МОШКОВСКАЯ НОВЬ 5 февраля 1983 г., № 16 (4670) ЛИЧНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРИОБЩАТЬ ДЕТЕЙ К ТРУДУ Системой политического и экономического образования в совхозе «Галинский» охвачены многие рабочие и служащие. Учеба ведется в тесной связи с жизнью, с применением полученных знаний на практике. При непосредственном участии слушателей экономического семинара в хозяйстве отрабатывается цеховая структура управления с внутрихозяйственной специализацией. Так, ферма с. Дуб- ровино специализируется на содержании дойного стада, Старого Пороса — на откорме животных, Кузнецовки — на воспроизводстве дойного стада. Решающая роль в достижении высокой эффективности политической учебы, в повышении ее воздействия на рост сознательности и активности тружеников принадлежит пропагандисту . Примером умелого составления личного творческого плана, успешной работы по нему может служить творческий план В. В. Ядрыш- никова. Много лет работает он пропагандистом и постоянно ищет оптимальные пути организации политической учебы, интересные формы проведения занятий. Его личный творческий план составлен в строгом .соответствии с учебно календарным. В плане три раздела: совершенствование идейно - теоретического уровня и методического мастерства пропагандиста; работа над совершенствованием учебного процесса: повышение трудовой и общественно-политической активности слушателей. В первом разделе намечено изучение трудов классикой марксизма - ленинизма, мате-, риалов XXVI съезда КПСС, важнейших документов партии и правительства. В этом же разделе запланировано участие в научно - практических конференциях, в постоянно действующем семинаре пропагандистов. Раздел «Работа над совершенствованием учебного процессах» предусматривает внедрение в учебный процесс технических средств, наглядной агитации, применение активных форм занятий, семинаров, подготовка рефератов. Меры индивидуальной работы со слушателями предусмотрены третьим разделам. Пропагандист работает индивидуально с С. Е. Ковалевым, В. В. Прокопьевой, Е. В. Муравьевой, выполняя пункт плана «Готовить агитаторов и пропагандистов». Материал, изучаемый на политзанятиях, слушатели используют в своей практической работе с учащимися, родителями, в агитационно-массовой работе с населением. Неплохо начали учебный год и в школе основ марксизма - ленинизма, где пропагандистом главный агроном совхоза В. Г1. Пальчиков. Слушатели ведут конспекты, пишут рефераты. Для организации самостоятельной работы слушателей разрабатывается план занятии, рекомендуется литература, даются практические задания. Большинство слушате л е й являются членами агитколлектива совхоза, передовиками производства, ведут большую общественно - политическую работу. Среди них восемь депутатов сельского Совета народных депутатов, 15 агитаторов^ 9 политинформаторов, 24 лектора первичной организации общества «Знание», 28 членов профсоюзных комитетов хозяйств и отделений, 18 народных контролеров. Это дает возможность применять на практике знания, полученные на занятиях. Постоянную работу с ■населением ведут политинформаторы и агитаторы С. Е. Ковалев, В. М. Ермоленко, Н. И. Тютюнникова. Но в вопросах организации политической и экономической учебы в совхозе еще много серьезных недостатков. Партийная сеть на текущий учебный год была скомплектована по территориальному принципу, а не по уровню образования слушателей, что в конечном итоге затрудняет работу пропагандистов. Это ведет к низкой явке, непродолжительности занятий, слабой активности слушателей. Н. М. Харитонов, Т. А. Савос- тина, Н. И. Шаранда и другие пропагандисты не уделяют должного внимания организации общественно - политической практики слушателей. Дневник пропагандиста заполняется не регулярно и не отражает выполнение общественных поручений слушателями. В результате 7 членов- агитколлектива из 15 не знают, за какими производственными участками они закреплены. В ходе занятий пропагандисты не заостряют внимание слушателей на том, что они должны выступать на своем участке и как применять полученные знания для проведения бесед по месту жительства. Отсутствует система работы политинформаторов. В прошлом году не проводилась аттестация слушателей на право быть агитатором, политинформатором, редактором стенгазеты. Нет учета выступлений идеологического актива, замечаний и предложений слушателей, направленных на улучшение работы хозяйства. До настоящего времени политическая и экономическая учеба не оказывает существенного влияния на улучшение хозяйственно - экономичес к о й деятельности. Начиная с 1972 года, в хозяйстве ежегодно увеличивается себестоимость одного центнера молока, зерна, уменьшается среднесуточный привес скота, сокращается выход телят на 100 коров. На эти и другие недостатки парткому совхоза «Галин- окий» было указано на бюро райкома КПСС. Но партком пока не сделал надлежащих выводов. Т. БАТРАНИНА, инструктор райкома КПСС. Районо разработаны комплексные мероприятия по выполнению решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. Цель этих мероприятий не только углублять пропаганду материалов Пленума, но и по- . мочь школе умножить свой вклад в реализацию Продовольственной прогр а м м ы СССР. При этом мы исходим из особого значения нашей системы в социальном переустройстве села. Это особое значение определяется, с одной стороны, тем очевидным фактом, что чем лучше работают дошкольные учреждения и школы на селе, " -чем больше заботы проявляется о молодом в поле, на ферме, в любой отрасли производства; с другой стороны, —- пополнение молодыми кадрами всего агропромышленного комплекса. Следовательно, от качества работы школы (во всем многообразии ее обязанностей) прямо зависит успех выполнения намечаемых планов. Предметом постоянной заботы педагогических коллективов является дальнейшее улучшение трудового воспитания школьников. В последние годы произошли существенные изменения. Во всех средних школах старшеклассники изучают трактор и автодело и получают затем соответствующее свидетельство/ Все стар- шекласшйгки получают трудовую закалку в учебно - производственных бригадах, за ними закреплено около 350 гектаров земли. Но пока мы не удовлетворены нашей работой по трудовому обучению. Не везде отлажена углубленная трудовая подготовка (учащиеся должны один день в неделю отработать в сфере материального производства, а мы не всегда . имеем такую возможность: нет ' конкретного участка и места работы в хозяйствах). До настоящего времени йет постоянных лагерей труда и отдыха, и строительство их откладывается. Мало ребят после окончания школы идут работать в животноводство. Важное значение в подготовке школьников к труду, приобщению их к сельскохозяйственному производству имеет содружество школ и предприятий. К сожалению, такого содружества в некоторых школах нет. Хозяйства не проявляют постоянную заботу о школах, не принимают активное участие в подготовке их питомцев к труду, не выделяют школьным бригадам хорошую технику, не поручают ответственную работу. Конечной целью трудового обучения и " воспитания сельской молодежи является выработка сознания необходимости посвятить свою жизнь труду хлебороба и привитие некоторых навыков этого труда. Сегодня приходится наблюдать, что даже в лучших школах, ^ где, на первый взгляд, неплохо поставлено трудовое обучение, примерно лишь пятая часть выпускников остается работать в сельскохозяйственном производстве, хотя здесь наблюдается дефицит рабочей силы. Решение этой проблемы во многом зависит от наших общих усилий. Достигнув некоторых успехов в количественном охвате школьников трудовым обучением, мы должны теперь усилить внимание к качественному аспекту. А качество зависит от степени профессиональной и педагогической квалификации кадров и от уровня техники, с которой имеет дело школьник, то есть, по сути, от эффективности союза, школы и хозяйства. На укрепление такого союза надо обратить особое внимание. Следует еще раз вернуться к вопросу о профилях трудового обучения в школах. Пересмотреть, его в интересах совхозов, колхозов, предприя-^^ тий. Надо глубже вникать в И | эту проблему, тщательно изучать и анализировать. Может статься, что из такого анализа будут вытекать 'полезные практические выводы. Намечая пути участия в выполнении Продовольственной программы, надо решать вопрос о расширении самообслуживания в школе путем включения в него выращивания для своих столовых отдельных видов сельскохозяйственной продукции (овощи, картофель и т. п.). Мы обязаны всерьез заняться проблемой закрепления учительских кадров на селе. В частности, следует значительно лучше вести профориентацию на учительские специальности. Больше направлять выпускников в вузы и педучилища. А совхозу , колхозам необходимо позаботиться об их стипендиальном обеспечении, создать для них дополнительные льготы. Это своего рода будет заказ на подготовку специалистов, которые будут ■направляться в наш район. п ГОРЬКОВСКИЙ, заведующий районо. «Заботы родительского комитета XX В решениях VI съезда партии, ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК _КПСС особое внимание обращено на улучше. ние работы общественных, .самодеятельных организаций по вопросам воспитания, укреп- ленця трудовой и производственной дисциплины. Ответственная роль здесь отводитря школе, семье, общественности. Учащихся нужно вооружить не только прочными знаниями, но и сформировать их активными строителями нового общества, воспитать в них такие личностные качества, как доброту, отзывчивость, любовь к Родине, чувство общественного долные общественники. Председателем родительского комитета я избираюсь третий год. С работой ознакомилась. Сразу же после перевыборов вместе с директором школы мы планируем работу комитета. Затем на заседании утверждаем план по полугодиям. Деятельность родительского комитета многогранна. •Регулярно проводим общешкольные собрания. На каждом совместно с педагогическим коллективом проводим беседы, консультации, читаем лекции по вопросам воспитания детей. Здесь же обсуждаем положи-. га, ответственности за пору- «»тельный опыт воспитания в ченное дело, трудолюбие, инициативность, дисциплинированность, готовность трудиться честно, с душой. Определенную, помощь в работе Кайлинской средней школы оказывает родительский комитет. Ежегодно на первом общешкольном родительском собрании родительский комитет отчитывается, проводятся перевыборы. В состав комитета избираются родители, которые служат примером в воспитании детей, а также активсемье. Например, на одном из родительских собраний был обобщен такой опыт в семьях Чёлелевых,' Халдеевых. Родительский комитет оказывает, помощь в проведении таких мероприятий,, как праздник труда, бал-маскарад, праздник букваря, праздник 8 Марта и многих -других. Родительский комитет является главным распределителем средств спецсчета. Выделяем средства для поездок учащихся в цирк, театры. В' прошлом году выделили 250 рублей для поездки в Шушенское. Каждый год р’одительский ко- г митет оказывает материальную помощь нуждающимся. Много хлопот приносит работа с «трудными» детьми и неблагополучными , семьями. За «трудными» закрепляем общественных воспитате- лей. Провели заседание с по- ■ весткой дня: «Отчет общественных воспитателей о работе с -подшефными». Члены родительского комитета вместе с учителями одий- два раза в месяц проводят рейды по проверке выполнения учащимися режима дня. Практикуем обследование материально - бытовых условий в семьях (особенно неблагополучных). Если меры, принятые родительским комитетом, не имеют результатов, тогда мы обращаемся за помощью в профком совхоза, женсовет, исполком сельского Совета. Совместные усилия обычно дают. положительный эффект в работе. Н. БАРИНОВА, председатель родительского комитета Кайлинской средней школы. Хорошие отзывы в коллективе Ояшинского ремонтно- механического завода о работе шлифовщицы Надежды Ивановны Лясовой. Богатый опыт позволяет ей добиваться успехов в соревновании. Так, например, в декабре прошлого года Надежда Ивановна месячную норму на шлифовке различных деталей двигателя автомобиля выполнила-на 150 процентов. На снимке: Н. И. Лясова. ПРАВОФЛАНГОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Украинская ССР. Каждые 1,5 минуты с главного конвейера завода «Коммунар» производственного объедкнения «АвтоЗАЗ» сходит «Запорожец». Эти автомобили очень популярны в СССР и за рубежом. На снимке: отгрузочная площадка завода. (Фотохроника ТАС:
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2