7 октября 1982 г., №№ 120—121 (4618—4619) ЩОШКОВСКАЯ НОВЬ К Л У Б К Н И Г О Л Ю ' Герой Советского Союза маршал авиации С. Руденко, в «Слове к читателю», предваряющем книгу, о которой пойдет речь, вспоминает, что ^0 в конце шестидесятых — начале семидесятых годов в Во- енно - воздушной академии • им. Ю. А. Гагарина был создан музей авиации. Экспозицию открывало «фото молодого человека с простым открытым русским лицом, со спокойным . задумчивым взглядом. Под снимком подпись: «Михаил Никифорович Ефимов (1881 —1919)», а чуть ниже —краткая справка о том, что это первый отечественный летчик, чье мастерство получило признание на родине и за рубежом, погибший во время гражданской войны. Даже этот музей, заметим, не располагал достаточным количеством сведений, которые давали бы возможность получить более или менее обстоятельное представление о жизни и деятельности выдающегося русского пилота, восхищавшего своим летным мастерством современников. Генерал Кованько отзывался о нем: «Великолепен Ефимов — иде- 4^Ьальн.ый летун, джентльмен во ^ ^ в с е х отношениях... В совершенстве овладел машиной и стихией... Как не похож он на тех иностранных гонщиков, которые летают только ради денег... Мне приходилось бывать за границей на всевозможных праздниках и состязаниях... По чистой совести скажу, что русские, летают не хуже. Их отличает огромное присутствие духа, смелость, любовь к делу и полное отсутствие денеж- • ного расчета...» Все так. Но Михаил Никифорович Ефимов снискал славу непревзойденного мастера своего дела именно за рубежом, .во Франции. Став учеником школы братьев Фарман в городе Мурмелон ле Гран М. Н. Ефимов своей старательностью, постижением техники привлек внимание и Анри Фарман счел возможным лично обучать русского пилотированию. Свой первый самостоятельный полет М. Н. Ефимов совершил 25 . декабря 1909 года,' а 21 января 1910 года в присутствии специальной комиссии Аэроклуба Франции сдает экзамены и становится первым представителем России, получившим диплом летчика. Анри Фарман, оценивший незаурядные способности русского пилота, использовал его в качестве инструктора, сразу поручив ему обучение пилотажу четырех офицеров французской . армии, а затем, наряду с инструкторской работой М. Н. Ефимов занимался испытанием аэропланов, заказанных французским министерством. В ту пору он, признанный единственным способным решить эту задачу, перекрыл мировой реточность посадки на условную палубу корабля. «Русские авиаторы народились на свет без году неделя, — писали «Биржевые ведомости», — однако уже представляют разные типы. Во- первых, офицеры. У них все под руками: военная команда и прекрасные аэропланы... Во- вторых, авиаторы из высшего круга (имелся в виду варшавянин барон фон Крумм, бывший офицер Гродненского полка и сын сенатора Александр Кузьминский. Е. Л.) Они приобЭто —• превосходная книга, написанная в яркой и увлекательной форме, обогащает читателя ценными сведениями о том, как шли к покорению воздушной стихии наши соотечественники, о путях в небо первых русских авиаторов, сразу и решительно заявивших о своих недюжинных способностях, прославивших Россию. Естественно, что в центре повествования находится М. Н. Ефимов. Авторы книги провели огромную исследоваПОВЕСТЬ О ПЕРВОМ РУССКОМ ЛЕТЧИКЕ корд Орвила Райта на длительность полета с пассажиром. В начале сентября' 1910 года в Петербурге состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания,! своего рада смотр молодых авиационных сил России. Действительно, весной того года в России насчитывалось всего три авиатора — Ефимов, Попов, Уточкин. А на празднике собралось уже двенадцать русских пилотов, шестеро из них были офицерами, которых, впрочем, пресса именовала «авиаторами - любителями», поскольку военной авиации в стране еще не было. М. Н. Ефимов блистал. Он, как сообщал журнал «Нива» показал действительно чудеса летания на громоздком «Фармане»... Он выделывал необычайные замысловатые кунштюки: то падал камнем вниз, выпрямляясь и задерживая спуск лишь у самой земли, то описывал восьмерки и петли. Нырял;, почти сразу взлетая с поверхности земли и садился на землю с небывалой до сих пор точностью. Огромный аэроплан производил в его руках впечатление послушного, легкого и грациозного животного». На этом Всероссийском празднике воздухоплавания М. Н. Ефимов завоевал первый и второй призы за полеты при ветре десять метров в секунду^ был удостоен всех трех' призов военного ведомства за подъем наибольшего груза, первого приза морского ведомства за ретают аэропланы на собственные деньги. В-третьих, авиаторы из разночинцев, интеллигентского класса, но — бедных — Попов, Лебедев. И еще выходят прямо из народа самородки, как Ефимов». Да, первый русский летчик М. Н. Ефимов внук крепостного, сын рабочего и сам -рабочий был истинным самородком. Уроженец Смоленщины, проведший детство и юность в Одессе, где после окончания железнодорожно. - технического училища работал электриком на железнодорожном телеграфе он, как и его братья Владимир и Тимофей, был человеком увлекающимся, разносторонне развитым, незаурядным спортсменом. Увлекшись гонками на велотреке, М. Ефимов добился выдающихся успехов. Затем, приобретя за призы мотоцикл «Пежо», в 1908 и 1909 годах завоевывает звание чемпиона России. А потом принимает предложение владельца банкирскогсо дома Ксидиаса и финансиста Анат- ры, рассчитывающих приумножить свои капиталы на публичной демонстрации полетов, заправил Одесского аэроклуба и едет за их счет на учебу в школу Фармана... Недолгой была жизнь М. Н. Ефимова, но — чрезвычайно насыщенной,, богатой деяниями и событиями. О ней-то и повествует Е. В. Королева и В. А. Рудник в книге «Соперники орлов», выпущенной Военным издательством Министерства обороны Союза ССР. тельскую работу, что называется, по крупицам восстанавливая биографию этого выдающегося пилота. И Михаил Никифорович Ефимов предстает в повествовании живым, деятельным,, человеком удивительно цельным, как незаурядная личность. Первый летчик России М. Н. Ефимов был не только первым в России из тех, кто протаривал путь в небо, первым летчиком - испытателем, первым летчиком - инструктором, внесшим свой весомый вклад в технику пилотирования. Читая книгу «Соперники орлов» мы видим: М. Н. Ефимов на заре авиации был тем, кто активно способствовал развитию мировой авиации и как пилот, и как конструктор, внесший немало ценных усовершенствований и приспособлений. Нельзя не восхищаться тем, что человек высокого мужества и таланта М. Н. Ефимов сразу же; по окончании школы, превзошел своим летным уменьем учителей и утвердился в плеяде авиаторов того времени мировым рекордсменом. В Ницце он завоевывал первые призы за наибольшую продолжительность пребывания в воздухе (совокупность полетов), за скорость и наименьший разбег при взлете. На состязаниях в Вероне он был удостоен второго приза. за высоту полета, в Будапеште — получил первый приз за планирование с высоты в тысячу метров с выключенным двигателем. В Руане имел первую награду за подъем наибольшего груза, в Реймсе — за продолжительность полета с пассажиром. Второй русский пилот Николай Евграфович Попов, о нем, кстати, как и о многих других пилотах немало интересного узнает читатель книги «Соперники орлов», с глубочайшим уважением говорил о Ефимове и, в частности: «..'.как всякий русский, горжусь победами этого талантливейшего человека над иностранцами. Все, что нужно для авиатора, у Ефимова наблюдается в высшей мере. В нашем деле мало смелости — отчаянных людей и у нас, и за границей довольно, — нужен особый инстинкт летуна, вроде того, который Суворов назвал глазомером. Нужны хладнокровие, выносливость духа. Латам, до сих пор считавшийся самым талантливым авиатором, вынужден уступить место русскому гению». Но М. Н. Ефимову, прославившему Россию своими успехами в авиации* пуще всего заботившегося о развитии Отечественной авиации, воспитателю целой когорты первых русских военных летчиков, и прежде всего Л. М. Мациеви- ча и С. А. Ульянина; в условиях царского самодержавия было тяжко. Ему, выходцу из народа, мешали работать,' не давали возможности для пользы делу использовать его выдающиеся способности. Это показано в повести, высвечивающей М. Н. Ефимова как патриота, беззаветно преданного Отечеству, во имя служения ей пришедшего в революцию, отдавшего и жизнь свою за народное дело. Да, такие кратеры существуют, на Луне и на Марсе. Лунному кратеру, расположенному на-обратной стороне Луны, почти и центре ее, с координатами 21 градус южной широты и 123 градуса восточной долготы, имя Вабакина присвоено решением XV ассамблеи Международного астрономического союза, состоящегося в австралийском городе Сиднее, в 1973 году. А на Марсе имя Бабанина получил кратер, имеющий координаты 36 градусов южной широты и 71 градус западной долготы. На дне этого огромного кратера высится куполообразная структура, диаметром у основания около двенадцати километров. Так, в названиях кратеров навечно запечатлена память о выдающемся конструкторе, под руководством которого были созданы автоматические устройства, позволившие принципиально по-новому исследовать Луну, Венеру, Марс. Георгий Николаевич Вабакин руководил и созданием знаменитого лунохода, оставившего на поверхности спутника нашей Земли свой исторический десятикилометровый след. Пионерами, первооткрывателями были советские специалисты, создававшие корабли, двигатели, приборы, аппараты, системы для исследования космического пространства и планет солнечной системы. К их числу относится и Г. Н. Вабакин, личность незаурядная, выдающийся главный конструктор, удостоенный звания Героя Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член - корреспондент Академии наук СССР. Академик Георгий Иванович Петров, являвшийся первым директором Института космических исследований АН СССР отмечал: «По моему разумению, Вабакин был ученым инженером. Точнее, ученым-ин- женером. Через дефис. Он представлял себе дело с разных сторон, обладал широчайшим кругозором и сам разби рался во многих вопросах, в частности в вопросах управления... С этой точки зрения он и был настоящим ученым». А главный конструктор радиосистем делал вывод: «Сила Георгия Николаевича -состояла в том, что он умел заглянуть достаточно далеко вперед и оценить, что же в этом «впереди» более нужное, реальное и приоритетное. И в гибкости, в умении не усомнившись в целом,, чуть отойти при необходимости в сторону. На время... И в широте кругозора... И наконец, в умении и желании довести начатое и не растеряться... Бабакину безраздельно принадлежит большой этап в исследовании космоса». Не сразу, разумеется, стал Г. Н. Вабакин главным конструктором. К этому делу он подготавливался всей своей жизнью, высокой природной одаренностью, творческим отношением к труду, подлинной трудовой самоотверженностью. А природная одаренность проявилась у него не броско... Во всяком случае в школе Г. Н. Бабакин учился как все. На курсах радиомонтеров, где он КРАТЕРЫ БАБАКИНА учился после окончания семилетки, ничем .не выделялся. И преподавателям не запомнился. Правда, .юность Г. Н. Ба'баки- на, родившегося в. 1914 году, совпала с повальным в ту пору движением энтузиастов, участием молодежи в работе различных обществ. Г. Н. Бабакин стал радиолюбителем. Именно это увлечение, а также и материальные трудности, которые переживала его семья, привели Г. Н. Вабакина на курсы радиомонтеров, организованные Центральной радиолабораторией Общества друзей радио. Кстати, никогда больше, кроме как на этих курсах, будущий доктор наук очно не учился. Став радиомонтером, он занимался радиофикацией, был старшим радиотехником в парке «Сокольники». В средине января 1936 года он был призван на военную службу. Стал красноармейцем - радистом в 3-м стрелковом полку Московской Пролетарской дивизии. Через полгода, однако, его комиссовали по состоянию здоровья. Вернувшись из армии, Г. Бабакин работал старшим радиотехником Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. В июле 1937 года он, экстерном сдав экзамены за десятый класс, поступил на заочное отделение института. В нем он учился... 20 лет, получил диплом в 43- летнем возрасте, давно уже являясь начальником научного отдела крупного конструкторского бюро, признанным специалистом в системах управления, в радиолокационной аппаратуре, осуществившим ряд сложнейших комплексных разработок. Впрочем, и ученую степень доктора наук Г. Н. Бабакин получил, не защищая и кандидатской диссертации. И вот что любопытно. Ряд лет Г. Н. Бабакин работал в Академии коммунального хозяйства. В ноябре 1937 года он был принят на работу в качестве лаборанта лаборатории автоматики. В июне следующего года стал старшим лаборантом, в апреле сорокового года занял должность младшего научного сотрудника, а в декабре сорок первого года зачислен на должность научного сотрудника лаборатории автоматики. Служебный рост был последовательным и поразительно быстрым. Это о многом свидетельствует. Заслуженный деятель науки и техники С. Строганов в отзыве писал.: «...Считал бы возможным присвоить т. Бабакину звание и. о. старшего научного сотрудника и предложить ему в . 3-летний срок закончить вуз и оформить свои работы в Биде кандидатской дисертации». Это писалось в октябре сорок второго года. В феврале, сорок третьего года профессор А. Сысин подтвердил вывод С. Строганова. В 1943 году Г. Н. Бабакин был назначен'старшим научным сотрудником. Но за оформление своих работ «в виде кандидатской диссертации» не брался. Между тем, работы были весьма серьезными и значительными, и относились к телемеханике — новому в те годы направлению техники. «И в Академии коммунального хозяйства, с которой Бабакин расстался в сентябре 1943 года, и в других организациях, где он будет работать позже, многие специалисты, его сотрудники, помощники со временем будут «остепеняться», а он... Никогда ученые степени и другие внешние атрибуты общественного положения не будут волновать Бабанина, занимать его мысли; он не хочет отвлекаться от любимого дела, чтобы получить их, он просто не желает на это терять времени. Блеск званий и наград никогда не будет действовать на него гипнотически. Он в первую очередь уважал и ценил в человеке ум, знания, по личному опыту понимая, что не всегда и не для всех обстоятельства должны быть милостивы...». Это сказано М. Борисовым, ряд лет проработавшим бок о бок с Г. Н. Бабакиным,' в книге «Кратеры Вабакина», выпущенной издательством «Знание». Она, несомненно, заинтересует каждого, найдет прямой путь к широкому кругу читателей, как первая книга посвященная замечательному человеку, деятельность которого открывала новые пути в технике космических исследований в познании окружающего нас мира. Материалы для «Мошковской нови» подготовил новосибирский писатель Е. ЛУЧИНЕЦКИИ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2