МОШКОВСКАЯ НОВЬ ; 30 сентября 1983 г., №118 147721 ~ ~ : . .т= = НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ГОДЫ (Из истории комсомола района) Создание комсомола проходило под руководством партии большевиков, В. И. Ленина. Комсомол, в свою очередь, явился боевым помощником и резервом партии. Первые ячейки комсомола в Алексеевской волости (нынешнем нашем районе) возникли после изгнания колчаковцев и иностранных интервентов. Ячейки создавались под руководством большевиков, вышедших из подполья. В номере газеты «Советская Сибирь» за 13 декабря 1919 года была напечатана инструкция ЦК РКСМ «Как организовать Российский Коммунистический- Союз Молодежи». В этой же газете на «Страничке красной молодежи» регулярно публиковались материалы об организации и деятельности комсомольских ячеек на местах. Первоначально в селах и деревнях были единицы комсомольцев. Они действовали под руководством Новониколаевского окружного комитета комсомола. В 1922 году в волости родились первые ячейки комсомола в только что созданных коммунах: имени В. И. Ленина (секретарь комсомольской ячейки — Мария Кози н а), «Пролетарский труд» (Владимир Тупицын), в селе Дубро- вино «Луч коммунизма» (Николай Москвин) и других. В январе 1924 года состоялась первая районная комсомольская конференция, на которой присутствовало 23 делегата. На конференции был избран* состав райкома, секретарем его — И. Г. Витильков. Членами райкома ста л и М. Козлов, В. Тупицын, И. Зи- лев, А. Карпенко, М. Козина, М,- Родин. В то время обязанности всех членов райкома, кроме секретаря, исполнялись на общественных началах. Программой всей жизни, борьбы и труда комсомольцев являлась историческая речь В. И. Ленина «О задачах Союзов молодежи», произнесенная на III Всероссийском съезде комсомола. . Ярким проявлением трудового энтузиазма тех лет были коммунистические субботники, названные В. И. Лениным «Великим почином». В них участвовали и комсомольцы. Они помогали в разъяснении политики партии и советского правительства, проводили митинги и собрания, пресекали происки враждебных элементов. Комсомольцы принимали участие в работе местных органов Советской власти, с оружием в руках вели борьбу с кулачеством. Там, где не было партийных ячеек, комсомольцы самостоятельно становились непосредственными проводниками и исполнителями решений партии, брали на себя трудные, но почетные задачи, например, шли на штурм темноты, неграмотности. В селах волости работало 382 культармейца по ликвидации неграмотности. Собирались в избах - читальнях и крестьянских домах, при тусклом свете керосиновых ламп и «коптилок». Более 2100 человек взрослых в первый год учебы начали читать по слогам буквари и писать первые слова. Активно принимали участие в работе ликбезов комсомольцы А. Кулагина, Н. Лобазова, И. Зилев, С. Шоц- кий, И. Сухарев, Л. Ивачева и многие другие. Комсомольцы были организаторами пионерского движем ния в районе под руководством присланного из Новониколаевского уезда комсомольца Ивана Ковалева. В День рождения пионерской организации имени В. И. Ленина в селе Мотково из 40 ребят коммун имени В. И. Ленина и «Пролетарский труд» был создан отряд. Вожатой стала учительница начальной школы Александра Слободяникова. Ежегодно в Международный юношеский день пионерские отряды шли по улицам сел и деревень с красными флажками и лозунгами. После демонстрации устраивали спектакли или концерты, спортивные ‘игры, жгли пионерские костры. К 1930 году при школах было уже 15 отрядов, в которые входило более 2100 пионеров. В коммунах создавались пионерские посты. Они поочередно вели дежурство на дозорных вышках, охраняя урожай. Пионеры выступали перед коммунарами с концертами, собирали колоски на полях, выпускали «Боевые листки». На VI съезде РКСМ было присвоено имя В. И. Ле- нийа. Делегатом этого съезда был и наш земляк из коммуны имени В. И. Ленина Михаил Голдобин — активный общественник. В дни Ленинского призыва из числа молодежи района вступили в комсомол 86 юношей и девушек. Когда был взят курс на социалистическую индустриализацию. страны, были определены новые задачи, формы и методы работы комсомола. Необходимо было усилить идейное и организационное влияние на молодежь, чтобы поднять ее на активное участие в социалистическом строительстве. В 1927—1928 годах в районе комсомольских ячеек насчитывалось 62, в них состояло белее 850 человек. Из них было: коммунаров — 150, крестьян - бедняков и батраков — 600. Секретарем райкома комсомола был Николай Соломин. Из числа комсомольцев были посланы на курсы в сельхозтехникум — 15 человек, на счетнозаготсвительные курсы — 38, в школы рабочей молодежи — 60. В период коллективизации комсомольские ячейки в районе помогали, как и по всей стране, советским органам выявлять злостных укрывателей хлеба, организовывали «красные обозы», создавали инициативные группы, члены которых вовлекали крестьян в колхозы, проводили собрания батрацко - бедняцкой молодежи, ходили по домам единоличников, чтобы убедить людей на основе конкретных фактов в преимуществах колхозов. Секретарем райкома был Яков Наипатченко. Комсомольцы закалялись и воспитывались в практической работе, увлекая за собой несоюзную молодежь. Среди первых руководителей сельскохозяйственных артелей были представители комсомола: артели «Сибкомбайн» — М. П. Козлов, «Советский Большую роль в воспитании человека коммунистического завтра играет умение его самостоятельно жить, работать, добросовестно относиться к своему делу не по указке других, а из своих собственных побуждений. Воспитывать эти положительные качества необходимо везде, всегда — и дома, и в школе, и в процессе обучения. В этом году мои питомцы — уже десятиклассники. Начала я с ними работать в 8 классе, то есть два года назад. С первых дней столкнулась с такими явлениями, как отсутствие чувства ответственности за порученное дело. В первую же неделю ребята не приготовили политинформацию. Причину они видели в том, что классный руководитель не раздал материал для сообщений, как это делалось в 7 классе. Собрала я учащихся и провела оеседу о назначении политинформации, о том, как ее приготовить, на что обратить внимание при подборе материала, поручила вновь этим же ученикам подготовить сообщения, с учетом данных мною рекомендаций. Они принесли подобранный материал для корректировки, я советовала кое- что опустить, кое-что добавить. В день политинформации ребята выступили перед своими соклассниками неплохо. Они были довольны, так как видели плоды ' своего почти самостоятельного труда. УЧИТЬ САМОСОТЯЕТЛНЬОСИТ Такой контроль осуществляла почти три недели, затем возложила эту миссию на ответственного за проведение политзанятий. Спустя две четверти я уже полностью доверила ребятам самостоятельно готовить по- литсообщения. И, надо сказать, делали они это с интересом и добросовестно. В 9 классе я помогала лишь готовить тематические информации. При проведении работы на подшефной улице первое время ребята приходили не все, но я решила до тех пор не начинать десанта, пока класс не будет в полном составе. Причем, как выяснилось из бесед с учащимися, приходили помогать престарелым каждый раз одни и те же. Для начала те, кто пришел, пошли не в дома наших подшефных, а к тем ребятам, которые не явились на наше мероприятие. Лишь когда все собрались (правда у некоторых мальчиков были недовольные лица), начали работу на час позже назначенного времени. В- следующий раз пришли все, кроме одного «неподдаю- щегося». Но и его мы «вытащили» из дома, так как уважительной причины для отсутствия он не имел. Всю первую четверть я ходила с ребятами сама на подшефную улицу. В 9 же классе учащиеся самостоятельно работали в зоне комсомольской заботы. Мне докладывали о проделанном. И теперь уже они сами забыли о тех временах, когда кто - нибудь без уважительной причины не участвовал в коллективном труде. Воспитала я в этом классном коллективе и самостоятельность в проведении генеральных уборок в классе. Первоначально их делалил некачественно, лишь оы отчитаться передо мной. Но я приходила к концу уборки с тем, чтобы указать на недоделки, недостатки в работе. Помнится, они встречали сначала мои замечания «в штыки», но, поняв, что на оставленную грязь им прежде всего самим неприятно смотреть, стали относиться к наведению в классной комнате порядка исключительно добросовестно. Я им стала доверять полностью. И каждый раз оставалась довольной трудом ребят. Процесс воспитания навыков самостоятельности очень длительный, кропотливый, и плоды его можно увидеть порой лишь через год, а иногда и позже. Но нужно быть очень терпеливым, уметь ждать, зная о том, что привитые навыки самостоятельности сыграют для подростка положительную роль при вступлении его в самостоятельную жизнь. Не имея «нянек» в школе и дома, молодой гражданин не будет нуждаться в них. Такой человек добросовестно и качест- | венно выполнит любое порученное дело, принося и себе, и обществу большую пользу. Вот об этом-то и нужно помнить всегда, воспитывая то или иное положительное качество у сегодняшних школьников. Г. ЧУРСИНА, учительница. с. Дубровино. путь» — М. И. Родин, «Эда- зи» — А. И. Пелло, «Сталь» — И. Ф. Кондратьев и другие. Участвуя в хозяйственных и политических кампаниях, комсомольцы не раз платили жизнью в борьбе с кулачьем. Например, комсомолец Иван Бубенов, первый тракторист из вновь организованного совхоза «Томиловский» (ныне «Большевик»), стал жертвой кулаков. В 30-х годах на левом берегу реки Иня начали строительство железнодорожной линии Новосибирск — Ленинск- Кузнецк. Районная комсомольская организация взяла шефство над этой стройкой. Был выдвинут лозунг «Каждый комсомолец должен отработать одну - две смены». Организовывались массовые воскресники молодежи. Комсомольцы из сел Мотково, Буго- так, Репьево, Шмаково, Томи- лово, Корпысак, Пермянск, Калоганово расчищали снег, разгружали составы с камнем и песком. п. томилов. р. п. Мошково. (Продолжение следует). На снимке: И. Ф. Кондратьев, комсомолец 30-х годов. В 1929 году он вступил в колхоз «Новый мир», был секретарем комсомольской ячейки колхоза. В 1931 году И. Ф. Кондратьев был избран председателем Томиловского сельского Совета. С 1938 года возглавлял колхоз «Сталь». И. Ф. Кондратьев — участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной звезды, медали «За отвагу» и многих других наград. * * * На снимке: комсомольцы 30-х годов из бывшего колхоза «Эдази», одного из лучших в районе в 30-е годы, (сидят слева направо) В. А. Кангро, один из передовиков, А. Д. Кангро - Пелло, секретарь первичной комсомольской организации, заведующая фермой, К. Д. Пелло, председатель колхоза, (стоят слева направо) Ал. Д. и Ар. Д. Пелло, передовики производства. Й. о. редактора В. Л. ЛУШНИКОВ НАШ АДРЕС: 633 140, р. п. Мошково, улица Пионерская, 2. ТЕЛЕФОНЫ: Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни — 92-177, ответственного секретаря, бухгалтерии — 92-574, ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362. Индекс 50909 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Печать высокая. Заказ 2180 Тираж 4562 Объем 1 печатный лист.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2