=26 ноября 1986 t-, № 142 (4796) МОШКОВСКАЯ НОВЬ Книга — постоянный источник знаний, одно из главных средств образования. Чтение детей тесно связано с процессом школьного обучения. Многое в читательской биографии школьных лет зависит от того, насколько увлекательно проходят уроки грамоты, овладения искусством чтения, внеклассного чтения в младших классах, .а затем — литературного чтения, литературы. Воспитывающее воздействие книги велико не только при чтении для выполнения домашних заданий. Читая, ребенок удовлетворяет свои личные познавательные интересы, свою любознательность, развивается эстетически и нравственно. Библиотека, организуя работу с книгой, в частности, в группе продленного дня, помогает учащимся в расширении и углублении знаний, получаемых на уроках, в овладении умением самостоятельно пополнять знания. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что время, которое тратит ребенок на уроки, зависит не только от его способностей, но и от общего развития. А общее развитие, в свою очередь, —следствие того, как много читает школьник различных книг. Библиотека работает в тесном контакте с воспитателями групп продленного дня, учителями, постоянно опираясь на их помощь. Составляются совместные планы на Еесь учебный год. В них предусматриваются мероприятия: к красным датам календаря, Неделе детской книги, Всесоюзной неделе октябрят, по нравственному и эстетическому воспитанию. Составляя план работы с группой, изучаем ее состав и подбираем для работы литературу, доступную и интересную для всех ребят. Далее определяем дни и часы посещения библиотеки учащимися групп продленного дня в наиболее удобное для них время. Тщательно готовлюсь к встрече с ребятами. Просматриваю читательские формуляры, подбираю литературу, которую буду рекомендовать, учитывая и занимательность книги, и ее доступность, и содержание школьных программ. В библиотеке и в классах вывешены списки по внеклассному чтению художественной и научно- познавательной литературы по каждому учебному предмету (не более 5—6 книг на год). В группах продленного дня, начиная с первого класса, вводится час чтения. Для чтения, пересказа прочитанного ребята иногда объединяются в группы. Очень любят слушать хорошее чтение вслух. Многое делается для воспитания у учащихся бережного отношения к книге. В библиотеке pa6oTaef «Книжкина больница». Во главе — «главный врач» (ученица 5 класса Ира Рауш). Есть в «больнице» «врачи», «сестры». Работает она с 13 до 15 часов ежедневно. На отдельном столике подготовлены стопки книг для ремонта, бумага, клей, ножницы. Красочно оформлен плакат «Книги — верные друзья». В дни посещений библиотеки учащиеся групп продленного дня «лечат больных»— ремонтируют книги. Рассказываю детям о том, какой огромный труд людей самых разных профессий вложен в каждую книгу. Все учащиеся групп продленного дня — активные читатели библиотеки. Эти ребята помогают организовать повседневную работу библиотеки. Активистами стали те, кто не только много читает сам, но и увлекает чтением своих товарищей. Эти «связные» поддерживают контакт между классами и библиотекой. «Связные» ведут беседы с учащимися, которые давно не были в библиотеке или не вернули вовремя книги, информируют группу, класс о массовых мероприятиях библиотеки, участвуют в их проведении, а также рекомендуют интересные книги своим одноклассникам. Н. К. Крупская в свое время подчеркивала: «Нельзя ждать от самой лучшей школы, что она даст ребенку все, что ему нужно. Как бы ни были хороши программы, они дают только крохи. Надо, чтобы ребенок пополнял чтением те знания, которые дает ему школа». В современной школе, В УСЛОВИЯХ работы ПО НОВЫ !# программам, растет удельный вес самостоятельной работы учащихся, в том числе с дополнительной литературой по разным предметам. Поэтому на первый план выдвигаются задачи научить школьников ориентироваться в книжных фондах, вооружить их умением выбирать из огромного потока информации нужные сведения. С этой целью провожу библиотечно . библиографические занятия в группах продленного дня. На занятиях 1, 2, 3 классов ребята узнают немало полезных сведений о том, как читать книПОМОГАЕТ К Н И Г А гу, как ее беречь. Знакомятся с элементами книги, учатся пользоваться рекомендательным списком литературы. Занятия 4—5 классов посвящены чтению научно - популярной литературы. Ребята овладевают приемами работы с «Детской энциклопеди е й», учатся писать отзыв на книгу, ведут дневники чтения, знакомятся с библиографическими указателями. В библиотеке учащиеся самостоятельно выбирают книги, применяя свои библиотечно - библиографические знания. Особенно любят дети принимать участие в массовых мероприятиях. Если это обсуждение книги в библиотеке, учащиеся читают ее в группе, классе. Если это конкурс чтецов, дети учат стихи дома, конкурс проходит в классе. К таким мероприятиям оформляю книжные выставки, предоставляю детям всю имеющуюся литературу. Большое воспитатель н о е значение имеют проводимые в группах Ленинские чтения и утренники. Их цель — расширить и углубить знания учащихся о жизни и деятельности В. И. Ленина. Под руководством воспитателя и библиотекаря проводятся в группе коллективные чтения рассказов, стихов об Ильиче, конкурсы детского творчества. В школьной библиотеке оформлены выставки книг: «Детям о Ленине», «Самый человечный человек». По материалам про. читанных книг приготовили, альбомы. Накануне дня рождения -В. И. Ленина знания, полученные учащимися в разное время и из разных источников, обобщаются,, чтобьт у детей постепенно создался целостный образ любимого вождя. В заключение проводится общешкольный праздник, на который приглашаются родители и общественность. В группах были организованы громкие читки и обсуждение книг А. Гайдара «Тимур и его команда», «Четвертый блиндаж», «Поход» , «РВС», Осинина «Соль», Е. Пермяка «Наше государство», С. Баруздина «Страна, где мы живем», Ходза «Самый человечный человек». Стало традицией проведение конкурсов чтецов на лучшее исполнение стихотворений о В. И. Ленине, Родине, Советской Армии. Прошли заочные путешествия по союзным республикам СССР. Цель путешествий — расширение общественно . политических представлений ребят, углубление их знаний о Родине, о ее героическом прошлом. ■ «Юные путешественники! — говорилось в обращении к пионерским отрядам, октябрятским группам,— Постарайтесь узнать, как изменился край, в котором вы живете. Узнайте о героях тру-, да, знатных людях, с которыми повстречались в пути. Расскажите им о том, что сделали сами в родном поселке, районе в помощь старшим. Совершая дальние путешествия, узнайте о делах своих сверстников, что живут на севере или юге, в селе или в городе, столице республики или маленьком таежном поселке, об их друзьях». Книги, иллюстрации, диафильмы, наборы открыток помогают ребятам лучше узнать родной край, «побывать» в других республиках, в новых городах, на ударных стройках пятилетки. Такое путешествие, в частности, помогает детям* глубже понять, что все богатство страны создается трудом нашего народа по планам, разработанным Коммунистической партией. Итоговое мероприятие путешествий — праздник «Хорошая Родина есть у ребят и лучше той Родины нет». В программе школы много внимания уделяется изучению родной природы в различное время года. Библиотека тоже не упускает из виду эту тему. Располагая фондом научнопознавательной литературы, проводим обзоры книг В. Би- анки, Г. Скребницкого, Б. Житкова, М. Пришвина и других писателей, литературные игры, викторины, праздники. В библиотеке оформляются выставки по временам года «Здравствуй, гостья - зима!», «Золотая осень», «Полюбуйся, весна наступает», «Живой мир вокруг нас». О том, сколько и как читают дети, можно судить при проведении Недели детской книги. Основной темой нынешней Недели были произведения С. Михалкова. На празднике прозвучали стихи, басни, рассказы, сказки любимого детского писателя. Были исполнены песни, которые он на. писал. Интересно и увлекательно прешла викторина. Ребята показали в своих ответах, что они хорошо знают и помнят произведения и других писателей. Учащихся . групп продленного дня глубоко волнует и радует жизнь положительных героев, различные события, добро и справедливость, честность, смелость и мужество. Школьники, оценивая прочитанное, заимствуют и воспитывают в себе лучшие черты советского человека. Е. КНЯЗЕВА, библиотекарь Новомошковской средней школы. Б ОЛ Е Е ВОС ЬМИ ТЫС Я Ч КОНЦ Е Р Т О В Яркая и самобытная программа Воронежского государственного русского народного хора знакомит зрителей с задорными воронежскими частушками, народными обрядовыми сценами и хороводами. В нынешнем году этот популярный коллектив отметил свое сорокалетие. За эти годы он дал более восьми тысяч концертов в крупнейших городах и отдаленных уголках нашей страны, в 27 странах четырех континентов - и везде встречал признательность зри. телей за высокое исполнительское мастерство. На снимке: хороводная пляска Воронежской области «Со вечора, с полуночи». Фото В. Кожевникова. (Фотохроника ТАСС). ХОЗЯЙСТВО ЛИЧНОЕ— П О Л Ъ 3 А На XXVI съезде было отмечено: «Основой социалистического сельского хозяйства были и остаются колхозы и совхозы. По это вовсе не означает, что можно пренебрегать возможностями личных подсобных хозяйств. Опыт свидетельствует о том, что такие хозяйства могут быть существенным подспорьем в производстве мяса, молока и некоторых других продуктов». «Для пополнения ресурсов продовольствия, — говорится в Продовольственной программе СССР, — следует широко использовать возможности личных подсобных хозяйств граждан». В центральную библиотеку и в сельские филиалы поступила очередная партия новой литературы для тех, кто занимается приусадебным хозяйством. В книге Чёныкаева Е. А. и Спиридововой А. И. «Советы огородникам», выщедшей в издательстве Москва в 1983 году, в популярной форме рассказывается, об освоении огородного участка, об устройстве и использовании простейших сооружений защитного грунта, как повысить плодородие почвы.,. правильно применять удобрения, уберечь растения от вредителей и болезней, как вырастить ранний и высокий урожай овощей. Особенность книги в том, что в ней даны ответы, на многочисленные вопросы овощеводов - любителей. Книга К. М. Гусева «Приусадебное животноводство», выпущенная Московским издательством в 1983 году,, написана в виде советов рабочим и служащим, имеющим в личном пользовании коров, коз, овец, свиней, кроликов, водоплавающую птицу, кур, индеек. При правильном содержании животных и птицы в индивидуальном хозяйстве все рас-. О Б 1Ц А Я ходы, как правило, с лихвой окупаются получаемой продукцией. В книге рассказывается, как вести домашнее животноводство на научной основе, приводятся различные способы приготовления домашних колбас и копченостей, способы длительного хранения молока, мяса, яиц. Наряду с развитием животноводства, Продовольственной программой СССР поставлены большие задачи перед садоводами. Необходимо увеличить производство плодов и ягод. В книге Е. В. Володиной «Смородина» Ленинградского книжного издательства «Колос», выпущенной в 1983 году, приведены краткие сведения о перспективах развития культуры черной, красной и золотистой смородины. -Дана производственно - биологическая характеристика районированных сортов. Основное внимание уделено технологии возделывания, направленной на повышение урожайности этих культур. Описаны наиболее распространенные болезни и вредители смородины и меры борьбы с ними. Книга Андреева и Баринова «Аптека у нас д#ма» выпущена Московским издательством в 1983 году. В ней .рассказывается о сборе, сушке, хранении и лечебных свойствах дикорастущих растений. В конце книги приведен .календарь сбора лекарственных растений. Сбор лекарственных растений — увлекательное, интересное, полезное и нужное -дело, их заготовка доступна каждому человеку. Целебные дары «зеленой аптеки» могут, занять достойное место -в любом доме и стать хорошими помощниками в лечении, и профилактике различ: ных заболеваний. Н. СМИРНОВА, библиограф - информатор районной центральн о й библиотеки. П р и г л а ш а е т ,, Н л у б любителей народной музыни “ Имя Александра Александровича Полудницына знакомо каждому любителю музыки нашей области, а также далеко за ее пределами. За 40 лет творческой деятельности этот талантливый баянист радовал и восхищал своей игрой любителей музыки многих городов и сеД нашей страны, выступал с сольными концертами в лучших залах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Горького, а также за рубежом. Его баян звучит и в отдаленных сельских клубах, и в зале филармонии, на полевых станах и в заводских цехах. Сделано много записей для фондов радио СССР, лучшие произведения записаны на пластинки. Своим неустанным творчеством А. А. Полудницын играл и играет важную роль в популяризации и пропаганде в Сибири искусства игры на баяне. Большинство исполняемых А. А. Полудницыным произведений — пьесы собственного сочинения, обработки народных песен и танцев. Фи. лигранная техника и тонкий художественный вкус позволяют автору раскрыть в своих выступлениях всю красоту русских народных, сибирских песен, а также огромные выразительные возможности современного многотемброво г о баяна, с которым сейчас выступает артист. 30 ноября мошковс к и й «Клуб любителей народной музыки» организует для жите, лей районного центра вечер- встречу с заслуженным артистом РСФСР, солистом Новосибирской филармонии А. А. Полудницыным. Программа концёрта посвящается предстоящему 40-летию Победы над фашистской Германией. Концерт состоится в зале районного Дома культуры. Начало в 19.00. Давайте отложим на один вечер домашние дела, пусть отдохнет телевизор — и всей семьей побываем на встрече с прекрасным искусством народной музыки. В. БОЖКО, директор Мошковской музыкальной школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2