О вас и для вас, ж е н щ и н ы ! Ь ЛУ iE „Мошновчанка“ РАССКАЖУ О ХОРОШЕМ ТОВАРИЩЕ СПЕЦИАЛИСТ ’ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТ А Ее нередко можно встретить возвращающуюся с работы поздно вечером, уставшую, но всегда спокойную и добродушную. Эта привычка, выработанная в трудные военные годы, осталась и по сей день — ничего не оставлять на завтра, лучше задержаться на работе, — ведь завтра будут новые дела. Надежда Григорьевна Мартынова начала свою трудовую жизнь ученицей бухгалтера в Романовской МТС с. Мошко- во в 1940 году, после окончания 10 классов. Но начавшаяся война по-своему распорядилась судьбой молодой девушки. Ушедший на фронт главный бухгалтер В. И. Борисевич передал все дела ей, еще неопытной. Так начала Надежда Григорьевна познавать азы этого кропотливого труда, постоянно училась. Опыта не хватало, да и позаимствовать тогда было не у кого. Вот и Пошли от нее письма на фронт за помощью и советом к бывшему наставнику. В то время, не было такого термина — «наставник», но уже тогда и сама Надежда стала им. Училась сама—учила своих товарищей по профессии. Это ее достойная ученица Анна Митрофановна Кондратьева, главный бухгалтер районного объединения «Сельхозтехника», не изменившая своей профессии до сих пор. Позднее, когда Надежда Григорьевна сама стала опытным, грамотным финансовым специалистом, щедро передавала опыт молодым. Как-то оказывая помощь в налаживании бухгалтерского учета в отделе культуры райисполкома, разглядела в только что пришедшей на должность главного бухгалтера Вере Ивановне Пасенко очень нужные качества —• любовь к бухгалтерскому делу и добросовестность. И не ошиблась. В. И. Пасенко сейчас — в числе лучших бухгалтеров. 42 года проработала Надежда Григорьевна бухгалтером, из них 32 года — главным. Последние 16 лет — в Мошковском комбинате коммунальных предприятий и благоустройства. Пять лет назад ее проводили на пенсию, но она продолжает работать. По- прежнему беспредельно любит свою профессию и не представляет, как с ней расстанется. Главное, что считает Надежда Григорьевна нужным в своем деле и чего желает своим молодым коллегам — постоянно обновлять свои знания, учиться у своих товарищей и, конечно, работать творчески, не механически, а анализировать, вводить новое. Видеть не сухие цифры, а жизнь предприятия. Так именно и трудится весь коллектив бухгалтеров ККПиБ. Это ветераны труда Юлия Ивановна Пономарева, Полина Петровна Попова. Они знают все смежные операции, обмениваются опытом каждодневно и всегда готовы заменить друг друга. Добросовестный труд Н. Г. Мартыновой был отмечен еще тогда, в трудные военные годы, медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны, а позже медалью «Ветеран труда», знаком ударника. Но самой главной наградой Надежда Григорьевна считает то, что с 1969 года бухгалтерия Мош- ковского комбината коммунальных предприятий и благоустройства носит звание «.Предприятие с образцовой постановкой учета», присвоенное постановлением коллегии управления жидищно - коммунального хозяйства Новосибирского облисполкома и президиумом обкома профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. Это звание коллектив старается оправдывать новыми успехами. В праздник 8-е Марта хочется сердечно поздравить женщину замечательной судьбы, Надежду Григорьевну Мартынову, ее достойных преемниц, пожелать им здоровья и благополучия. Т. ФОМИЧЕВА, р. п. Мошново. ПОМОЖЕТ... ОБЫЧНАЯ С О Л Ь Чтобы цвет ковра стал ярче, посыпьте его вечером солью, а на другой день протрите влажной тряпкой. Соленой водой хорошо отмываются и приобретают блеск окна и зеркала. Выстиранное белье приобретает блеск и не замерзает на морозе, если к крахмалу добавить горстку соли. Цветные вещи не линяют, если стирать их в холодной соленой воде. Поверхность утюга заблестит, если ее слабо нагреть, смазать воском, а затем прогладить тряпку, посыпанную солью. Грелка дольше будет горячей, если в воду добавить немного соли. _ Тупой нож легче заточить, если предварительно в течение получаса подержать его лезвие в немного подсоленной воде Щетка, смоченная в соленой воде, поможет восстановить золотистый цвет изделий из соломы. На дно новой сковородки насыпают слой соли, разогревают. Затем сковородку протирают этой же солью, "смазывают жиром и снова прокаливают па огне. Нарезанный репчатый лук сохранит свежесть на блюдце посыпанном солью. Чтобы соль оставалась сухой, в солонку кладут два-три рисовых зернышка, которые поглощают влагу. Восприятие, мышление, чувства ребенка отличаются от соответствующих психологических особенностей взрослого. Но и дети разного возраста отличаются друг от Друга. В этом каждый день вновь и вновь убеждаемся и мы, работники детских ясель и садов. И в связи с этим хочется остановиться на тех или иных проявлениях ребенка в том или ином возрасте,. чтобы родители знали, чего можно ожидать от собственного ребенка и не считали свои проблемы уникальными. Хочется отметить, что каждый ребенок неповторим, его личность индивидуальна, самобытна, однако заботы родителей похожи и типичны. Когда ребенку исполнится два года (иной раз в два года и три месяца, а то и в два с половиной), родители замечают, что их дотоле послушное дитя склонно оказывать сопротивление. Его любимым словом становится «нет». Ребенок сам порою не знает, чего хочет. Если ему предлагают чай, просит молоко. Приносят молоко — требует сока. Он отказывается от того, что ему предлагают, не потому, что не хочет этого. Ему просто не нравится, что он должен выполнять чужие указания, и чью-то волю. До сих пор он более или менее беспрекословно повиновался взрослым. Теперь же он противопоставляет свои желания их требованиям. Одна из главных ошибок взрослых — непреклонность, решимость ни в коем случае не потакать капризам ребенка. Нередко такая линия приводит к тому, что малыш превращается в робкое, пассивное и покорное существо,; иногда, наоборот, взаимоотношения с ним превращаются в постоянные сражения. Как же быть в случае разногласий? Уступить? Или настоять на своем, проявив твердость воли? (К о г д а взрослые противопоставляют свое упрямство упрямству ребенка, то глядя со стороны, невольно думаешь — кто же умнее?) Лучшая тактика в таких случаях — отвлечь ребенка, переключить на другое занятие, на другие интересы, причем до возникновения конфликта, когда он только назревает. Двухлетний бросается из одной крайности в другую. Жажда самоутверждения проявляется в том, что он то и дело кричит: «Я сам!» или «Я сама!». Осознав же свое бессилие, вынужден обратиться за помощью: «Сделай», «Наладь», «Помоги». Как показывает опыт и родителей, и наших воспитателей, ребенка следует непременно приучать к соблюдению определенных для его возраста норм, правил, распорядка. Однако правила должны быть гибкими, последовательными и согласованными, чтобы одно не противоречило другому и ребенок не привыкал к тому, что запрещенное матерью будет разрешено отцом или бабушкой. При всей неопытности малыш отлично уловит это противоречие и будет использовать его в своей практике. Слишком строгий, жесткий распорядок не годится, так как не соответствует психологическим особенностям двухлетних, частой смене прямо противоположных стремлений и побуждений. Ребенку нужно позволять свободно выражать свои чувства. Надо помнить, что двухлетнему присущи и такие чувства, как раздражение, злость, гнев. Молено требовать от него контроля над действиями, поступками. Требовать же контроля над чувствами — нереально, его чувства должны иметь какое-то внешнее выражение. Это знакомо любому родителю: ребенок разыгрался и не хочет возвращаться с прогулки. Предложение идти . домой вызывает вспышку гнева («Не люблю тебя, ты нехорошая!»). Родителям все это не нравится, да и стыдно перед случайными свидетелями этой сцены. Когда вокруг никого нет, старшие ведут себя в таС Е М Ь Я И Д ЕТИ « За годом г о д : двухлетие ких случаях спокойнее и сдержаннее, а вот на «людях» выражают досаду («Не смей так разговаривать с мамой!»). Как же поступить, если малыш упорствует и не хочет идти? Все-таки унести его на руках, невзирая на протесты. Если разрешить остаться — он увидит: с помощью слез можно добиться своего, воздействовать на родителей, заставлять их менять решение. Но; унося, не препятствуйте малышу выражать свои чувства. Напротив, он должен видеть: его чувство понятно родителям, однако пора уходить. Когда у двухлетнего неприятность, он остро нуждается в сочувствии и жалости и должен видеть, что родители понимают его состояние, разделяют его горести и заботы (кстати, это нужно не только двухлетним). Когда ребенок чем-то встревожен, когда его беспокоит страх темноты, когда у него какие-то затруднения, самая худшая тактика сказать ему: «Не бойся, ничего страшного». Такая «лобовая психотерапия» во всех случа- чаях, даже со взрослыми, может принести только вред. Малыш может подумать, что его не понимают и не хотят понять, и это лишь углубит его страхи. Не всегда понимает двухлетний и чувство голода. Он хнычет, ему неприятно, но что сказать взрослым, он не знает. Об этом должны догадаться старшие и объяснить ребенку. Тем более, не умеет понять двухлетний малыш чувство усталости, определить словами свое ощущение. Вдруг среди игры он начинает капризничать, а то и вовсе плакать. Есть простейшие, «из вечные» эмоции голода и усталости- не всегда доступны пониманию ребенка, что же говорить о тех волнениях, внутренних переживаниях, которые захлестывают его по мере расширения связей с внешним миром. В этот возрастной период дети часто проявляют склонность к «ритуальным действи. ям». Они требуют строгой по следовательноети «обрядов »: прежде чем поесть, должны помыть лапы любимой игрушке — ослику или медведю, усадить их за стол. Так же в строгой последовательности проводят какие-то действия, возвращаясь с. прогулки или укладываясь в постель. И взрослые ни в коем случае не должны этому препятствовать. Очень любят ребята, когда им читают перед сном и так, чтобы видны были картинки. Даже популярная телевизионная программа «Спокойной ночи, малыши!» отнюдь не заменяет чтение на сон грядущий. И родительский, и опыт воспитателей показывает, что на третьем году жизни дети охотно слушают музыкальные сказки в грамзаписи. Чтобы воспринять с пластинки сказку, ребенок прослушивает ее неоднократно, изо дня в день, по нескольку раз'. Сначала его привлекают песенки и музыка. С каждым прослушиванием он вникает все больше в суть повествования, запоминает новые подробности. Процесс прослушивания поглощает малыша настолько, что он не требует специального внимания к себе .в течение 30—40 минут. От взрослых требуется лишь одно: переворачивать вовремя пластинку. Через 3—4 недели можно купить другую пластинку, а затем через тот же интервал времени добавить следующую. Пластинки развивают музыкальный слух, музыкальное восприятие, обогащают речь — словарный запас, интонации, помогают овладеть правильным литературным произношением. Книга, литературно - музыкальные пластинки обогащают, расширяют знания ребенка. Он начинает задавать вопросы, эти бесконечные «почему?», и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем ребенок становится разумнее и, разумеется, улучшается его поведение, общение с ним приобретает все большую привлекательность и прелесть. Л. КОСТЮЧЕНКО, заведующая яслями-садом № 2 «Рябинка». р. п. Мошково.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2