Мошковская новь, 1982 №125

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 19 октября 1982 г., №125 (4623) ПРОВЕРКОЙ УСТАНOBJ!ЕНО Столовая Мошковской восьмилетней школы находится в приспособленном помещении, которое не соответствует санитарным требованиям, так как отсутствуют кладовая, моечная, мала площадь кухни. В нынешнем учебном году школа работает в две смены. В связи с ростом численности учащихся, провЬдится реконструкция столовой, в ходе ее увеличатся площади кухни и обеденного зала, численность посадочных мест в котором будет доведена до 160. Реконструкция должна была быть закончена к началу учебного года, но продолжается по настоящее время. Столовая рассчитана работать на сырье, но нет условий для доставки в школу продуктов, и в течении всех лет школа и, в первую очередь, работники этой столовой испытывают трудности с доставкой продуктов. Старший повар, а иногда учащиеся переносят продукты на себе или используют попутный транспорт, не оборудованный для перевозки продуктов. Частые перебои в снабжении школы водой приводят к нарушениям по обработке посуды, технологии приготовления пищи, соблюдения личной гигиены. Вода же, которая в текущем году бралась санэпидстанцией на соответствие ГОСТу, — нестандартная. Существенным недостатком является отсутствие централизованной стирки спецодежды, полотенцев для работников пк щепита. В связи с этим зачат' тую повара, на рабочем’ мест* бывают в грязных халатах или отсутствуют полотенца Для мытья рук учащихся пе-^ ред входом в обеденный за имеется один кран, которого явно недостаточно почти на 400 человек. Для сушки после мытья отсутстввк электрополотенца. Не собИР дается в школе и режим питья, отсутствуют питьевые фонтанчики. Не достаточно в меню школьников свежих овощей, мяса, сливочного масла Кроме того, с октября ‘по июнь должна проводиться витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой, но этого также не делается. Коллектив нашего совхоза, как и все трудящиесг страны, упорно работает над выполнением решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС; реализацией Продовольственной программы. Итоги работы коллектива неплохие — годовой план по сдаче мяса выполнен на 91,1 процента, по молоку — на 83,7. Эти цифры свидетельствуют о том, что задания будут не только выполнены, но и перевыполнены. Создана нынче и неплохая основа для успешного проведения зимовки скота. Заготовлено в достаточном количестве сена, витаминно - травяной муки, силоса и сенажа. Серьезной проверкой деловых, профессиональных и моральных качеств явилась уборка урожая этого года. Одной из главных особенностей нынешней сельскохозяйственной кампании в полеводстве было то, что и на производстве кормов и на уборке урожая применялся комплексный подход. Выполнению государственных планов производства сельскохозяйственной продукции подчинена вся организаторская и политическая работа руководителей и специалистов, добросовестный труд рабочих и служащих совхоза. На основных производственных участках трудится немало квалифицированных, инициативных руководителей. Своим отношением к делу, к подчиненным они задают определенный тон, который способствует установПартийная И 111МЧИ ПРОИЗВОДСТВО си с л и ь л н ь ы н м о КОЛЛЕКТИВОМ лению в коллективе обстановки целеустремленной,, слаженной работы на основе взаимной взыскательности, требовательности и доверия между членами коллектива. Примером такого отношения к порученному делу может служить работа коммунистов Л. А. Круга, Е. Ф. Гришиной и других, которые, как правило, требовательны не только к подчиненным, но и к себе. Их отличает хозяйский подход к решению стоящих перед коллективом проблем, умение правильно оценить сложившуюся на конкретном участке производства ситуацию и найти правильный выход, убедить коллектив в необходимости принятых решений. В ритмичном функционировании всех производственных звеньев хозяйства очень важную роль играют руководители среднего звена. Однако, плохо то, что они еще не всегда и не все точно исполняют указания, данные им главными специалистами совхоза. А ведь последние,) отдавая распоряжения, исходят из общих интересов всего хозяйства. Всем руководителям надо понять, что такой узкий подход к решению конкретных задач ни к чему, кроме вреда, привести не может. Пришло время всем руководителям среднего звена умело управлять вверенными участками производства, учить людей видеть результаты дела в перспективе. Администрации совхоза, партийному и профсоюзному Комитетам в связи с этим необходимо постоянно вести кро потливую работу по подбору и расстановке кадров, формированию у них таких деловых качеств, как способности организаторов и воспитателей трудящихся. Сегодня администрацию совхоза, партийный комитет очень волнует тот факт, что на фермах № 2 и № 3, в стройцехе низка организация труда, рабочие иногда допускают нарушения трудовой дисциплины. А дело здесь в том, что на этих участках слабо поставлена воспитательная работа, вокруг нарушителей дисциплины не создается атмосфера непримиримости и принципиального осуждения. Как ни печально, но в коллективе на сегодня утвердилась практика разграничения хозяйственных и воспитательных функций в работе руководителей. Иногда же от руководителей можно услышать и такие рассуждения, что заниматься воспитанием должны не они, хозяйственники, а общественные организации, что в принципе неверно. Процесс организации производства и воспитание трудящих с я — это единый неотделимый процесс. Главная задача специалистов высшего звена состоит в том, чтобы всячески поддерживать не на словах, а на деле инициативу, стремление руководителей и специалистов среднего звена улучшить положение дел на конкретном участке работы, развивать эту инициативу, заботиться о повышении их роли и авторитета в трудовых коллективах. Есть смысл разработать на пятилетку с разбивкой по годам планы экономического и социального развития трудовых коллективов, ферм и других производственных участков в соответствии с промфинпланом совхоза. Это позволит вести работу более целенаправленно и в комплексе. Партийный комитет в вопросах воспитания еще слабо использует стенную печать. Наша стенгазета «Животновод» выходит редко, а выпускаемые листки «Тревога» только констатируют факты, а не вскрывают корни недостатков. Огромный воспитательный эффект заложен и в организации соревнования. Но им охвачены еще далеко не все. Профсоюзному комитету необходимо ’ организовать соревнование не только в полеводстве и в животноводстве, но и в РТМ, стройцехе и на других участках. В хозяйстве должно быть обеспечено тесное единство политического, трудового и нравственного воспитания в коллективе. Руководители и специалисты всех звеньев обязаны работать в едином порыве, постоянно повышать личную ответственность за порученный участок работы. Только при этом условии можно будет добиться высокого морально - психологиче с к о г о климата в целом-всего трудового коллектива. Об этом у нас подробно шла речь на общесовхозном открытом партийном собрании. В принятом постановлении вскрыты все недостатки в воспитательной работе в производственных коллективах, намечены меры по их устранению. Характерно то, что все выступающие горячо и убежден^ но, на конкретных примерах говорили о важности и актуальности данной проблемы, о тех недоработках в воспитательном процессе, которые отрицательно отражаются на общих производственных делах. Жаль только, что далеко не все руководители и специалисты приняли участие в собрании. Поэтому было решено собрания с подобной повесткой дня о роли руководителей и специалистов в идейно - воспитательной работе среди тружеников совхоза провести во всех производственных подразделениях. В. СОКОЛОВ, секретарь парткома совхоза «Большевик», ...дитя без глазу, — продолжит догадливый читатель. Да, именно в таком положении оказалась столовая в Мошковской средней школе. Чтобы не предстала перед глазами читателей мрачная картина, сразу же предупредим: ничего очень уж особенного, из ряда вон выходящего там нет, дети ежедневно получают горячее питание, некоторые — несколько раз; всегда вовремя и в общем-то неплохого качества. В чем же тогда дело? А в том; что приходится удивляться тому, почему до сих пор еще все это происходит, почему до сих пор не лопнет эта туго заведенная пружина (если с ней сравнить работу в этой столовой) в давно проржавевшем механизме (сравнивая его, в свою очередь, с самой организацией питания в школе)? Теперь перейдем к сути. Существуют многочисленные инструкции, положения, приказы, договоры и т. д. и т. п„ перечислять которые здесь не стоит, потому что те, кого они касаются, хорошо их знают, могут ловко применять в жизни, а посторонним, не связанным с вопросами питания школьников, они попросту не нужны и не интересны. Так вот, согласно всем этим документам, питанием школьников, то есть его организацией, в средней школе ведает объединение общественного питания райпо, которое арендует помещение столовой и кухни у Мошковской средней школы по договору. Все остальное: технологическое оборудование, посуда, кадры, продукты — общепита. Казалось бы, все ясно,) проведена четкая граница, но там, где все так разграничено на бумаге, в жизни возникает множество вопросов, подчас до такой степени мелких и легкоразрешимых, которых нет ни в каких документах, что не стоило бы и особого внимания на них обращать. Но от мелочей никуда не уйдешь, а из них складывается общая, далеко не радостная картина. На кухне школьной столовой до недавнего времени работало четыре человека: старший повар, два его помощника и посудница, но с переходом школы на двухсменную работу, изменились и условия работы на кухне — рабочий день здесь установился с семи утра до семи вечера при одном выходном дне. Представляете нагрузку,: •если в день нужно накормить около 900 человек^). Сделали работу поваров двухсменной, добавив в штат три единицы. Но и тут опять неувязка с кадрами, так как мало желающих идти работать в школьную столовую. Помещение здесь не специальное, а лишь приспособленное, нет вентиляции (вообще-то вентилятор есть, йо не работает, не могут разобраться, кому его налаживать — школе или общепиту?), конфорки на электроплитах работают не все, мало наплитных баков, а под первые блюда вообще нет, не хватает тарелок под второе (меньше 70 штук, РЕЙД БРИГАДЫ П Е Ч А Т И И НА Р О Д Н О Г О К О Н Т Р О Л Я У СЕМИ НЯНЕК... тогда как одновременно в обеденном зале за столы садятся 90 детей). Этот список можно продолжать и продолжать. Ну а главное — до пре дела спрессованный напряженный график работы — в несколько потоков завтрак, за ним — обед, без перерыва (конечно, для поваров) —полдник. На качество блюд дети, с кем пришлось говорить, не жалуются, но однообразия их нельзя не заметить. Уже не будем говорить о том, что меню школьников долщно составляться по специальным рационам, согласно медицинским нормам, по содержащимся в продуктах необходимым детям веществам,1 с учетом калорийности, сезонности, возраста. Меню же в школе составляется старшим поваром, исходя из наличия тех продуктов, которые завезли со склада общепита, а зачастую просто, что быстрее и проще приготовить поварам. Мало, очень мало, овощных блюд, и это сейчас, когда они должны быть основными в меню. Дети очень любят и охотно едят, например, картофельное пюре, но с начала учебного года (на день проверки) оно было всего лишь один раз. Конечно, намного проще отварить лапшу, чем начистить картофель, но ведь не вручную его чистить — для этого установлена и, кстати исправна, картофелечистка. Совсем на кухне нет лука, не готовятся блюда со свеклой. Отдельно хочется сказать о моечной для посуды. Как уже говорилось выше, посуды в столовой недостаточно, поэтому в перерывах между кормлением детей, т. е. во время урока за 45 минут нужно успеть перемыть всю посуду. Все бы это было не так сложно, если бы все было хорошо с нагреванием воды, кранами и стоком грязной. Неправильно устроенные мойки и подведенная к ним канализация приводят к постоянному засорению последней пищевыми остатками, жиром, вследствие чего трубы забиваются, а воду приходится выпускать прямо на пол, вычерпывая с него тряпкой. Кто должен позаботиться об этом? Школа? Но ведь, как ссылается директор Э. А. Леонтьева, оборудова- ние-то принадлежит общепиту, у них есть сантехник, вот пусть он и делает! Общепит? Но, по словам директора общепита Л. А. Тарасовой, канализация-то школьная, и в первую очередь это нужно школе, да и вообще ей ни разу об этом не говорили, неужели нельзя самим что-то сделать? А может, действительно, стоило бы перешагнуть через узкий, очень ведомственный подход, да и обратиться к шефам школы — районной «Сельхозтехнике»? Неужели бы не помогли в таком деле, как помогали неоднократно. И еще во многих вопросах не могут разобраться обе стороны, кто что должен делать, и не по большому с ч е т ^ » именно в мелочах, Н у /Я В для примера. В подсобшм помещении кухни на подоконнике лежат плафоны, в то время как большие, на 200 ватт, лампочки вкручены в патроны и висят незащищенными. А ведь может случиться и такое, что, лопнув тысячами осколков, ламповое стекло попадет в пищу, в продук- ты, пострадают ребенок, работник столовой. Кто будет нести ответственность? «Общеп и т, —заявляет директор школы,— так как у нас электрика нет, а в общепите есть, он и должен надеть плафоны, достаточно того, что школа за него (общепит) платит за электроэнергию». «Нет,: только школа, —с неменьшей безапелляционностью возражает директор общепита. — Помещение их, лампочки тоже, и электрик у них должен быть». А вообще многое из того, что в претензиях к общепиту выставляет директор школы, там узнают впервые. А ведь — «дитя не плачет — мать не разумеет». Эльмира Александровна могла бы сообщить Людмиле Алексеевне, что нет баков, что противни заткнуты тряпками, что... Даже могли бы договориться, как снабдить столовую, кухню в достатке тряпками, ветошью. Тем более, что на складе все это имеется. В общем, претензий у них друг к другу достаточно, многое из этого при взаимном расположении друг к другу и же- f * лании, чтобы дети — наши дети — лучше питались, может быть решено без особых трудностей. В конце концов, это ведь не только дело двух директоров. Интересуются ли в районо вопросом организации детского питания? П. А. Горьковский, заведующий районным отделом народного образования: «Первейшая наша задача — обучение детей, об этом мы и должны в первую очередь беспокоиться. И еще мы должны организовать питание детей в школе как таковое, а уж как оно будет налажено и все остальные вопросы, связанные с этим, нас не касаются. Да и вообще есть директора школ, общепит...». В принципе, конечно, все верно. Ну, а если все-таки смотреть на этот вопрос — вопрос организации питания детей в школе и связанные с ним самым тесным образом другие, о ко-"У торых шла речь в этом материале, не делясь на то, кто что должен делать, а исходя из того, кто что может и как лучше это сделать, вряд ли будет тогда школьная столовая «беспризорным дитятей». А. АРАПОВ, инспектор районного комитета народного контроля; Л. ПЕТРЕНКО, санитарный врач; Н, КОНДРАТЬЕВА, наш корреспондент,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2