ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и р а й о н н о г о с о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и Газета основана 23 августа 1931 года № 128 (4782) ВТОРНИК, 25 октября 1983 года. Газета выходит по вторникам, четвергам, субботам. Ц Е Н А 2 КОП . Трудящиеся Советского Союза! Ускоряйте научно- технический прогресс! Настойчиво внедряйте в практику достижения науки, техники и передового опыта! Экономике — интенсивное развитие! (Из Призывов ЦК КПСС). Р ассказы о де легатах ВЫСОКОЕ ДОВЕРИЕ К О М М У Н И С Т О В Риту Павловну Панину хорошо знают в коллективе дорожно-строительного управления. Полтора десятка лет работает она здесь. Начинала когда-то с рабочей специальности. Затем ^окончила Новосибирский энергетический техникум и стала технологом-ла- борангом. Работа эта ответственная. Чуть просмотрел, своевременно не заметил отклонения в технологическом процессе приготовления асфальтоб е т о н - ной смеси, укладки на дорожное полотно, и в итоге — брак. Рита Павловна старается не допускать этого. Четко следит она за соблюдением технологических нормативов. Видя нарушения, приостанавливает работы, делает соответствующие предписан и я. Здесь надо проявить и принципиальность, и настойчивость. Этими качествами она обладает. Неслучайно третий год подряд коммунисты избирают Риту Павловну своим вожаком. Партийная органи з а ц и я ДРСУ-3 небольшая. Всего 22 человека. Но ее влияние чувствуется на всех производственных участках. Совершенствование организации труда, укрепление трудовой дисциплины — важнейшие резервы повышения производительности, роста экономики предприятия. Здесь нужна систематическая, целенаправленная работа, которую, в первую очередь, проводят коммунисты во главе с секретарем партбюро. В текущем году создано два коллектива, работающих по единому наряду: бригада Суворова — на укладке асфальте - бетонной смеси и бригада Арбузова — на поверхностной обработке асфальтированных дорог. Хотя опыт у них не- оольшой, но преимущества уже видны. На партийных собраниях обсуждаются вопросы по совершенствовании' форм и методов социалистического соревнования в коллективе, по улучшению качества ремонта дороги другие актуальные проолемы, способствующие повышению эффективности работы дорож- но - строительного участка. Привыкшая к добросовестному выполнению должностных обязанностей, Р. и. Панина и к общественным поручениям относится так же. Идут к ней коммунисты, рабочие за советом, за помощью как к вожаку парторганизации и как к депутату Мошковского поселкового Совета народных депутатов. Много времени тратит она на то, чтобы оказать содействие в благоустройстве улицы Строительной. Часто обращаются к ней избиратели и подругам вопросам. Рита Павловна всегда старается вникнуть в суть дела, принять конкретные решения, оказать помощь. Отличительными чертами ее характера являются скромность, отзывчивость, внимательность к людям. Коммунисты ДРСУ-3 оказали большое доверие Р. П. Паниной, избрав ее делегатом на XXVI районную партийную конференцию. Т. БУХАРЕЕВА. Каждое лето для дорожников третьего ремонтно - строительного управления напряженно. Вот и нынче отремонтировано несколько километров асфальтового покрытия, отсыпаны щебнем обочины дорог. . Немалая заслуга в этом оператора асфальтобетонного завода Валентина Николаевича Шлякова. На своей установке он готовит асфальт для дорог. Как правило, с заданием месяца он справляется на отлично. * ★ * На снимке: оператор В. Н. Шляков. Фото С. КАЗАКОВА. 1В0РЮЗОЛС7ЬО унарный фронт< ц * Для выполнения годового плана продажи молока государству хозяйствам района осталось отправить на приемные пункты 29 661 центнер этой продукции. Эта задача выполнимая. Успешно трудится коллектив животноводов совхоза «Зеркальный», который ведет сейчас сверхплановую сдачу молока. Хорошо работают работники ферм колхоза «Ленинец», совхозов «Мошковский», «Восход», «Ояшинский», «Томи- ловский», которые уверенно лидируют в социалистическом соревновании и близки к выполнению плана сдачи молока государству. Имеют возможность справиться с заданием и животноводы ферм совхозов «Большевик», «Смоленский», «Галин- скцй». Хуже, чем у других, складывается обстановка в совхозах «Сосновский», «Барлакский». Много продукции был ) потеряно районом в зачете из-за низкой жирности и товарности молока. Но если в последние дни качество его в большинстве хозяйств улучшилось, то расход на внутрихозяйственные нужды продолжает оставаться высоким. В районе сегодня надаивают от каждой фуражной коровы на 100 граммов молока меньше, чем в то же время 1982 года. Это отставание не^ сколько сократилось. Но его сейчас не должно быть. Только в 5 хозяйствах — совхозах «Большевик», «Зеркальный», «Галинекий», «То миловский», «Мошковский» поН А Ч А А С Я Начался новый учебный год в сети политпросвещения. Как и во всех партийных организациях учреждений, предприятий, колхозов и совхозов I ай- она прошло первое занят, е в школе основ марксизма-ленинизма совхоза «Сокурский», руководит которой пропагандист Геннадий Григорьевич Чучелин. Из девяти слушателей присутствовало 8 человек. G том, что оно будет интересным, можно было уже судить по приподнятому настроению пропагандиста и коммунистов. Занятие проходило в одном из классов Емельяновской восьмилетней школы. Все слушатели имели тетради и ручки, на доске укреплена полчДавно' переведены общественные стада из летних лагерей в зимние помещения, но хлопот у животноводов не убавилось. Скорее, наобооот, пришли новые заботы. Сейчас перед животноводами стоит задача как можно лучше орга низовать зимовку скота, получить за стойловый пери _>д запланированное колитес но молока и мяса. Немалую помощь в эту пору оказывают труженикам животноводческих ферм агитаторы, пропагандисты, политинформаторы, работники сельских Домов культуры, клубов, библиотек. лучают соответственно на 2,5, 1,0, 0,5, 0,4, 0,1 килограмма молока от коровы больше, чем в те же дни прошлого года. В остальных — карт и н а иная. Так, в совхозе «Ояшинский» этот показатель ниже прошлогоднего более чем на килограмм, в совхозе «Барлакский» — на 700, в совхозе «Сосновский» и колхозе «Л е нинец» — на 600 граммов. Напряженно складывается в районе обстановка с выполнением плана сдачи мяса государству. На мясокомбинаты необходимо отправить еще 17 677 центнеров его. Еслибе- лоярцы с доведенным заданием справились, а совхозы «Ояшинский», «Большевик», «Зеркальный», «Смоленский» имеют сравнительно неплохой задел, то другим хозяйствам следует приложить немало усилий для того, чтобы наверстать упущенное. Необходимо поставить скот, предназначенный для сдачи, на усиленный откорм, получить хорошие привесы, добиваться высоких весовых кондиций жи- •вотны®, как эте Зрела*/; в колхозе «Ленинец», совхозе «Ояшинский». Участники кооперации — совхозы «Сокурский» и «Мошковский» должны принять все меры для того, чтобы рассчитаться со своими партнерами и выполнить договорные обязательства. Для тружеников ферм наступил ответственный период стойлового содержания скота. Полеводы позаботились о том, чтобы предстоящая зимовка была сытной. Однако сегодня А Г И Т А Т О РЫ Н А Ф Е Р М Е Так, много полезного могут почерпнуть для себя доярки и скотники второй фермы совхоза «Большевик» из библиотечки сельскохозяйственной литературы, которая имеется у них в красном уголке (председатель совета красного уголка В. И. Борзых). Здесь же оформлены «Экран социалистического соревнования», стенд «Кто сегодня впереди». В красном уголке можно посмотреть памятки доярке по уходу за скотом, правила техники безопасности и другие коллективы животноводов ряда хозяйств работают ниже своих возможностей. Сейчас неооходимо полностью использовать все имеющиеся возможности и резервы для повышения продуктивности общественного стада. Главное — это дисциплина животноводов, хороший уход за животными. Особое внимание надо обратить на соблюдение установленных рационов кормления, приготовления кормов, применение минеральных и витаминных добавок. СВЕДЕНИЯ о продаже государству продуктов животноводства на 16 октября 1983 года (в проц. к годовому плану) молоко мясо «Зеркальный» 104,8 79,3 «Ленинец» 97,4 64,5 «Мошковский» 96,7 66,2 «Восход» 94,2 69,7 «Ояшинский» 92,1 86,8 «Томиловский» 91,3 62,6 «Большевик» 83,8 81,4 «Смоленский» 83,8 72,6 «Галинский» 83,6 64,0 «Союз строител.» 81,3 46,3 «Барлакский» 78,7 66,6 «Сосновский» 76,1 59,9 «Белоярский» — 129,2 «Сокурский» — — По району: 87,9 НАДОЕНО 71,1 молока (кг) от фуражной коровы 20 октября 1983 г. 1982 г. «Большевик» 6,9 4,4 «Ояшинский» 4,9 6,1 «Мошковский» 4,8 4,7 «Барлакский» 4,6 5,3 «Галинский» 4,0 3,5 «Ленинец» 3,4 4,0 «Зеркальный» 3,7 2,7 «Томиловский» 3,1 2,7 «Восход» 3,2 3,3 «Смоленский» 2,8 3,0 «Союз строител.» 2,4 2,6 «Сосновский» 2,2 2,8 По району: 3,6 3,7 необхдоимые для животноводов пособия. В помещении уголка проводятся коллектив-- ные собрания, массовые мероприятия, например, занятия хпколы коммунистического труда. Работники Широкоярского Дома культуры, супруги Волошины — частые гости на первой ферме совхоза «Ояшинский». Они принимают участие в организации лекций, бесед, устных журналов, других массовых мероприятий для животноводов. Л. КЕЛАРЕВА, методист райкома профсоюза работников сельского хозяйства. НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД тическая карта мира, приготовлены наглядные пособия — плакаты «11-я пятилетка у. Начали учебу с организационных мероприятий. Слушатели были ознакомлены с учебным планом работы, с графиком проведения занятий. Сам пропагандист тщательно подготовился к изложению темы «Идеологическая работа — дело всей партии, каждого коммуниста». Он имел подробный план - конспект, использовал в своем выступлении материалы XXVI съезда партии, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, отдельные работы классиков марксизма - ленинизма. Надо отметить, что Геннадий Григорьевич материал излагает живо, доступно, в прямой связи с жизнью нашей страны, района и совхоза. Свс и положения и выводы аргументирует, анализирует названные цифры. Пропагандист постоянно будит мысль слушателей, заставляет их приводить конкретные примеры, под- , тверждающие тот или иной аспект изучаемой темы. Есть уверенность в том, чго и остальные занятия в этой школе пройдут на таком же высоком организацион н э м, идейно - политическом уровне. В. МАЙ, заведующий районным отделом народного образования.
МОШКОВСКАЯ НОВЬ .25 октября 1983 г., № 128 (4782); НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ В. И. Л Е Н И Н А РАЗУМ.ИТРУД Отвечая школьнику, который мечтал стать комбайнером и засомневался в верно- ти выбранного пути, В. М. Шукшин писал: «Я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд... Мне хочется быть очень убедительным, но я не могу найти слов более точных, чем эти два: разум и труд...». И я, если сумею убедить учащихся, что разум и труд сделают их хозяевами своей судьбы, воспитаю в них коммунистическую убежденность, что труд — это не только материальная, но и нравственная ценность. Важной составной частью в коммунистическом воспитании учащихся является не только урочная, но и внеурочная работа. Немаловажная роль принадлежит пионерской и комсомольской организациям. Жизнь и деятельность ученика в пионерской организации — непременный фактор в развитии его идейных качеств, его личности. Пионерская организация должна раскрыть перед ребятами подлинный смысл знаний, разбудить живой интерес к науке, воспитать в них начальные понятия о гражданском долге человека перед общественностью и самим собой, раскрыть перед ними смысл чувства Родины. В старших классах проявляется воспитательная роль комсомола. Речь идет о комсомольской принципиальности, комсомольском задоре, огоньке, а не просто о планах и задачах комсомола. «Зажигает» комсомольский огонек Комитет комсомола. Направляя деятельность органов ученического самоуправления, опираясь на них, пионерская и комсомольская организации решают свои уставные задачи, вытекающие из ленинского завета — учиться коммунизму, связывая каждый свой шаг с практическим участием в общенародном деле. Пионерская организация и Ленинский комсомол — активные помощники школы в коммунистическом воспитаний учащихся. В. И. Ленин говорил, что мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. Нельзя воспитывать коммунистически убежденного человека только на уроках. В школе необходима внеклас- ная работа, которая приобретает разные формы: кружки, секции, клубы, экскурсии, походы, вечера, месячники и т. д. Все это воспитывает в учащихся великое чувство Родины. Это одно из самых глубоких и естественных чувств человека. Оно входит в сознание каждого с первыми звуками родного языка, с любовью к матери. Нужно ли говорить о каком-то его воспитании? Не просто нужно — необходимо Патриотизм не есть нечто отдельное от идейной убежденности человека и его нравственных принципов. Чувство Большую общественную работу в совхозе «Галинский» проводит директор Обской восьмилетней школы В. В. Ядрышников. Он — пропагандист. Стаж его работы в этой общественной должности насчитывает более трех десятков лет. Здесь в совхозе Василий Васильевич руководит работой Школы научного коммунизма «Проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе». Кроме этого он — председатель первичной организации общества «Знание». С лекциями и беседами Василий Васильевич вы ступает перед животноводами, механизаторами, служащими совхоза. На снимке: В. В. Ядрышников во время подготовки к очередному выступлению. Родины тем благороднее и чище, чем выше человек как личность, как гражданин. Важно, чгооы все питомцы школы уносили в жизнь «души прекрасные порывы». По замечанию Чуковского, ребенок, подросток — лишь «черновик человека». От нас, учителей, в огромной степени зависит, каким содержанием, каким смыслом наполнится вся последующая жизнь наших учащихся., Конечно, уроки истории и литературы дают многое для патриотического воспитания. Но как ни красноречив учитель, как ни зорок писатель — книга и слово не могут заменить личного впечатления и переживаний. Только постояв среди священных могич в звенящей тишине Бородинского поля, ощутишь грандиозность великой битвы, и описанное великим Толстым станет зримым, «своим». Когда на Малаховой кургане видишь стоящие рядом, плечом к плечу, памятники , воинской славы XIX и XX веков, понятие, ставшее привычным — «Эстафета поколений» — зазвучит по - новому. Совершенно необходимо, чтобы, отвлекаясь от мелочной повседневности, человек почаще «задыхался» от волнующего сознания своей причастности к Родине и ее судьбе. Такую причастность можно получить в походе по местам, где шли бои, в поездках по нашей стране, в исторических музеях и музеях боевой славы, в литературных клубах и на занятиях в кружках. Ощутить живую связь времен и понять то, о чем писал Паустовский: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Если мы хотим, чтобы жизнь отцов стала той стартовой площадкой, с которой юные начинают свою жизнь, мы должны им открыть величие и красоту подвига старших. И в нашем распоряжении не только искусство — книги, кино, театр, музыка, но и сама жизнь. Мы должны помочь нашим питомцам ответить на вопрос, как жить. Л для этого нужно как можно больше видеть. Как молено больше встречать людей. Почувствовать всем своим существом, какое это огромное слово — Родина. У классного руководителя обычно спрашивают, сколько проведено бесед, экскурсий, собраний, -у всех ли ребят есть общественные поручения. И гораздо реже интересуются внутренним миром школьников и результатами воспитательных мероприятий на них, тем, каковы они — добры ли, чутки, честны, хорошие ли они товарищи, берегут ли они свое достоинство и честь коллектива. Воспитание школьников в духе коммунистической идейности является средоточием всех воспитательных усилий учителей, комсомольской и пионерской организаций, предметом заботы семьи и школы. Отвергая старую школу, Ленин говорил, что она занималась натаскиванием покорных и расторопных слуг и никогда не заботилась о том, чтобы сделать школу орудием воспитания человеческой личности. Главной отличительной чертой новой человеческой личности, подчеркивал Ленин, является ее идейно - нравственная, коммунистическая направленность. Ленин требовал, чтобы все воспитание, образование и учение современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Наша социалистиче с к а я школа воспитывает личность. Подход к ученику как к формирующейся личности выступает одним из принципов нашей педагогики. Воспитание есть воздействие личности на личность. Сам учитель — воплощение тех качество и черт, какие он стремится привить своим питомцам. Конечно, ни один педагог не является абсолютно идеальным человеком, но суть не в этом. Главное — увлеченность, искренность, требовательность к себе. Эти черты вызывают у школьников стрем' ление быть такими же. И сила примера многократно умножится, когда носителем прекрасных качеств является не только тот или иной учитель, а педагогический коллектив в целом. Вряд ли может рассчитывать на серьезный успех та школа, . где нет сплоченного коллектива, где учителя не воодушевлены общими и близкими каждому идеями. Время настоятельно требует объединения воспитательных усилий школы, семьи, общественности. Но мы не должны использовать общественность как орудие воздействия на несознательных родителей, а семью как орудие воздействия на несознательных учеников. Отношение к семье и общественности, если мы по- настоящему заботимся о вое. питании личности школьника, должно быть иным. Я, к примеру, интересуюсь семьями всех учеников, а не только тех, кто портит процент успеваемости или нарушает дисциплину. Интерес школы должен быть направлен на семейную, нравственную атмосферу, от которой в решающей степени зависит правильное формирование личности подрастающего человека. В общественности заключен идейно - воспитательный потенциал, то духовное и моральное воздействие, которое способны оказывать на детей лучшие представители производственного коллектива. Успех передовых школ в области коммунистического воспитания детей определяется, в конечном счете, глубоким пониманием существа педагогической ответственности за воспитание. Молодое поколение воспитывается всем обществом. Но школа как государственное учреждение несет особую ответственность. Е. МЕЛЬНИКОВА, учительница СтационноОяшинской средней школы. Воспитывать юных ленинцев — значит воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, к труду, чувство товарищества и дружбы, стремление упорно овладевать знаниями. В первом классе ребята знакомятся с рассказами и стихотворениями о том, как советский народ выполняет заветы вождя трудящихся. Второклассники читают тексты, из которых узнают о революционной борьбе В. И. Ленина против угнетателей, о Ленине в дни Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, новые факты из жизни и революционной деятельности В. И. Ленина. Расширяется круг представлений о вожде, и на более широкой фактической основе знания о великом и простом человеке обобщаются. В третьем классе на уроках чтения ученики узнают новые факты из жизни В. И. Ленина и его соратников, о руководящей роли Владимира Ильича в Октябрьской революции, затем в годы гражданской войны и строительства социализма, выполнении советским народом заветов вождя, жизни и труде коммунистов в наши дни, руководящей роли Коммунистической партии в борьбе за коммунизм и мир во всем мире. Советская детская литература — благодатный материал для воспитания младших учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на его идеях. С исторической достоверностью описываются факты из жизни вождя, раскрываются черты его характера и поступки, его отношение к людям. Писатели дают идейно - эстетическую оценку фактам из жизни вождя и тем создают образно - эмоциональный мир, в который так хорошо войти маленькому читателю, чтобы мысленно перенестись в то время, когда жил и работал Владимир Ильич, представить его такии, каким он был в жизни: великим и простым, отдающим всего себя делу социалистической революции, борьбе за счастье трудового народа; человекам, мало думающим о себе и очень внимательным к людям. В начальных классах нашей школы оформлены ленинские уголки, собраны книги о В. И. Ленине, альбомы, фотографии, наборы открыток. Постоянно проводим ленинские чтения, цикл бесед «Начинаем про Ленина рассказ», смотрим дия- ильмы и кинофильмы о В. И. енине, готовимся к конкурсу «Лучшие строки — Ленину», к беседам по картинам худож, ников. Интересно прошла беседа «Музыка в семье Ульяновых». По программе дети разучивали песни о Ленине. Рассказали о семье Ульяновых, музы-- кальных способностях детей, особенно Оли, их дружбе и о том, как часто в гостиной дома, где жили Ульяновы, звучал рояль. Прослушали в грамзаписи любимые музыкальные произведения Владимира Ильича. Важная и увлекательная работа — заочное путешествие по ленинским местам. Первоклассники «совершили» поездЕсли сельские механизаторы сэкономят только один процент расходуемого дизельного топлива, за год его удастся сберечь 360 тысяч тонн. Этого количества достаточно на год 500 средним совхозам на все производственноэксплуатационные нужды, или для работы парка дизельных тракторов всех хозяйств Вологодской, Ивановской и Калужской областей, вместе взяку в. город Ульяновск. Прежде были прочитаны книги А. И. Елизаровой - Ульяновой «Детские и школьные годы Ильича», И. Веретенникова—«Володя Ульянов», Л. Кона — «Рассказы о Володе Ульянове», П. Макрушенко — «Игры Володи Ульянова», оформлен альбом «Дом-музей В. И. Ленина в Ульяновске». Во втором классе проходила игра - путешествие «Октября- та по стране Октября» по ^ маршрутам: г. Новосибирск (объекты, носящие имя Ленина), «Ульяновск — родина Ле^ нина», «Здесь каждый камень Ленина знает» (Москва, Ленинград), «Здесь Ленин был» (Шушенское), «Дороги Ленинской мечты», «Заветам Ленина верны» (экскурсия по родному селу). Интересно прошел сбор-путешествие по г. Новосибирску. Заранее были подготовлены соответствующие вопросы. К сбору ребята принесли много открыток, альбомов, книг и смогли ответить на все вопросы. В заключение оформили две страницы альбома-раскладушки «Октябрята по стране Октября». И когда на зимних каникулах мы поехали в Новосибирск, дети уже совершенно по-другому воспринимали экскурсию. Подошли к <Ц ТЮЗу — так это же Дом Ле- ™ нина! А вот и Сквер Героев революции! Прошли, прочитали надписи, увидели венки и живые цветы на могилах героев — Родина чтит память своих борцов. Весной,по окончании учебного года, побывали у Монумента Славы, на площади Ленина. Третий класс путешествует по «Стране Пионерии», знакомится с историей пионерской организации имени В. И. Ленина, ее законами, делами, готовится к вступлению в многомиллионную семью пионерии. Первоклассники выполняют Правила октябрят. Знакомятся с любимыми играми Володи Ульянова, учатся по-ленински учиться, трудиться, дружить. Проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с воинами запаса, уроки мужества — с ветеранами труда, передовиками производства. Так, вовлекая детей в различные мероприятия, мы шаг за шагом учим ребят действовать коллективно, расширяем и углубляем общественно-политические представления, шире знакомим ребят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников и последователей, с дорогими для всех нас понятиями, такими как Родина, пцртия, коммунизм, приобщаем к тем важным событиям, которыми живет наша страна. Настойчиво подводим детей к пониманию того, что учеба — их главный труд и обязанность, что октябрята и пионеры учатся на совесть, умеют трудиться для общей пользы, помогают всем, кому нужна помощь, а это значит — живут по-ленински, выполняют заветы Ильича. В. ГОЛОВИНА, учительница Радужскон восьмилетней школы. ' тых, или для уборки комбайнами зерновых культур с более половины площади их посева во всех колхозах страны. Чтобы сэкономить один процент горючего, механизатору, работающему, скажем, на тракторе ДТ-75 или МТЗ 80, надо за год сберечь от потерь и нерационального расхода 70 килограммов. Такую и даже гораздо большую экономию можно обеспечить. ГОРЮЧЕЕ Б УД Ь Б Е Р ЕЖЛИВ ! В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
МОШКОВСКАЯ НОВЬ ■' ""23 октября 1983 г., № 128 т f По всему было видно — у подсудимого ни друзей, ни родственников. Лишь одна бабушка. Как единственный заинтересованный слушатель и свидетель. Небольшого роста, сухонькая, с узелком (передачей для внука) в руках она робко вошла в зал заседаний, опираясь на батожок. На лице ее в сетке морщинок голубели глаза много повидавшего на своем веку человека. И была в этих подернутых слезой глазах детская незащищенность. На один год моложе века, Мария Степановна Соколова много лет работала в колхозе — почти три десятилетия доила коров. Коля, внучек, достался ей шестидесятилетней, шести месяцев. Отец утонул, а вскоре погибла мать — перевернулась автомашина, которая везла доярок. Как могла воспитывала внука Мария Степановна, жалела. Лучший кусок ему, Коленьке. Все сама старалась управиться — пусть отдыхает внучек, сиротинушка горькая. Надеялась —- вырастет, будет надеждой и опорой. — Я уж все глаза выплакала, — сетует Мария Степановна... — Стара стала. Вот вчера ведро воды несла через порог. Упала — воду вылила на себя... В огороде недосмотр... И дрова в зиму не запасены... Сегодня, когда внуку 25, она боится сознаться сам >й себе, что от него помощи — крохц. И все кажется ей — был бы дома, глядишь, дров накодол, еще что подсобил по хозяйству. Но цет, не стал Николай для бабушки надеждой и опорой... ЛИШЕНА П Р А В Когда родители добросовестно относятся к своим обязанностям в воспитании детей, государству нет надобности вмешиваться в эти отношения. Однако, когда поведение родителей отрицательно сказывается на детях, общественность и государ с т в о решительно встают на защиту детей и принимают к нерадивым родителям различные меры воздействия. Гражданка Л. И. Кононова легла в больницу, пристроив свою девятилетнюю дочь Тать яну у престарелой женщины, склонной к употреблению спиртных напитков. Ни денег, ни одежды ребенку не оставила. Девочка сама пришла в Дуб- ровинский сельский Совет и попросила поесть. Судьбой ребенка заинтересовались работники сельского Совета, •депутаты — девочка была оформлена на время лечения матери в детское учреждение. Пребывание детей в этом учреждении обходится за счет государства. Близко к сердцу приняла беду Тани Кононовой инспектор районо по охране прав детей И. Н. Коростелева. Она сама увезла девочку в детское учреждение, неоднократ н о ходила в больницу к ее матери, рассказала, где найти ребенка после выписки из больницы. Слушая Коростелеву, Кононова согласно кивала головой, благодарила за проявленную заботу. Но самым неожиданным для всех было то, что Кононова, отлежав в больнице почти месяц, отказалась забрать ребенка к себе. — Я вам отдала, вы ее и воспиты в а й т е , — ответила Кононова на предложение работников сельского Совета забрать девочку. м Р А Ж Рос крепким, здоровым. К' учебе особенного пристрастия не питал. С грехом пополам закончил 5 классов. К этому времени как раз исполнилось 15 лет. Дальше учиться не захотел. Пошел работать в колхоз. Там не остались безучастными к судьбе парил. Направили в Ояшинское сельское профтехучилище. В СПТУ закончил шестой класс. (Позже, уже в колонии, снова са- ставили учиться, кое-как одолел седьмой класс). После СПТУ работал -трактористом в колхозе «Ленинец». К спиртному пристрастился в первый же год. Рассказывает подсудимый: — ...Трактор и «заставил» пить. Огороды твои, дрова твои. Выпил стакан — пашешь огород. Вечером ставишь трактор — и «гудишь». Постепенно все радости жизни свелись к пьянке. И дружки появились с такими же интересами. Те же, кто мешал компании собутыльников, становились врагами. Вот что говорит Соколов сб участковом: — Дома сижу, выпиваю с друзьями. Он разгоняет. С пивбара забрал человека!.. Николай никогда не задумывался, кто сидит рядом с ним за столом. Эта неразборчивость и привела его на скамью подсудимых в 1980 году. А еще тот стакан водки, поднесенный ему, восемнадцатилетнему, в знак благодарности за привезенные дрова. И те дармовые деньги, что позволяли ему с приятелями «гудеть». Стакан этот наливали и «калым» давали односельчане, на глазах которых рос Николай. Не могли не знать они о разлагающих душу парня последствиях «магарыча». Совесть не тревожила ни дающих, ни берущих. Не нашлось для неПришлось познакомить с я ближе с Кононовой работникам милиции. Было установлено, что Кононова длительное время не имеет определенного места жительства, нигде не работает, злоупотребляет спиртным. Не позаботилась горе - мать и о том, чтобы ее ребенок учился. В свои девять лет Таня Кононова еще не переступала порога школы. Отказавшись от дочери, ни разу не поинтересовалась Кононова, как живет ее ребенок, не нуждается ли в чем. Лишение родительских прав — исключительное по своему характеру наказание. Оно применяется в том случае, если родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами (не проявляют заботы о здоровье ребенка, его обучении и подготовке к общественно - полезной деятельности, материальном обеспечении и т. п.), отрицательно влияют на детей своим аморальным, антиобщественным поведением. С возмущением говорили о поведении Кононовой на заседании народного суда работники Дубровинского сельского Совета народных депутатов Т. А. Ерышкина, Л. И. Баранова, женщины, которые приняли непосредственное участие в судьбе девочки. Мошковский районный народный суд лишил Л. И. Кононову родительских прав, обязав ее платить алименты на содержание дочери в доход государства. го в колхозе наставника, Какой-либо воспитательной работы с молодым механизатором не проводилось. Зато воспитывали укоренявшиеся все глубже пьянство, грубость, душевная апатия, нежелание анализировать поступок, лень. Казалось, первое наказание — два года в местах лишения свободы — должно было заставить задуматься, сделать выбор на всю дальнейшую жизнь. 3 декабря 1982 года Николай Соколов вернулся из заключения в дом бабушки, так как, по его же словам, «волка в лес тянет, человека — в родные места». В колхозе пошли ему навстречу, приняли на работу. Но трудился он недолго. Старые дружки «открыли» глаза на более «удобное» трудоустройство — временное, по мере надобности грузчиком в Та- шаринском торговом предприятии. В колхозе надо было каждый день подчинять строгому распорядку. Здесь же — спи до обеда. Устраивало и то, что расчет производился ежедневно — 5— 10 рублей тут же обращались в спиртное. И наступила для Соколова «развеселая» жизнь. Часа два —три поработает, деньги на карман — есть повод покутить с приятелями. А утром у бабушки последний рубль заберет «на опохмелку». Жил на пенсию Марии Степановны — 28 рублей. Невдомек было, что лишает ее обеда, что его 82-летняя любимая бабушка перебивается с хлеба на воду, если сердобольные соседи не накормят. Мало того, что сам полгода «сидел» у нее на шеэ, еще и дружков в дом вел. Так Николай Соколов вновь встал на скользкую дорожку, ведущую к преступлению. Нет, он никого не ударил, не убил. Ограниченно, примитивно текли день за днем, не вызывая никаких иных желаний, кроме одного — опохмелиться. Лень и равнодуАлкоголизм — опасный враг самого ценного достояния человека — здоровья. Алкоголик эгоистичен и недоверчив, вечно у него дурное расположение духа. Слабеет воля, он часто теряет самообладание, опускается физически и морально, забывает о своих обязанностях перед обществом, семьей. Круг интересов сужается и, в конце концов, он готов за рюмку водки кривить душой, совершать аморальные поступки и даже преступления. Так, 17 июля 1983 года в 13; часов в парке после распития спиртных напитков жители р. п. Мошково А. Скуби- лов и Н. Литвиненко беспричинно избили В. Дорожкина. Против Скубилова и Литвиненко возбуждено уголовное дело. Другой случай. О. Земерошие обволакивали сознание, лишая хоть какой-либо воли. Он не ударил, но равнодушно мог созерцать избиение (первая судимость). Никого не убил, но методично убивал человека в себе, презрев нормы общечеловеческой морали. Вроде бы любил единственно близкого ему человека и обкрадывал его, отнимая последнюю надежду. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершается преступление. Вряд ли предполагала Мария Степановна, годуя внука, что, оставляя ему самый лакомый кусочек, оберегая от, как казалось ей тогда, «излишне жестких» требований школы, закладывает в нем основы эгоистического равнодушия к чужой беде, чужой боли. Напрасно надеялась Мария Степановна, которая во внуке по-прежнему души не чаяла, на его помощь. Так и не собрался Николай посадить ей огород. А попал он в камеру предварительного заключения. Теперь уже за злостное тунеядство. Из справки врачебной комиссии: «...Соколов Николай Петрович, год рождения 1957-й... Здоров, способен работать... Употребляет алкоголь... Диагноз: алкоголизм второй степени...» На протяжении шести месяцев районный отдел внутренних дел несколько раз напоминал ему о трудоустройстве, предупреждал о нарушении паспортного режима. Соколов не придавал этому значения. Получил десять суток за тунеядство, пьянство, нарушение паспортного режима, но и тогда образа жизни не изменил. Тем более, что в Ташарин- ском торговом предприятии, где он был временно оформлен на работу, не требовали от него срочно представить документы, мирились с гем, что он длительное время не имел паспорта и прописки. Это отнюдь не способствовало становлению личности человека, уже однажды оступившегося. Опасные последствия ва, ранее -судимая за кражу личного имущества, после освобождения из мест лишения свободы на путь исправления не встала. Употребляла спиртные напитки. Вновь совершила кражу. О. Земерова осуждена Мошковским народным судом к 3 годам лишения свободы. Пьянство — прямой путь к преступлению. Человек, принявший спиртное, теряет способность анализировать, правильно оценивать свои возможности. В этом состоянии человек может совершить такие поступки, о которых, протрезвев, будет вспоминать со стыдом и слезами раскаяния. А. КУРОЧКИНА, участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних Мошков- ского РОВД. Москва. Имя этого робота — МАР-1. Он может кормить,, поить, ухаживать за различными животными на фермах... I Создан экспериментальный железный помощник животноводов в Московском институте инженеров сельскбхсзяйствен- ного производства имени В. П. Горячкина (МИИСП). Задачи В результате, Соколов во второй раз попал на скамью подсудимых. Как он сам выразился, «не успел от баланды отвыкнуть, опять привыкать». Па суде Соколов со слезами раскаивался в своем образе жизни. Были ли эти слезы искренними? Можно ли верить его обещаниям впредь, после отбытия наказания, честно исполнять гражданский долг перед Родиной, а также долг перед человеком, воспитавшим его? Хочется верить. Ведь по- настоящему Соколов еще и не жил. Четверть века позади, но неведомо ему, что труд приносит радость, радость общения с людьми в здоровом коллективе. В 25 лет он так и не завел семьи. Воспитывая внука, мечтала Мария Степановна увидеть его в кругу семьи, понянчиться с правнуками. Думала, будет ей утешение в старости. А вышло: догляд и покой необходимы ей, но осталась она одна. Выступая в качестве свидетельницы, Мария Степановна пыталась заверить суд, что Николай не обижал ее. А деньги давала она сама, а не по принуждению. Ведь это не кто иной, а внук просил. Значит, нужно ему. И было в ее словах все то же безоглядное самоотречение ради обожаемого внука. Видимо, представлялся он ей «несмышленышем», который когда-нибудь да образумится. На скамье же подсудимых сидел великовозрастный детина. Слушал свою бабушку и... плакал. От жалости к ней ли, к себе ли... А может быть, тронулся лед равнодушия, наступило раскаяние? Но не исключено, что слезы эти сиюминутные, быстро забуду гея, не оставив в душе следа. Николай Соколов осужден за тунеядство к году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Одновременно его будут принудительно лечить от алкоголизма. Л. ГОРЕЛИКОВА. Так, например, работница сто- ловой Лушникова после употребления спиртных напитков стала беспричинно оскорблять посторонних граждан нецензурной бранью. Утром следующего дня она раскаивалась в содеянном. Но было поздно. За нарушение общественного правопорядка Лушникова оштрафована на 30 рублей. Алкоголизм наносит материальный ущерб производству и государству. Невыходы на работу, заболевания и несчастные случаи на почве алкоголизма, прогулы и опоздания, падение = производительности труда, Дорча сырья и оборудования, снижение качества изделий, явный брак — все это, как правило, следствие пьянства. В. СУВОРИН, участковый РОВД, р. п. Мошково. перед специалистами стояли сложные: необходимо было не только создать робот, но и научить его взаимодействовать с различными животными без ущерба для них. Пришлось основательно изучить физиологию и биомеханику животных, разработать принципы распознавания их образов и характера поведения в различных состояниях. В МИИСП разработано 24 типа роботов для автоматизации процессов в животноводстве, растениеводстве, а также для технического обслуживания автотракторной и сельскохозяйственной техники. На снимке: начальник отдела сельскохозяйственной робототехники И. И. Васянин у экспериментального образца мобильного автономного робота МАР-1. Фото В. Созинова. (Фотохроника ТАСС).
elib.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2