МОШКОВСКАЯ НОВЬ .25 октября 1983 г., № 128 (4782); НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ В. И. Л Е Н И Н А РАЗУМ.ИТРУД Отвечая школьнику, который мечтал стать комбайнером и засомневался в верно- ти выбранного пути, В. М. Шукшин писал: «Я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд... Мне хочется быть очень убедительным, но я не могу найти слов более точных, чем эти два: разум и труд...». И я, если сумею убедить учащихся, что разум и труд сделают их хозяевами своей судьбы, воспитаю в них коммунистическую убежденность, что труд — это не только материальная, но и нравственная ценность. Важной составной частью в коммунистическом воспитании учащихся является не только урочная, но и внеурочная работа. Немаловажная роль принадлежит пионерской и комсомольской организациям. Жизнь и деятельность ученика в пионерской организации — непременный фактор в развитии его идейных качеств, его личности. Пионерская организация должна раскрыть перед ребятами подлинный смысл знаний, разбудить живой интерес к науке, воспитать в них начальные понятия о гражданском долге человека перед общественностью и самим собой, раскрыть перед ними смысл чувства Родины. В старших классах проявляется воспитательная роль комсомола. Речь идет о комсомольской принципиальности, комсомольском задоре, огоньке, а не просто о планах и задачах комсомола. «Зажигает» комсомольский огонек Комитет комсомола. Направляя деятельность органов ученического самоуправления, опираясь на них, пионерская и комсомольская организации решают свои уставные задачи, вытекающие из ленинского завета — учиться коммунизму, связывая каждый свой шаг с практическим участием в общенародном деле. Пионерская организация и Ленинский комсомол — активные помощники школы в коммунистическом воспитаний учащихся. В. И. Ленин говорил, что мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. Нельзя воспитывать коммунистически убежденного человека только на уроках. В школе необходима внеклас- ная работа, которая приобретает разные формы: кружки, секции, клубы, экскурсии, походы, вечера, месячники и т. д. Все это воспитывает в учащихся великое чувство Родины. Это одно из самых глубоких и естественных чувств человека. Оно входит в сознание каждого с первыми звуками родного языка, с любовью к матери. Нужно ли говорить о каком-то его воспитании? Не просто нужно — необходимо Патриотизм не есть нечто отдельное от идейной убежденности человека и его нравственных принципов. Чувство Большую общественную работу в совхозе «Галинский» проводит директор Обской восьмилетней школы В. В. Ядрышников. Он — пропагандист. Стаж его работы в этой общественной должности насчитывает более трех десятков лет. Здесь в совхозе Василий Васильевич руководит работой Школы научного коммунизма «Проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе». Кроме этого он — председатель первичной организации общества «Знание». С лекциями и беседами Василий Васильевич вы ступает перед животноводами, механизаторами, служащими совхоза. На снимке: В. В. Ядрышников во время подготовки к очередному выступлению. Родины тем благороднее и чище, чем выше человек как личность, как гражданин. Важно, чгооы все питомцы школы уносили в жизнь «души прекрасные порывы». По замечанию Чуковского, ребенок, подросток — лишь «черновик человека». От нас, учителей, в огромной степени зависит, каким содержанием, каким смыслом наполнится вся последующая жизнь наших учащихся., Конечно, уроки истории и литературы дают многое для патриотического воспитания. Но как ни красноречив учитель, как ни зорок писатель — книга и слово не могут заменить личного впечатления и переживаний. Только постояв среди священных могич в звенящей тишине Бородинского поля, ощутишь грандиозность великой битвы, и описанное великим Толстым станет зримым, «своим». Когда на Малаховой кургане видишь стоящие рядом, плечом к плечу, памятники , воинской славы XIX и XX веков, понятие, ставшее привычным — «Эстафета поколений» — зазвучит по - новому. Совершенно необходимо, чтобы, отвлекаясь от мелочной повседневности, человек почаще «задыхался» от волнующего сознания своей причастности к Родине и ее судьбе. Такую причастность можно получить в походе по местам, где шли бои, в поездках по нашей стране, в исторических музеях и музеях боевой славы, в литературных клубах и на занятиях в кружках. Ощутить живую связь времен и понять то, о чем писал Паустовский: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Если мы хотим, чтобы жизнь отцов стала той стартовой площадкой, с которой юные начинают свою жизнь, мы должны им открыть величие и красоту подвига старших. И в нашем распоряжении не только искусство — книги, кино, театр, музыка, но и сама жизнь. Мы должны помочь нашим питомцам ответить на вопрос, как жить. Л для этого нужно как можно больше видеть. Как молено больше встречать людей. Почувствовать всем своим существом, какое это огромное слово — Родина. У классного руководителя обычно спрашивают, сколько проведено бесед, экскурсий, собраний, -у всех ли ребят есть общественные поручения. И гораздо реже интересуются внутренним миром школьников и результатами воспитательных мероприятий на них, тем, каковы они — добры ли, чутки, честны, хорошие ли они товарищи, берегут ли они свое достоинство и честь коллектива. Воспитание школьников в духе коммунистической идейности является средоточием всех воспитательных усилий учителей, комсомольской и пионерской организаций, предметом заботы семьи и школы. Отвергая старую школу, Ленин говорил, что она занималась натаскиванием покорных и расторопных слуг и никогда не заботилась о том, чтобы сделать школу орудием воспитания человеческой личности. Главной отличительной чертой новой человеческой личности, подчеркивал Ленин, является ее идейно - нравственная, коммунистическая направленность. Ленин требовал, чтобы все воспитание, образование и учение современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Наша социалистиче с к а я школа воспитывает личность. Подход к ученику как к формирующейся личности выступает одним из принципов нашей педагогики. Воспитание есть воздействие личности на личность. Сам учитель — воплощение тех качество и черт, какие он стремится привить своим питомцам. Конечно, ни один педагог не является абсолютно идеальным человеком, но суть не в этом. Главное — увлеченность, искренность, требовательность к себе. Эти черты вызывают у школьников стрем' ление быть такими же. И сила примера многократно умножится, когда носителем прекрасных качеств является не только тот или иной учитель, а педагогический коллектив в целом. Вряд ли может рассчитывать на серьезный успех та школа, . где нет сплоченного коллектива, где учителя не воодушевлены общими и близкими каждому идеями. Время настоятельно требует объединения воспитательных усилий школы, семьи, общественности. Но мы не должны использовать общественность как орудие воздействия на несознательных родителей, а семью как орудие воздействия на несознательных учеников. Отношение к семье и общественности, если мы по- настоящему заботимся о вое. питании личности школьника, должно быть иным. Я, к примеру, интересуюсь семьями всех учеников, а не только тех, кто портит процент успеваемости или нарушает дисциплину. Интерес школы должен быть направлен на семейную, нравственную атмосферу, от которой в решающей степени зависит правильное формирование личности подрастающего человека. В общественности заключен идейно - воспитательный потенциал, то духовное и моральное воздействие, которое способны оказывать на детей лучшие представители производственного коллектива. Успех передовых школ в области коммунистического воспитания детей определяется, в конечном счете, глубоким пониманием существа педагогической ответственности за воспитание. Молодое поколение воспитывается всем обществом. Но школа как государственное учреждение несет особую ответственность. Е. МЕЛЬНИКОВА, учительница СтационноОяшинской средней школы. Воспитывать юных ленинцев — значит воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, к труду, чувство товарищества и дружбы, стремление упорно овладевать знаниями. В первом классе ребята знакомятся с рассказами и стихотворениями о том, как советский народ выполняет заветы вождя трудящихся. Второклассники читают тексты, из которых узнают о революционной борьбе В. И. Ленина против угнетателей, о Ленине в дни Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, новые факты из жизни и революционной деятельности В. И. Ленина. Расширяется круг представлений о вожде, и на более широкой фактической основе знания о великом и простом человеке обобщаются. В третьем классе на уроках чтения ученики узнают новые факты из жизни В. И. Ленина и его соратников, о руководящей роли Владимира Ильича в Октябрьской революции, затем в годы гражданской войны и строительства социализма, выполнении советским народом заветов вождя, жизни и труде коммунистов в наши дни, руководящей роли Коммунистической партии в борьбе за коммунизм и мир во всем мире. Советская детская литература — благодатный материал для воспитания младших учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на его идеях. С исторической достоверностью описываются факты из жизни вождя, раскрываются черты его характера и поступки, его отношение к людям. Писатели дают идейно - эстетическую оценку фактам из жизни вождя и тем создают образно - эмоциональный мир, в который так хорошо войти маленькому читателю, чтобы мысленно перенестись в то время, когда жил и работал Владимир Ильич, представить его такии, каким он был в жизни: великим и простым, отдающим всего себя делу социалистической революции, борьбе за счастье трудового народа; человекам, мало думающим о себе и очень внимательным к людям. В начальных классах нашей школы оформлены ленинские уголки, собраны книги о В. И. Ленине, альбомы, фотографии, наборы открыток. Постоянно проводим ленинские чтения, цикл бесед «Начинаем про Ленина рассказ», смотрим дия- ильмы и кинофильмы о В. И. енине, готовимся к конкурсу «Лучшие строки — Ленину», к беседам по картинам худож, ников. Интересно прошла беседа «Музыка в семье Ульяновых». По программе дети разучивали песни о Ленине. Рассказали о семье Ульяновых, музы-- кальных способностях детей, особенно Оли, их дружбе и о том, как часто в гостиной дома, где жили Ульяновы, звучал рояль. Прослушали в грамзаписи любимые музыкальные произведения Владимира Ильича. Важная и увлекательная работа — заочное путешествие по ленинским местам. Первоклассники «совершили» поездЕсли сельские механизаторы сэкономят только один процент расходуемого дизельного топлива, за год его удастся сберечь 360 тысяч тонн. Этого количества достаточно на год 500 средним совхозам на все производственноэксплуатационные нужды, или для работы парка дизельных тракторов всех хозяйств Вологодской, Ивановской и Калужской областей, вместе взяку в. город Ульяновск. Прежде были прочитаны книги А. И. Елизаровой - Ульяновой «Детские и школьные годы Ильича», И. Веретенникова—«Володя Ульянов», Л. Кона — «Рассказы о Володе Ульянове», П. Макрушенко — «Игры Володи Ульянова», оформлен альбом «Дом-музей В. И. Ленина в Ульяновске». Во втором классе проходила игра - путешествие «Октября- та по стране Октября» по ^ маршрутам: г. Новосибирск (объекты, носящие имя Ленина), «Ульяновск — родина Ле^ нина», «Здесь каждый камень Ленина знает» (Москва, Ленинград), «Здесь Ленин был» (Шушенское), «Дороги Ленинской мечты», «Заветам Ленина верны» (экскурсия по родному селу). Интересно прошел сбор-путешествие по г. Новосибирску. Заранее были подготовлены соответствующие вопросы. К сбору ребята принесли много открыток, альбомов, книг и смогли ответить на все вопросы. В заключение оформили две страницы альбома-раскладушки «Октябрята по стране Октября». И когда на зимних каникулах мы поехали в Новосибирск, дети уже совершенно по-другому воспринимали экскурсию. Подошли к <Ц ТЮЗу — так это же Дом Ле- ™ нина! А вот и Сквер Героев революции! Прошли, прочитали надписи, увидели венки и живые цветы на могилах героев — Родина чтит память своих борцов. Весной,по окончании учебного года, побывали у Монумента Славы, на площади Ленина. Третий класс путешествует по «Стране Пионерии», знакомится с историей пионерской организации имени В. И. Ленина, ее законами, делами, готовится к вступлению в многомиллионную семью пионерии. Первоклассники выполняют Правила октябрят. Знакомятся с любимыми играми Володи Ульянова, учатся по-ленински учиться, трудиться, дружить. Проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с воинами запаса, уроки мужества — с ветеранами труда, передовиками производства. Так, вовлекая детей в различные мероприятия, мы шаг за шагом учим ребят действовать коллективно, расширяем и углубляем общественно-политические представления, шире знакомим ребят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников и последователей, с дорогими для всех нас понятиями, такими как Родина, пцртия, коммунизм, приобщаем к тем важным событиям, которыми живет наша страна. Настойчиво подводим детей к пониманию того, что учеба — их главный труд и обязанность, что октябрята и пионеры учатся на совесть, умеют трудиться для общей пользы, помогают всем, кому нужна помощь, а это значит — живут по-ленински, выполняют заветы Ильича. В. ГОЛОВИНА, учительница Радужскон восьмилетней школы. ' тых, или для уборки комбайнами зерновых культур с более половины площади их посева во всех колхозах страны. Чтобы сэкономить один процент горючего, механизатору, работающему, скажем, на тракторе ДТ-75 или МТЗ 80, надо за год сберечь от потерь и нерационального расхода 70 килограммов. Такую и даже гораздо большую экономию можно обеспечить. ГОРЮЧЕЕ Б УД Ь Б Е Р ЕЖЛИВ ! В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2