Мошковская новь, 1983 №100

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 120 августа 1983 г. № 100 (4754): Коллектив М о ш к овского хозрасчетного строительного участка успешно справился с производственной п р о грам- мой в 1982 году. План строительно-монтажных работ генподрядом был выполнен на 106.4 процента, еще выше — собственными силами — на 131.5 процента. Однако, нынче за первое полугодие план по этому показателю выполнен лишь на 71,4 процента, по вводу объектов в эксплуатацию — на 90,6 процента. В чем же дело? Сказались объективные причины: отдельные просчеты, неувязки в планировании, разбросанно с т ь строительных объектов. А в наличии субъективных причин мы смогли убедиться сами в ходе рейда. В центре районного поселка Мошково строится общежитие, рассчитанное на 360 мест. С самого начала этому зданию не повезло. Проектировщики допустили брак, на устранение которого понадобилось около 11 тысяч рублей дополнительных затрат. На объекте, в момент нашего посещения, царила тишина. Выяснили, что бригада В. Ф. Петрова в этот день разгружала вагоны с кирпичом. Осмотр пришлось делать без непосредственных хозяев, с участием начальника планового отдела хозрасчетного участка С. М. Жердева. Онто и ввел нас в курс дела: — Бригада Петрова большая (17 человек), дружная, бригадир опытный, более 20 лет на стройке. Но вот от недостатков в работе ей пока не удалось избавиться. Прежде всего в глаза бросилась неровная кладка стены, довольно большой по размеру. Сделали предположение: «Ученик практиковался». Но каково же было наше изумление, когда бригадир при встрече пояснил, что стену клал каменщик пятого разряда!? — Досадно,— сказал В. Ф. Петров,— но поверил его документу, а человек-то оказался недобросовестным. Да и работал у нас в бригаде всего два месяца, а вот краснеть за него приходится долго. И сам я, конечно, виноват, не хватился вовремя. Будь бережлив! В СТРОИТЕЛЬСТВЕ экономия только одного ПРОЦЕНТА расхода ЗА ГОД сберегает: * ЦЕМЕНТА - 1 ,2 миллиона тонн, достаточных для сооружения 95 тысяч квартир; * СТЕКЛА — 2,2 миллиона квадратных метров, которыми можно остеклить 150 гектаров теплиц; * КИРПИЧА —400 миллионов штук, достаточных для постройки около 15000 сельских жилых домов площадью сто квадратных метров каждый; * МЯГКОЙ к р о в л и— почти 15 миллионов квадратных метров. Предусмотрено снизить расход в текущей пятилетке в сравнении с нормами 1980 года: * Цемента — на 5—7 процентов; стекла — на 7—8; мягких кровельных материалов — на 3—4; шифера — на 2—3 процента. Планом 1983 года намечено сэкономить в строительстве около четырех миллионов тонн цемента, десять миллионов квадратных метров мягкой кровли, два миллиона квадратных метров стекла, двадцать миллионов условных плиток шифера. КОГДА ЖЕ Б У Д У Т СДВИГИ? '*4Ь4й»гаш,. Р Е Й Д П О С Т Р О И Т Е Л Ь Н Ы М Заметили мы и другие погрешности: просела площадка лестничного марша, кое-где «косят» оконные проемы. Пока возводится второй этаж, и очень не хотелось бы нам, заглядывая в будущее, применять пословицу «Дальше в лес, больше дров...» Неблагополучно обстояло дело здесь со складированием, хранением строительных м а т е риалов. Сваи, плиты во многих местах уложены наспех, без соблюдения соответствующей технологии. На собственной базе хозрасчетного участка было многолюдно. Только что закончила выгрузку кирпича бригада В. Ф. Петрова. Бригадир сетует на плохое качество кирпича: — Четыре раза он грузится (погрузка и выгрузка вагона, затем — на машину и из нее) прежде, чем попадает на объект, поэтому много битого. Конечно, это сказывается на качестве строительных работ. Беда и в том,— продолжил В. Ф. Петров, — что кирпича постоянно не хватает. Вот уже две недели по этой причине работаем вполсилы. К концу месяца опять будет штурмовщина. Затронул бригадир и другую важную проблему: достав- ку бетона на объект. Два часа в день, по его словам, теряется из-за несвоевременного подвоза. Что значит двухчасовой простой для бригады каменщиков в 17 человек? Это 34 потерянных рабочих часа в день, другими словами: четыре человека ежедневно не работают. А если приплюсовать сюда простои других Наша страна занимает первое место в мире по производству цемента и сборного железобетона, строительного стекла и кирпича, шифера и асбоцементных труб, ряда других строительных материалов. Тем не менее подчас их строителям не хватает. Одна из причин — перерасход материалов против плановых норм. Если всюду устранить или хотя бы уменьшить их потери, можно и при нынешних ресурсах наладить гораздо лучшее снабжение строительства. Промышленность строительных материалов потребляет много топлива и электроэнергии. В нынешнем году цементные заводы израсходуют, по расчетам, около 23 миллионов тонн условного тоалива, которых хватило бы, к примеру, на все бытовые нужды двадцати с лишним городам с миллионным населением каждый. Электроэнергии для производства цемента потребуется в этом году около 14 миллиардов киловатт-часов, или примерно столько же, сколько вырабатывает в год одна из крупнейших атомных электростанций — Ленинградская. Велики затраты и на перевозку строительных грузов. На их долю приходится более четверти всех железнодорожных, треть автомобильных и свыше половины речных грузоперевозок. А перевозки — это в первую очередь расход опять-таки топлива, которое, как известно, становится все более дорогим. Неудивительно, что в нынешней пятилетке оптовые цены на строительные материалы пришлось значительно повысить, в том числе цемент подорожал на 29 процентов, кирпич — на 33, рулонные кровельные материалы — на 21 процент. Необходимо бережно, по-хозяйски использовать строительные материалы. Задания по их экономии установлены напряженные, но вполне реальные. Большие резервы экобригад по этой же причине... — Кто же виноват в простоях?— обратились мы с вопросом к работникам бетонного узла (уста н о в к а £б-134). В ответ услышали: — Нас три человека. Обеспечить сразу все объекты к началу рабочего дня не можем, хотя и начинаем работу в восемь часов утра. Да и машин не хватает. Нужен график. Итак, требуется график. Если составлять график на неделю, на месяц вперед и придерживаться его трудно, то хотя бы на завтрашний день это можно делать. И ввести в систему доведение этого графика заинтересованным лицам накануне следующего рабочего дня. Только кто же такой график будет составлять и контролировать его выполнение? На этом объекте мы увидели то же самое отношение к складированию, хранению строительных материалов, что и на предыдущем. Груды плит, свай, кирпича видны по всей территорий, куда ни глянь. Спрашиваем у прораба А. Н. Козлова: «Кто здесь хозяин?». — Каждый мастер, прораб отвечает за складирование какого-то одного вида стройматериалов,— пояснил он. — А вообще-то эту площадку можно назвать «кладбищем». Сюда свозятся со всех объектов неликвидные материалы, те, что оказались лишними, неиспользованными. — И непригодными,..— добавляем мы, зрительно представив судьбу тех не по-хозяйски сложенных свай, плит, которые только что видели Э к о н о ми т ь строительные материалы номии имеются на самих стройках, в процессе производства строительных материалов и при их транспортировке. Велики потери строительных материалов, особенно цемента и кирпича, при их перевозке, выгрузке и хранении. Путь решения этой проблемы — в насыщении специализированным транспортом, контейнерами и поддонами, передвижными и сборно-разборными складскими помещениями. Меры в этом отношении принимаются, но полная их реализация потребует немало времени. А между тем потери можно намного уменьшить уже сейчас, если всюду проявить старательность и добросовестность. Не столь уж сложно, например, укрыть перевозимые материалы от дождя или снега, обеспечить их аккуратную, без боя у других потерь погрузку и выгрузку, полную очистку от них транспортных средств, наконец, просто тщательную охрану материальных ценностей. Плохо, однако, что эти и другие крупицы ценного опыта распространяются пока медленно. Во многих коллективах не хотят утруждать себя внедрением новшеств, ошибочно полагая, что, коль мы больше всех в мире производим цемента, можно и расходовать его без меры и счета. Такими настроениями, в частности, объясняется нежелание во многих организациях заниматься обогащением, рассортировкой по фракциям щебня, гравия и других инертных заполнителей бетонов. А между тем давно установлено, что каждый процент содержания в них пыли и глиП Л О Щ А Д К А М на предыдущем объекте. — Кто же в целом отвечает за складирование материалов на территории собственной базы?-— задаем вопрос начальнику хозрасчетного участка В. И. Быкову. — Хозяин есть,— слышим в ответ. — Мастер С. Н. Ма- наенков. — Так почему бы с него и с тех других, кто отвечает за надлежащее хранение стройматериалов, не спросить строго? О какой бережливости может идти речь при таком отношении к этому далеко не второстепенному делу?.. Обратились мы и в плановый отдел с вопросами: «Какие строительные материалы и какими бригадами сэкономлены в 1982 году, в текущем? Послужило ли это основанием для начисления премий?». К сожалению, конкретного ответа на поставленные вопросы не получили. А не получили потому, что учет пере- расходования и эконо м и и строительных материалов каждой бригадой, каждым участком по-настоящему не налажен. Отсюда нет и соответствующей заинтересованности, ответственности. Побывали мы в тот день и на строительстве плавательного бассейна. Здесь уже начались отделочные работы. Рабочих увидели скучающими в тени деревьев, рядом с бассейном. Оказалось, что они (4 человека) — из бригады Разговорова, занятой на строительстве котельной. В этот день получили задание сделать отмостку вокруг бассейна. ны требует двухпроцентного дополнительного расхода цемента. Зачастую же применяют инертные заполнители бетона с загрязненностью в 10 —15 процентов. Расчеты показывают, что в целом по стране из-за этого перерасход цемента достигает двух с половиной — трех миллионов тонн в год, что, конечно, недопустимо. Экономить материалы надо самим строителям. Не секрет, что они допускают большой бой стекла, кирпича и даже бетонных конструкций, поте ри цемента, красок, много материалов повторно расходуют на устранение своего же брака. А ведь строителям есть на кого равняться. К примеру, возглавляемая кавалером ордена Трудовой Славы III степени А. Сергеенко хозрасчетная комсомольско - молодежная бригада строителей в Новосибирске экономит материалы на совесть. У нее на площадке не увидишь вываленного на землю бетона, застывшего раствора. Берегут каждый его грамм, делая точное бетонное литье. «Мы должны,— говорит бригадир, — относиться к бетону не менее бережно, чем металлурги к металлу. Металл, если допущен брак, еще можно спасти, отправив в переплавку, а отходы «схватившегося» бетона годны лишь на свалку». На третий год пятилетки многие коллективы в своих социалистических обязательствах предусмотрели существенную экономию строительных материалов. Успешно справиться с обязательствами, обеспечить намеченную экономию — долг всех коллективов, использующих строительные материалы. С. ПАВЛОВ, .Заместитель начальника отдела строительных материалов Госплана СССР. (В сокращении из журнала «Агитатор» № 14, 1983 г.). вручную, сделали,— сокрушенно замечает один из рабочих. — Теперь дело застопорилось из-за трактора. Тут работы всего на 15 минут, а потеряли уже два часа. И нет никакой гарантии, что к концу рабочего дня трактор будет, хотя мастер А. С. Болдырев уже много времени потерял, чтобы решить этот вопрос. И этот факт тоже позволяет сделать вывод, что не совсем крепко связаны отдельные звенья управленческой цепи хозрасчетного участка, что здесь пока не началась настоящая борьба не только за экономию минут, но и рабочих часов; учет простоев и анализ их причин не ведется. В ходе рейда интересовались мы и состоянием трудовой дисциплины. В первом полугодии, по сведениям отдела кадров, совершено 40 прогулов. Если учесть, что в строительной организации 89 рабочих (без ИТР), то отсюда следует: почти каждый второй рабочий прогулял по одному дню. А если учесть и то, что отдельные бригадиры, мастера скрывают иногда прогулы, ставя в табелях «восьмерки» и ссылаясь на то, что прогульщики отработали это время в выходные дни, картина будет еще менее привлекательной. Мы обратились с вопросом к председателю постройкома Т. В. Евсеевой: «Какую работу проводите по борьбе с пьяницами, прогульщиками?» Ответ получили однозначный: — Пока не прекратят пьянку отдельные инженерно-технические работники, ' построй- ком не в силах будет (хотя и пытается) решить этот вопрос на местах, в бригадах... В апреле этого года на партийном собрании в первичной организации райисполкома рассматривался вопрос о работе МХРСУ по экономии, бережливости, укреплению трудовой дисциплины. Вскрывались аналогичные недостатки. Было принято конкретное постановление. Но, как показал рейд, существенных сдвигов пока не видно А. АРАПОВ, инспектор районного комитета народного контроля; Т. БУХАРЕЕВА, наш корреспондент. Но в ы й п л у г для „Кировца" Ученые Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства под руководством профессора, доктора технических наук А. И. Любимова совместно с коллективом Южно- Уральского НИИ земледелия создали новый плуг для трактора «Кировец». 12 корпусов плуга, расположенные в два ряда, вдвое уменьшили его длину, значительно снизив нагрузку на трактор. По сравнению с традиционными плугами подобного назначения у новинки на четверть* увеличилась ширина захвата. Благодаря короткой базе улучшена его устойчивость. На снимке: пахота ведется новым двухрядным плугом на полях совхоза «Маякский». Фото Б. Клипиницера. (Фотохроника ТАСС), Все, что могли сделать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2