Мошковская новь, 1983 №026

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 1 марта 1983 г., № 26 (4680)1 В помощь пропагандистам, слушателям КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ П А Р Т И Й Н А Я Х Р О Н И К А Очередное занятие 24 февраля в зале заседав ний райкома КПСС состоялось очередное занятие в шко-' ле партийно - хозяйственного актива района. Занятие открыл первый секретарь райкома КПСС В. А, Смирнов, Перед слушателями школы с лекциями «Ленинск и й стиль в партийной работе», «Экономическое стимулирование и хозрасчет на предприятиях и в организациях» выступили кандидат экономических наук, декан заочного обучения Новосибирской высшей партийной школы Г. В. Иванченко, кандидат , экономических наук, руководитель сектора экономики института сельского хозяйства Сибирского отделения ВАСХНИЛ В. И. Еськов. В заключение были определены вопросы и темы для подготовки слушателями школы, которые они осветят на творческом часе очередного мартовского занятия. Учеба молодых коммунистов 23 февраля в зале заседаний райкома КПСС состоя-, лось очередное занятие школы молодого коммуниста. Территориально - производственный признак построения партийных организаций. Высшие органы КПСС — олицетворение принципа коллективности руководства. Местные партийные органы — непосредственные организаторы осуществления политики партии. Эти вопросы осветил в своем выступлении заведующий организационным отделом райкома КПСС А. И. Корчагин. С формами и методами участия коммунистов в пропаганде и разъяснении политики партии познакомил слушателей школы заведующий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС Н. С. Лебедев. Инструктор райкома партии А. Г. Проненко в своем выступлении «Партийное собрание — высший орган первичной партийной организации, школа воспитания коммунистов» рассказал о том, как на собрании проводятся в жизнь нормы демократического централизма, о воспитательной роли многогранной деятельности первичных партийных организаций. ВМЕСТЕ С ШЕФАМИ Шефами нашего класса являются работники железнодорожной ст а н ц и и Со- кур. В один из ноябрьских дней мы всем классом ходили к ним. Заранее предупредили о своем приходе. Встретили нас приветливо. Рабочие собрались в красном уголке, и наш класс выступил перед ними с концертом. После первого номера председатель совета отряда Надя Скоморохова вручила передовикам производства: Татьяне Константиновне Грицко, Валентине Гавриловне Тихоновой, Клавдии Васильевне Беленковой и другим—памятные адреса. Их сделали сами ребята. И снова продолжался концерт. Лена Лысова и СнеНа сборе дружины «Герои не будут забыты» нас приняли в пионеры. Галстуки нам повязали гости, ветераны войны и труда С. И. Якуб, П. А. Мамышева, А. А. Бубнов, Высокая эффективность творческого усвоения марксистско- ленинских идей возможна лишь при сознательном и активном изучении первоисточник о в. Опыт свидетельствует, что конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала. Однако при конспектировании первоисточников возникает немало трудностей как объективного, так и субъективного порядка. Прежде всего это сложный характер содержания и структура произведения, полемический стиль, насыщенность конкретно - историческим материалом, многочисленными именами, ситуациями, разнообразными точками зрения на обсуждаемую проблему. Уяснить особенности ленинского научного и публицистического стиля слушателям начального и среднего звена политпросвещения поможет книга Л. А. Николаевой «Учись быть читателем» (М., 1982). Субъективная же сторона связана, как правило, с тем, что у многих слушателей недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы с книгой: составление планов, тезисов, вычленение главных положений, умение пользоваться научным и справочным аппаратом и т. д. Большой интерес в этом плане представляет методическое пособие «Как самостоятельно изучать политическую книгу» (М., 1982). Чтение и конспектирование первоисточников классиков марксизма - ленинизма требует подготовительной работы. Когда создано то или иное произведение? Где опубликовано? Чем вызвана необходимость его создания? Такая историческая справка, полученная из дополнительных источников (справочный аппарат сборника, справочные тома к Полному собранию сочинений В. И. Лекийа, учебник истории, брошюра и т. д.), поможет лучше вникнуть в суть работы, воссоздать атмосферу той эпохи. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано от начала до конца, просмотрены разъяснения ссылок на те или иные сюжеты, ситуации, имена, выделены важнейшие вопросы, освещаемые автором. Конспект может быть текстуальным или тематическим. Текстуальный посвящен определенному произведению, в нем сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в книге. Первым шагом при конспектировании является составление плана, в соответстжана Лукша исполнили песни, а также танцевали «Школьную польку». В заключение наши артисты инсценировали песню «Это было -в Краснодоне». Когда закончился концерт, заместитель начальника станции Вера Ивановна Сабчук поблагодарила нас и попросила чаще бывать в их коллективе. С этого дня у нас завязалась хорошая дружба. Перед Новым годом редколлегия класса выпустила для шефов красивую праздничную стенгазету. Передовиков производства мы поздравили открытками. Коллектив станции не остался в долгу, пожелал нам успехов в учебе и общественно - полезных делах. МЫ-ПИОНЕРЫ секретарь парткома совхоза «Смоленский» В. Е. Баженов, завуч школы Э. А. Кузнецова. Мы очень рады. Всегда будем гордиться красным галстуком и выполнять законы вии с которым и строится дальнейшая работа. -В качестве следующего этапа работы с первоисточником, необходимо ответить на поставленные вопросы плана, т. е. составить тезисы. Но одних тезисов, как правило, бывает недостаточно, поэтому важным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Однако ими тоже не следует увлекаться, чтобы не делать конспект слишком громоздким, неудобным для последующей работы с ним. Можно сказать, что конспект — это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также некоторыми выводами составителя записи. Наконец, конспект включает и выписки, цитаты, диаграммы, схемы и таблицы. Тематический конспект может быть составлен при изучении одного произведения или нескольких первоисточников, посвященных одной и той же проблеме. За основу такого конспекта берется не план произведения, а содержание темы. Для написания тематического конспекта одной работы, при чтении ее выявляются основные вопросы, проблемы. Бывает, что какая-либо тема рассматривается в нескольких главах. В конспекте же весь материал, относящийся к ней, будет сосредоточен в одном месте. Так, например, слушателям дано задание составить конспект по работе В. И. Ленина «Что делать?», осветив вопрос «Ленинский план построения марксистской партии в России». | Нередко приходится составлять конспект по нескольким произведениям, затрагивающим одну и ту же проблему, например, «Ленин, КПСС о сущности коммунистической морали и нравственного воспитания». Составление тематического конспекта — серьезная творческая работа. Ей предшествует тщательное изучение всей подобранной для раскрытия данной темы литературы. После составления плана конспекта его пункты соотносятся с соответствующими местами в книгах и статьях. Лучше всего в самом плане делать пометки, к каким источникам (вплоть до страницы) придется обратиться для раскрытия того или иного вопроса этого плана. Вычленяется главное из каждого источника, логично и последовательно освещаются основные положения. Ребята уважают своих шефов. Недавно мы написали сочинение о них. Каждый пионер побывал на предприятии, взял интервью, фотографии своих шефов... Было написано сочинение - очерк на тему: «Моя любимая профессия», в которой каждый рассказал о профессии железнодорожника. Сейчас наш класс занят подготовкой праздничного концерта для своих шефов — к 8 марта. Передовиков предприятия мы вновь поздравили в памятных адресах. Редколлегия класса занята выпуском стенгазеты. Вера ЩЕРБАТОВА, юнкор 4 класса Сокур- ской железнодорож ной школы. юных пионеров. Нам уже дали первое задание. Ваня Калугин, Лариса Баженова, Марина Бабюк, ученики 3 класса Смоленской средней школы. Тематический конспект составляется обычно для того, чтобы глубже изучить определенный вопрос, подготовиться к докладу, лекции, выступлению на семинарском занятии. Такой конспект по своему содержанию приближается к реферату, докладу по избранной теме, особенно в том случае, если включает собственный, пусть даже ма,- ленький вклад читателя в изучение, избранной им проблемы. В зависимости от цели конспектирования, степени подготовки, образования, индивидуальных особенностей слушатель должен определиться с выбором формы записи: текстуальной, свободной, смешанной. Конспект будет текстуальным, если запись идет в соответствии с расположением материала книги и, в основном, словами конспектируем о го текста. Если при записи не придерживаются порядка изложения, которому следует автор, и мысли излагаются собственными словами, тогда конспект свободный. Конспект, содержащий те или другие элементы, называется смешанным. С образцами конспектов первоисточников слушатели могут познакомиться в книге лауреата премии Ленинского комсомола В. Чикина «Круг на великом круге: конспекты и размышления» (М., 1979). В название книги вынесены ленинские слова о движении человеческой мысли, автор рассказывает об изучении советской молодежью работ В. И. Ленина после октябрьского периода. В книгу включены конспекты ленинских работ «Экономика и политщ^ в эпоху диктатуры пролетариата», «Очередные задачи Советской власти», «Великий пойин» и Другие. Очень важно правильно оформить конспект. В самом начале конспекта указываются фамилия, имя, отчество автора, название работы, год и место ее издания, необходимо также отметить страницы изучаемого произведения. Одни читатели оставляют поля для записи дополнительного материала, другие пишут только на одной половине тетради, другую оставляя для тех же целей. В конспекте можно и даже нужно выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости. Применяются различные размеры букв, подчеркивания чернилами, просГерой Социалйстическог о Труда, депутат Читинского областного Совета народных депутатов Людмила Васильевна Калягина— директор Смоленской восьмилетней сельской школы, что под Читой. Коллектив преподавателей, которым она руководит, молодой, энергичный, творческий. Работа у Людмилы Васильевны продолжается и после уроков: проверка тетрадей, подготым и цветным карандашами, замечания на полях. И в этом деле нужна система. Важно установить для себя: в каких случаях какими знаками пользоваться. Составление конспекта требует вдумчивой работы, затраты времени и усилий. Это подтверждает и опыт классиков марксизма - ленинизма. Видный деятель международ- - ного рабочего движения Поль Лафарг вспоминал, что кон- ™ спектирование было непременным методом работы Маркса, у которого была привычка после продолжительных перерывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти, которая отличалась исключительной остротой и точностью. В. И. Ленин, как и Маркс, в процессе работы над своими произведениями конспектировал много книг и статей буржуазных авторов. Обычно, не ограничиваясь записью их содержания, он давал оценку классовой позиции того или иного автора. Так, например, конспектируя книгу немецкого финансиста Е. Ага- да, В. И. Ленин отмечает: «Автор, конечно, архибуржуа и националист по своим политическим симпатиям!». Эту оценку Владимир Ильич под- тверждает выпиской наиболее характерных мест из данной книги. В Полном собрании сочинений В. И. Ленина содержится множество составленных им конспектов работ самых различных авторов. Интересно проследить, как даже из сочинений реакционных авторов В. И. Ленин черпал фактические данные для своих глубоких революционных обобще- йий. Ленин употреблял самые различные способы выделения тех или иных мест записей: подчеркивания, восклицательные и вопросительные знаки, реплики, краткие оценки. Он, к примеру, писал на полях своих конспектов: «важно», «вернуться», «характерно», «верно». Работа с книгой не только источник знаний, но и путь умножения индивидуального умственного потенциала. Записи в любой форме, особенно конспект, способствуют такому умножению. Поэтому их ведение должно доставить слушателю системы политпросвещения (читателю) большое моральное удовлетворение. Т. БУХАРЕЕВА, старший библиограф районной библиотеки. товка к занятиям, депутатские хлопоты... Разъезжаются по всей стране ученики. Но с особой гордостью она называет имена питомцев, не изменивших профессии земледельца, оставшихся трудиться в родном селе. На снимке: Л. В. Калягина (в центре) со своими бывшими учениками. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2