iМОШКОВСКАЯ НОВЬ 26 октября 1982 г., № 128 (4626) Иа чалис ь з а н яти я в системе партийной , к ом с омо л ь с к о й и э коно минее кой у ч е бы 15 октября в трудовых коллективах района состоялись первые занятия в системе партийной, комсомольской •и экономической учебы. С учетом особенностей этого года скомплектовано 37 школ основ марксизма - ленинизма, 41 школа научного коммунизма, 23 кружка комсомольского политпросвещения, 102 школы экономического образования. В большинстве партийных, комсомольских организаций занятия прошли организованно, на высоком идейно-теоретическом уровне, торжественно. Партийные комитеты совхоза «Белоярский», колхоза «Союз строителей» на своих заседаниях обсудили итоги прошлого учебного' года, определили задачи на новый, были даны практические рекомендации пропагандистам. В кабинетах политпросвещения на общественных началах при парткомах был сосредоточен материал к первому занятию. Высокой явкой слушателей, тщательной подготовкой, хорошим оформлением помещений и мест проведения учебы отличались первые занятия у пропагандистов Н. П. Гвозда- рева из совхоза «Белоярский», П Е Р В ЫЕ И Т О Г И В. Е. Петрова из колхоза «Союз строителей», Н. А. Галузина из совхоза «Барлакский», Н. С. Васильченко из Мош- ковской средней школы. Во всех формах учебы коммунистов, комсомольцев, беспартийных учебный год начался с изучения темы «Союз нерушимый республик свободных». Пропагандисты показали ход развития нашей страны за 60 лет, решение вопроса государственного устройства, обоснование В. И. Лениным идеи единого союзного многонационального социалистического государства. На занятиях использовались схемы с анализом экономической и производственной деятельности трудовых коллективов. • Однако не везде занятия начались в соответствии с требованиями постановления ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС». В ряде партийных организаций допущены недостатки. Так, в совхозах «Зеркальный», «Галинский», колхозе «Ленинец», наливной станции Сокур, в школе основ марксизма - ленинизма (руководитель школы В. Г. Покоп- цев) совхоза «Барлакский», в районном производственном объединении по производственно - техническому обеспечению сельского хозяйства и на некоторых других предприятиях районного центра была низкой явка слушателей. Занятия отличались слабой подготовкой пропагандистов. А в Новосибирском районном нефтепроводном управлении, на Оя- шинском ремонтно - механическом заводе из-за низкой явки слушателей партийной и комсомольской учебы занятия были объединены. Сорвано занятие в кружке комсомольского просвещения совхоза «Ояшинский». В отдельных партийных организациях не использовался местный материал, слушатели не вели записей. Впереди новые занятия. Всем секретарям партийных, комсомольских организаций, пропагандистам, слушателям следует учесть имеющиеся просчеты и в дальнейшем не допускать их. На высоком идейно - теоретическом уровне прошло занятие в совхозе «Белоярский». С докладом о 60-летии образования СССР выступил директор средней школы А. В. Напримеров, в котором он особо заострил внимание слушателей на вопросах создания советского многонационального государства. Пропагандист Н. П. Гвоздарев в своем выступлении рассказал о трудовых успехах коллектива совхоза в 1982 году. Секретарь парткома А. С. Тинин подвел НА ВЫСОКОМ У Р О В Н Е итоги партийно - политической учебы в 1981 —1982 учебном году, обобщил опыт работы пропагандистов. На занятии присутствова ло 24 слушателя. Все они имели конспекты. В ходе занятия широко использовались материалы XXVI съезда КПСС, работы классиков марксизма-ленинизма, документы партии и правительства. Материал темы был доступно изложен для слушателей, увязан с задачами партийной организации совхоза. Все пропагандисты разработали -и составили личные творческие планы, по которым будут работать в течение учебного года. Слушатели первым занятием в системе партийно - политического просвещении были удовлетворены. В. КРЫЛОВ. 1» г В совхозе «Ояшинский» на 1982—1983 учебный год созданы 2 школы научного коммунизма, 4 школы основ марксизма - ленинизма и кружок комсомольского политического просвещения. К первому в этом году занятию все пропагандисты: Б. Г. Шмидт, В. А. Полтавский, В. Б. Малинин, Г. В. Шмидт, А. Я. Соболев, Ю. А. Алешкин подготовились основательно и имели все необходимое для их проведения — О Т Д Е Л Ь НЫЕ П Р О Б Е Л Ы конспекты, дневники, технические средства. Однако в совхозе не состоялось занятие в системе комсомольского обучения, где должно обучаться 15 слушателей. Занятия не состоялись из-за неудовлетворительной явки) явились всего пять человек. Неплохо прошло занятие коммунистов, проводил которое Б. Г. Шмидт. Во время лекции он умело пользовался демонстрацией диапозитивов. Однако пропагандист допустил ошибку в том, что в своем выступлении привел целую массу цифр по результатам развития нашей страны со времени ее образования. Разумеется, что усвоить такое обилие фактического материала слушатели были практически неспособны. Н. ЛЕБЕДЕВ. ЯЗЫК МИРА И ДРУЖБЫ По подсчетам ученых, на земле существует около трех тысяч языков. На многих из них говорят миллионы людей, на иных — сотни,- а иноЕда даже десятки человек. Одни языки являются средством многонационального общения, _ другие употребляются в пределах нации, народности, племени. Поэтому и общественная роль языков неодинакова. И дело тут не в их строении, «внутренних свойствах», а прежде всего в истории их создателей и носителей, в возможностях выражать все богатства знаний, накопленных человечеством. Взять нашу страну. СССР — самая многонациональная и многоязычная страна мира. Его населяют около 130 наций и народностей. Русский язык издавна был средством общения народов России. Передовые ученые и писатели, общественные деятели различных национальностей высоко ценили русский язык и русскую культуру как могучий источник духовного развития своих народов. Об этом писали Абай Кунанбаев и М. Ф. Ахундов, Габдулла Тукай и Айни, Фуркат и Иван Франко, Илья Чавчавадзе и Чокан Ва- лиханов и многие другие. Ф. Энгельс, который, как и К, Маркс, специально изучал русский язык, отзывался <у нем как об одном из самых сильных и самых богатых из- живых языков. Неоценима роль русского' языка в распространении революционных идей среди трудящихся разных наций и народностей царской России. Вместе с тем еще в 1914 году В. И. Ленин писал: «...обязательный государственный язык сопряжен с принуждением, вколачиванием. Мы думаем, что великий могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки» (Поли. собр. соч., т. 24, с. 295). Особенно возросла тяга к изучению русского языка после победы Великого Октября. Это диктовалось объективными потребностями строительства социализма, необходимостью использовать богатый жизненный опыт, знания, культуру русского народа для преодоления вековой отсталости народов бывших царских окраин. В постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» говорится: «Русский язык, добровольно принятый советскими людьми в качестве языка межнационального общения, стал важным фактором укрепления социально - политического и идейного единства советского народа, развития и взаимообо- гащения национальных культур. Он открыл всем нашим народам широкий доступ к духовным богатствам мировой цивилизации. Каждый советский гражданин, говоря ленинскими словами, имеет возможность научиться великому русскому языку. Ныне 82 процента населения страны свободно владеют им». Через русский язык народы СССР лучше познают и понимают друг друга, духовно обогащаются, крепят интернациональные связи, прикасаются к культурным ценностям современного человечества. «Я ко всем наукам ключ имею, я со всей Вселенною знаком — это потому, что я владею русским всеохватным языком», — писал якутский поэт С. Данилов в стихотворении «Мой русский язык». Национальные литературы теперь перестала жить замкнутой, обособленной жизнью. Их тесному взаимодействию способствует русский язык. В наши дни по-русски слагает свои ■стихи казахский поэт Олжас Сулейменов, пишут свои произведения киргиз Ч. Айтматов, чукча Ю. Рытхэу, нивх В. СанВ ДРСУ-3 15 октября на первом в этом году политическом занятии по теме «Союз нерушимый республик свободных» из 23 слушателей присутствовал 21 человек. Занятие проходило в красном уголке, который для этой цели был хорошо подготовлен и оборудован всем необходимым. Пропагандист В. В. По- мыткин в своем выступлении умело использовал фактический материал по развитию нашей страны и собственной организации. Материал излагалДОСТУПНЫМИ СРЕДСТВАМИ ся доступным языком. В конце занятия пропагандисту был задан ряд вопросов, на которые слушатели получили ' необходимые ответы. Занятие прошло, в общем организованно, на высоком идейно - теоретическом уровне. Н. КОНДРАТЬЕВ. Р А З Н Ы Й П О Д Х О Д Партийный комитет совхоза «Барлакский», первичные партийные организации уделяют большое внимание политическому и экономическому образованию тружеников хозяйства. На заседании парткома были обсуждены итоги прошлого учебного года, определены задачи на новый, утверждены школы научного коммунизма, основ марксизма - ленинизма, теоретический семинар. Подобраны пропагандисты. В течение прошлого года обобщался опыт работы пропагандиста Н. А. Галузина. Методическую и практическую помощь пропагандистам оказывает кабинет политпросвещения, руководимый на общественных началах В. М. Ермолаевой. Здесь к началу учебного года был сосредоточен материал по первой теме первого занятия «Союз нерушимый республик свободных», оформлена выставка. В организационном плане хорошо провести занятия мешала продолжающаяся уборка урожая. К 15 октября под снегом оставалось 18 гектаров капусты, каждый из которых давал урожайность по 400 центнеров. Поэтому все силы были брошены на спасение выращенной продукции. Уборка капусты продолжалась допоздна. И все же высокой явка была на занятия пропагандиста Н. А. Галузина, на первом и втором отделениях, в комсомольском кружке. И только у одного пропагандиста В. Г. Покопцева, возглавляющего школу основ марксизма - ленинизма, явилось 9 человек из 24 по списку. Сам пропагандист к занятиям не был готов. Он только назвал тему. Слушатели записали вопросы к ней, хотя ни один из них не был раскрыт. Пропагандист только прочитал сельскохозяйственный обзор, данный в газете «Советская Сибирь» за 14 октября, сравнил показатели хозяйственной деятельности, полученной урожайности по ряду районов с показателями своего совхоза. В. ЛУШНИКОВ. Педагогическое просвещение родителей — неотъемлемая часть в деле воспитания подрастающего поколения в духе требований сегодняшнего дня. Об этой истине не забывает педагогический коллектив Широкоярской средней школы. В начале учебного года в школе была разработана тематика лекций на тему воспитания, которая была утверждена на заседании парткома совхоза «Ояшинский». 19 октября этого года в совхозе был проведен единый педагогический день, когда в коллективы трудящихся вышло 6 лекторов - учителей, Рабочие и служащие хозяйства в этот день пришли на свои рабочие места раньше В с т р е ч и с родителями обычного для того, чтобы до .начала работы прослушать предложенные им лекции. Тематика их была разнообразной, например, «Мальчишки становятся мужчинами», «Эстетическое воспитание школьников», «Психология юношеской дружбы», «Возрастные особенности учащихся», «Роль родителей в профессиональной ориентации учащихся» и другие. Эти лекции вызвали большой интерес у слушателей, было задано много вопросов, на которые получены исчерпывающие ответы. Каждый лектор выслушал в свой адрес высокие слова благодарности и пожелание продолжения такой формы общения учителей с родителями. А. ЗИМИН. ги, азербайджанец М. Ибрагимбеков, манси Ю. Шесталов и многие другие. От этого национальная специфика их творчества, обусловленная глубоким проникновением в национальные характеры героев, не исчезает, а интернациональная направленность лишь усиливается. Художественная литература предоставляет самые широкие возможности для ознакомления с духовным миром, бытом, нравами, традициями каждого народа, со всем лучшим, передовым, что есть в его культуре. В нашей стране уделяется огромное внимание переводам с национальных языков на русский и с русского на национальные. Благодаря этому произведения братских литератур становятся достоянием всех народов Советского Союза. Когда-то А. Н. Толстой пророчески предсказывал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам® земного шара». Так оно и выходит. Ныне он преподается примерно в 100 странах мира, общее число изучающих его за рубежом досЕигает 20 миллионов человек. Русский язык — один из общепризнанных международных языков. Он рабочий язык ООН, всемирных конгрессов, международных совещаний и симпозиумов, где обсуждаются вопросы мира и разоружения. По данным ЮНЕСКО,! на русском языке публикуется одна треть всей научно-технической информации. В 1967 году создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), содействующая изучению русского языка за рубежом. Она объединяет около 140 коллективных членов в десятках стран мира, проводит конференции и симпозиумы, олимпиады школьников по русскому языку, регулярно созывает конгрессы. Очередной, IV конгр е с с МАПРЯЛ состоялся в августе этого года в столицу Чехословакии Праге. Русский язык — это язык великого братства наших народов, передовой науки и революционной общественной мысли, советской социалистической культуры, язык мира и дружбы. Л. СКВОРЦОВ, доктор филологических наук.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2