5 апреля 1983 г., № 41 (4695)1 м ош к о вс к а я новь О Детство у Варвары Валериановны Фоль выдалось шумным, 'заботливым. Шутка ли: в семье, как грибы после дож- дя, появились братишки и сестренки — настоящая лесенка из пяти... семи... десяти «ступенек». Варя первая, самая старшая. И как водится в многодетных семьях, первенцу «доставалось» больше остальных. Безмятежная пора детских игр и забав кончилась для нее слишком рано, потому что приходилось брать на себя часть материнских забот о подрастающих малышах, быть для них нянькой и воспитателем, направлять первые шаги по жизни. Вряд ли ошибусь, если скажу, что в больших семьях ребятишки вырастают и взрослеют раньше, чем там, где детей — один-два. С малых лет они привыкают трудиться, растут крепкими и здоровыми. В итоге становятся более приспособленными к жизни, трудностей не чураются, не бегут от них. Детство не в холе и неге, а в трудах и заботах заь каляет характер. Крепость души и тела позволяет без особого напряжения становиться в рабочий строй, освоить профессию, достичь в ней мастерства и совершенства. Случилось так и с Варварой. Ей, как первой в семье, первой и на работу пришлось пойти. — Да, я повела отсчет тру довому стансу с 1950 года, - говорит Варвара Валерианов на. — Пришла на свиноферму к маме, она работала сви ^ наркой. Через несколько ме сядев набрала группу по У латвийских биохим и'ков El Латвийская ССР. Ливанский биохимический завод — одно из передовых предприятий микробиологической промышленности. Завод выпускает лизин и премиксы. Эти вещества, добавляемые в корм сельскохозяйственным животным, способствуют более интенсивному прибавлению их веса. Велика потребность сельского хозяйства в этих ценных добавках. Коллектив завода обязался выь пустить в 1983 году сверх установленного задания 236 тонн лизина и 50 тонн премиксов. Это станет его вкладом в решение Продовольственной программы страны. На снимке: старший микробиолог центральной заводской лаборатории Лидия Шкагале. За научные разработки по улучшению производства лизина она награждена золотой медалью ВДНХ СССР. Фото М. Берсонса. (Фотохроника ТАСС). росят - отъемышей. Дело вроде знакомое было, но оказалось нелегким. Одно — возле мамы ходить да помогать чем можешь, другое is- все самой делать нужно. По Первости мать присматривала за мной, учила, но не слишком потакала капризам, когда на меня находило отчаяние. Вот так начинался мой трудовой путь. Слов нет, нелегко приходилось ей на первых порах. Но взялась за дело не абы как, а с усердием и старанием. Трудовая закваска, полученная в раннем детстве, помогла преодолевать невзгоды. Быстро взрослела молодая свинарка, в работе незаметно шли чередой годы, появились гордость и радость за первые успехи. Через девять лет работы впервые приняла поросят - сочтобы исключить падеж или хотя бы свести его к минимуму. Со шприцем не расстаюсь, чтобы вовремя, если надо, укол поставить, отваром - чаем пою, слежу за чистотой в клетках, — рассказывает Варвара Валериановна. Зоотехник фермы Зинаида Михайловна Аносова пояснила: — Те свинарки с турницы, что работают много лет, знают не хуже нас, как с малышами обращаться в минуты опасности. Потому своевременно на помощь приходят, делают все возможное, чтобы сберечь поголовье и вырастить его до двухмесячного возраста. Они в летнее время без всяких напоминаний заготавливают лекарственные травы: ромашку, лабазник, пижму, полынь, смородиновый лист, крапиву. Зимой при нужде ЖИВОТНОВОД В. В. ФОЛЬ сунков. Работа ответственная, сложная, потому, может, и более почетная. 33 года на ферме, из них 24 свинаркой - турницей раг ботает В. В. Фоль, Солидный стаж! И все эти годы трудится с полной отдачей сил, выг полняя и перевыполняя плановые задания и свои обязательства. Ее богатый опыт, мастерство высшего класса позволяют добиваться долговременных устойчивых результатов, высоких показателей. — Самое хлопотливое и напряженное время у турниц — это первые две недели после опороса свиноматки. Тут смотреть да смотреть за сосунками. Чуть проморгал — заболел поросенок. Вот и приходится следить неусыпно, всегда под руками есть все, чтобы настой сделать и не только напоить заболевших, но и подкрепить остальных. Для самых маленьких на ферме готовят также дернину, - кочки, с нынешней зимовки стали давать сапропель. Маленьким и большим свиньям нужен как минеральная подкормка мел. Обычно его брикетируют с витаминными добавками. Продолжая рассказ о сви- ' нарке {- турнице В. В. Фоль, я хочу сказать, что человек этот настолько искушен в нюансах своей профессии, что ей по плечу теперь справиться с любой проблемой. Она и свинарка, и ветврач, и зоотехник для своих малышей. Это не преувеличение. За многие годы в совершенстве постигнув особенности профессии, она сама в состоянии сделать для сосунков все, ч.то требуется, что необходимо, именно сегодня, завтра. Не заглядывая в'прошлое, скажем о нынешних успехах этой женщины - труженицы. В 1982 году она принимала обязательство вырастить до двух месяцев от своих свиноматок 800 поросят. Результат же почти в полтора раза выше — 1194, что составило по 8,6 поросенка на свиноматку с отъемным весом по 15,4 килограмма при 14 плановых. Так что по итогам социалистического соревнования среди свинарок - турниц Варвара Валериановна заняла первое место по- совхозу. Ей вручена денежная премия. За два месяца текущего года Фоль отняла 239 поросят при полной сохранности. Правда, вес оказался немного ниже планового, но в этом не ее вина. Во-первых, из-за нехватки помещений пришлось сдать отъемышей на 5 дней раньше, во-вторых, и это главное, из-за комбикормов, которыми приходилось подкармливать маленьких, хотя предназначены они только для взрослых свиней. Мне объяснили, что эти комбикорма соленые, что от них не только малыши, но и отъемыши страдают. Это проблема, которую нужно решать в общесовхозном плане. Специалистам совхоза необходимо договориться с поставщиками об изменении рецептуры приготовления кормов или внутри хозяйства изыскать возможности приготовления для сосунков, в первую очередь, надлежащего корма. Сейчас Фоль набрала новую группу — 245 сосунков — шустрых и бойких, чистеньких, пребывающих в тепле и уюте, обеспеченных лаской, заботой и неусыпным вниманием. В заключение еще несколько штрихов к портрету моей героини: небольшого роста, крепкая, ловкие руки, скромная, она никогда не жалуется, голоса не повышает, большего себе не потребует, успехами своими не кичится, по-настоящему справедливая, особой душевной теплоты. За дело переживает, и так, как будто всегда оно для нее новое, неизведанное. Опытам богатым охотно делится с другими. Многие нынешние свинарки обязаны ей как доброй наставнице. Приняв эстафету от своей матери, Варвара Валериановна передает , ее дочери Ирине, работающей здесь же на отъемных поросятах. Так, не прерывается трудовая нить семьи Фоль, чье третье поколение накрепко связало свою судьбу с почетной и нужной профессией свинарки. Больших и малых забот у специалистов на самой крупной ферме совхоза — более 11 тысячи свиней, 2900 гектаров пашни — хватает. Надо расширять кормокухню, чтобы для каждой возрастной группы свиней готовить свой рацион кормления. Есть острая нужда в новых помещениях, не хватает прежде всего корпуса для туровых свиней. Нелегко складывается кормовая база. Хлопот достаточно. Но несмотря на проблемы и трудности, коллектив первой свинофермы стремится внести достойный вклад в выполнение общесовхозных планов по производству и продаже свинины государству. В. ТУМАНОВ. В соответствии со статьей 43 Конституции СССР основу личной собственности граждан составляют трудовые доходы. По воле и желанию каждого из нас они распределяются для приобретения предметов обихода, на питание, ведение домашнех'о хозяйства, другие нужды, в том числе средства транспорта,. Большинство семей нашего района имеют в личной собст> венности мотоциклы или автомобили. Личный транспорт сокращает расстояния, позволяет экономить время, служит надежным помощником в ведении подсобного хозяйства. В то же время приобретение средств транспорта, особенно автомобилей, его содержание заметно отражается на бюджете многих семей. Это более ощутимо, если произойдет несчастный случай - авария, тогда ремонт автотранспорта требует немалых денежных затрат. Немалую помощь в этом случае может оказать предусмотрительность — заблаговременное страхование личного транспорта. Страхование, как известно, у нас — дело добровольное. Практика показывает — это полезное дело. Выгоднее все-таки ремонтировать поврежденный автомобиль, мотоцикл или другой вид транспорта за счет средств Госстраха, чем из своего бюджета. Так, например, за 1982 год было выплачено владельцам личного транспорта, поврежденного в различных дорожно- транспортных происшествиях, из-за личной невнимательности и по другим причинам около 14 тысяч рублей. Ивее же,, несмотря на выгодность, 70 процентов владельцев личного транспорта пока не заг ключили столь многообещающий союз. Не лишне, наверное, будет напомнить, что на страхование принимаются все виды средств транспорта: автомобили, в том числе с прицепами промышленного производства, мотоциклы и мотороллеры всех марок, мотоколяски, мотонар- ты, снегоходы, мопеды с рабочим объемом двигателя не менее 49 ,8 кубических сантиметра, подлежащие регистрации органами ГАИ, а также водный транспорт. Ответственность за средства транспорта органы Госстраха несут практически по всем случаям уничтожения или повреждения, за исключением повреждения или уничтожения шин, если при этом не произошло других повреждений: частей или деталей и принадлежностей, не входящих в комплект средств транспорта, согласно инструкции завода- изготовителя; похищения отдельных частей, деталей и принадлежностей, если само средство транспорта не было похищено, угнано: если оно лей, а 500 рублей ущерба окажется не возмещенным. С учетом этого собственнику средств транспорта необходимо выбрать такую страховую сумму, чтобы при наступлении нежелательного страхового случая оградить себя от неблагоприятных материальных последствий. В нашем районе сложилась практика страхования автомобилей не менее- чем на 50 процентов стоимости, а мотоциклов и легкового транспор!- та — на полную. Эта система оказалась пока наиболее эффективной. При наступлении страхового случая страхователь, преж>- де всего, обязан принять меры к спасению средства трансДЛЯ ВАС — КОНСУЛЬТАЦИЯ В ИНТЕРЕСАХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТА повреждено собственником, сидевшим за рулем в нетрезвом состоянии, а также если действия собственника квалифицируются как уголовно наказуемые. Средства транспорта принимаются на страхование в размере страховой суммы, устанавливаемой страхователем, но не выше стоимости данного автомобиля, мотоцикла (с учетом его износа), исходя из действующих государственных розничных цен. При этом необходимо учитывать, что транспорт страхуется по системе первого риска, а поэтому страховое возмещение выплачивается в размере фактического ущерба, но не выше установленной страховой суммы. Например, автомобиль «Москвич» застрахован на 3 тысячи рублей, при аварии он оказался поврежден на 3500 рублей, однако страховое возмещение будет выплачено в 3000 рубпорта от дальнейшего его повреждения, похищения отдельных частей и узлов, незамедлительно вызвать на место аварии инспектора ГАИ, даже в том случае, если автоавария произошла по вине страхователя, с условием, что он управлял средством транспорта в трезвом состоянии, или автоавария совершена дома при выезде из гаража, ограды. Нужно также в суточный срок обратиться с письменным заявлением в инспекцию Гоо- страха. При соблюдении этих условий страхователи в кратчайшие сроки получают страховое возмещение. Но, к сожалению, иногда приходится отказывать в выплате страхового возмещения из-за досадных упущений. Таких, например: владелец застрахованного средства транспорта отвлекся разговором с пассажиром и врезался в столбик ограждения, повредив только две дверки; посчитав автоаварию незначительной, себя невиновным, уезжает с места происшествия и заявляет в органы ГАИ через месяц, тогда как правила дорожного движения обязывают водителей при совершении дорожно- транспортных происшествий или произошедших несчастных случаев с людьми, когда причастно средство транспорта, без промедления остановиться, сообщить о случившемся в милицию или ГАИ и подождать прибытия их работников. Через месяц ГАИ, соответственно, не сможет восстановить обстоятельства происшествия и его участников, а инспекция Госстраха не сможет возместить ущерб. Наиболее трудно было раны- ше восстанавливать события, связанные с повреждением стекол автомобиля, включая фары, из-за попадания.камней от встречного или обгоняющего транспорта. Поэтому в правила страхования внесены изменения. Так, с первого января 1983 года владельцу застрахованного автомобиля не нужно заявлять по этому поводу в органы ГАИ, а сразу же в инспекцию Госстраха за возмещением ущерба, которое выплачивается после осмотра. Не нужно обращаться в ГАИ и регистрировать происшествие, если стоимость ущерба от повреждения- узлов и деталей автотранспорта не превышает 50 рублей (при повреждении, например, стекла и крыла вместе регистрация дорожно - транспортного происшествия в ГАИ обязательна). Подробную консультацию по правилам страхования средств транспорта других видов можно получить непосредственно у страхового агента или в инспекции Госстраха ежедневно с 9 .00 до 20 .00 часов. День выплат установлен еженедельно в пятницу с 15.00 до 20 .00 часов. П. ПИВЕНЬ, начальник инспекции Госстраха по Мошковскому райо н у В. ГАМАНУХА, старший госавтоинспек т о р ГАИ РОВД.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2