Мошковская новь, 1982 №125

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Газета основана 23 августа 1931 года ВТОРНИК, Газета выходит по вторникам, Ц Е Н А № 125 (4623) 19 октября 1982 года. четвергам, субботам. 2 КОП . 1. Да здравствует 65-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции! 2. Слава Великому Октябрю, открывшему новую эпоху в истории человечества! 3. Да здравствует марксизм- ленинизм — вечно живое ревоП Р И З Ы В Ы Ц П К ПС С му классу капиталистических стран! Слава борцам против эксплуатации и гнета монополий, за к 65-й годовщине Великой Октябрьсной социалистической революци ”0“ра.Ждящ“ с” “ *,яр' яе 70. Братский привет народам, партия Со- 22. Трудящиеся Советского печения страны продовольстви- разования! Повышайте качество д . ики борющимся против им Г .лмпя ! У гтсппян тр u a v u u n - T O Y - о м и л о т . р и л у л о а й р т о ц и и т . т м Л^Уионня П П П И ТИ Ч Р Р .К О ГП T f lV T IO - Р “ ___ _____ 21. Слава болыпевикам-ле- 36. Работники агропромыш- стойные нашей великой Родины! освояодйВШИмся от колониаль- нинцам, героям Октября, всем ленного комплекса! Ускоряйте Высоко несите знамя идейно- 7, йоппам за упрочение люционное интернациональное бесстрашным борцам за честь, интенсификацию сельскохозяй- сти, партийности и народности наШ10нал’ЬН0й независимости и учение! свободу и независимость нашей ственного производства! советского искусства! н„ й пппгПрес1 4. Да здравствует ленинская Родины! Добивайтесь надежного обес- 50. Работники народного об- соЦиальныи про1 рес . Коммунистическая партия Со- О О Г л п д » « л т __ ______ П п о ч ш а й ™ и а и о с т п п ‘ 1 ■ 1 и р л ч п п ч р т ч с ветского СоЮза! В единстве с народом - партии! В единстве с партией, в ее развитие! вания Нечерноземья! ‘ ‘ 51. Работники вузов и техни- тта'ийской" Америки"‘борющим руководстве — сила народа! 23. Граждане Советского Со- 37. Колхозники, работники кумов! Готовьте идейно зака- ‘ империализма и ре- t 5. Да здравствует 60-летие юза! Активно участвуйте во все- совхозов! Увеличивайте произ- ленных, высококвалифицирован- якпи„ яя пемокпатическое раз ^разования Союза ССР — народном движении за эконо- водство зерна! Активнее внед- ных специалистов! раздник интернационального мию и бережливость! ряйте прогрессивную систему Развивайте науку, укрепляйте единства, дружбы и братства Экономика должна быть эко- земледелия! всех советских народов! номной! По-хозяйски используйте земГраждане Советского Союза! 24. Трудящиеся Советского лю, технику, удобрения, трудо- ■ Встретим славный юбилей но- Союза! Создавайте в каждом вые и финансовые ресурсы! выми успехами в труде, учебе, трудовом коллективе обстановку Внимание и заботу — буду- творчестве! творчества, товарищеской взаи- щему урожаю! 6. Коммунисты! Будьте в мопомощи, высокой ответствен- 38. Труженики колхозов и __ авангарде всенародной борьбы за ности за выполнение пятилетки! совхозов! Укрепляйте кормовую культурного движения! выполнение исторических ре- Крепите сознательную комму- базу животноводства, всемерно Физкультурники и спортсме- шений XXVI съезда КПСС, за- нистическую дисциплину! повышайте его продуктивность! ны! Приумножайте славу советданий пятилетки! 25. Трудящиеся Советского Боритесь за увеличение про- ского спорта! 7. Граждане Советского Сою- Союза! Внедряйте передовой изводства мяса, молока, яиц, 54. Славные ветераны! На- за! Учитесь жить, работать и производственный опыт, эффек- шерсти! ставники молодежи! Воспитыбороться по-ленински, по-комму- тивные формы организации и Животноводство — ударный вайте молодое поколение на ре- нистически! стимулирования труда! фронт! волюционных, боевых и трудоСоюза! Ускоряйте научно - тех- ем и сельскохозяйственным обучения, политического, трудо- сила нический прогресс! сырьем! вого и нравственного воспита Экономике — интенси в и о е Повышайте темпы преобразо- ния подрастающего поколения! связь с производством! периализма и расизма, за свободу и независимость! 72. Горячий привет народам акции, за демократическое раз витие своих стран! 73. Горячий привет героическому народу Никарагуа, муже52 Работники здравоохране- ^ > борющемуся за ’упрочения! Проявляйте повседневную v J заботу о здоровье советских людей! Всемерно улучшайте медицинское обслуживание! 53. Выше массовость физние завоеваний народно-демократической революции, против империализма и реакции! 74. Горячий привет патриотам Сальвадора, ведущим самоотверженную борьбу против кровавого террора реакции и империалистического вмешатель ства, за демократию и социальный прогресс! 75. Братский привет трудящимся, всем демократам Чили, _ _ и -х------------------ ~a~v гл — т г « « . . . --------Ц---И--- Ш Ш Ы л , U U c D b l A И 1р УД П - n o iT v iH U I V T О Я M n n T R p n 'A ’ P H H V H ) Мы придем к пооеде комму- Слава краснознаменным кол- 39. Работники сельского хо вых традициях Коммунистиче- я^шэотив Фашистской хунты' нистического труда! лективам, гвардейцам пятилет- зяйства, заготовительных, транс- ской партии и советского наро- у цп„ ^ ! „ ий „ пипрт томя 8. Слава великому советско- Ки! портных, перерабатывающих и да! шимся в Фашистских м е т к а х му народу — строителю комму- 26. Трудящиеся Советского торговых предприятий! Не до- 55. Юноши и девушки! На- в 1 . « « т а ™ низма, последовательному бор- Союза! Повышайте производи- пускайте потерь сельскохозяй- стойчиво овладевайте знаниями, социализм' ДУ’ А Р ЦУп3аггМИр! „ ^ тельность, эффективность и ка ственной продукции! культурой, профессиональным и Очникам импепиализ9. Трудящиеся Советского Со- чество труда на каждом рабочем Все, что выращено, сохраним мастерством! - . р юза! Выше знамя социалистиче- месте! и -используем на благо народа! Будьте сознательными борца- 77р н т; ' япялгт,Иу , . „ „ „ , , 1 ского соревнования за выполне- Работать по-ударному — наш 40. Работники сельскохозяй- ми за дело Ленина, за комму- г „ „ ацнпяйР ДРПП„ пяпм „ бопь- пеРевьшолнение плана патриотический и интернацио- ственного машиностроения! Все- низм! - ппотик изпаильской агоессии 1982 года, задании 11-и пяти- нальный долг! мерно ускоряйте техническое 56. Да здравствует миролю- Р импепиализма' летки' 27. Трудящиеся Советского перевооружение колхозов и сов- бивая ленинская внешняя поли- Т - , . . р „ „ „ я Пусть еще сильнее, богаче и Союза! Ускоряйте развитие про хозов! тика Советского Союза! р краше станет наша великая мно- изводительных сил Урала, Си- Сельскому хозяйству — вы- Воплотим в жизнь советскую ска7 др- , ° а _ .1 , Тп. ^ йт„ гонациональная Родина! бири и Дальнего Востока! сокопроизводительную и надеж* программу мира на 80-е годы! ягпаааинныу лай 10 Трудящиеся Советского Слава героическим строите- ную технику! 57. Братский привет комму- ” pa*| изоаиля поотив аоабских Союза! Настойчиво боритесь за лям Байкало - Амурской ма- 41. Работники пищевых от- нистическим и рабочим парти- , Р гтп™г>Р „ япяипкаким претворение в жизнь решений гистрали! раслей промышленности! Увели- ям! ирод . Р Р майского Пленума ЦК КПСС! 28. Работники топливной и чивайте производство продуктов Честь и слава коммунистам Реализация Продовольствен- энергетической промышленно- питания высокогокачества! ной программы — всенародное сти! Родина ждет от вас больше 42. Работники торговли, об- ное дело! _ нефти, газа, угля, электроэнер- щественного питания, бытового 58. Пусть крепнет единство и _ „„„„„„„тт,,,,,™ 11. Да здравствует героине- гии! и коммунального обслуживания!сплоченность коммунистов всего 7Q н р „ „ „ скии рабочий класс Страны Со- 29. Советские металлурги! Повышайте качество и культуру мира! ветов! Совершенствуйте технологию труда, полнее удовлетворяйте Да здравствует пролетарский 12. Да здравствует славное производства! спрос населения! колхозное крестьянство! Повышайте качество, расши-43. Граждане Советского Со- ное и могучееоружие междуна 13. Да здравствует советская ряйте выпуск экономичной ме- юза! Проявляйте хозяйское от- родного рабочего класса! народная интеллигенция! таллопродукции! ношение к общественному доб- 59. Пролетарии всех стран, 14. Да здравствует неруши- 30. Машиностроители! Созда- ру! Приумножайте социалисти- соединяйтесь! мыи союз рабочего класса, кол- вайте высокопроизводительные, ческую собственность! 60. Пусть крепнет неодоли- . ____ Рационально используй™ во „ь,Я со.о'з мирового социалима, ® ° K “ ‘ 0S " “ a “ » р “ гатство страны! Берегите род- международного пролетариата й 5 f ’ Р ную природу! национально - освободительного оезопасно т • 44. Специалисты народного движения! Пусть Азия станет континенхозяйства! Изобретатели и ра- 61. Братский привет народам том ^доверия и сотрудничества! ционализаторы! Совершенствуй “ агрессорам и их покровителям! борцам за народ- нароРдаВвостоДржествует!ТИНСКОГО Ближнему Востоку — прочий и 79. Народы европеиск и х стран! Решительно выступайте ннтернационали з и - испытан g ™ н о р И M n r v H P A n n v jK H P m p w h v h h c ьвропе нового американского ракетно - ядерного оружия! Европе — мир, безопасность и сотрудничество! 80. Народы азиатских стран! социалистических стран! 8П Горячий привет великому Да здравствует единство, со- индийскому народу! трудничество и сплоченность Пусть развивается и крепнет стран социалистического содру- дружба и сотрудничество меж- жества, их непоколебимая реши- ДУ Советским Союзом и Индией! мость укреплять и защищать за- 82. Народы мира! Будьте воевания социализма! бдительны! Давайте решитель62. Братский привет героине- ный отпор агрессивным проис- скому кубинскому народу, ре- вам империализма, милитаризхозного крестьянства и народ- экономичные и надежные ма- ной интеллигенции! шины, приборы, средства меха15. Да здравствует Конститу- низации и автоматизации! ция СССР! Ускоряйте техническое переДа здравствует социалистиче- вооружение всех отраслей на- ская демократия! родного хозяйства! 16. Да здравствуют Советы 31. Работники химической те технику, технологию, управнародных депутатов! промышленности! Полнее обес- ление производством! Граждане Советского Союза! печивайте потребности народно- 45. Советские ученые! Повы Активно участвуйте в управле- го хозяйства и населения в хи-шайте эффективность исследонии делами государства и об- мических продуктах и материа- ваний! Пусть крепнет союз нащества! лах! уки и производства! 17. Да здравствуют советские 32. Строители газовых маги- Слава советской науке! профсоюзы — школа управле- стралей, работники газовой про- 46. Работники государствен- ____ „ _______ „ _______ ния, школа хозяйствования, мышленности! Боритесь за до- ного аппарата! Совершенствуй- шительно противостоящему про- ма и реваншизма! школэ коммунизмэ! срочный ввод в действие и быст- те стиль работы! Чутко относи- искам американского империа- Обуздаем гонку вооружений, 18. Да здравствует Ленинский рейшее освоение мощностей но- тесь к нуждам и запросам со- лизма! отстоим и углубим разрядку, комсомол надежный помощ- вых газопроводов! ветских людей! 63. Братский привет героине- устраним угрозу войны! ник и ооевои резерв Коммуни- 33. Работники промышленно- 47. Народные контролеры! скому вьетнамскому народу! 83. Сторонники мира! Умностическои партии, передовой от- сти! Расширяйте производство, Усиливайте контроль на произ- 64. Братский привет мужест- жайте свои усилия в священной ряд молодых строителей комму- улучшайте качество товаров для водстве, в сферах, связанных с венномулаосскому народу! борьбе засамое великое право низма. населения! повседневными нуждами людей! 65.Братский привет мужест- — правонажизнь! 19. Да здравствуют советские Производству товаров народ- Энергично боритесь за укреп- венному кампучийскому народу! Требуйте запрещения ядерноженщины активные строите- ного потребления, сфере услуг ление дисциплины, экономию и 66. Братский привет афган- го, нейтронного и химического ли коммунизма! — повседневноевнимание! бережливость! скому народу, стойко защища- оружия! Слава женщине - матери! ^ 34. Строители и монтажники! 48. Работники идеологическо- ющему завоевания апрельской «Нет» — ядерной войне! Мир и счастье детям всей Повышайте эффективность капи- го фронта! Убежденно, страстно революции! Миру — мир! земли. тальных вложений! несите идеи партии в массы! 67. Братский привет народу 84. Да здравствует наша Ве2U. Советские воины! Совер- Стройте быстро, добротно, на Коммунистическую идейность, Эфиопии, избравшему путь со- ликая Родина — Союз Совет- шенствуйте боевую и политике- современной технической осно активную жизненную позицию циалистических преобразований! ских Социалистических Рес- скую подготовку! не! — каждому советскому челове- 68. Братский привет народам публик! Бдительно и надежно охра- 35. Работники транспорта и ку! Анголы, Мозамбика и других 85. Под знаменем Ленина, няйте мирный труд советского связи! Надежно обеспечивайте 49. Деятели литературы и стран Африки, избравшим путь под руководством Коммунисти- народа, великие завоевания со- потребности народного хозяйст- искусства, работники культуры! социалистического развития! ческой партии — вперед, к по циализма. ва! Создавайте произведения, до- 69. Братский привет рабоче-беде коммунизма! Да здравствуют доблестные Повышайте культуру обслу- . . „ , , Вооруженные Силы СССР! живания советских людей! ЦвНТраЛЬНЫИ КОМНТвТ КОММунИСТИЧеСКОИ ПарТИИ СоВвТОКОГО С о ю з а

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 19 октября 1982 г., №125 (4623) ПРОВЕРКОЙ УСТАНOBJ!ЕНО Столовая Мошковской восьмилетней школы находится в приспособленном помещении, которое не соответствует санитарным требованиям, так как отсутствуют кладовая, моечная, мала площадь кухни. В нынешнем учебном году школа работает в две смены. В связи с ростом численности учащихся, провЬдится реконструкция столовой, в ходе ее увеличатся площади кухни и обеденного зала, численность посадочных мест в котором будет доведена до 160. Реконструкция должна была быть закончена к началу учебного года, но продолжается по настоящее время. Столовая рассчитана работать на сырье, но нет условий для доставки в школу продуктов, и в течении всех лет школа и, в первую очередь, работники этой столовой испытывают трудности с доставкой продуктов. Старший повар, а иногда учащиеся переносят продукты на себе или используют попутный транспорт, не оборудованный для перевозки продуктов. Частые перебои в снабжении школы водой приводят к нарушениям по обработке посуды, технологии приготовления пищи, соблюдения личной гигиены. Вода же, которая в текущем году бралась санэпидстанцией на соответствие ГОСТу, — нестандартная. Существенным недостатком является отсутствие централизованной стирки спецодежды, полотенцев для работников пк щепита. В связи с этим зачат' тую повара, на рабочем’ мест* бывают в грязных халатах или отсутствуют полотенца Для мытья рук учащихся пе-^ ред входом в обеденный за имеется один кран, которого явно недостаточно почти на 400 человек. Для сушки после мытья отсутстввк электрополотенца. Не собИР дается в школе и режим питья, отсутствуют питьевые фонтанчики. Не достаточно в меню школьников свежих овощей, мяса, сливочного масла Кроме того, с октября ‘по июнь должна проводиться витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой, но этого также не делается. Коллектив нашего совхоза, как и все трудящиесг страны, упорно работает над выполнением решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС; реализацией Продовольственной программы. Итоги работы коллектива неплохие — годовой план по сдаче мяса выполнен на 91,1 процента, по молоку — на 83,7. Эти цифры свидетельствуют о том, что задания будут не только выполнены, но и перевыполнены. Создана нынче и неплохая основа для успешного проведения зимовки скота. Заготовлено в достаточном количестве сена, витаминно - травяной муки, силоса и сенажа. Серьезной проверкой деловых, профессиональных и моральных качеств явилась уборка урожая этого года. Одной из главных особенностей нынешней сельскохозяйственной кампании в полеводстве было то, что и на производстве кормов и на уборке урожая применялся комплексный подход. Выполнению государственных планов производства сельскохозяйственной продукции подчинена вся организаторская и политическая работа руководителей и специалистов, добросовестный труд рабочих и служащих совхоза. На основных производственных участках трудится немало квалифицированных, инициативных руководителей. Своим отношением к делу, к подчиненным они задают определенный тон, который способствует установПартийная И 111МЧИ ПРОИЗВОДСТВО си с л и ь л н ь ы н м о КОЛЛЕКТИВОМ лению в коллективе обстановки целеустремленной,, слаженной работы на основе взаимной взыскательности, требовательности и доверия между членами коллектива. Примером такого отношения к порученному делу может служить работа коммунистов Л. А. Круга, Е. Ф. Гришиной и других, которые, как правило, требовательны не только к подчиненным, но и к себе. Их отличает хозяйский подход к решению стоящих перед коллективом проблем, умение правильно оценить сложившуюся на конкретном участке производства ситуацию и найти правильный выход, убедить коллектив в необходимости принятых решений. В ритмичном функционировании всех производственных звеньев хозяйства очень важную роль играют руководители среднего звена. Однако, плохо то, что они еще не всегда и не все точно исполняют указания, данные им главными специалистами совхоза. А ведь последние,) отдавая распоряжения, исходят из общих интересов всего хозяйства. Всем руководителям надо понять, что такой узкий подход к решению конкретных задач ни к чему, кроме вреда, привести не может. Пришло время всем руководителям среднего звена умело управлять вверенными участками производства, учить людей видеть результаты дела в перспективе. Администрации совхоза, партийному и профсоюзному Комитетам в связи с этим необходимо постоянно вести кро потливую работу по подбору и расстановке кадров, формированию у них таких деловых качеств, как способности организаторов и воспитателей трудящихся. Сегодня администрацию совхоза, партийный комитет очень волнует тот факт, что на фермах № 2 и № 3, в стройцехе низка организация труда, рабочие иногда допускают нарушения трудовой дисциплины. А дело здесь в том, что на этих участках слабо поставлена воспитательная работа, вокруг нарушителей дисциплины не создается атмосфера непримиримости и принципиального осуждения. Как ни печально, но в коллективе на сегодня утвердилась практика разграничения хозяйственных и воспитательных функций в работе руководителей. Иногда же от руководителей можно услышать и такие рассуждения, что заниматься воспитанием должны не они, хозяйственники, а общественные организации, что в принципе неверно. Процесс организации производства и воспитание трудящих с я — это единый неотделимый процесс. Главная задача специалистов высшего звена состоит в том, чтобы всячески поддерживать не на словах, а на деле инициативу, стремление руководителей и специалистов среднего звена улучшить положение дел на конкретном участке работы, развивать эту инициативу, заботиться о повышении их роли и авторитета в трудовых коллективах. Есть смысл разработать на пятилетку с разбивкой по годам планы экономического и социального развития трудовых коллективов, ферм и других производственных участков в соответствии с промфинпланом совхоза. Это позволит вести работу более целенаправленно и в комплексе. Партийный комитет в вопросах воспитания еще слабо использует стенную печать. Наша стенгазета «Животновод» выходит редко, а выпускаемые листки «Тревога» только констатируют факты, а не вскрывают корни недостатков. Огромный воспитательный эффект заложен и в организации соревнования. Но им охвачены еще далеко не все. Профсоюзному комитету необходимо ’ организовать соревнование не только в полеводстве и в животноводстве, но и в РТМ, стройцехе и на других участках. В хозяйстве должно быть обеспечено тесное единство политического, трудового и нравственного воспитания в коллективе. Руководители и специалисты всех звеньев обязаны работать в едином порыве, постоянно повышать личную ответственность за порученный участок работы. Только при этом условии можно будет добиться высокого морально - психологиче с к о г о климата в целом-всего трудового коллектива. Об этом у нас подробно шла речь на общесовхозном открытом партийном собрании. В принятом постановлении вскрыты все недостатки в воспитательной работе в производственных коллективах, намечены меры по их устранению. Характерно то, что все выступающие горячо и убежден^ но, на конкретных примерах говорили о важности и актуальности данной проблемы, о тех недоработках в воспитательном процессе, которые отрицательно отражаются на общих производственных делах. Жаль только, что далеко не все руководители и специалисты приняли участие в собрании. Поэтому было решено собрания с подобной повесткой дня о роли руководителей и специалистов в идейно - воспитательной работе среди тружеников совхоза провести во всех производственных подразделениях. В. СОКОЛОВ, секретарь парткома совхоза «Большевик», ...дитя без глазу, — продолжит догадливый читатель. Да, именно в таком положении оказалась столовая в Мошковской средней школе. Чтобы не предстала перед глазами читателей мрачная картина, сразу же предупредим: ничего очень уж особенного, из ряда вон выходящего там нет, дети ежедневно получают горячее питание, некоторые — несколько раз; всегда вовремя и в общем-то неплохого качества. В чем же тогда дело? А в том; что приходится удивляться тому, почему до сих пор еще все это происходит, почему до сих пор не лопнет эта туго заведенная пружина (если с ней сравнить работу в этой столовой) в давно проржавевшем механизме (сравнивая его, в свою очередь, с самой организацией питания в школе)? Теперь перейдем к сути. Существуют многочисленные инструкции, положения, приказы, договоры и т. д. и т. п„ перечислять которые здесь не стоит, потому что те, кого они касаются, хорошо их знают, могут ловко применять в жизни, а посторонним, не связанным с вопросами питания школьников, они попросту не нужны и не интересны. Так вот, согласно всем этим документам, питанием школьников, то есть его организацией, в средней школе ведает объединение общественного питания райпо, которое арендует помещение столовой и кухни у Мошковской средней школы по договору. Все остальное: технологическое оборудование, посуда, кадры, продукты — общепита. Казалось бы, все ясно,) проведена четкая граница, но там, где все так разграничено на бумаге, в жизни возникает множество вопросов, подчас до такой степени мелких и легкоразрешимых, которых нет ни в каких документах, что не стоило бы и особого внимания на них обращать. Но от мелочей никуда не уйдешь, а из них складывается общая, далеко не радостная картина. На кухне школьной столовой до недавнего времени работало четыре человека: старший повар, два его помощника и посудница, но с переходом школы на двухсменную работу, изменились и условия работы на кухне — рабочий день здесь установился с семи утра до семи вечера при одном выходном дне. Представляете нагрузку,: •если в день нужно накормить около 900 человек^). Сделали работу поваров двухсменной, добавив в штат три единицы. Но и тут опять неувязка с кадрами, так как мало желающих идти работать в школьную столовую. Помещение здесь не специальное, а лишь приспособленное, нет вентиляции (вообще-то вентилятор есть, йо не работает, не могут разобраться, кому его налаживать — школе или общепиту?), конфорки на электроплитах работают не все, мало наплитных баков, а под первые блюда вообще нет, не хватает тарелок под второе (меньше 70 штук, РЕЙД БРИГАДЫ П Е Ч А Т И И НА Р О Д Н О Г О К О Н Т Р О Л Я У СЕМИ НЯНЕК... тогда как одновременно в обеденном зале за столы садятся 90 детей). Этот список можно продолжать и продолжать. Ну а главное — до пре дела спрессованный напряженный график работы — в несколько потоков завтрак, за ним — обед, без перерыва (конечно, для поваров) —полдник. На качество блюд дети, с кем пришлось говорить, не жалуются, но однообразия их нельзя не заметить. Уже не будем говорить о том, что меню школьников долщно составляться по специальным рационам, согласно медицинским нормам, по содержащимся в продуктах необходимым детям веществам,1 с учетом калорийности, сезонности, возраста. Меню же в школе составляется старшим поваром, исходя из наличия тех продуктов, которые завезли со склада общепита, а зачастую просто, что быстрее и проще приготовить поварам. Мало, очень мало, овощных блюд, и это сейчас, когда они должны быть основными в меню. Дети очень любят и охотно едят, например, картофельное пюре, но с начала учебного года (на день проверки) оно было всего лишь один раз. Конечно, намного проще отварить лапшу, чем начистить картофель, но ведь не вручную его чистить — для этого установлена и, кстати исправна, картофелечистка. Совсем на кухне нет лука, не готовятся блюда со свеклой. Отдельно хочется сказать о моечной для посуды. Как уже говорилось выше, посуды в столовой недостаточно, поэтому в перерывах между кормлением детей, т. е. во время урока за 45 минут нужно успеть перемыть всю посуду. Все бы это было не так сложно, если бы все было хорошо с нагреванием воды, кранами и стоком грязной. Неправильно устроенные мойки и подведенная к ним канализация приводят к постоянному засорению последней пищевыми остатками, жиром, вследствие чего трубы забиваются, а воду приходится выпускать прямо на пол, вычерпывая с него тряпкой. Кто должен позаботиться об этом? Школа? Но ведь, как ссылается директор Э. А. Леонтьева, оборудова- ние-то принадлежит общепиту, у них есть сантехник, вот пусть он и делает! Общепит? Но, по словам директора общепита Л. А. Тарасовой, канализация-то школьная, и в первую очередь это нужно школе, да и вообще ей ни разу об этом не говорили, неужели нельзя самим что-то сделать? А может, действительно, стоило бы перешагнуть через узкий, очень ведомственный подход, да и обратиться к шефам школы — районной «Сельхозтехнике»? Неужели бы не помогли в таком деле, как помогали неоднократно. И еще во многих вопросах не могут разобраться обе стороны, кто что должен делать, и не по большому с ч е т ^ » именно в мелочах, Н у /Я В для примера. В подсобшм помещении кухни на подоконнике лежат плафоны, в то время как большие, на 200 ватт, лампочки вкручены в патроны и висят незащищенными. А ведь может случиться и такое, что, лопнув тысячами осколков, ламповое стекло попадет в пищу, в продук- ты, пострадают ребенок, работник столовой. Кто будет нести ответственность? «Общеп и т, —заявляет директор школы,— так как у нас электрика нет, а в общепите есть, он и должен надеть плафоны, достаточно того, что школа за него (общепит) платит за электроэнергию». «Нет,: только школа, —с неменьшей безапелляционностью возражает директор общепита. — Помещение их, лампочки тоже, и электрик у них должен быть». А вообще многое из того, что в претензиях к общепиту выставляет директор школы, там узнают впервые. А ведь — «дитя не плачет — мать не разумеет». Эльмира Александровна могла бы сообщить Людмиле Алексеевне, что нет баков, что противни заткнуты тряпками, что... Даже могли бы договориться, как снабдить столовую, кухню в достатке тряпками, ветошью. Тем более, что на складе все это имеется. В общем, претензий у них друг к другу достаточно, многое из этого при взаимном расположении друг к другу и же- f * лании, чтобы дети — наши дети — лучше питались, может быть решено без особых трудностей. В конце концов, это ведь не только дело двух директоров. Интересуются ли в районо вопросом организации детского питания? П. А. Горьковский, заведующий районным отделом народного образования: «Первейшая наша задача — обучение детей, об этом мы и должны в первую очередь беспокоиться. И еще мы должны организовать питание детей в школе как таковое, а уж как оно будет налажено и все остальные вопросы, связанные с этим, нас не касаются. Да и вообще есть директора школ, общепит...». В принципе, конечно, все верно. Ну, а если все-таки смотреть на этот вопрос — вопрос организации питания детей в школе и связанные с ним самым тесным образом другие, о ко-"У торых шла речь в этом материале, не делясь на то, кто что должен делать, а исходя из того, кто что может и как лучше это сделать, вряд ли будет тогда школьная столовая «беспризорным дитятей». А. АРАПОВ, инспектор районного комитета народного контроля; Л. ПЕТРЕНКО, санитарный врач; Н, КОНДРАТЬЕВА, наш корреспондент,

19 октября 1982 г., № 125 (4623) МОШКОВСКАЯ НОВЬ: Мощный С-100, управляемый Михаилом Павловичем Березиным, утрамбовывал зеленую массу кукурузы. Механизатор делал это старательно, чтобы добиться отличного ее уплотнения. — А иначе нельзя, — рассуждал он. — Воздух не должен попадать, нельзя создавать рыхлость. Этим самым добиваемся доброкачественного силоса, следовательно, животные будут с аппетитом его поедать, Михаил Павлович уже в годах, голову посеребрила седина, резко обозначились морщины на лице, но глаза яркие, живые, молодо выражают жизнерадостность этого человека. — Наверное, много лет вы трудитесь механизатором? — поинтересовался у него. — Более сорока лет. И еще думаю потрудиться с прежним задором, — с улыбкой сказал Михаил Павлович. Он всю свою трудовую жизнь работает в родном совхозе «Сокурскнй». Еще до Великой Отечественной войны освоил колесный, гусеничный тракторы и запомнилась ему первая бороз-р да на весновспашке. Проверил ее и оказалось, как по ниточке, и глубина нормальная. — Так держать и дальше похвалил его бригадир. Но опыт и сноровка на любой работе приобретаются по крупицам. Когда "Товарищи по могут, когда и сам ищешь и находишь это. Грянула война. Как и каждый, рвался на фронт молодой сибиряк Березин,. ЧЕЛОВЕК И Е Г О Д Е Л О — Тракторист? — спросили в райвоенкомате. - Да. — Тогда в танковое подразделение годитесь. — Пригодилась мне профес сня тракториста, — вспоминает Михаил Павлович. — Приходилось давить гусеницами вражеские орудия, минометы, уничтожать живую силу. Но запомнилось такое навсегда... Почти возле вражеской траншеи у танка сдал мотор, и Ми хайл Березин никак не мог завести его. А в это время приблизился фашистский «тигр» и взял на буксир нашу машину. Механика - водителя Березина бросило в жар, лицо заливал пот. Что делать? Но тут, чихнув раз, другой, заработал двигатель, и как будто тяжелая гиря • свалилась с плеч. Не немцы, а он сумел прибуксировать танк врага к своим позициям. Михаил Павлович за мужество и отвагу был удостоен боевых наград. Кончилась война. Он возвратился в родной совхоз. И с тех пор трудится в основном бульдозеристом. Дел у него много: то буртует перегной, очищает фермы от навоза, то уплотняет зеленую массу на силос и сенаж. А зимой, когда засвищут метели, прокладывает путь по занесенным снегом дорогам для прохода автомобилей, он же очищает пути - подходы к животноводческим фермам. Так изо дня в день самоотверженно трудится старейший механизатор совхоза «Сокур- ский» Михаил Павлович Березин, человек большого дела. Е, НИКОЛАЕВ. ДОБРАЯ СЛАВА О НИХ шя пНИИМммвн В совхозе «Сокурскнй» добрая слава идет о механизаторе Григории Петровиче Филиппике. Он отличный комбайнер и тракторист, в совершенстве знает технику. Не первый год он был нынче звеньевым уборочно-транспортного звена, в котором внедрена прогрессивная форма организации труда по безнарядной системе с одинако: вой оплатой. В звене замечательные люди. Среди них Владимир Богданович Рауш. Он и механизатор, и шофер, в любом деле добивается высокой выработки. Например, на перевозках грузов выполняет задания на 200 и более процентов. А когда приходит жатва, садится на комбайн и всегда в числе лучших среди механизаторов. На снимках: Г. II. Филиппин, В. Б. Рауш. Текст и фото Е. СЫСОЕВА. * * * Много лет подряд добросовестно работает на зерновом току в совхозе «Сокурскнй» А. И. Мананкова. Она — разнорабочая. Нынче в страдную пору Анастасия Ивановна вместе с Валентиной Николаевной Сержантовой подрабатывали зерно, принимали и отгружали его. На снимке: А. И. Мананкова. Фото С. КАЗАКОВА. СТАЛИК ШЕСТОВ. Из орлиного племени (Продолжение. Нач. в № 122) Парень поспешил в военкомат. Военком, выслушав его горячую просьбу, сказал спокойно, но твердо: — Твою просьбу учтем. А сейчас возвращайся домой и продолжай работать. Когда понадобишься —- позовем. Только в декабре сорок первого года Васильеву удалось попасть на фронт. Сначала воевал на Западном, потом под Сталинградом. Был дважды ранен. — Хотите учиться на офи- цера-танкиста? — спросили у Васильева в штабе запасного волка, куда он попал после госпиталя. — Нет, — решительно ответил солдат. — Я хочу скорее на фронт. У меня под Ленинградом погиб отец, на моих глазах пало смертью храбрых немало боевых товарищей... Я должен отомстить за них. — Вря опытный механизатор - комбайнер, тракторист, механик. Уж кому-кому, а вам боевая техника — и карты в руки, — стоял на своем офицер. Он понимающе оглядел бывалого солдата - фронтовика и сказал: — На танке будете мстить врагу за павших... Год и два месяца проучился Василий Васильев в танковом училище. Это так называемый ускоренный военный выпуск. Но это не значит, что из училища выходили командиры - недоучки... В ту грозовую, напряженную пору курсанты так прессовали время, учились с таким необыкновенным, прямо-таки нечеловеческим упорством, что успевали изучить курс в полном объеме глубоко и основательно. Фронт в короткие сроки получал хорошо подготовленных офицеров. Лейтенант Васильев прибыл в танковую бригаду и был назначен командиром взвода разведки... Летом сорок третьего года Гитлер, пытаясь взять реванш за поражение в зимней кампании на Волге,.двинул отборные войска, новую танковую технику в район Белгорода, Курска и Орла. В приказе Гитлера № 6 от 15 апреля 1943 года по поводу плана летнего наступления, получившего условное название «Цитадель», подчеркивалось: «Этому наступлению придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. Наступление должно дать в наши руки инициативу на весну и лето текущего года». Ллан наступления «Цитадель» предполагал полный разгром советских войск на Центральном и Воронежском фронтах и, благодаря этому, останавливал вторичное движение фашистских полчищ к сердцу нашей Родины —- Москве. Что же касается советского командования, то оно, как пишет Маршал Советского Союза В. Соколовский, «...исходя из учета реально складывавшейся обстановки, решило встретить наступление противника преднамеренной, хорошо организованной обороной, измотать и обескровить его войска в оборонительных сражениях и только после этого перейти в решительное контрнаступление с целью разгрома основных группировок врага, сосредоточенных севернее и южнее Курска. Затем намечалось общее стратегическое наступление на большой части советско - германского фронта с целью разгрома всего южного крыла немецкого Восточного фронта, освобождение Донбасса, левобережной Украины и центральных районов страны». В соответствии с общим замыслом советского командования родился знаменитый приказ командующего Воронежским фронтом Н. В. Ватутина, который до сих пор помнят все, кто участвовал в боях под Белгородом: «1. Ни при каких обстоятельствах не допустить прорыва противника в направлении Обоянь... 2. Танки в обороне закопать и тщательно замаскировать. 3. Потребовать от войск максимального напряжения для выполнения поставленной задачи». 5 июля 1943 года на Курской дуге начались ожесточенные, кровопролитные бои. 7 июля 1943 года на Воронежский фронт впервые в боевую обстановку прибыл лейтенант В. Васильев-. Он, разумеется, не знал о существовании гитлеровского плана «Цитадель» и в стратегические планы нашего командования не был посвящен. Но по забитым техникой дорогам, множеству частей и подразделений, солдат, идущих и едущих на запад, Василий Васильев, как и тысячи бойцов, понял, что фронт находится накануне больших событий. Васильев знал одно: враг силен — надо быть еще сильнее, враг ожесточен — надо быть еще ожесточеннее,' враг рвется к победе — надо победить его. И Василий не дрогнул, встретившись лицом к лицу со смертью. Война есть война и фашистские снаряды били по его танку. Курская битва стала величайшим подвигом каждого советского солдата и офицера и его, Васильева, подвигом. Сентябрь 'сорок третьего.. Войска Воронежского фронта вышли к Днепру. Та темная ночь 27 сентября была светлой от бесчисленного множе ства снарядов, от всполохов ракет. ...В августе 1944 года раз вернулись ожесточенные бои на Сандомирском плацдарме. Враг вводил в сражение все новые и новые силы, стремясь во что бы то ни стало остановить наступление, наших войск, отбросить их назад, за Вислу. Бывший комбриг, ныне дважды Герой Советского Союза генерал - полковник в отставке В. С. Архипов вспоминает о тех днях: «После форсирования Вислы 53-я гвардейская танковая бригада продвинулась на запад на 40 —60 километров, позади остался освобожденный польский город Сташув. И здесь гвардейцы- танкисты вступили в единоборство с 501 тяжелым тан- .ковым батальоном, оснащенным хвалеными, разрекламированными фашистской пропагандой танками T-VI — «королевский тигр». Танковая дуэль разыгралась в районе Шидлув—Оглен- дов. В тяжелом кровопролитном бою наши танкисты полностью уничтожили этот фашистский батальон: сожгли 20, подбили 17,' захватили три исправных «королевских тигра» и отправили их в Москву. Один из них был выставлен для всеобщего обозрения в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького с надписью на броне: «Взят 53-й гвардейской танковой бригадой 14 августа 1944 года». (Окончание следует). Среди ведущих механиза! ров совхоза «Барлакский» ш нешней уборочной страды б | и Николай Борисович Лу| хин. Перед жатвой ему до! рили новый комбайн «Коло| — Давай соревноваться, предложил Николаю Бори! вичу звеньевой убороч! транспортного' звена Никол! Федорович Сарафонов. —| меня тоже новый «Колос», i дем по всем техническим п| вилам эксплуатировать тех| ку с тем, чтобы как моя больше намолотить зер| Кстати, сколько думаешь дать из бункера? — Как и ты, не менее тырех тысяч центнеров, — I ветил Лукахин. — К это| результату и стремлюсь. Помнится, наша перй встреча с ним произошла el задолго до уборки в ремонту тракторной мастерской, оказался общительным, дет вым. В разговоре пояснил: — Вот, «по косточкам» зобрал двигатель. Промь детали, деффектую. Тепе отремонтирую и соберу. Ад^ гатель, как видите, изряд подносился, денька два ля них у меня заберет. Зато д | ему крепкую «вторую жизшГ Из нашей беседы выя«| лось, что Николай Борисов! золоты: Р У К И МАСТЕР. после уборки восстанавлива свой комбайн, а затем в мг| терской готовит двигатег внутреннего сгорания. И тг| почти каждый год. — Ежемесячно ремонтирз) по пять-шесть моторов. Та что опережаю график, иначе нельзя. Время торопя] — сказал Николай Борисова Отличный он механизатор ремонтник. Трудовая жизнь! Лукахина, как почти и у ка! дого механизатора, началась! пристрастия и любви к техг ке, с зова парящейся весн! пашни, а летом—с заколосг шейся пшеницы и друг! культур. Молодым еще изуч| технику и с 1964 года выпс няет различные сельскохозя ственные работы. «Золотые у него руки! всегда отзываются о нем. За что бы ни взялся, нряг. горит работа в его руках! Было время, что пришло! ему принять старый, мож! сказать, списанный комбай| Но не унывал, как следует» ремонтировал, по-хозяйски ладил его. И затем на этс комбайне провел не одну-д^ жатвы, а целых десять. Зя чит, бережно эксплуатировг] он технику. Николай Борисович всег;] понимает, что уборка урожз — большая, кропотливая бота и к ней следует бьг| заранее подготовленным. 9 j го правила придерживался; нынче. Е. СЫСОЕВ. Совхоз «Барлакский».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2