МОШКОВСКАЯ НОВЬ 18 октября 1983 г., J& 125 (4779) —*т= В условиях всеобщего обязательного среднего образования более чем когда-либо требуется согласованность действий всего педагогического коллектива. Как бы старательно ни трудился каждый из учителей, добиться успеха в сложном школьном деле все же трудно, если усилия ’всего коллектива не воодушевляет общая цель, идея, если мысли и дела всех не объединены и не направлены на совместные творческие поиски и решение задач, поставленных перед современной школой. Немалую, можно сказать, решающую роль в таком объединении людей играет педагогический сг вет. Содержание и методика его работы четко определены «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы от 1972 года». В нем говорится, что главными задачами педагогического совета являются объединение усилий педагогического коллектива школы на повышении уровня учебно - воспитательной работы, внедрении в практику достижений педагогической науки и передового опыта. Там, где педагогический коллектив и, прежде всего, директор, уделяют должное внимание организации работы педсовета, чтобы ведущими принципами его деятельности стало подлинно коллективное решение многих стоящих перед школой педагогических задач, тесная связь науки и практики, там этот орган коллегиального управления действительно объединяет усилия учителей, обеспечивает постоянное совершенствование качества обучения и воспитания учащихся. Если эти ведущие принциСОГЛАСОВАННО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО пы нарушаются или должным образом не используются, их роль оказывается принижен ной. В таких случаях активность педагогов весьма невысока, а деятельность педсовета слабо влияет на учебно-воспитательный процесс. Порой идет заседание совета, обсуждается вроде бы актуальная педагогическая проблема, а отдельные учителя в это время просматривают классные, а то и иллюстрированные журналы, проверяют тетради или дневники учащихся. Их как будто не трогает, не волнует острая тема разговора. Главная причина этих негативных явлений — нарушение принципа коллегиальности в руководстве педагогическим процессом. Педагогический совет — это не совещательный орган, а решающий. Все вопросы, относящиеся к компетенции педсовета, можно разделить на две группы — плановые и внеочередные, первые определяют педагогическую стратегию и тактику школы и им уделяется первостепенное внимание. Среди плановых выделяются вопросы организационные — утверждение общешкольного плана, итоги четверти, перевод учащихся; допуск к экзаменам. Центральное место принадлежит, конечно, вопросам тематическим, обсуждению проблем обучения и воспитания учащихся, совершенствованию педагогического мастерства учителей. Сейчас каждая школа работает над определенной проблемой, наша школа — над проблемами «Каждого ученика научить учиться, жить и работать по-коммунистически» и «Воспитание культуры поведения у учащихся». Исходя из общешкольных проблем, планируем на год и тематику педсоветов. Так, за прошлый учебный год мы провели заседания педагогического совета, где обсуждались предложения по совершенствованию управления и руководства школой. воспитанию на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, воспитанию культуры поведения у учащихся, привитию любви к труду и о профориентации... Выбор актуальной тематики, тщательная подготовка к педсовету, участие учителей в подготовке и обсуждении во просов, коллективное составление решения и обязательная проверка исполнения — основ ные требования к работе педсовета нашей школы. В школе составляется график работы администрации и общественных организаций на четверть, на совещании при директоре обсуждается план подготовки и проведения педсовета. С предложениями по улучшению учебно - воспитательной работы школы на новый учебный год учителя высказали в своих ответах на вопросы анкеты в мае, поэтому когда утверждается план работы, учителя по существу уже подготовлены к педсовету. Или другой пример: подготовку такого вопроса, как перевод учащихся, мы начинаем с начала четвертой четверти. Берем под контроль индивидуальную. работу учителей с учащимися, особенно с теми, у кого имеются пробелы в знаниях. В итоге закончили учебный год без второгодников. Педагогический совет —это скорее всего распространение и обобщение передового опыта учителей. Например, готовясь к педсовету «Главные слагаемые комплексного подхода к воспитанию» мы с организатором по внеклассной и внешкольной работе Э. А. Кузнецовой, исходя из конкретной практической результативности работы классных руководителей, поручили выступить на педсовете К. А. Старцевой о воспитании культуры поведения у учащихся, А. П. Хавиной—о воспитании на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Конечно, прежде чем поручить им выступить на педсовете, мы посещали у них классные часы, внеклассные мероприятия, привлекали к этому других учителей. Членам педсовета было что сказать по данному вопросу, да и для вышеназванных товарищей это был своего рода отчет о работе. За месяц до педсовета весь учительский коллектив знал тему. Педагогическая наука рекомендует к педсовету готовить методические выставки из планов, методических разработок, наглядных пособий и т. п. Тогда и учителя будут активно участвовать в работе педсовета по обмену опытом. По-иному необходимо поступать и с подготовкой проекта постановления педсовета. Если раньше его зачитывали на заседании, и многим трудно было тут же оценить его достоинства, заметить недочеты, то теперь проект был вывешен заранее в учительской для всеобщего обозрения. Учителя вносят дополнения, поправки, изменения. Работу по выполнению рекомендаций педсовета мы продолжаем на методических совещаниях, где конкретизируется тематика бесед, вечеров, конференций для учащихся. Работа комитета ВЛКСМ и совета дружины направляется на выполнение рекомендаций педсовета. Сроки подготовки к заседанию педсовета определяются объективными потребностями всестороннего изучения вопроса по вовлечению всех учителей в активную практическую деятельность. Необходимо иметь пятилетний план работы педсовета, ибо он делает более обоснованной систему обсуждения вопросов и на очередной учебный год. Таким образом, совершенствование работы педагогического совета школы, развитие коллегиальности — велен и е времени и необходимое условие совершенствования управления, улучшения обучения и воспитания учащихся, роста педагогического коллектива, мобилизации его на успешное решение задач, поставленные перед школой партией и по ь вительством. А. БОВА. директор Смоленской средней школы. ( I ДИСЦИПЛИНЕ» ^4о-шыаюь/ КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ После ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС в совхозе «Большевик» заметно оживили свою работу по укреплению трудовой, производственной дисциплины администрация, профком, товарищеский суд и другие общественные организации. Но все они в решении данной проблемы действовали разрозненно, самостоятельно искали формы и средства борьбы с пьянством и прогулами. Однако большой отдачи от этого не было. Неслучайно возникла мысль: а нельзя ли объединить усилия администрации, общественных организаций в наведении порядка на производстве, скоординировать эту работу, направив ее по единому руслу? Обратились к опыту других предприятий, хозяйств нашей области, страны. Постепенно созрела идея. Профсоюзный комитет (председатель Г. Д. Петров) выступил с предложением создать оперативный комитет по профилактике и укреплению трудовой дисциплины. Данная идея была поддержана. В целях усиления борьбы с нарушителями трудового законодательства, совершенствования организации труда, управления производством приказом директора совхоза Э. И. Риделя в марте этого года был утвержден оперативный комитет по профилактике и укреплению трудовой дисциплины. В состав комитета вошло 33 человека: директор совхоза, все главные специалисты, отдельные руководители среднего звена, секретарь парткома, члены профкома и товарищеского суда. Возглавил его работу председатель профкома Г. Д. Петров. На основе трудового законодательства, типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных предприятий, положений о товарищеских судах и правах ФЗМК было разработано и утверждено Положение об этом оперативном комитете. В связи с тем, что в его состав входят члены профсоюзного комитета, товарищеского суда, создается предпосылка для более конкретного, оперативного вынесения решения по каждому работнику, нарушившему трудовую, производственную дисциплину. Эга мысль^конкретизируется в данном Положении. Если на заседании оперативного комитета при рассмотрении вопроса о появлении рабочего в нетрезвом состоянии в общественном месте, на работе или о хищении государственного имущества выносится предложение о наложении штрафа на провинившегося, то членам товарищеского суда здесь же предлагается принять соответствующее решение. , Когда разговор на заседании оперативного комитета идет о злостном нарушителе трудового законодательства, неоднократно подвергавшегося уже административному, общественному порицанию, то директор совхоза или другой представитель администрации может поставить перед профкомом вопрос о даче согласия на увольнение работника по статье 33 п. 4 КЗоТ РСФСР. Членам профкома на этом же заседании предоставля е т с я право решить положительно или отрицательно данный вопрос. Оперативный комитет вправе применять к нарушителям трудовой дисциплины меры морального и материального наказания и через приказы директора. Согласно утвержденному Положению члены этого координационного органа могут принимать следующие меры в отношении провинившихся: — ограничиться обсуждением, объявить выговор, строгий выговор: — перевести на нижеопла чиваемую работу на ерж до трех месяцев, на менее ответственную должность на тот же период: — отказать в предоставлении отпуска в летние месяцы; — в последнюю очередь предоставить технику и автотранспорт во время заготовки сена для личного скота: — полностью или частично лишить премии по итогам социалистического соревнования, тринадцатой зарплаты; — снизить трактористу-ма- шинисту единовременное вознаграждение за стаж работы до 25 процентов; — полностью или частично лишить работника животноводства единовременного вознаграждения за стаж работы по специальности; — передать дело на рассмотрение общественной opi а- низации и т. д. Работники хозяйства, систематически злоупотребляющие спиртными напитками, наносящие вред производству пьянством, прогулами, ставящие свои семьи в трудное материальное положение, показывающие дурной пример детям, по ходатайству оперативного комитета через народный суд, районный отдел внутренних дел отправляются на добровольное или принудительное лечение от алкоголизма. На имя директора совхоза руководитель производственного участка подает докладную, в которой излагает конкретные факты нарушения трудовой, производственной дисциплины отдельным нерадивым работником. Данный документ уже служит поводом для приглашения злостного прогульщика, лодыря, пьяницы на заседание комитета. Но разбор нарушителей — лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, заключается в совершенствовании воспитательной, профилактической работы в коллективе. Оперативней комитет в своей деятельности руководствуется перспективным планом, в котором прежде всего предусматривается обсуждение состояния трудовой, производственной дисциплины на конкретных производственных участках: на животноводческих фермах, в автопарке, стройцехе и т. д. Кроме того, запланировано рассмотреть на своих заседаниях такие важные вопросы, как роль рабочих собраний в деле воспитания и укрепления трудовой дисциплины, роль личного примера родителей в воспитании детей, совместная работа администрации и профкома свинофермы № 2 по укреплению трудовой дисциплины и другие. Анализируя первые шаги работы этого оперативного комитета, секретарь партийной организации В. Н. Соколов подчеркивает необходимость повышения ответственности управляющих фермами, бригадиров, начальников цехов по борьбе со злостными нарушителями. Руководителям высшего и среднего звена, говорит он, предстоит многое сделать по совершенствованию организации труда в хозяйстве, созданию благоприятных условий для рабочих, надо активнее использовать Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Г. Д. Петров, рассказывая о небольшом пока опыте работы оперативного комитета, отмечает такую немаловажную деталь, как обеспечение гласности принимаемых на заседаниях решений. Она достигается прежде всего через совхозную радиогазету, которая выходит в эфир один раз в неделю. Под рубриками «О дисциплине во весь голос», «Нарушил — отвечай» в передачах ведется серьезный разговор об укреплении социалистической дисциплины труда. Такие беседы, как «Почему плакала Анастасия Григорьевна?», «Человек под забором» заставляют сельчан прислушаться, присмотреться к отдельным людям, не остаться равнодушными к их плохому поведению. Об эффективности работы оперативного комитета по профилактике и укреплению трудовой дисциплины говорят уже такие цифры: в 1981 году в совхозе совершено 1982 прогула, в 1982 — 1677, за 8 месяцев текущего года — 735. Заметное снижение числа прогулов является прежде всего следствием коллективных мер воздействия на нерадивых. Сделать все необходимое для укрепления социалист ическсй дисциплины труда — значит добиться дальнейшего развития экономики совхоза. Этот курс, взятый хозяйством, поможет обеспечить успешное выполнение заданий l l -.й пятилетки. Т. БУХАРЕЕВА. М И Р ЗАЩИТИМ Скоро мы, сегодняшние призывники, встанем в строй защитников Родины и готовы с честью выполнить почетную обязанность гражданина СССР. Мы горды тем, что идем в Вооруженные Силы, которые прошли легендарный путь от первых революционных отрядов, вооруженных трехлинейными винтовками, до могучей армии, способной сокрушить любого врага, оснащенной самым современным оружием и техникой. Почетна и в то же время трудна воинская служба, но разве легче хлеборобу убирать в ненастную погоду урожай, или шахтеру добывать уголь. Все мы до призыва работали в трудовых коллективах и, будучи на воинской службе, с честью пронесем высокое звание советского воина. Дорогие наши отцы, матери, братья и сестры, трудитесь спокойно, мы надежно будем охранять рубежи нашей Отчизны! А. АНДРЕЕВ, шофер Мошко в с к о г о ССПТУ-26.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2