МОШКОВСКАЯ НОВЬ 23 ноября 1982 г., № 140 (4638) Широк круг вопросов, рассматриваемых учителями в методическом объединении. Это доклады на педагогические и методические темы, изучение документов Министерства просвещения, консультации опережающего характера по трудным разделам программы; обзор новинок методической и педагогической литературы, творческие отчеты учителей; проведение контрольных работ и анализ их результатов, изучение итогов успеваемости по четвертям, анализ состояния преподавания и уровня знаний учащихся по предметам, практикумы по овладению новыми техническими средствами и многие другие вопросы. Развить творческую инициативу учителей позволяют заседания методических объединений с опережающим рассмотрением сложных разделов программы. Так, учительницей Е. М. Алейник проведен открытый урок по русскому языку. При обсуждении учительница подробно рассказала своим коллегам о приемах и методах, которые она применяет. Объяснила цель каждого вида работы, продемонстрировала дидактический материал и наглядные пособия, необходимые на уроке. После она еще дополнительно отвечала на вопросы, уточняющие отдельные детали урока. Потом был заслушан доклад по этой же теме, а в заключение прошло широкое ' обсуждение вопроса, которое превратилось в обмен опытом работы. УЧАТ СЯ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКИ Проведение открытых уроков — это школа повышения методического мастерства учителей. Использование технических средств на уроке хорошо удается В. И. Поповой, которая широко применяет проигрыватель, тренажер, табло. Использование модульно г о класса на уроках повышает его эффективность, облегчает контроль за знаниями. Уроки очень интересны, проходят в ’быстром темпе. Большинство из используемых технических средств самодельные, изготовленные силами родителей, самой учительницей. Н. П. Кочубей три года работала в творческой группе при институте усовершенствования учителей. По природоведению ею накоплен богатый материал. Уроки этого педагога — праздники для детей, на которых они познают свой край, учатся любить и беречь природу. Систематическая работа проводится у нас и по воспитанию культуры поведения. Жизнь показывает, что некоторые школьники грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом, нарушают общественный порядок. Целенаправленная и систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культуры поведения начинается с приходом детей в школу. В этом очень помогают тематические линейки. Еженедельно дежурный класс отчитывается за дежурство, подводит итоги. Чистоту в классе, сохранность учебников, внешний вид детей дежурные проверяют во время рейдов. Учащиеся не знают, в какой день будут рейды, поэтому стараются постоянно содержать в порядке и учебники, и чистоту в классе,- и внешний вид. Лучшему классу вручается вымпел. Худшему —тоже вымпел «Три поросенка». Дежурные знакомят ребят с правилами культуры поведения или правилами дорожного движения. Дети показывают небольшой концерт на эту же тему. На подобных занятиях учащиеся привыкают выступать перед большим коллективом. Занятия заметно оживляются и становятся более интересными для детей, если в них используются стихи, рассказы, маленькие задачи на правила вежливости, эпизоды из жизни класса, школы. Для проверки и закрепления этих знаний мы обязательно создаем специальные ситуации. Линейки проведены на темы: «Вежливые слова», «Ежели вы вежливы», «Ты и твои товарищи», «Как ты говоришь», «Поведение в школе», «Поведение дома»,\ «Если хочешь быть здоров», «Красный, желтый, зеленый» и другие. Праздник приносит людям радость, хорошее, доброе настроение, приятный отдых. Наши младшие школьники тоже любят праздники и с удовольствием к ним готовятся. Сумей занять этот живой и любознательный народ! Неважно, в какой роли будет выступать каждый. Важно другое — все будут готовиться к большому событию ц жизни класса, школы. Так должно быть, но, к сожалению, бывает, что перед ребятами выступают одни и те же «артисты» с хорошо поставленными голосами и уверенной манерой поведения на сцене. 5—7 человек выступают, а остальные уныло смотрят на них, совсем не чувствуя себя участниками праздника. Принесет ли такой праздник детям радость?. Конечно, нет. У нас в школе сложилась хорошая традиция проводить детские праздники. На методическом объединении при составлении плана работы на новый учебный год мы планируем, какое внеклассное мероприятие будат. готовить каждый учитель. - Серьезно и ответственно дети относятся к работе клуба «Звездочка» (раньше он назывался «Хочу все знать»). На заседаниях клуба разбираются вопросы, интересующие их. Шесть заседаний -проходит в учебном году. Готовят их тоже поочередно. Участвуют почти все учащиеся данного класса. Каждый имеет свое поручение. Е. М. Алейник провела очень интересное заседание, которое называлось «Международная организация по защите детей — СИМЕА», В. В. Куликова — «День рождения Красной Армии», Н. П. Кочубей — «Здравствуй, школа!», В. И. Попова — «Счастливое детство»... Прежде чем провести заседание, идет длительная подготовка. На помощь бывают привлечены руководители, шефы хозяйств, предприятий, старшая пионервожатая школы. Занятия этого клуба имеют как воспитательное, так и познавательное значение. Трудно осветить всю тематику занятий нашего клуба. Эта форма работы с детьми очень эффективна, так как это прямой путь к формированию гармонически развитой личности, человека коммунистического завтра. В октябре прошло методическое объединение учителей начальных классов совместно с учителями, которые работают в 4 классе с повесткой: «Преемственность между 3— 4 классами». Благодаря этим занятиям, развиваются наши дети, обогащаются их знания, речь, расширяется кругозор, удовлетворяются познавательные интересы учащихся. Вне- клабсная работа позволяет закрепить приобретенные на уроках навыки и умения, развить способности детей, формирует ответственность за порученное дело. М. УКРАИНЦЕВА, учительница Сокурской средней школы. С Р А В Н Д В А О И М Д В А Ж И Р А, В Р А З А М И З Н И Председатель профкома совхоза «Большевик» Г. Д. Петров среди молодых семей Са- рапулки выделил семью Казаковых. «Николай — ветфельдшер на 2-й ферме, Надежда—бригадиром. Оба хорошие труженики», — коротко пояснил Геннадий Дмитриевич. Антонина Николаевна — мать Надежды— рада за свою дочь. Да и как же иначе: работа ее Надюше по душе — как мечтала еще школьницей жить в селе, ухаживать за животными, так и не отступилась от своего, выучилась после восьмилетки в сельскохозяйственном училище на ветфельдшера. >гдача в работе сопутствует Надежде еще и потому, что. уважительно относится она к людям,: с которыми общается на ферме. -Сколько искренней гордости в ее глазах, когда она называет лучших работниц фермы: — Тамара Петровна Абрамова, Лариса Исаенко, Таня Юшкова — они же любят свое дело, любят животных, посоветуют, что надо для лучшей работы на ферме, а то умеют и потребовать. И с семьей у Надежды сладилось: живут с Николаем душа в душу, дочке Анютке второй годик доходит — белокурая, румяная, резвая такая малышка. Любимая работа, крепкая семья — вот такое оно, счастье молодой женщины. Но само собой счастье в дом не приходит, его нужно правильно разглядеть и приветить. Вот и Надя с Николаем на равных стараются, чтобы было в доме сытно и красиво, чтобы крепенькой росла дочурка, чтобы каждый в семье чувствовал себя любимым, нужным другим. Когда два года назад молодые получили новую квартиру, они предложили Антонине Николаевне перейти к ним с жившим у бабушки сыном старшей, умершей дочери. И вот она, добросердечная, тиТ Е П Л О Э Т О Г О О М А хая, прямо-таки незаметная в доме, потому что по своей природной скромности старается никому не помешать, или не по годам ловко помогает Надюше в домашних -делах, или забавляет внучку, так что слышны негромкое ласковое воркованье бабушки и звонкий веселый смех девочки, или присядет в уголке с вязаньем в руках — и такое исходит тепло.от ее источающих ласку глаз, круглого, в мелких морщинках лица, всей сухонькой старушечьей фигурки, что подумалось: не будь ее в этом доме, намного поубавилось бы в нем счастья. И удивляешься, как крепка, сильна духом эта простая русская женщина, перенесшая все трудности, выпавшие на ее долю: в войну пришлось одной (муж на фронте) поднимать четверых детей, а после смерти мужа в 1966 году — заботиться о семерых, из которых трое младших были при ней, дома. И понимаешь, откуда она берется в людях, эта сила, перемогающая любые невзгоды — конечно же.* йе в праздном безделье, а в труде, желании превозмочь все 'тяжести. И наверное, жизнь стоит на том,:1что вот это жизнелюбие передается из поколения в поколение, от стариков — юным. Вот и Надежда переняла ог родителей энергичность, добрую хозяйскую сметку, трудолюбие, ровный, не унывающий в различных жизненных ситуациях характер. Под стать она Николаю — и у него, как говорится, любое дело в руках горит, и на домочадцев хватает любви и ласки. ...Конечно же, молодые были очень рады, когда совхоз выделил им новую квартиру. Перебрались, осмотрелись^ любовно обживали, благо и обставлять, и украшать квартиру было чем — так сейчас зачастую начинают семейную жизнь. И теперь у Казаковых любо-дорого бывать в гостях: льется в большие окна солнечный свет, ни соринки, ни пылинки у молодой хлопотуньи- хозяйки не увидишь, поблескивают на солнце полировкой сервант, шифоньер, яркими красками радуют ковры на стенах, а на самом светлом и удобном месте в комнате —- милая детская кроватка для Анютки. Такой же уют и в спальне. Рано умерший отец Надежды, Константин Валерьянович, по национальности удмурт, конечно, только порадовался бы за дочь, за ее семью, ведь ему самому довелось через край хлебнуть лишений военного да и послевоенного времени. Вспоминая, как в свое время начинали они с мужем свою семейную жизнь, Антонина Николаевна не вздохнула горько, не запечалилась, а как-то застенчиво улыбнулась: — Мы поженились в 38-м. Были у нас в доме палати деревянные по стенам... Люльки к потолку привешивали, их из липового лыка плели. Ходили в лаптях, одежда самотканая была. Для нарядных платьев узор какой-нибудь сами придумывали, да и надева- ли-то эти платья да платочки красивые раза два-три в год... Родители и Николая, и Надежды никогда не расставались с селом, и дети переняли эту привязанность к земле, к сельскому труду, к ведению личного подсобного хозяйства. У молодых Казаковых полное подворье живности: корова, свиньи, козы, птица. «Не представляю, как это жить в селе и не держать хозяйства, .__ сказала Надя. — И молочко свое, и мясо... Да и из зарплаты экономить можно. Мы вот летом мотоцикл «Урал» купили». Но не хлебом единым жив человек. И молодые Казаковы не сторонятся общественной жизни, в курсе всех событий в стране и за рубежом. Вернувшись с работы и управившись дома по хозяйству, читают, смотрют телепередачи,обсуждают их. А утром снова за дела, снова ярко вспыхнут окна этого полного счастья дома...' Г. ДУРЕНКОВА. «Невольниками XX века» называет зарубежная печать тех, кто в поисках работы покинул свою страну и отправился искать счастья на чужбине. Около 20 миллионов турок и греков, арабов и итальянцев, португальцев и испанцев живут ныне на положении рабочих- иммигрантов в ФРГ, Англии. Франции, Швеции, Бельгии, Голландии, Швейцарии. Большинство из них приехали в эти страны в период подъема экономической конъюнктуры в развитых государствах Западной Европы. Сейчас наступила очередная депрессия. Одно из ее главных проявлений —массовая безработица. Даже по официальным данным, армия лишних в странах Общего рынка приближается к 12 миллионам человек — более 10 процентов всей рабочей силы. В этих условиях иммигранты делаются «ненужными». В обстановке шовинистического угара, переходящего в открытый расизм, первыми выгоняют с предприятий иностранных рабочих. Выгоняют без выходных пособий. В незавидном положении оказываются и те, кто еще имеет заработки. Им достается самая черная и низкооплачиваемая работа. Большинство их детей остаются за порогом школы. Они живут в самых В МИРЕ КАПИТАЛА Невольники XX века худших домах,' лишенных элементарных удобств. Не так давно первые поле сы бельгийских газет обошла трагическая история 14 рабочих - турок, погибших в Брюсселе, под обломками рухнувшего дома, в котором они жили. Уже несколько лет тому назад ^дом этот был признан аварийным. Но домовладельцы, продолжая брать со своих постояльцев высокую кварт плату, и не помышляли о ремонте. «В таких трущобах, — признала газета «Суар», — живут практически все иностранные рабочие, наивно мечтавшие о «красивой жизни» на чужбине». Угрожая увольнением, предприниматели заставляют иммигрантов соглашаться на сверхурочную работу без оплаты, произвольно сокращают заработки. 1 Однако все это не идет ни в какое сравнение с. теми поистине нечеловеческими условиями, в которых оказываются выходцы из Мексики и Гаи Пуэрто-Рико и Доминикансь Республики, оказавшиеся США. Большинство из них пали в Соединенные Штать: качестве «нелегальных иное ранцев». Такие лишенные кументов рабочие, пишет ге. ральный секретарь Коммун тической партии США Г Холл, «превращаются в m линных рабов, которых по: пают и продают бессовестн и бесчеловечные работорп цы... Зачастую их заковыва в кандалы, запирают на но1 стерегут днем, угрожают убт в случае, если они попытат ся уоежать. За этими рабо’ ми буквально охотятся на г] нице ку-клукс-клановские п Рули, их терроризируют в> кие головорезы, действуют заодно с предпринимателями местными властями». Ряд со взрослыми на фермах плантациях американского к гнут спину и дети. Таких i лолетних рабов - иммигрант зоо°ооосте д° 16 лет Г око «Лишние» у себя дома, j вольники за пределами ро; ны. Что это — из ряда в выходящее явление? Резу. тат непредвиденных социа. ных катаклизмов? Нет, г обыкновенный капитализм! С. КУЛИК. (ТАСС).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2