МОШКОВСКАЯ НОВЬ 14 апреля 1983 г., №45 (4699): 1982—1983 учебный год в системе политического и экономического образования коммунистов и беспартийных явился важным этапом в реализации решений XXVI съезда партии, постановления ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» и постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся». Решениями XXVI съезда, постановлениями Центрального Комитета партии четко определены основные направления учебы, задачи партийных организаций на этом важном участке идейно - нравственного воспитания. Этот год совпал со знаменательными событиями в жизни нашей страны — 60 л з- тием образования СССР, состоялись майский и ноябрьский (1982 г.) Пленумы ЦК КПСС. Работая над выполнением постановления по совершенствованию партийной учебы, районный комитет партии, первичные партийные организации и пропагандисты сосредоточили внимание на повышение эффективности учебы, усилении ее связи с жизнью, с решением хозяйственных задач, добиваются, чтобы знания, которыми овладевают слушатели в процессе политического и экономического образования, становились неотъемлемой частью их мировоззрения, способствовали формированию активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгуСейчас наступает исключительно ответственный этап в системе политического и экономического образования коммунистов, комсомольцев, беспартийных трудящихся — подведение итогов учебного года. 20 апреля состоятся итоговые занятия в школах основ марксизма' - ленинизма и школах научного коммунизма совхозов, колхозов; 27 — промышленных предприятий, учреждений и организаций; 26 апреля — в сети комсомольского просвещения. Еще раньше, 23 апреля, необходимо провести занятия в школах конкретной -экономики при директорах совхозов, председателях колхозов. 28 апреля должны пройти собеседования, экзамены в школах коммунистического труда. На 29 апреля намечена учеба в школе партийно * хозяйственного актива, на 27 — в школе молодых коммунистов. Слушатели получили темы рефератов. Секретари партийных организаций обязаны обеспечить явку к указанному сроку, проконтролировать ход выполнения заданий.. В школах научного коммунизма, занимающихся по программе «Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе» итоговые занятия состоятся 18 мая. При подведении итогов следует объективно оценить уровень знаний слушателей, эффективность учебы. Задача состоит в том, чтобы систематизировать, закрепить теоретические знания людей, полученные в ходе учебы, помочь им сделать для себя необходимые выводы, воплотить эти знания в практические дела. В текущем учебном году в школах и семинарах партийной и комсомольской учебы, в системе экономического образования, массовых формах пропаганды большое внимание уде- * * * ЦИФРЫ Н АШ Е Г О РОСТА Ift*^ itv s Hi: | I№ .. ДЛЯ ВАС, ПРОПАГАНДИСТЫ И СЛУШАТЕЛИ К проведению итоговых занятий лялось изучению первоисточников. Поэтому на итоговые занятия слушатели должны прийти с конспектами изученных ленинских работ и обсуждение вопросов, изучаемых курсов и проблем, вести с позиций теоретических положений, высказанных в этих работах. Нынче партийным организациям и пропагандистам представляются широкие возможности для определения тематики и форм проведения итоговых занятий. Это могут быть групповые и индивидуальные собеседования, зачеты, экзамены, защита рефератов, теоретическая конференция. В школах основ марксизма- ленинизма в том случае, если слушатели в этом учебном году заканчивают изучение учебного курса, следует, провести зачеты и экзамены по всему курсу. Если же изучена не вся программа, итоговые занятия рекомендуется провести в форме собеседования, в ходе которого необходимо выявить сте. пень усвоения пройденного материала. У нас 28 школ основ марксизма - ленинизма, занимающихся по программе «Продовольственная прог р а м м а СССР», расчитанной на два года обучения. Поэтому в этих школах надо провести только собеседования- Также подготовлены примерные вопросы для собеседования по курсу «Ленинское учение о коммунистической нравственности» со слушателями первого года обучения. При проведении собеседования или зачета рекомендуется использовать для ответов развернутый учебный план. В райкоме партии имеются вопросы для итогового собеседования в школах основ марксизма - ленинизма по курсам «Политэкономия», «История КПСС», «Учение, преобразующее мй(£>. Однако нужно учесть и то обстоятельство, что кое- где школы у нас скомплектованы из коммунистов, имеющих начальное и неполное среднее образование. Здесь необходим дифференцированный подход. В школах научного коммунизма основной формой проведения итоговых занятий должны стать теоретические конференции, защита рефератов. По курсам «Развитой социализм. Проблемы теории и практики», «Социалистический образ жизни» рекомендуется теоретическая конференция на тему: «Социалистический идеал, реальный социализм и современная идеологическая борьба». Программы названных курсов изучаются в совхозе «Барлак- ский», «Большевик», «Ояшин- ский», райпо, на наливной станцци Сокур, в колхозе «Ленинец», РОВД. План конференции, тематика докладов, выступлений, рекомендуемая литература имеется в отделе пропаганды и агитации райкома КПСС. Темой конференции для изучающих курс «Экономическая политика КПСС» явЛяется «Формы и методы партийного руководства экономикой». Предлагается сделать доклад «Руководство народным хозяйством — сердцевина всей деятельности партии». В общеобразовательных школах района коммунисты, беспартийные занимаются по курсу «Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания в развитом социалистическом обществе». В этих школах научного коммунизма завершение учебного года целесообразно проведением итоговой научно - практической конференции. В журнале «Политическое ' самообразование» № 3 за 1983 год предлагается ее тема «Актуальные проблемы обучения и коммунистического воспитания учащихся на современном этапе». Здесь же дана ее разработка и рекомендуется необходимая литература. Отдельные Ьодробно- сти проведения итоговых занятий в школах, как и по другим курсам обговаривались па секционных занятиях семинара пропагандистов. Кроме то т , разработка итоговой научно- практической конференции, рекомендуемая литература даются в журнале «Советская педагогика». В школе партийно-хозяйственного актива будет проходить итоговая теоретическая конференция «Интенсификация производства — основной путь повышения эффективности хозяйствования». Темы рефератов к ней и выступающие уже определены. Защитой рефератов за- завершится учебный год в этой школе. Одним из важнейших направлений в организации учебы, повышении ее действенности стало внедрение политического самообразования. Слушатели семинаров в течение года работали по индивидуальным планам самостоятельно. Некоторые коммунисты с высшим образованием работали самостоятельно под руководством консультантов. Для этой категории обучающихся эффективной формой подведения итогов учебы может стать защита рефератов. В системе комсомольской политической учебы итоговые занятия проводятся как и в партийной сети по изучаемым курсам и проблемам в названные сроки. На них необходимо вынести наиболее актуальные проблемы курсов с включением материалов майского, ' ноябрьского (1982 г.) Пленумов ЦК КПСС. Надо проанализировать ход трудовой вахты комсомольцев, выполнение слушателями своих социалистических обязательств. Итоговые занятия в школах «Молодых ленинцев» провести путем собеседования по всему программному материалу. В системе экономического образования формы подведения итогов учебы, как прежде, рекомендуется выбирать с учетом контингента слушателей. Занятия проводятся в виде собеседования или контрольного опроса по курсу. В школах конкретной экономики можно сделать заключительный :семинар или научно - практическую конференцию, обсудить предложения по улучшению экономической деятё^ьности в коллективах. В школах коммунистического труда практикуются зачеты и экзамены. Итоговые встречи пропагандистов со слушателями призваны помочь оценить степень личного участия в выполнении заданий 1983 года и всей одиннадцатой пятилетки. Особое внимание при проведении итоговых занятий необПРИНЯТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ. КАК ОНО ВЫПОЛНЯЕТСЯ? На VIII пленуме райкома КПСС, рассмотревшем вопрос «О повышени роли и ответственности руководителей и специалистов в идейно - воспитательной работе в коллективе», прозвучала критика в адрес руководителей и специалистов Ояшинского ремонтномеханического завода. О том, какая работа по критическим замечаниям пленума проведена в коллективе, рассказывает секретарь партийной организации завода Ирина Ерофеевна Сысуева. По критическим замечаниям, прозвучавшим на пленуме, партбюро был составлен план мероприятий для устранения недостатков. Планом намечено проведение идеологических планерок при директоре раз в месяц; заслушивание отчетов на партийных собраниях, заседаниях партбюро руководителей, специалистов о воспитательной работе, проводимой в коллективе, привлечение специалистов, руководителей высшего и среднего звена к участию в едином по- литдне; совершенствование и развитие творческого содружества руководителей и специалистов с рабочими по улучшению организации труда. В нашем коллективе большая часть руководителей, специалистов, инженерно - технических работников принимает активное участие в воспитательной работе коллектива. В коллективе ведут работу 10 агитаторов, 4 политинформатора, выступающие по вопросам международной жизни, внешнеполитическим, социально - культурным, производственно - экономическим. В течение 1982- года вопрос ы организации идейно - воспитательной работы, участия в ней руководителей, специалистов завода неоднократно рассматривались на заседаниях партийного бюро, на партийных собраниях. О состоянии воспитательной работы и выполнении производственной программы коллективом цеха № 1 отчитывался на партийном бюро начальник цеха Ю. С. Плюснин. На партийном собрании заслушали В. А. Хомченко. На заседании партбюро и собрании выяснилось, что в этих коллективах слабо ведется идейно - воспитательная работа. Часты нарушения трудовой дисциплины, которые остаются без внимания. Все эти недостатки критически оценены. На 1982—1983 учебный год в сети партийного, комсомольского и экономического обучения пересмотрен вопрос о составе прбпагандистов. Руководить школами всех форм учебы поручено специалистам, руководителям. Так, например, школу коммунистического труда в цехе № 2 возглавляет инженер - конструктор Ю. К. Селиверстов, школу основ марксизма - ленинизма — главный конструктор Н. И. Бочаров, с руководителями высшего звена занимается главный инженер завода Л. И. Шапиро. Первичную организацию общества «Знание» на заводе в 1983 году поручено возглавить директору Г. П. Литовченко. Составлен график проведения лекций, бесед, политинформаций. В этом году ввели в практику работы и проведение идеологических планерок при директоре, на которых ежемесячно в первый четверг, специалисты, руководители среднего звена докладывают о том, что сделано ими по совершенствованию воспитательной работы в возглавляемых ими коллективах. На планерки приглашаются представители цеховых комитетов и других общественных организаций. Регулярно проводим единый политдень, на которых выступают не только представители районного звена, но организуем выход всего идеологического актива завода на производственные участки с заранее подготовленными темами. ходимо обратить на практическое внедрение опыта экономии сырьевых и материальных ресурсов, топлива и электроэнергии на своих предприятиях, в колхозах, совхозах, выявление недостатков в этом и определение путей их устранения. Кроме того во всех формах экономического образования в оставшееся время предлагается изучить опыт работы коллективов, награжденных по итогам соревнования за 1982 год переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Цель изучения: выявить все лучшее, что накоплено в коллективе, разработать и осуществить конкретные меры .обеспечивающие успешное выполнение каждым . работником, каждым производственным участком планов и социалистических обязательств на 1983 год и пятилетки в целом. Чтобы завершить учебу организованно, на высоком идейнотеоретическом уровне партбюро, парткомам, секретарям партийных организаций вместе с пропагандистами необходимо заранее определить наиболее удобное время и место проведения итоговых занятий, темы, которые будут вынесены на обсуждение, своевременно довести их до слушателей, помочь им хорошо подготовиться. Партийным комитетам, методическим советам кабинетов политпросвещения на общественных началах в период подготовки к итоговым занятиям, необходимо сделать глубокий анализ личных творческих планов пропагандистов, выявить чего добился пропагандист по оказанию помощи слушателям в разработке встречных планов и социалистических обязательств, практических заданий, активизации общественно - политической практики слушателей. Обобщить накопленный здесь опыт, сделать его достоянием всех пропагандистов. Подведение итогов должно проходить в обстановке деловитости, высокой требовательности. Результаты их следует тщательно проанализировать, рассмотреть на заседаниях партийных бюро й комитетов, на собраниях коммунистов. Очень важно установить, в какой мере учеба способствовала повышению боевитости партийных организаций, улучшению массово - политической и трудовой активности слушателей, улучшению массово-политической работы. Задача—вскрыть имеющие место недостатки и упущения в постановке марксистско-ленинского образования, наметить практические меры для быстрейшего устранения разного рода недостатков, формального подхода к занятиям;. Подготовка и проведение итоговых занятий, обобщений проделанной работы, обмен накопленным опытом, активное использование летне - осеннего периода по подготовке к новому учебному году должны стать важным этапом в деятельности партийных, комсомольс к и х, профсоюзных организаций и хозяйственных органов по совершенствованию политического просвещения и массового экономического образования трудящихся. Н. ЛЕБЕДЕВ, (Заведующий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС. ■ii «ими
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2