МОШКОВСКАЯ НОВЬ 15 марта 1983 г., № 32 (4686) КАРЛ МАРКС (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ) УЧЕНИЕ МАРКСА ВСЕСИЛЬНО, ПОТОМУ ЧТО ОНО ВЕРНО. ЛЕНИН В. И. Поли. собр. соч., т. 23, с. 43. Более столетия история человечества развивается под знаком торжества всепобеждающего учения великого мыслителя и революционера, учителя и вождя рабочего класса Карла Маркса. Итог его жизни так огромен, и столь велико его влияние на судьбы народов, что рейчас нет на земле уголка, где бы не славили этого имени. Свое призвание Маркс видел в постижении и обновлении мира, в устранении гнета и эксплуатации, в борьбе за воплощение в жизнь мечты трудящихся о справедливом и гуманном строе общественных отношений. К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом создал революционное учение пролетариата, превратил социализм из утопии в науку, доказал преходящий характер капитализма и неизбежность его ухода с исторической сцены в результате социалистической революции, вооружил рабочий класс пониманием его миссии как могильщика эксплуататорского строя и творца нового общества. Он заложил основы политических организаций, оказавшихся способными «алгебру революции» перевести на язык революционной практики. С именем Маркса связано учение о диктатуре пролетариата, занимающее центральное место в. теории научного социализма. Величайшие перемены на земле — свершение Великого Октября, исход второй мировой войны и возникновение содружества социалистических стран, крах колониальной системы и образование десятков независимых государств, построение в СССР развитого социалистического общества — все эти события всемирно - исторического значения подтвердили верность и социальную эффективность марксистско - ленинского учения. Оно прошло всестороннюю проверку в огне революции и на фронтах мирного социалистического созидания. Единое интернациональное учение пролетариата,. выработанное гением Маркса, Энгельса и развитое В. И. Лениным, творчески обогащается в новых исторических условиях КПСС, другими марксистско-ленинскими партиями и помотает решить жгучие экономические, социальные и политические проблемы современности, является научной основой борьбы международного рабочего класса. С большим успехом историческую эстафету марксизма-ленинизма несет Коммунистическая партия Советского Союза. Сила марксизма- ленинизмаг в постоянном творческом развитии. Творческий интернациональный характер учения — источник его животворного влияния на ход мировой истории. Наследие Маркса, Энгельса, Ленина продолжает свою активную жизнь, освещая путь к счастью людей труда, к миру на земле и коммунизму. Жизнь для людей, жизнь — подвиг (Репортаж из Музея К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве) Не прошло и ,часа с начала очередного рабочего дня музея, а экскурсоводы повели по его залам уже шестую группу посетителей. Только что прошли военные , моряки, а теперь у «линии старта» собрался пионерский отряд — два десятка ребят в красных галстуках. Музей К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве расположен на одноименной улице в старинном особняке близ станции метро «Кропоткинская». Здесь, в стороне от оживленных магистралей, царит тишина, нарушаемая лишь редкими криками зимовавших в столице птиц... Москва. Музей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. На снимке: один из экспонатов музея —картина художника А. Ржезникова «Выступление К. Маркса на Гаагском конгрессе I Интернационала в 1872 году». Эти книги читает весь мир м*ШШ Москва. Биография Карла Маркса и труды основоположника научного коммунизма печатает Московская ордена Трудового Красного Знамени типография «Искра революции» — специализированное предприятие по выпуску литературы на иностранных языках. Можно сказать, что почти весь мир читает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Лени-. на, произведения русских, советских и зарубежных классиков, которые выходят из этой типографии в переводе на 60 языков и поступают в 103 страны. * На снимке: прозведения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, выпущенные типографией «Искра революции» . (Фотохроника ТАСС). ...Вечером 14 марта 1883 года Вильгельм Либкнехт развернул телеграмму, посланную из Лондона в Лейпциг на имя госпожи Бебель: «Маркс скончался сегодня». И подпись: «Энгельс». Позже почта принесла письмо, датированное тем же днем: «Дорогой Либкнехт! ...Вы, вероятно, знаете, какую страшную потерю п'онесла европейская социалистическая революционная партия. Еще в прошлую пятницу врач.— один из лучших в Лондоне — сказал нам, что есть все основания предполагать, что он выздоровеет и будет крепче, чем когда- либо, как только питание.восстановит его силы. И именно с тех пор он снова начал есть с большим аппетитом. Но сегодня, в третьем часу дня, я застал весь дом в слезах: он очень плох; Ленхен предложила мне подняться к нему, сказав, что он в полусне, и когда я поднял.*- ся — она оставила комнату каких-нибудь две минуты назад, — он спал, но спал вечным сном. Величайший ум второй половины нашего века перестал мыслить...» Так ушел • из жизни Карл Маркс — великий человек, гениальный ученый, основоположник научного коммунизма, без остатка отдавший всего себя делу освобождения пролетариата. Каким же был Маркс, имя которого стало бессмертным, а дело пережило века? Какие еж- лы направляли его могучий ум и деятельность к великой Йели? На эти и многие другие вопросы, связанные с жизнью гениального ’мыслителя, революционера, отвечают более четырех тысяч экспонатов, размещенных в восьми залах музея. «...Представь себе, — с воо- хищением пишет другу один из современников Маркса, — Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, объединенными в одном лице, я говорю объединенными, а не механически сложенными, и перед тобой будет д-р Маркс...» На дошедшем до нас рисунке изображен молодой человек с волевым лицом, решительным взглядом и вьющимися черными волосами. Это юный Маркс. Впереди у него целая жизнь, полная невзгод, жестокой нужды, бескомпромиссной борьбы с идейными врагами, и подвиг труда, убежденности и вдохновения... С понятным волнением рассматривают посетители единственную сохранившуюся страницу черновика рукописи «Манифеста ' Коммунистической партии», помеченную цифрой «13». Первые две строки текста написаны рукой Женни Маркс — жены, верного друга, помощника и секретаря Карла Маркса. В экспозиции представлена уникальная коллекция нескольких экземпляров первого издания .«Манифеста». На одном из них рукой Элеоноры Маркс сделана дарственная надпись Г. В. Плеханову. Много лет спустя, оценивая значение «Манифеста Коммунистической партии», В. И. Ленин писал: «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (Поли. собр. соч., т. 2, с. 10). Сегодня выдающийся программный документ марксизма опубликован на 101 языке народов мира. ...Лондон, ночь на 16 августа 1867 года. Часы только что Пробили два пополуночи. Маркс сидит за своим рабочим столом, придвинув поближе настольную лампу с зеленым абажуром. Белый лист бумаги покрывается ломаными строчками: «Дорогой Фред! Только что закончил корректуру последнего (49-го) листа книги... Итак, этот том готов». Закончилась последняя ночь работы над первым томом «Капитала». Главный труд Маркса, .содержащий в себе эпохальные открытия, стал бессмертным. Сам автор расценивал его как «самый страшный снаряд, который когда - либо был пущен в голову буржуа...» История полностью подтвердила правильность идей, изложенных в «Капитале». А Владимир Ильич Ленин творчески развил марксизм и его экономическое учение в условиях империализма, обогатил теорию новыми открытиями и выводами, определившими историческое место империализма — преддверия социалистической революции. А тогда, в семидесятые годы прошлого столетия, Маркс писал, что в Госсии «Капитал» читают более чем где-либо. На стенде письмо Маркса к Ф. Зорге от 21 июня 1872 года. Маркс цитирует решение русского цензурного комитета относительно издания первого тома «Капитала» в Госсии: «Хотя автор по своим взглядам убежденный социалист и вся кцига носит вполне определенный социалистический характер, однако, принимая во внимание, что изложение ее отнюдь не может быть названо общедоступным и понятным для всякого и что, с другой стороны, способ, доказательства автора облечен повсюду в строго математическую научную форму, комитет находит невозможным подвергнуть это сочинение судебному преследованию». — Царские власти очень скоро поняли, как просчитался цензор: все три тысячи экземпляров первого русского издания быстро нашли своих читателей, и «Капитал» был занесен в черный список запрещенных книг, — говорит заведующая фондами музея Т. Д. Белякова, приглашая к следующему экспонату — альбому с рисунками Хьюго Геллерта. ...Крестьянин с мужественным лицом, грозя кулаком поработителю, покидает с женой и ребенком горящий дом, унося самое ценное имущество —орудия труда: вилы и мотыгу... Чудовище в военной форме совковой лопатой черпает безликую массу, людей и бросает в отверстие орудийного ствола... Гисунки производят сильное впечатление. — Однажды, работая в архивах, — продолжает Т а м а р а Дмитриевна, — мы обнаружили книжку, изданную в тридцатые годы. Она называлась: «Капитал» Карла Маркса в иллюстрациях». Автором ее был американский художник - коммунист. Мы связались с товарищем. Геллертом, и он любезно выслал нам вот эти оригиналы рисунков. Оказалось, что «строго научный, математический текст» книги можно проиллюстрировать с такой большой- художественной силой... «Домом Маркса и Энгельса» называют музей москвичи. И действительно, нельзя думать о Марксе, не вспоминая одновременно об Энгельсе. Жизни этих людей настолько тесно переплелись, что составляли, по словам их соратника Поля Лафар- га, «одну единую жизнь». Энгельс всегда подчеркивал ведущую роль Маркса в разработке пролетарского учения, в борьбе за организацию и сплочение рабочего класса. «,,.Я играл вторую скрипку, — отмечал он в одном из писем, — и думаю, что делал свое дело довольно сносно. Я рад был, что у меня такая великолепная первая скрипка, как Маркс». Исторические документы и реликвии, хранящиеся в «Доме Маркса и Энгельса», позволяют понять и увидеть, какой славный и трудный путь борьбы за новое общество прошел международный рабочий класс, в чем сила и непобедимость марксистско -• ленинских идей, ставших знаменем Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла новую эпоху в истории человечества — эпоху перехода от капитализма к социализму. Впечатление от экспозиции музея, пожалуй, точнее всех выразил Жак Дюкло, написавший в книге отзывов такие слова: «Прошлое, связанное с настоящим, помогает нам строить будущее...» В. ДЕНИСОВ,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2