Мошковская новь, 1983 №030

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 10 марта 1983 г., № 30 (4684) ------ - - Пропагандист. Уч и т е л ь . Сколько глубокого смысла в этих словах. У каждого из нас были, есть и остаются учителя, воспитатели, наставники, старшие товарищи. Пропагандист Елиз а в е т а Ефимовна Назарова учительствует с 1933 года. 45 лет недавно исполнилось Сокурской железнодорожной школе, и с самого дня образования ее она работает здесь. За все эти годы из школы вышла не одна тысяча выпускиков. И в душе каждого из них ею навсегда оставлен след. Первый выпуск учащихся состоялся в 1941 году. Тяжелые испытания выпали на их долю. Полученное воспитание выдержало суровую проверку. Выпускники не щадили жизни, защищая Родину. Шестеро из них не вернулись. Нелегкая ноша легла и на плечи Елизаветы Ефимовны. В годы войны она стала директором школы. А это значит не только учить, воспитывать детей, а руководить целым педагогическим коллективом, решать хозяйственные дела, помогать родителям. В то же трудное время Е. Е. Назарова стала коммунистом. Эффективность учительского труда определяется не столько общей и качественной успеваемостью, сколько тем, каким человеком стал учащийся. Влияние учителя на своего ученика остается на всю жизнь. А выпускники Сокурской железнодорожной средней школы являются хорошими трудолюбивыми людьми, знающими свое дело специалистами. Они разъехались по всей стране: ученые и офицеры Советской Армии, инженеры заводов и руководители хозяйств, трудовых коллективов. Немало их в нашем районе среди учителей, специалистов, передовиков производства. Сейчас работают директорами школ Г. В. Зиновьева, Г. А. Родина, директором совхоза — В. В. Ква- шенко, управляющим отделением — А. С. Уханов, секретарем партбюро, инженером — В. Б. Чупин, начальником тяговой подстанции —В. Л. Комков, экономистом ремонтно строительного участка — Г. В. Якушева. Значительная часть учителей Сокурской железнодорожной школы состоит из своих выпускников. Замечательно трудятся Т. И. Мемет- ля, Т. Б. Чупина, В. Н. Логинова и другие. Лучший комбайнер совхоза «Сокурский» — выпускник этой школы Сергей Исаков. Больших успехов в работе добились пионерская и комсомольская организации школы. Ребята неоднократно были победителями в соревнованиях на лучшую классную и школьную комсомольскую организации. Школа 1'5 раз занимала первое место в районных смотВ Е Т Е Р А Н О С Т А Е Т С Я В С Т Р О Ю УЧИТЕЛЬ, ПРОПАГАНДИСТ рах художественной самодеятельности. Здесь немало лучших пионеров и комсомольцев побывало во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» и Всероссийском пионерском лагере «Орленок». В школе накоплен большой опыт политического, военно - патриотического, интернационального, эстетического, трудового, физического и нравственного воспитания учащихся. Можно еще много хорошего рассказывать о выпускниках этой школы, ее добрых делах. Но хочется отметить, что за всем этим стоит немалая доля труда, большая заслуга старейшего педагога, пропагандиста Елизаветы Ефимовны Назаровой. ва», «Отличник административной работы», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие » , «За трудовую доблесть». Затем она награждалась другими медалями. Отличник народного просвещения большое влияние оказывала и оказывает на воспитание молодых учителей, на повышение профессионального мастерства, политических знаний своих коллег. Об этом говорят и выпускники этой школы, и учителя. — Елизавета Ефимовна никогда не отличалась сильной строгостью, но ее требования, высказанные спокойным голосом, всегда мы выполняли, — рассказывает Г. В. Якушева. кейная форма. И с тех пор ледовая дружина школы не раз побеждала в районных соревнованиях. При ее содействии было ор ганизовано проведение политчасов. Старшеклассники сами готовили политинформации, доклады и выступали с ними не только в школе, но и в совхозе, на железнодорожной станции. У многих выпускников полученные навыки пригодились в жизни. «Она умеет в душу заглянуть, увидеть человека, понять его», — такую оценку дает своей учительнице В. Б. Чупин. Многим выпускникам, да и учителям запомнился «малый Сокурский совхоз». Его организовала Е. Е. Назарова. На Ее учительская работа никогда не отделялась от общественной. Да и приехала она в Сибирь из Новгородской области в далекие 30-е годы по комсомольской путевке. Агитатор, лектор, пропагандист, Елизавета Ефимовна в пред>- военные, военные и послевоенные годы ведет разъяснительную работу среди родителей, населения. Кроме того она была внештатным инспектором отдела учебных заведений железной дороги, членом совета отдела школ, с 1939 года постоянно избиралась депутатом местных Советов, с 1946 по 1964 год — членом райкома КПСС. Не один десяток лет была секретарем партийной организации. И сейчас Е. Е. Назарова в активе Сокурского сельского Совета народных депутатов. В 40 е годы Елизавета Ефимовна награждена знаками «Ударник сталинского призы­ — Сейчас моего сына Алексея учит М. Т. Чупина. Имне кажется, что эта хорошая учительница в чем-то похожа на Елизавету Ефимовну, чувствуется ее влияние. А сами учителя часто вспоминают, как Е. Е. Назарова помогла стать хорошим математиком В. И. Вербенко. Старейший работник школы А. Я. Лебедева отмечает энергичный характер бывшего директора, настойчивость и последовательность в работе: «Она даже школьные дома строила, организовывала капитальный ремонт квартир учителей». В. Б. Чупин с благодарностью вспоминает Е. Е. Назарову за то, что она привила его товарищам любовь к физической культуре, спорту, общественной работе. При ее непосредственном участии была построена спортивная площадка, на деньги, заработанные учащимися, приобретена хок100 гектарах ребята сами выращивали зерновые культуры, картофель, овощи. Здесь был свой директор Лидия Тикуно- ва, агроном Вера Доник, трактористами трудилирь Видтор Якушев, Владимир ЗоЛотру- бов, Геннадий Скубилов, Женя Маковская и другие. В 1957 ГОДУ урожайность зерновых в малом совхозе составила 20 центнеров с гектара. Но дело не столько в центнерах. Важно, что ребята на всю жизнь получили хлеборобскую закал- ку, трудовые навыки, любовь к родной земле. И не удивительно, что большинство выпускников того времени остались трудиться в родном селе. Другими замечательн ы м и чертами характера Елизаветы Ефимовны являются доброта, отзывчивость, чуткость к заботам и нуждам людей. От всей души благодарит ветеран труда Анна Григорьевна Кириллова Е. Е. Назарову за то, что помогла установить, где погиб ее сын, лейтенант А. Н. Кириллов, оформить пенсию. К Елизавете Ефимовне постоянно приходят посоветоваться, найти помощь те, кому случается трудно в жизни. Полюбили односельчане Е. Е. Назарову за ее простоту, скромность в отношениях с людьми, в быту. В квартире ее семьи не видно, как у некоторых, «пышных стенок», хрусталя, дорогих ковров и плюша. Есть только все необходимое: пианино, телевизор, простая мебель и книги, книги, книги. Но только не новые, в блестящих незачитан- ных дорогих переплетах, а зачитанные. Там же разные, но необходимые журналы, газеты. Елизавета Ефимовна воспитала вместе с мужем Иваном Филипповичем сына Виктора, дочь Раису. Теперь они давно взрослые, имеют детей. И, как говорится, полон двор внуков у Е. Е. Назаровой. Но коммунист, ветеран продолжает работать в школе, участвовать в общественной жизни. Она возглавляет сельский суд, под ее руководством учителя изучают в школе курс «Пр.облемы коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе». Сколько лет работает в школе Е. Е. Назарова, столько времени и является она пропагандистом. «Главная моя цель, ■ говорит ветеран, — воспитывать у своих слушателей идейную убежденность, творческое отношение к труду, активную жизненную позицию», Елизавета Ефимовна постоянно ищет и использует новые формы работы со слушателями. Она первая в районе стала работать по личному твор- ческбму плану. Настольными книгами для нее являются сборник о В. И. Ленине как пропагандисте, матер н а лы съездов КПСС. Ею всегда используются журналы «Политическое самообразование», «Агитатор». За долголетнюю плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся пропагандист школы научного коммунизма Сокурской железнодорожной школы Елизавета Ефимовна Назарова награждена настольной медалью ЦК КПСС, занесена в районную Книгу почета идеологического актива. И сейчас ветеран труда своими добрыми делами служит примером для учителей, учащихся, образцом высокой коммунистическ о й нравственности, идейной убежденности. принципиальности, культуры и широкой эрудиции. В. ЛУШНИКОВ. На снимках: Е. Е. Назарова; награда Елизаветы Ефимовны — настольная медаль ЦК КПСС. В ПОМОЩЬ ИДЕОЛОГИЧЕСК ОМУ АКТИВУ^ ДЛЯ ВАС — БИБЛИОТЕКА Читательские интересы пропагандистов и слушателей системы политического образования отличаются особой сложностью и динамичностью. В процессе подготовки к занятиям приходится использовать самые разнообразные источники: труды классиков марксизма - ленинизма, партийные и государственные документы, газетные материалы, книги и журналы по различным отраслям знаний, статистические справочники, словари, энциклопедии и т. д. Огромную роль в повышении политического самообразования играет массовая библиотека, услугами которой широко пользуются пропагандисты и слушатели. Однако практика показывает, что многие в связи с недостаточной библио- течно - библиографической подготовкой не умеют использовать весь арсенал средств, которыми располагает библиотека, для подбора книг по теме. Наиболее полное представление о литературе по какому-то определенному вопросу, проблеме можно получить с помощью справочно - поиско вого аппарата библиотеки, состоящего из каталогов, картотек, библиографических пособий. Алфавитный каталог, содержащий описание произведений печати в алфавите фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов, дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить, есть ли в библиотеке нужные издания, которые известны читателю уже по другим источникам. Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знаний и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по той или иной проблеме. Занятия в системе политпросвещения предусматривают обязательную связь изучаемой темы с местным материалом о развитии экономики и культуры в районе, крае. Такой материал легче подобрать с помощью краеведческой картотеки. Если же речь идет о поиске газетно - журнальных статей, то можно воспользоваться систематической картотекой статей (райбиблиотека), которая построена по принципу систематического каталога. Один из разделов этой картотеки «6.61 (2) 511: Партийное просвещение» содержит перечень газетно - журнальных статей, освещающих методику и практику марксистско - ленинского образования в нашей стране. В каждой библиотеке нашего района организованы тематические картотеки по наиболее актуальным проблемам, такие как: «Решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС — в жизнь», «Продовольственная про г р а м м а СССР» и другие. Приступая к подбору намеченных источников, полезно ознакомиться с тематическими книжными выставками, которые организуются в библиотеках для пропаганды литературы по наиболее актуальным вопросам общественно - политической и хозяйственной жизни. Так, например, в районной библиотеке оформлены книжные выставки «Решения XXVI съезда КПСС — в жизнь», «Продовольственная программа — наше кровное дело», «Закон и юность». Просмотр выставок иногда позволяет полностью удовлетворить запросы и, уж во всяком случае, помогает уточнить их. Книги, представленные на стендах, можно получить для работы. Ежегодно в библиотеках района к началу учебного года организуются выставки «В помощь пропагандисту, слушателю», где представлены программы кружков, теоретических семинаров, методические материалы. Информацию о книгах по общественно - политичес к о й тематике можно найти в рекомендательных библиографических пособиях, часть которых адресована непосредственно пропагандистам и слушателям, идеологическим работникам. Отдельные рекомендательные указатели посвящены жизни и деятельности основоположников научного коммунизма («Ленин и теперь живее всех живых»), важнейшим событиям в жизни партии, страны («Идеи XXVI съезда КПСС— в дела партии, всего народа», «Хозяйствовать экономно»), актуальным теоретическ и м проблемам («Разоружение — идеал социализма», «В битве идей нет компромиссов»). Центральное место в этих пособиях занимает систематизированная пропаганда трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документов нашей партии и правительства, братских коммунистических и рабочих партий, руководителей КПСС, деятелей мирового и коммунистического движения. Рекомендуются также книги ученых, материалы научных конференций, научно - популярная литература. Разнообразные сведения по широкому кругу проблем, с которыми приходится сталкиваться изучающим теорию и политику партии, содержатся в сжатом, сконцентрированном изложении в систематических и справочных изданиях. При изучении биографии В. И. Ленина, истории КПСС, проблем партийного строител ь с т в а прежде всего следует обра- (Окончание на 4-й странице).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2