Мошковская новь, 1983 №028

5 марта 1983 г., № 28 (4682)= МОШКОВСКАЯ .НОВЬ Формировать у подрастаю- * щего поколения коммунистическое мировоззрение, активную жизненную позицию, высокую политическую идейность, готовность выполнять свой патриотический и интернациональный долг — одна из важнейших задач советской школы, решение которой считают своим первейшим долгом педагоги и нашей школы. Патриот — ото тот, кто отлично знает прошлое своей Родины, народа, кто борется за то, чтобы сделать настоящее еще более прекрасным, готов для построения будущего от- дать все свои силы без остатка. Героико - патриотическому Ур воспитанию подрастающего поколения, формированию у молодежи высоких чувств патриотизма, гражданственности, любви- к своему краю в значительной степени способствует организация краеведческой, поисково - исследовательской работы и создание школьного , музея, чему уделяется особое внимание и в нашей школе. Разностороннее участие в работе школьного музея развивает у учащихся увлеченность, интерес к знаниям, творческую инициативу, самостоятельность и самодеятельность, все это благоприятно сказывается на качестве учебно - воспитательного процесса. «Наши следопыты — не просто мальчики и девочки, играющие в интересную увлекательную игру, не просто любознательные, туристы, » — писал лауреат Ленинской 1 премии писатель С, С. Смирнов. — Они — следопыты героической биографии своего народа, следопыты истории». Сегодня школьные музеи получили общегосударственное признание. Школьный музей — эффективное средство для осознания учащимися еоветекп- го образа жизни. Построенные на краеведческом материале, рассказывающем о жизни родного края, экспозиции музея помогают осмыслить преимущества жизни советских людей, наполняют конкретным содержанием строки Конституции СССР. Школьный музей, как мы убедились на своем опыте, при творческом подходе позволяет использовать краеведческий принцип во всех звеньях учебного процесса — на уроках истории и обществоведения, литературы и русского языка, географии и биологии, основ Советского государства и права, начальной военной подготовки и иностранного языка. Даже учителя физики и математики находят в музее яркие примеры для уроков. Стремительно бежит время. Люди не властны над ним. Оно разрушает скалы, выветривает горы, высушивает озера и реки, заравнивает некогда взрыхленные вражескими снарядами и бомбами поля. Но никогда: ни сегодня, ни в грядущем — не изгладятся из благодарной памяти живущих ратные подвиги старших братьев и отцов, защитивших и спасших в пекле второй мировой войны самое дорогое, что дано человеку, — жизнь. Среди защитников Родины было немало и наших земляков- ташаринцев. Голубеет небо над миром. Поколение, родившееся после войны, не слышало свиста пуль, пугающих разрывов бомб и снарядов, не видело разрушенных и сожженных деревень и городов, слез матерей и жен. Молодые не зна- ( ют, что такое война, какие ужасы несет с собой ее страшная поступь. Но они должны знать о тех, '«кто на алтарь Великой Победы положил свои жизни, пролил горячую кровь, кто уходил в бой, «не долю- бив, не докурив последней папиросы». Поколение, выросшее после 9 мая 1945 года, хочет и обязано знать, какими были их тогдашние сверстники, какая сила заставляла их бросаться под танки или на изрыгающие смерть амбразуры. И мы, учителя, в своих беседах, на классных часах, на уроках, сборах, праздниках стараемся рассказывать ученикам об этом так, чтобы каждый факт, каждое событие тех незабываемых дней прошло через их умы и сердца. Дело это большое и ответственное. Мы стараемся сделать так, чтобы учащиеся после таких бесед, встреч с ветеранами войны взглянули бы на самих себя как бы со стороны и спросили: «А (готов ли я к испытаниям, через которые прошли наши отцы и деды, готов ли беззаветно служить Родине?» И отвечали: «Всегда готов!»... Предпосылкой для создания музея послужил богатый материал возникновения самой Татары как села, а также развернувшееся здесь интенсивное строительство. Нашему музею со дня основания уже более 20 лет. В его создании принимали участие не только учащиеся и учителя, но и привлеченные жители села. В нашем краеведческом музее несколько отделов: Ленинская комната, отДел, посвященный истории Татары,- района и области, отдел находок, посвященный героям - сибирякам, ветеранам войны из нашего села, краеведческий отдел и отдел выпускников нашей школы; нумизматики .и бонистики. Материал, собранный в Ленинском уголке, позволяет проводить занятия, воспитывая учащихся в духе патриотизма на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников. Изучение ленинского наследия и документов КПСС — один из важнейших факторов работы школьного музея. Стало традицией в Ленинские дни проводить клас-. сные часы, беседы в музее, с использованием материала по данной тематике. Проводились сборы на темы: «В. И. Ленин в Шушенском», «В. И. Ленин в ссылке». В музее на видном месте помещен стенд с именами жителей нашего села, которые отдали свои жизни за Родину в Великой Отечественной войне. И кто бы ни посетил наш музей, в первую очередь обращают внимание на этот стенд. Собран богатый материал о нашем земляке. Герое Советского Союза Л. П. Данилове. В день Победы приглашаем на классные часы его жену, Марию Васильевну. Она приносит все ордена и медали Леонида Парфеновича, рассказывает о его жизни, о его подвиге: — В ударной группе переправились на правый берег Днепра. Заняв небольшой клочок территории, они начали закрепляться, и тут началась непрерывная бомбежка и, наконец, пошла лавина танков. Они старались сбросить наших в Днепр, не допустить продвижения вперед. Первое ранение, Леонид Парфенович остается у пушки. Один за другим выходит из строя весь расчет. Второе ранение. Танки, непрерывно стреляя, продвигаются все ближе и ближе. Пушка накалилась от стрельбы. Кровь мешала смотреть. Но уже 6 танков остановлены. Остается мало снарядов. Танки снова пошли в атаку. Леонид Пар- фенович подбивает еще два и обнаруживает, что остается один снаряд. Взрыв! Герой теряет сознание. Он уже не видел, как с другого берега пришло подкрепление... Рассказ дети слушают с замиранием сердца, а с каким интересом они рассматривают награды Леонида Парфеновича, особенно Звезду героя!.. Недавно исполнилось 40 лет со дня бессмертного подвига А. Матросова. Этой теме были посвящены уроки мужества. Намечены встречи с очевидцем подвига Иваном Михайловичем Селедцовым, который служил вместе с А. Матросовым. В школе созданы поисковые группы, которые собрали материал об участниках Великой Отечественной войны, о погибших и о их вдовах. Мы встретились с вдовой воина - земляка, политрука А. М. Владимирова, жившего в д. Смоленка нашего сельского Совета. Сейчас А. М. Владимирова живет в Ояше. Она показала нам похоронную на мужа. Ребята заинтересовались и решили уточнить место захоронения политрука. Долго длились поиски. Наконец выяснилось, что политрук Владимиров захоронен в братской могиле д. Тархово Оле- нинского района Калининской области. И мы решили написать письмо в школу д. Тархово. В начале февраля нынешнего года получили письмо и фотографию памятника воинам - освободителям, погибшим и захврвненным в селе. Вот письмо: «Уважаемые ребята и Елена Петровна! В нашей деревне есть братская могила, в которой захоронено около 1000 воинов. В списках захороненных значится разыскиваемый вами политрук роты Александр Михайлович Владимиров, 1910 года рождения, погиб 28 мая 1942 года. Высылаем вам фотографию памятника на братской могиле. На день Победы к нам приезжают родственники погибших воинов. Если сможете, приезжайте. О приезде сообщите, вас встретят. Если у вас сохранились письма, фотографии, просим вас выслать нам для комнаты Боевой славы. У нас дружина и пионерские отряды носят имена погибших за освобож дение нашего края. 4 марта наш Оленинский район отмечает 40-летие освобождения района. Мы собираем материал о воинах, воевавших на нашей земле. Если вас будет что-то интересовать, спрашивайте, мы ответим». Надо было видеть взволнованные лица детей, когда они узнали содержание письма и увидели фотографию памятника, присланного учащимися... Сейчас мы с ребятами собираемся съездить к вдове Владимировой в Ояш, показать ей письмо, попросим ее рассказать поподробнее о жизни ее мужа. Думаем, что это будут также волнующие часы. Понятно, что. подобные случаи способствуют дальнейшему развитию интереса к поисковой работе, воспитанию чувства гордости за советских воинов. Так разве вырастут рав подушными наши ученики?.. А сколько материала накопили наши следопыты об участниках Великой Отечественной войны. Многие из них подарили школьному музею свои награды, фотографии, благодарственные письма. Оформлены альбомы о Т. И. Докукине, А. Ф. Клопове, Н. К. Немаеве, И. А. Басаргине, И. И. Турове. Очень интересный материал есть в нашем музее о женщинах нашего села — участницах Великой Отечественной войны: альбомы о В. И. Ян, А.. Т. Дмитриевой и других. Мы собираем материал также о многих участниках и участницах войны, проживающих в районе, по материалам газеты «Мошковская новь». Наши учащиеся знают опашем земляке, Герое Советского Союза Аркадие Васильевиче Кобелеве, знают Михаила Гавриловича Коршунова, живущего в Томилово, пулеметчика Андрея Матвеевича Свиридова, младшего сержанта Александра Петровича Иванова, проживающего в Ояше, Василия Никифоровича Кайго- родцева из Белоярки, Евгения Петровича Бочарова, Василия Петровича Шгулева из Мош- ково, Николая Михайловича Богомолова из. Ояша, танкиста Александра Андреевича Бара- ганского из Мотково, Федора Калистратовича Смирнова из Мошково, Александру Ефимовну Зубкову из Уч-Балты, Галину Ивановну Кашникову из совхоза «Белыневик» и многих других. Знают наши ребята и имена погибших воинов - сибиряков из района, фамилии которых высечены на монументе Мамаева кургана: Сергея Купряж- кина и ояшинца А. Комазова, повторившего подвиг А. Матросова, Ильи Аникина из Балты. В каждом из наших учеников словно постоянно звучат стихи: И пусть сегодня многих нет в живых, Они шагают рядом с нами снова, Живут в названьях улиц . городских — Матросова, Данилова, Смирнова. Мы поднимаем их на пьедестал, Пропавших и затерянных войною. . Лежат у молчаливых серых скал Народом не забытые герои... Особую воспитательную роль имеют материалы нашего музея при проведении внеклассных мероприятий: экскурсий, классных часов, тематических бесед, встреч с ветеранами партии, войны и труда: Прошла война, прошла беда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Правда, пока мы не можем похвастаться особой красочностью, эстетикой оформления, броскими стендами, витринами, ■так как испытываем нехватку фанеры, оргстекла, листового железа, отличного ватмана, альбомов в хороших переплетах. Но дорого то, что все в музее сдела;- но руками учащихся. Хорошо бы было, если бы районный Дом пионеров, районный совет ветеранов, , РК ДОСААФ, райвоенкомат, другие заин тересованные общественные огранизации подключились к решению вопроса о выделении фондов для красочного оформления музеев в школах района. Мы, учителя, на героических подвигах земляков будем и впредь достойно воспитывать молодое подрастающее Поколение. Е. ВЛАДИМИРОВА, директор музея боевой и трудовой славы Ташаринской средней школы. 6 МАРТА — 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (1913) А. И. ПОКРЫШКИНА, МАРШАЛА АВИАЦИИ, ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Имя Александра Ивановича Покрышкина (на снимке) — прославленного летчика и военачальника, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации — уже в годы Великой Отечественной войны было овеяно легендарной славой. Человек исключительного мужества, большого ума, цельного характера, А. И. Покрышкин был в годы войны настоящей грозой для фашистских стервятников. Появление в воздухе Покрышкина и его товарищей вызывало панику среди врагов. Участвуя в войне с первых дней, А. -И. По<- крышкин создал и применил всесокрушающую формулу воздушного боя: «Высота — скорость —- маневр —огонь», которая давала летчику - истребителю быть хозяином неба. Много вражеских самолетов и другой техники уничтожил А. И. Покрышкин за годы войны, но не меньше пользы принес он и своими предложениями об изменении тактики воздушного боя, тем, что научил многих летчиков- истребителей действовать умело, творчески при подготовке к бою и в самом бою. Фотохроника ТАСС. ВИНТОРИ НА „ А Н У - К А , П А Р Н И ! “ В нашей школе прошла викторина: «А ну-ка, парни!» между юношами 9 и 10 классов. Мы пригласили участников Великой Отечественной войны А. П. Дубровского и И. В. Романычева. Они вспомнили несколько боевых эпизодов, в которых были непосредственными участниками. От имени всей школы им были вручены памятные подарки. Соревнование проходило в шесть этапбв. Юноши показали свои знания по начальной военной подготовке, по истории воинских званий, свою смекалку, быстроту действий, находчивость. Вопросы викторины были трудные и интересные. Обе команды были хорошо подготовлены. Победителями стали девятиклассники. Им был вручен диплом райкома ДОСААФ. Мы поздравили Андрея Колчанова, Валеру Шейфель, Володю Кострыкина и Гену Стовбу с победой. Н. БУРЛАКОВА, комсорг 9 класса Ново- мошковской средней школы. НА ПРИМЕРЕ Г Е Р О Е В В ФОНД -МИРА Сколько еще на нашей огромной планете «горячих» точек? Много. Скольким людям еще нужна наша помощь? Оказать ее может каждый человек через советский Фонд Мира. Людям, которым дороги мир, дружба, счастье, знаком этот адрес: город Москва, улица Кропоткинская, 10. Именно сюда пересылает советский народ денежные средства. Они используются на изготовление и отправку машин, медикаментов, школьных принадлежностей, игрушек, на строительство детских садов, больниц, школ там, где они необходимы. Пишут на тетрадях советского производства вьетнамские и кампучийские школьники, играют московскими куклами эфиопские малыши. По решению совета КИДа «Радуга» ребята нашей школы приняли активное участие в сборе и перечислении денег в Фонд Мира. Особенно отличились учащиеся 4 п 7 классов. Членами йЛуба перечислено 42 рубля. Ребятам приятно сознавать, что они оказали небольшую помощь друзьям в борьбе за мир С, БРИЖАН, руководитель КИДа «Радуга» Большевистской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2