Мошковская новь, 1983 №035

22 марта 1983 г.. № 35 (4689)1 МОШКОВСКАЯ НОВЬ Дл я в а с , « ^ 7 / специалисты 2-— сельского хоз яйс т ва МИРЕ и^ниг ПОСТУПИЛА НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ( «Культура поля всегда шла об руку с культурой человека». К. А. ТИМИРЯЗЕВ. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» записано, что в земледелии важнейшей задачей является всемерное повышение плодородия почв и урожайности, дальнейший рост производства зерна, кормов и другой продукции на основе применения зональных научнообоснованных систем ведения хозяйства. Условием дальнейшего повышения эффективности земледелия и животноводства является рост культуры земледелия, которая включает повышение плодородия почвы, освоение севооборотов, внесение удобрений, орошение, борьбу с эрозией почв и сорняками, прогрессивные способы обработки земли. Основные показатели культуры земледелия — урожайность, качество продукции, объем и себестоимость ее производства. В рекомендательном пособии «Культура земледелия и урожай» (Омск, 1981), подготовленном Центральной научной сельскохозяйственной библиотекой ВАСХНИЛ, представлены аннотации на книги, в которых освещается эта актуальная проблема. А. Ф. Неклюдов, заведую щий лабораторией севооборотов СибНИЦСХоза Сибирского отделения ВАСХНИЛ, в своей книге «Севообороты — основа урожая» (Омск, 1980) раскрывает значение чередования культур, его влияние на водно - физические свойства, пищевой режим почвы, особенности построения севообо ротов применительно к поч- венно - климатическим условиям и производственной специализации хозяйства, дает рекомендации по введению, освоению и совершенствованию севооборотов в разрезе зон Западной Сибири. В книге И. И. Синягина «Агротехнические условия высокой эффективности удобрений» (М., 1980) описаны важнейшие условия эффективного действия удобрений и изменения свойств почв от длительного их применения. Дан подробный анализ факторов, влияющих на повышение продуктивности почвы при внесении различных видов удобрений. Рассматриваются вопросы использования удобрений в условиях интенсификации земледелия. Химизация — одно из главных направлений интенсификации сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности. В «Справочной книге по химизации сельского хозяйства» (М., 1980) приводятся краткие сведения о питании растений, почвенноагрохимических условиях применения удобрений, использовании их под различные сельскохозяйственные культуры. Описаны химические средства защиты растений от вредитеП Р И М Е Р мы. Этот нелегкий труд для нее любимый. Ухаживая за животными, добивается высоких показателей в работе. Пятерых детей воспитала Екатерина Иосифовна. Самый старший, Юрий, трудится в совхозе шофером. Наталья живет далеко от материнского дома, но не забывает его. Марина работает в детском саду. Петр учится на первом курсе в военном училище, своей учебой радует не только сердце матери, но и педагогов Большевистской средней школы. Младшая дочь учится в 8 классе. Таня и Светлана ГОРЛОВЫ, с. Сарапулка. лей и болезней, а также гербициды, дефолианты, десиканты. Даны сведения о таре, способах хранения и транспортировки удобрений и ядохимикатов. «Погода как проявление климата всегда динамична, поэтому даже высокая агротехника, рассчитанная на средние климатические условия, не устраняет ежегодных колебаний урожаев. Только гибкая агротехника, соответствующая условиям погоды, способна придать ежегодным урожаям большую устойчивость и уменьшить их падение в не благоприятные годы», — та-i ними словами начинает свою книгу «Агротехника и погода» (Л., 1979) А. П. Федосеев. В книге рассматриваются мето дические основы агрометеоро логических рекомендаций по оптимизации отдельных агро химических приемов в земледелии. Излагается суть методик по учету особенностей по годы при определении целе сообразной структуры посевных площадей, выборе способов и сроков обработки поч вы, установлении оптимальных сроков внесения и доз минеральных удобрений, сро ков посева зерновых культур. Приводятся примеры опти мальной стратегии при выборе отдельных агротехнических мероприятий в соответствии с условиями погоды. Авторы книги «Твердая пше ница в Сибири» (М., 1980) В. А. Савицкая, С. С. Сини цын, А. И. Широков на осно ве собственных экспериментальных данных, а также достижений передовых хозяйств рассказывают об экономичен ской эффективности возделы вания твердой пшеницы, ее биологических и технологических свойствах, выращивав мых сортах и селекции. Осо бое внимание уделено агротехнике культуры, особенностям семеноводства в связи с переводом его на промышленную основу, борьбе с вреди телями и болезнями. Сборник «Мудрые мысли о земледелии» (М., 1979) — плод большой исследовательской и собирательской работы зас л у ж е н н о г о агронома РСФСР, кандидата сельскохозяйственных наук С. М. Скор- някова. Большой интерес пред ставляет подборка народных пословиц и поговорок, в той или иной мере связанных с земледелием: «Коли хочешь, чтобы был урожай, агротехнику соблюдай», «Шди не дождя и грома, а хорошего агронома» и т. д. Эти книги можно получить из фонда районной библиотеки и ее сельских филиалов. Т. БУХАРЕЕВА, старший библиограф районной библиотеки. О Т К Р Ы Т Ы Й ПИОНЕРСКИЙ С Б ОР Становятся взрослыми внуки тех, кто защищал нашу Родину от фашизма,. Но и сегодня нам близок и дорог их подвиг, и мы с гордостью за наш народ вспоминай их имена. Семья каждого ветерана —в зоне пионерского действия. Мы всегда рады новой встрече с героями огненных сражений. У нас в отряде прошел от крытый пионерский сбор: «Никто не забыт, ничто не забыто», на котором присутствовали все пионерские отряды и гости: участники и ветераны Великой Отечественной вой- Присяжных, Иван Филиппо- ны: Владимир Тимофеевич В Мошковскую районную библиотеку и сельские филиалы поступила очередная партия новой литературы. Книга «Актуальные народнохозяйственные проблемы 80-х годов в материалах XXVI съезда КПСС» адресована пропагандистам и слушателям школ научного коммунизма системы партийной учебы. В ней даны методические рекомендации по изучению материалов XXVI съезда КПСС, приведены примерные планы занятий, темы рефератов. Чи тателя привлекут такие разделы, как «Экономическая стратегия КПСС и особенности ее реализации в 80-е годы», «Материальные ресурсы и проблемы их рационального использования в 80 е годы», «Совершенствование организации общественного труда» и другие. В пособии В. А. Маншевой «Работа с родителями» осве щается многолетний опыт работы учителя начальных классов с семьями учащихся. Затрагиваются такие важные вопросы, как работа родительского комитета класса, классные родительские собрания, собрания отцов, конференции и диспуты. В качестве приложений приводятся: «Примерный план работы учителя с родительским комитетом (1—2 классы)», «Примерные виды деятельности родительских комитетов школы и класса» и другое. В книге 3. П. Дворниковой «Бобовые овощные культуры» дана хозяйственная характеристика наиболее ценных и распространенных сортов гороха, фасоли, бобов и их агротехника. Рекомендованы простейшие способы переработки и хранения овощной продукции. Книга рассчитана на овощеводов - любителей. В пособии «Растительный мир Земли» коллектив авторов- ботаников ГДР затрагивает множество вопросов, начиная с выхода растений из океана на сушу и их расселения и до характеристики флористических царств Земли и растительных зон. Авторы рассказывают о теории расхождения материков, влиянии хозяйственной деятельности человека на растительный мир Земли и о многом другом. Л. СУД, библиограф - информатор районной библиотеки. З а ми р и д р у жб у на планете В процессе обучения иностранному языку учащиеся -воспитываются в духе советского патриотизма, преданности Родине и Коммунистической партии, в духе интернационализма и уважения к другим народам. Воспитательная работа в этом направлении проводится как на уроках,так и во внеурочное время. Одним из эффективных видов внеклассной работы являются клубы интернационал ь н о й дружбы. Наш клуб имени Клары Цеткин был создан в 1972 году. Девиз его: «За мир и дружбу на планете, за счастье всех детей на свете». КИД является коллективным членом советского общества дружбы с ГДР. Мы поддерживаем тесную связь с пионерами- тельмановцами. Работой клуба руководит актив. В его состав входит президент, заместитель, который ведет дневник клуба, ответственные за организационную работу от совета пионерской дружины и комитета комсомола, ответственные за переписку. Они планируют работу клуба, намечают проведение различных мероприятий, в конце года подводят итоги. Согласно уставу, каждый член Новомошковского клуба интернациональной дружбы обязан хорошо .учиться и трудиться, следить за политической жизнью в стране, за рубежом, читать газеты и журналы, слушать регулярно радио. Члены клуба помогают своим товарищам в учебе, особенно по освоению немецкого языка. Ребята занимаются в различных секциях: разговорной речи, филателистов, заочных путешествий и других. Большую роль в процессе интернационального воспитания играет переписка, которую мы ведем с ровесниками из ГДР, ЧССР, Польши, Венгрии, Монголии, Болгарии, Австралии, а также с учащимися республик нашей страны (Латвии, Узбекистана, Казахстана и других). В ГДР письма обычно пишутся на двух языках, русском и немецком. Такая форма переписки помогает русским учащимся лучше овладеть немецким языком, а немецким друзьям —русским. Круг вопросов, затрагиваемых в письмах, разнообразен. Но главный мотив всей переписки — дружба, которая способствует борьбе за прочный мир во всем мире. Получаемые письма постоянно используются на уроках. Чтобы не ослабевал интерес, посылая подарки, мы рассказываем об этих рисунках, фотографиях, открытках, описываем то, что на них изображено. Если это сувенир — сообщаем все, что о нем известно, рассказываем об интересном уроке, своих успехах в труде, спорте, об интересном мероприятии в школе, о праздниках, традициях и обычаях русского народа. Из ответных писем узнали много интересного о жизни пионеров за рубежом. КИДом собраны разноообраз- ные материалы, полученные от друзей: виды городов, альбомы, открытки, книги, марки, монеты, значки. Мы оформили коллекцию монет из 18 стран, коллекцию почтовых марок из десяти стран, а также марки о дружбе народов СССР. Наши друзья из ГДР прислали клубу свои комсомольские и пионерские уставы, значки, пионерские галстуки, тетради, расписание уроков, календари. Члены КИДа участвуют в заочных путешествиях по городам ГДР. Кроме этого клуб постоянно организует встречи с людьми, побывавшими за рубежом. Много интересного рассказали нам заведующая столовой Лидия Сергеевна Барбарина, побывавшая в Болгарии, и учительница химии и биологии Любовь Васильевна вич Титенко; Михаил Яковлевич Соколов, Петр Антонович Лузгин, начальник станции Сокур Николай Андреевич Ду- дик. Обор проходил в спортзале. Здесь было помещено красочное панно, которое ребята сами нарисовали. На сцене соорудили макет могилы Неизвестного солдата — звезду с горящим факелом, надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен...». В программу сбора входили монтаж, песни, танцы, стихотворения. Программу вели Све та Алаева и Коля Мельниченко. Песня «У кремлевской стены» посвящалась памяти погибших. Во время ее исполнения в зале был погашен свет, на сцене зажжен факел, Люда Писарева и Люда Суржикова положили на могилу Неизвестного солдата живые цветы. После минуты молчания Вова Косоротов, Женя Туру- нов, Андрей Чанчиков и Саша Алимпиев возложили гирлянду к памятнику погибшим воинам - односельчанам. Затем предоставили слово гостям, которые рассказали о том,.- как они защищали Родину во время Великой Отечественной войны. В заключение Люда Писарева вручила приглашенным памятные адреса. Надя СКОМОРОХОВ А, юнкор 4 класса Сокурской железнодорожной школы. Мартыненко, побывавшая в Финляндии. Ежегодно 7 октября (дата образования ГДР) проходит расширенное заседание КИДа. Делегация, в состав которой входят наиболее активные интернационалисты, оформляют красочное позд р а в л е н и е друзьям из ГДР (на немецком языке). В этот день обычно проводятся викторина: «Знаешь ли ты ГДР?» и беседы в каждом классе о жизни республики. В день рождения Э. Тельмана, 16 апреля, устраивается утренник «Тельман и тельмановцы». В свою очередь члены КИДа составляют программу к вечеру, посвященному дню рождения В. И, Ленина, для своих друзей. Источником информа ц и и для проведения различных ме роприятий являются газеты и журналы из ГДР, которые находятся в кабинете немецкого языка, грампластинки с записями текстов и песен на немецком языке. В ходе подготовки ответственные за проведение мероприятий стараются добиваться, чтобы они стали средством патриотического и интернационального воспитания учащихся. Сами учащиеся очень серьезно относятся к участию в вечере или встрече, подбирают необходимый материал в библиотеке, обращаются за консультацией к учителям, готовят доклады, репетируют пьесы, разучивают стихи, песни, танцы, оформляют зал. Итогом всей нашей работы явился общешкольный фестиваль «Мы дружбой Ленинской сильны!». Этот праздник — смотр работы пионерских отрядов и классов. Одной из важнейших задач члены клуба считают борьбу за мир. Совет КИДа стремится использовать наиболее значительные события чтобы показать великую силу интернационализма в этой борьбе. Ежегодно 8 февраля в школе отмечается День юного антифашиста, который стал днем памяти юных героев разных стран, погибших в борьбе с фашизмом, выражением интернациональной солидарности наших школьников с юными борцами за свободу и счастье народов за рубежом. Ежегодно 9 мая, в День Победы, у памятника погибшим односельчанам проводится митинг. Клуб помогает воспитывать школьников трудолюбивыми, любознательными, культурными людьми с широким кругозором и разнообразными интересами. Дружба и переписка с членами КИДа других стран и союзных республик продолжается. Лиля ШТОППЕЛЬ, президент КИДа имени К. Цеткин Новомошковской средней школы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2