МОШКОВСКАЯ НОВЬ декабря 1983 г., № 153 (4807) = ОГНЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ «...Необходимо повысить роль ветеранов во всех сферах, наполнить более актуальным содержанием существующие формы их участия в экономической и общественной жизни». (Из выступления Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии). Знакомились мы так. В условленном месте стоял человек, так мало похожий на ветерана, что можно бы пройти мимо. И не в том дело, что подтянут, не убелен, а лишь припудрен сединой. Стоял особо. Не стоял, а словно на миг остановился, сдерживая порыв. И только наградные ленточки на гражданском его пиджаке заставили остановиться. — Капитан запаса Степан Иванович Якуб, — представился, но тотчас смутился. — Все забываю, что не в запасе уже, а в отставке. Заклинило солдата. Собственно, вот он — ключ к характеру этого человека, который в последние годы уверенно «бросил в бой» целый «корпус» сокурских ветеранов войны и труда, заставив даже самых уставших — не все ведь выдерживают испытание покоем — «тряхнуть стариной», взять в руки «оружие» и встать на передовые позиции идеологического фронта. Встреча с ветеранами партии в ЦК КПСС вдохнула в сердце старой нашей гвардии новые силы, побудив их к более активной деятельности. Об этом и говорил коммунистам, делегатам районной партконференции С. Якуб. В Сокурском сельсовете сумели аккумулировать силы ветеранов, создали совет — руководящий орган, продумали программу работы и ее направление. В основном это герои- ко - патриотическое воспитание в рамках всесоюзной экспедиции «Летопись Великой Отечественной, войны» к 40- летию Победы над фашизмом. Выступление Якуба — эмоциональное, искреннее, произвело впечатление и само по себе было лабораторией опыта — приведи его все в газете, и сказанное можно заложить в план работы любого другого совета ветеранов. Но стояло за всем сказанным еще что-то. Между строк «виделась» личность оратора. В Смоленке его зовут «военкомом». Ребятишки при встречах вытягиваются как по команде «смирно», поджимают поджарые животы. Учителя той школы, где был он и директором, и рядовым историком (как сейчас), и военруком, очень ценят его время, но, извиняясь, просят провести наиболее ответственную политинформацию. И как правило, в тот день, когда у Якуба нет уроков. Но из-за этих 30 минут он вечером, «перелопатив» кучу периодики,сделает выписки, заглянет в несколько папок, а утром встанет с петухами и бодренько совершает марш-бросок за три километра из Сокура — в Смо'ленку. По дороге, как всегда, будет сигналить автобус, доставляющий ребятишек в школу, он тоже, как всегда, в знак приветствия всей веселой компании поднимет руку, но не уступит этой возможности пешего хода и точный, как часы, встанет перед классом. Возможностью общения глаза в глаза Степан Иванович особенно дорожит. И статьи в газеты пишет, и дневник ведет, и друзьям — боевым товарищам весточки шлет, но на работе себя чувствует только так: перед аудиторией, которой он обязан не просто что- то рассказать, но дать урок ленинизма. Он должен научить ребят или своих слушателей — совхозных командиров среднего звена — практическому социализму — деятельной работе по воплощению в жизнь наших коммунистических идеалов. По-волжски окая, Степан Иванович как бы расширяет слово, открывая простор каждому звуку, и речь его на редкость образная, если можно так сказать, «взвешенная», где мысль отлита в адекватную оболочку — не звучит скороговоркой, а накладывается на восприятие четкими, весомыми пластами. Наверно, поэтому в Сокуре, где живет Степан Иванович Якуб, и в Смоленке он — признанный оратор, один из наиболее сильных пропагандистов, лекторов - международников. И слово — дело, если это слово убежденного идеологического бойца партии, но вдвойне оно весомо, когда этим делом увенчано. Владимир Ильич Ленин неоднократно подчеркивал мысль, что не существует теории коммунизма в отрыве от практики коммунистического строительства, как нет смысла в убеждениях, не понуждающих к действию. Все, что Якуб говорит и пишет, проверено собственной судьбой. Личные убеждения сформировали его образ жизни, где каждый день с шести утра до двух ночи заполнен делом. Территория домашнего «кабинета» Якуба — место в семье священное. Елизавета Денисовна ухитря е т- ся незаметно наводить там чистоту, не вмешиваясь в порядок. Десятки папок. Сотни книг по истории, Великой Отечественной войне, мемуарная и политическая литература. Свежие газеты, с которыми он работает, готовясь к очередному занятию с ребятами, лекции в клубе, на предприятии. Только Антошка — двухлетний внук имеет в этой омнате право на сожитель- тво. Даже стол у них поделен: здесь рисует Антон, там пишет дед... Дед пишет каждый вечер до глубокой ночи. Антон не слышит, как он ложится спать, как во сне иногда кричит «Огонь!». Это «баба Лизонька» знает, что частенько ночами старший Якуб «водит» в атаку свой 13-й партизанский отряд — один из отрядов третьей Ленинградской партизанской бригады имени Героя ■ Советского Союза Александра Викторовича Германа. Более 40 лет помнит бывший командир роты этот бой, в котором погиб его друг Андрей Недолужко, — командир пулеметного взвода. И еще 16 парней. И, наверное, неудивительно, что пришла тогда у братской могилы тяжелая эта мысль: «Вчера — он, а меня не станет завтра. Но она обожгла, эта мысль, и устыдила — ты не дойдешь до победы, дойдут другие. Но мы не можем не победить». Это записано в его дневнике, как и все — поминутно — 24 часа .первых суток войны, которой Степан был застигнут в мирный момент — выпускал стенгазету в полковой школе. По ночам все это оживает. Перед глазами — молодые глаза фронтовых друзей, сотоварищей по фронту, которых разыскал потом при участии бывшего начальника политотдела партизанской бригады Михаила Леонидовича Воскресенского. Фронтовое братство. Его надо не просто сохранить в своей памяти. На нем надо учить молодежь. И совет при парткоме совхоза «Смоленский», где числится в рядовых Якуб, и Со- курский совет ветеранов, который он возглавляет, начали свою деятельность с учета. Составили списки всех ветеранов. Определили зоны влияния. Двустороннего. Ветераны этих улиц живыми нитями связаны, скажем, с комсомолией нефтеналивной базы, а эти — со школьной. В планах работы советов учтены нужды ветеранов, ибо нет права молодого нашего поколения не замечать их немощи и заботы. Ведь многим уж не по силам уголь со двора к печке принести, сходить за продуктами или трудно «отписать» письмо. За этим следят школьники — персональные шефы, хотя в такой ситуации не всегда поймешь, где шефы, где подшефные. Ветераны сами закреплены за школами, комсомольскими организациями, очагами культуры. Они в праздники и в будни, коль здоровье позволяет, — рядом. Среди ветеранов Смоленского совхоза три матери - героини. Анастасия Ефремовна Воронова и сейчас еще трудится на ферме. Коммунист с полувековым стажем Иван Сергеевич Якимов, бывшая трактористка Анна Ивановна Хорошивина — частые гости в школе, у молодежи предприятия, в Домах культуры. А более сорока ветеранов прошли через войну. Вот каждую из них — этих биографий — Якуб поставил своей целью сделать учебником советского патриотизма, непрерывным уроком мужества. — А вы знаете, не для нашей славы нужно вписать в историю каждую фронтовую биографию, — убеждает Степан Иванович. — Нерукотворным памятником славы моему поколению служит мирное небо. Памятник высотою почти в 40 лет. Память нужна молодым. И он рассказал до боли простую историю. Ларисе Щербининой, десятикласснице из смоленской школы, выпало написать биографию Августы Васильевны Чадромцевой, И не для школьного музея — для районной газеты. Чтобы все мошковцы знали о славном боевом прошлом этой скромной женщины. — Это о тете Гуте?! — не могла скрыть удивления Лариса. Образ этой «обыкновенной» старушки так далек от образа героя. Я не знаю, что происходило в душе у Лари: сы, пока она собирала материалы — ходила в дом, сумерничала с Августой Васильевной, писала письма детям. Но уверен, первый ее очерк в «районке» стал своеобразным гражданским причастием. Война сошла со страниц истории в ее душу? — А тетя Гутя? — И не говорите. Встретила меня, упала на грудь и чуть выговорила: «Читала...» — А потом, подсушив платочком слезы, словно по секрету шепнула: «Вырезала и сыну послала. Отписала — пусть и для внуков сбережет». Степан Иванович с чувством сказал: „ — Вот вам и биография... Она станет семейной реликвией. И в доме, где будет она храниться, не будут гордиться японским магнитофоном. На прощание я задала Якубу традиционный и, пожалуй, слишком прямой вопрос: ощутим ли реальный эффект его пропагандистской миссии. Он не растерялся, хоть и посуровел лицом: — Знаете, и в нашем деле посев отделен от жатвы. Но если бы вы видели глаза ребят нашей смоленской школы, когда приглашенные к ним в гости с моим фронтовым товарищем мы запели нашу песню «Клятву ленинградских партизан»... Когда я вижу, что меня слушают, чувствую себя бойцом. Л. СЕМЕНОВА. (Из газеты «Советская Сибирь» за 17 декабря 1983 года). Б И Б Л И О СЕЛЬСКОМУ Научно - технический прогресс в сельском хозяйстве сопровождается ростом профессиональной квалифицированной -подготовки кадров. Если прежде в деревне преобладал «универсальный колхозник», малоквалифицированный разнорабочий, то сегодня в колхозах и совхозах работают люди примерно 160 профессий и специальностей. На каждое хозяйство сегодня приходится более 80 механизаторов и 29 специалистов. По стране же в селе работает 4,5 миллиона трактористов - машинистов и водителей автомобилей, более полутора миллионов специалистов с высшим и средним образованием. Сформировались новые профессиональные группы жителей села: мелиораторов, работников сельхозтехники, сельских строителей. Возросла доля специалистов, занятых на транспорте и в сфере обслуживания. Еще в мае 1974 года в постановлении ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно - техническом прогрессе» было подчеркнуто, что главная задача состоит в активной пропаганде политики Коммунистической партии и Советского государства, в более полном использовании огромных книжных богатств для образования и воспитания нового человека, ускорения научно - технического прогресса. Необходимо расширять деятельность массовых библиотек по распространению достижений науки, техники и передового опыта, по оперативному обеспечению научно - технической информацией специалистов народного хозяйства, оказывать дифференцированную помощь читателям с учетом их образовательного уровня, профессиональных интересов и возрастных особенностей, реализации экономических и социальных целей Продовольственной программы, в идеологическом обеспечении намеченных грандиозных преобразований. Библиотеки района под руководством партийных организаций принимают активное участие в пропаганде решений и материалов Пленумов ЦК КПСС, оказывают" помощь труженикам села в реализации Продовольственной программы СССР. Выставки в библиотеках «Продовольственная программа — дело всенародное»,«Хозяйство личное — польза общая» постоянно пополняются новыми материалами из журналов, газет и других источников. Им сопутствуют беседы, обзоры литературы по различным вопросам реализации Продовольственной программы. XXVI съезд партии отметил повышение роли рабочего класса в жизни общества. Укрепление веющей роли рабочего класса тесно связано с ростом его идейно-политической зрелости, образованности и профессиональной квалификации. Библиотеки активно работают по приобщению к книге трудящихся, занятых в различных отраслях народного хозяйства. Мы ведем повседневную работу по выработке у трудящихся навыков пользования книгой, добиваемся того, чтобы это способствовало их трудовой и политической активности, решению задач, стоящих перед коллективом, обслуживаем книгой трудовые бригады, оказываем им помощь в повышении профессиональных знаний. Задачи, поставленные партией в области сельского хозяйства, служат основой для работы библиотек по удовлетворению информационных поТ Е К И — ХОЗЯЙСТВУ требностей тружеников Дела и организации профессионального чтения. Наиболее доступны для тружеников села — сельские библиотеки — филиалы. Они строят свою работу, исходя из производственных задач, стоящих перед данным колхозом, совхозом, предприятием, в тесном контакте с партийной организацией, сельским Советом и руководителями хозяйств. В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», сельские библиотеки активно работают в ■помощь экономической учебе, тесно связывая ее с конкретными задачами трудовых коллективов. Социализм рождает новое отношение к труду. Одним из ярких его проявлений было и остается социалистическое соревнование. Библиотеки участвуют в организации социалистического соревнования в колхозах, совхозах. К примеру, пропагандируя литературу * на темы «В. И. Ленин и Щ КПСС о социалистическом соревновании», «Роль социалистического соревнования в коммунистическом строительстве», «Особенности социалистического соревнования на селе», библиотеки ищут новые формы своего участия в организации соревнования на местах. Рекомендуют литературу об организации трудового соперничества среди коллективов, связанных общей технологической цепочкой, о встречных планах, повышенных социалистических обязательствах и борьбе за их выполнение, о движении наставников и рационализаторов. Библиотека помогает системе повышения квалификации кадров сельскохозяйственного производства. Руководителям производственной учебы библиотекари подбирают литературу по теме занятий, активно используя рекомендательные указатели ЦНСХБ: «Кни- га — в Домощь специалисту сельскохозяйственного производства», «Новое в сельскохозяйственной науке и технике». Библиотеки помогают партийным организациям в работе с молодежью, ориентируя ее на производственную деятельность в родном селе, прививая подрастающему поколению любовь и уважение к сельскому труду, воспитывая в нем чувство хозяина, ответственности за родную землю. Работу по профориентации библиотеки ведут в тесном содружестве со школой. Во многих школах учащиеся старших классов обучаются работе на тракторах, комбайнах и других сельхозмашинах. Библиотекари проводят с учащимися обзоры, организу- * ют выставки - просмотры, вечера - встречи с интересными людьми. Тематика их разнообразна: «Профессии, которые нужны родному колхозу, совхозу», «Сто дорог — одна твоя», «Счастье дарить людям хлеб», «в селе моем судьба моя». Библиотеки помогают наставникам молодежи в освоении педагогического мастерства, технологии профессионально - технического обучения, обеспечивая их литературой. В организации профессионального чтения сельские библиотеки шире используют внутрисистемный книгообмен, активнее используют фонд централизованной библиотечной системы. В. ДЕНИСЕНКО, директор центральн о й районной библиотеки.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2