МОШКОВСКАЯ НОВЬ 17 января 1984 г., № 8 (4818 ) В ПОМОЩЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПЕРВИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ» О перспективном планировании В. И.' Ленин утверждал, что «нельзя работать не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех». Планирование в сфере идеологической работы особенно необходимо на сов ременном этапе, и очень важно ’перспективное планирование лекционной пропаганды. Первичная организация общества «Знание» действует не- посредствено в трудовом коллективе, который не только решает судьбу народнохозяйственных планов и социалистических обязательств, создает материальные и духовные ценности, но й воспитывает человека идейно и нравственно. Как *показывает практика, в первичных организациях общества «Знание» при перспективном планировании нередко забывают о комплексном подходе к воспитательной работе, не всегда включают конкретные показатели лекционной пропаганды, что затрудняет контроль и оценку ее результативности, зачастую отсутствует аргументированный выбор рациональных форм пропаганды, не учитывают социально - демо г р а фические, профессиональные и другие особенности слушателей, их интересы и склонности. Эти типичные недостатки в планировании характерны и для многих первичных организаций общества «Знание» нашего района, таких, например, как в Дубровинском лесхозе, Новосибирском районном нефтепроводном управлении, в совхозах «Барлакский», «Восход», «ТоМиловскйй», «Сосновский». Обобщение опыта работы организаций общества «Знание» РСФСР свидетельствует, что перспективное планирование позволяет выделить следующие основные компоненты системы лекционной •пропаганды в трудовых коллективах: определение главных целей и задач, основных направлений; формирование тематической направленности лекций и бесед; паспортизация: расчет количества «объектов» и оптимального объема лекционной пропаганды; подбор, обучение и расстановка лекторских кадров; разработка планов — графиков лекционной пропаганды; руководство и контроль за осуществлением плана, организация непосредственного его выполнения на каждом участке. Главные цели и задачи лекционной пропаганды вытекают из основных направлений, целей и задач в области коммунистического строительства и воспитания нового человека, выдвинутых в Программе КПСС, решениях съездов и Пленумов ЦК КПСС. Один из важнейших принципов идеологической работы КПСС — связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, с выполнением народнохозяйственных планов. Следовательно, и лекционную пропаганду нужно прежде всего ориентировать на решение главных социальных и экономических задач, стоящих перед конкретным трудовым коллективом. Главные направления лекционной пропаганды: формирование высоких морально-политических качеств, глубокой идейной убежденности, гражданской активности, повышение сознательности советских людей. Формирование тематической направленности — следующий этап перспективного планирования. Большое значение здесь имеют данные об интересах и запросах слушателей, полученные посредством сбора заявок на чтение лекций от ферм, бригад и т. д. Соединение рекомендаций вышестоящих органов с местной инициативой и формирует тематическую направленность лекционной пропаганды. Важно не только охватить актуальные экономические, политические и социальные проблемы, которые решают страна, область, район, но увязать их с жизнью и работой трудового коллектива. Паспортизация — четк о е представление о количестве аудиторий, т. е. постоянных групп слушателей, на которые запланировано лекционное воздействие. Например, совхоз имеет школу - десятилетку, клуб, три фермы, мастерскую ‘ло ремонту автомобилей, кон- •тору, детский сад, три магазина. Нетрудно рассчитать количество аудиторий. В школе — пять аудиторий (учительская, старшеклассников, родительские по возрасту детей: начальные, средние и старшие классы). Каждая из ферм и мастерская имеет по аудитории. Руководителей высшего и среднего звена можно объединить в одну аудиторию. К другой группе можно отнести работников торговли. В детском саду две аудитории: работники и родители. В клубе может быть несколько аудиторий, V,- зависимости от плана егf работы с населением, например, ф |пцы пенсионеров; домохозяек, передовиков производства. Итого в совхозе — 11 аудиторий. Для каждой из них рекомендуется 'планировать 1—2 цикла из 4—7 тем и лекций на другие гемы с таким расчетом, чтобы ежемесячно член коллектива прослушивал 1—2 лекции. Минимальное количество лекций за год в таком хозяйстве — 130. Планы - графики — концентрированное выражение предварительной работы первичной организации по подготовке к перспективному планированию лекционн о й пропаганды. В них указываются тема, место, месяц, число, часы, мероприятия, фамилия лектора, отметка о выполнении. Такие планы-графики, например, стали руководством к проведению лекционной работы в совхозе «Галин- ский» (председатель первичной организации общества «Знание» В. В. Ядрышни- ков). План-график удобнее составлять на год по всем объектам лекционной пропаганды, корректируют его при планировании работы на полугодие, квартал или месяц. Как бы хорошо ни выглядел перспективный план, он может остаться лишь на бумаге, если не .будет подкреплен настойчивой организаторской работой. Для решения вопросов, связанных с реализацией перспективных планов лекционной пропаганды, йа каждом конкретном участке должны быть организаторы общественной пропаганды, состав которых утверждается партийным комитетом. Обя занности организаторов разнообразны. Это — получение заявок, выяснение вопросов, которые больше всего интересуют аудиторию, информирование лектора об ее особенностях, забота о подготовке помещения и другие. Л. НЕСТЕРОВА, ответственный секретарь районной организации общества «Знание». СЛОВО ВЕТЕРАНОВ Более 50 лет я состою в рядах КПСС. За это время произошло много крупнейших политических и хозяйственных событий в жизни нашей страны. Решения ноябрьского (1982 года), июньского, декабрьского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС и девятой сессии Верховного Совета Союза ССР десятого созыва нашли горячий отклик у тружеников нашего совхоза, придали новые силы в выполнении Продовольственной нрог р а м м ы СССР, социалистических обязательств. Мне, ветерану партии, радостно видеть, как выросла наша партия, как огромен ее авторитет во внутренней и международной жизни. Мы знаем, наша партия делает все для того, чтобы страна была еще богаче, чтобы советские люди жили лучше. Для этого мы должны все завоевания передать в надежные руки, вооружить опытом подрастающее поколение. Наша молодежь грамотная, целеустремленная. Но не хватает ей порой жизненного опыта. Я сам вырастил 8 детей, всем помог получить образование. Четверо моих детей работают в совхозе, пользуются авторитетом. Мне часто доводится бывать в совхозной школе, где встречаюсь с учащимися 9—10 классов. Ребята внимательно слушают нас, ветеранов. Немало школьников летом работали в совхозе, среди них Наш опыт- молодежи А. Мельников, И. Старченко, Н. Бушуев н другие. Бывает, что отдельные родители уклоняются, от трудового воспитания детей, полностью возлагают эту обязанность на школу. Я считаю, надо поднять ответственность родителей за трудовое воспитание детей. Администрация, партийная организация, профсоюзный комитет совхоза в последнее время стали уделять больше внимания повышению ответственности специалистов, всех тружеников за производственные дела и дисциплину, за участие их в общественной жизни коллектива. В результате совхоз выполняет социалистические обязательства. Имеются у нас и недостатки. В совхозе пока не хватает жилья, нет.хорошего клуба. Строители ПМК-1169 седьмой год строят откормочную площадку для свиней, а конца строительству не видно. Все знают, как сейчас накалена международная обстановка. Американцы и мировой империализм хотят затормозить претворение в жизнь наших планов. Видимо, они забыли, что, кто к нам с добром, к тому и мы с добром, а кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. Необходимо крепить мощь нашей Родины, для чего не пожалеют сил, энергии и ветераны. М. ТАРАСОВ. Совхоз «Мошковский». S Кто-то из великих мыслителей сказал, что для того, чтобы покорить народ, нужно немного: убить в народе память о прошлом и отнять у него цель, лишить идеалов. На осуществление именно этих задач в значительной степени нацелено острие психологической войны, которую ныне ведут широким фронтом силы старого мира. Ветераны партии, войны и труда — старшее поколение, —закаленное на стройках первых пятилеток, в горниле Великой Отечественной войны, поднявшее Родину до высот социалистической цивилизации, в ответе за то, чтобы попытки империалистической пропаганды не имеуш успеха. В героическом прошлом — сила наша, корни наши, истоки сегодняшних наших успехов. О прошлом напоминать молодежи должны мы, ветераны. Лучшее воспитание — это пример, который рядом. Мы связаны с людьми на производстве, соседствуем по месту жительства, общаемся с молодежью. Всегда и везде в ветеране младшие по возрасту должны видеть образец человека коммунистической морали, настоящего гражданина социалистической Отчизны, трудолюбивого, целеустремленного, доброго, бескорыстного, скромного, человека, у которого слово не расходится с делом. Я не случайно четко перечислил те основные моральные нормы, в соблюдении которых мы должны отличаться, чтобы получить право называться наставниками молодежи. К сожалению, у нас в этом плане не все благополучно. Казалось бы, с годами должно накапливаться мудрое понимание смысла жизни. Ан, нет! Бывает, что люди старшего поколения ведут далеко не образцовый образ жизни. Желательно, чтобы таких «исключений» не было среди наших ветеранов. Мы обязаны передать свой жизненный, трудовой и нравственный опыт молодому поколению. Но этот опыт — не сундучок с золотом, к которому можно на склоне лет подозвать отрока, открыть сундучок и сказать: «На, бери, это тве>е». Во-первых, жизненный опыт куда дороже золота, во-вторых, передача такого опыта — это постоянная неустанная работа души и сердца, где предполагается активное участие как дающего, так и берущего. Нужно общение. Нужны встречи с молодежью в школах, в Домах культуры, на производстве, наконец, индивидуальное общение. Все эти формы используют ветераны в нашем районе. В плане комсомольских организаций, и ученических, и производственных, есть раздеГлавный т а р а н т лы по героико-патриотическому и интернациональному воспитанию. В школах проходят уроки мужества, торжественно отмечаются ’ День Советской Армии, День Победы и другие. Но вот другой пример. 31 декабря 1983 года я посетил некоторых ветеранов войны в селе Сокур, чтобы побеседовать, поздравить их с праздником, узнать, как им живется. Двое с гордостью мне показали присланные поздравления от боевых друзей однополчан. Но лейтенант в отставке Буздаков дрожащими руками подал одну единственную открытку от двоюродной сестры: «Вот, единственная душа меня вспомнила...» И не один из ветеранов не получил доброго слова из школы. Горько было слушать это, горько, стыдно. В том числе за себя стыдцо. Ведь в той школе, ученики которой должны окружить вниманием ветеранов, есть члены нашего совета ветеранов. Хочется вновь повторить мысль о том, что нужно активнее организовывать индивидуальное шефство над семьями ветеранов. Ведь большинству участников войны ныне за 60 лет. И в нашем селе живет немало истинных героев боевых сражений. По-раэному сложились их судьбы. Люди стареют, нуждаются в помощи, внимании, душевном к себе отношении. Шефство комсо- -чв мольцев над семьями ветеранов — важнейшая патриотическая обязанность молодежи. Это — продолжение тимуровской работы на более высоком уровне. В процессе этой работы должно оттачиваться гражданское сознание комсомольцев. Это — хоро ш а я практика для обретения ценных душевных качеств. Дети, которые любовно к каждому торжественному дню готовят подарки ветеранам, делая доброе дело, не способны будут завтра совершить нехороший поступок... Нередко же получается так: в отчетах громкие. фразы «Мы осуществляем шефство», а на деле? Можно любить на словах все человечество и не уметь сделать доброе дело, оказать помощь рядом живущему, конкретному человеку... Я уже задавал вопрос, почему в личном комплексном плане участника Ленинского зачета нет пункта «Твое участие во Всесоюзной экспедиции «Летопись Великой -Отечественной войны»?, где каждый комсомолец записал бы фамилию подшефного ветерана, день его рождения и взял бы другие обязательства по шефству над ветераном. Я просмотрел эти планы в своей школе и остался неудовлетворен. Форма сама, состоящая из 11 пунктов, нескольких подпунктов, формалистична,^ нацеливает на формальный подход. А обязательства ребят — нередко пустая от- . писка. Считаю, эту форму нужно пересмотреть. Мы находимся в преддверии 40-летия нашей Победы. Наши идейные противники делают все для того, чтобы умалить в сознании людей всемирно- - исторический подвиг нашего народа в Великой' Отечественной войне. Враждебные нам голоса ведут эту работу. Нужно противопоставить вражеской пропаганде нашу светлую правду о мужестве народа, спасшего мир от коричневой чумы фашизма. С. ЯКУБ, председатель совета ветеранов и наставников молодежи при Сокурском сельском Совете. Днепропетровская область, строй комплекс культурно- В живописном поселке Цари- .спортивных сооружений.' чанка, расположенном на берегу реки Орели, вступил в На с н имк е : общий вид оздоровительного комплекса спортклуба «Орель». Фото М. Черничкина. (Фотохроника ТАСС),
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2