистов в конце-концов оставил, а диссертацию защитил в 1955 году. Потом началась его работа в КБ С. П. Королева, где М. К. Тихонравов возглавлял отдел проектантов. Здесь К. П. Феоктистов и стал собирать группу для проектирования орбитального корабля. В ту пору ему было 32 года, а другим членам группы, состоявшей из 15 человек, к концу 1958 года ставшей самостоя-' тельным сектором, было по 23—25 лет. Не конструкторами являлись работники этого сектора, а проектантами, то есть занимались машиной в целом, формулировали задачу, уточняли условия работы и накладываемые этими условиями ограничения, — Ьо массе, габаритам, времени работы и так далее. Проектанты занимались принципиальным решением частных задач, выбирали оптимальные параметры машины, перерабатывали различные варианты компоновочной схемы, проводили основные расчеты, намечали состав оборудования, формулировали к нему требования для заказа в промышленности, разрабатывали программу и «логику» функционирования машины в целом и в основных ее системах. В итоге таких работ проект окончательно «завязывается» и разрабатываются исходные данные для последующих работ КБ и производства. Творческая работа проектантов продолжается ив ходе конструкторской разработки узлов, технологии, в ходе экспериментальной отработки систем и машины в целом. Проектант осуществляет контроль за работами по проекту, необходимые доработки. Словом, от начала до конца создания новой техники проектанты, конструкторы, производственники трудятся в тесном содружестве, но первотворцами " новой ракетно-космической техники являются проектанты. Все начинается с них. Так как же создавались проектантами «Восток», «Восход», «Союз-1», «Салют», «Салют-6», «Прогресс», «Со- юз-Т»? Как шло решение важнейших проблем развития пилотируемых полетов и станции? Ответы на эти вопросы, да еще о путях в космонавтику, о космическом сегодня и завтра человечества мы найдем в своеобразно построенной на диалогах с публицистическими отступлениями книге Константина Феоктистова и кандидата технических наук Иг. Бубнова «О космолетах», выпущенной издательством «Молодая гвардия». В ряду книг, посвященных космонавтике и адресованных широкому кругу читателей, эта книга, очевидно, займет особое место. Уже и потому, что очень многое, в частности, о творцах космической техники мы узнаем, что называется, из первых уст. Живыми черточками и характеристиками дополняют рассказы К. П. Феоктистова наше представление о выдающихся деятелях отечественной космонавтики, в частности, о С. П. Королеве. С Сергеем Павловичем Королевым К. П. Феоктистов тесно сотрудничал в самое главное, последнее десятилетие его жизни, которое, как отмечает автор, началось «отнюдь не с горячего увлечения друг другом». Подобно многим К. П. Феоктистов одно время •полагал, что С. П. Королев «только крупный организатор, а как инженер ничего особенного собой не представляет. «Это было Заблуждение, — говорит К. Феоктистов.—Королев умно, решительно и быстро, иногда до получения решающих доводов, принимал грамотные инженерные решения, который другому конструктору и не снились». В ходе беседы со своим соавтором по книге К. П. Феоктистов многое рассказывает о С. Г1. Королеве, как о человеке и Главном конструкторе, о заместителе С. П. Королева К. Д. Бушуеве, который был советским руководителем программы «Союз — Аполлон», принимавшем непосредственное участие в создании баллистических ракет и других ракет большой дальности, о многих выдающихся специалистах советской космонавтики. «Книга «О космолетах» увлекательна. Она обогащает читателя новыми представлениями о работе, связанной с исследованием космического пространства. Своеобразие ее построения ставит читателя в положение вовлеченного в беседу, непосредственного участника глубоко заинтересованного разговора проектанта, инженера космонавта и научного обозревателя. П. ИГОРЕВ. Пути к космолетам ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ СПУТНИКА «КОСМОС-1514» В декабре 1983 года в Советском Союзе успешно проведен пятисуточный полет биологического спутника «Космос-1514». На борту этого биоспутника космический полет совершили мелкие лабораторные животные (крысы), рыбы гуппи, растения и впервые две обезьяны макаки-резус Абрек и Бион. Биологические объекты — «пассажиры» биоспутника благополучно вернулись в лаборатории Института медико - биовало СгиСч СесР к . их проблем Минзд ^раВ настоящее время специалисты в области космической биологии и медицины проводят обследования «космических путешественников», ведут обработку всего научного материала, полученного в данном полете. * * ★ Н а с н и мк е : измерение артериального давления крови у обезьян проводят врач И. О. Гиряева и лаборанты К. Н. Любимкина и Е. С. Миклашевская. Фото А. Пушкарева. (Фотохроника ТАСС). Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ. 4 F T B F P T 2 2 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 8.00 ВРЕМЯ. 8.40 Утренняя гимнастика. 8.55 Поет лауреат Международного конкурса Л. Курдюмова. 9.20 Научно - популярные фильмы. 10.00 «БОГАЧ, БЕДНЯК...». Художественный телефильм. 2-я серия. 11.15 «Искусство Евгения Нестеренко». Фильм-концерт. 12.15—12.20 Новости. 14.15 Новости. 14.35 Документальные фильмы социалистических стран. 15.15 Творчество юных. 15.40 «Шри Ланка — чудесный остров». Киноочерк. 16.05 Мультфильм. 16.15 Дела государственные — дела народные. «Депутат за все в ответе». 16.45 Дм. Шостакович — Струнный квартет № 3. 17.25 Шахматная школа. «Белая ладья». 17.55 Встреча школьников с полным кавалером ордена Трудовой Славы токарем завода «Компрессор» В. А. Луневым. , 18.30 «Обыкновенный человек».* Документальный телефильм. 18.45 Сегодня в мире. 19.00 Ленинский университет миллионов. «Управление социалистической экономикой». 19.35 Премьера художественного фильма «БОГАЧ, БЕДНЯК...». 3-я серия. 21.00 ВРЕМЯ. 21.35 «Невская твердыня». Музыкальная передача из Ленинграда. 22.45—23.30 Сегодня в мире. ВТОРАЯ ПРОГРАММА 8.00 Утренняя гимнастика. 8.15 «Огонь для нас». Научно- популярный фильм. 8.35, 9.35 Общая биология. 10 класс. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. 9.05 Испанский язык. 10.05 Поэзия К- Кулиева. 10.35Зоология. 7 класс. Сезонные явления в жизни птиц. 11.00 Мамина школа. 11.30 «Дизайнеры». Научно - популярный фильм. 11.45Зоология. 7 класс. Сезонные явления в жизни птиц (повторение) . 12.10 Природоведение. 3 класс. Природа Севера. 12.30 Л. Н. Толстой — «После бала». 13.30 Я. Гашек. Страницы жиз ни и творчества. 14.05 «ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕ ДИЦИЯ». Художестве н н ы i фильм с субтитрами. 1-я серия 15.10—15.15 Новости. 18.00 Новости. 18.20 Сельский час. 19.25 Честь — по труду. Теле визионный документа л ь н ы : фильм «Как истратить миллиою: 19.45 Новости. 20.00 Спокойной ночи, малыши 20.15 Премьера фильма-концер та «Дагестанская живая краса» 20.25 Больше хороших товаров 21.00 ВРЕМЯ. 21.30 Премьера телевизионной художественного фильма «Н! УСТУПАЙ ЛЫЖНЮ». (ГДР 22.55—23.30 Концерт. О Б Ъ Я В Л Е Н И Я Мошковсной райСЭС требуются на работу дезинфекторы. Обращаться к главному врачу райСЭС или к заведующему дезотделом с 9.00 до 18.00 часов. Мошковскому Дому быта на постоянную работу требуются: секретарь - машинистка, приемщики, обувщики, бухгалтер, портные, рабочая в столовую. Мошковскому райтопсбыту срочно требуется кассир. НАШ АДРЕС: 633140, р. п. Мошково, улица Пионерская, 2 ТЕЛЕФОНЫ: Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела павтийнпй жизни оо 1 7 7 секретаря, бухгалтерии - 92-574 ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства - 92 298 писем и массовой местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362, ’ и массов°и работы — 92-440, Индекс 50909, Мошновскяй филиал палиграфобъадииеиия «Кедр». Печать высокая. Заказ 262 Тираж 4432. Объем 1 печатный лист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2