Мошковская новь, 1982 №118

|МОШКОВСКАЯ н о в ь ; 2 октября 1982 г., № 118(4616) БЫТОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ Как уже сообщалось, вторая сессия районного Совета народных депутатов (восемнадцатого созыва) рассмотрела и обсудила вопрос «О состоянии и мерах улучшения бытового обслуживания населения района в свете требований XXVI съезда КПСС и постановления .партийно-хозяйственного актива Новосибирского обкома КПСС от 17.02.82 года». С докладом на сессии по этому вопросу выступил заместитель председателя райисполкома П. А. Федоренко. В этом номере газеты публикуются материалы со второй сессии. Доклад и выступления в прениях печатаются в сокращенном виде. ® XXVI съезд нашей партии определил в качестве главной задачи — дальнейший рост материального и культурного уровня советского народа. Все это должно произойти за счет повышения эффективности работы всех звеньев народного хозяйства.Только тружениками нашего района будет достигнут рост в 1985 году к фактическому уровню 1980 года промышленной продукции на 20 процентов, производства зерна — на 16 процентов, мяса — на 29 процентов, молока —на 10 процентов. Среднегодовое освоение капитальных вложений в 11-й пятилетке на строительство составит 12—13 миллионов рублей. Дальнейшее развитие получат и все сферы обслуживания населения, сказал в начале своего доклада тов. Федоренко. «Конкретная забо*га о кон кретном человеке, его нуждах и потребностях — начало и конечный пункт экономической политики партии». Эти слова, сказанные JI. И. Брежневым, как нельзя лучше характеризуют главное содержание и смысл всей работы КПСС. В условиях развитого социализма возрастает значение и роль сферы обслуживания населения, через которую осуществляется реализация широких программ неуклонного подъема народного благосо- • стояния, она является неотъемлемой составной частью народнохозяйственного комплекса страны. Важное место в сфере обслуживания занимает служба быта, призванная облегчать труд советских людей в домашних условиях, создавать определенный комфорт, различные удобства для человека, сберегать его свободное время для приобретения знаний, воспитания детей, разумного отдыха. В нашем районе многое сделано по превращению службы бытового обслуживания в высокоразвитую отрасль народного хозяйства. Сегодня выполнением заказов населения заняты десятки предприятий и организаций района, колхозы. Но прежде всего — это районное производственное управ ление бытового обслуживания населения. Оно объединяет 32 подразделения: мастерские, Дома быта и комплексно - приемные пункты. За годы 10-й и начало 11-й пятилеток заметно укрепилась материально - техническая база службы быта. В райцентре построен комбинат бытового обслуживания на 120 рабочих мест. Он способен оказывать бытовые услуги на 590 тысяч рублей в год. Заканчивается реконструкция цеха по выделке овчины. Много установлено нового оборудования. Капитальные вложения за годы после воссоздания района по райбытуправлению составили более 1 миллиона рублей. Все это способствовало росту объема бытовых услуг населению. Только за десятую пятилетку он увеличился на 167 процентов, в том числе по селу — на 182 процента. Ежегодно увеличивается количество видов услуг и в настоящее время оно доведено до 310. Внедрены такие формы обслуживания, как предоставление через комплексно - приемные пункты и Дома быта на прокат предметов культурно - бытового назначения и хозяйственного обихода, обмен невыделанных овчин на заранее выделанные по выбору заказчика, услуги по гарантийному ремонту холодильников и телеаппаратуры на дому; предоставление некоторых видов.услуг, таких, например, как заказы на мебель, швейные и трикотажные изделия по расчету в кредит. В райцентре внедрено абонементное обслуживание телерадиоаппаратуры, прием заказов на пошив обуви и одежды ведется по утвержденным образцам, доставка мебели в ремонт и из ремонта осуществляется специальным транспортом службы быта. Для более быстрого обслуживания заказчиков организована диспетчерская служба, которая призвана осуществлять контроль за*ероками исполнения заказов и их качества. Для дальнейшего повышения качества оказываемых услуг проводится работа по специализации некоторых видов из них, а именно: швейной, трикотажной, обувной. Практика показывает, что специализация таких видов услуг, как ремонт телеаппаратуры, бытовой техники, ремонт мебели, химчистка способствует более качественно и в короткие сроки выполнять заказы и расширять ассортимент услуг. Вопросы дальнейшего совершенствования бытового обслуживания населения постоянно находятся в центре внимания местных Советов народных депутатов. Они обсуждаются на сессиях и исполкомах сельских и поселковых Советов. Только за последнее время были заслушаны отчеты о работе Домов быта и комплексноприемных пунктов Кайлин- ским, Барлакским, Дубровин- ским, Сокурским сельскими и Станционно - Ояшинским поселковым Советами. В сфере бытового обслуживания успешно работают целые подразделения, много передовиков производства, новаторов, которые показывают высокие образцы труда, внимательно относятся к исполнению заказов. Парикмахерская Мошковского Дома быта (заведующая Г. И. Маненко) выполнила план 8 месяцев этого года на 118 процентов, а на селе перевыполнила плановое задание в 3 раза. Мастерская по выделке овчин (мастер Н. В. Лапшин) добилась роста за 8 месяцев на 10 процентов к уровню прошлогб года, а производительность труда выросла на 90 процентов. Добивается неплохих результатов Барлакский комплексно - приемный пункт (приемщик Л. Кузнецова). Бригада портных легкого платья Ояшин- ской швейной мастерской (бригадир Л. В. Шендра) план 8 месяцев выполнила на 122 процента. Бригада Л. М. Ку- ляевой из этой же мастерской плановое задание выполнила на 140 процентов. Парикмахер - универсал Лидия Фридриховна Рослова из Мошковского Дома быта превысила норму выработки в этом году на 70 процентов. Закройщик верхней одежды Барлакского комплексно - приемного пункта Нина Ивановна Тонких выполнила план 8 месяцев на 160 процентов. Закройщик Сокурского Дома быта Екатерина Гавриловна Лопатина также перевыполняет норму выработки. Рабочий цеха выделки овчин Юрий Александрович Костерин план 8 месяцев этого года выполнил на 223 процента. Много передовиков работает и в других подразделениях службы быта. В райбытуправлении ежегодно принимаются комплексные и индивидуальные социалистические обязательства. Проводится работа по их гласности. Разработаны условия соревнования за досрочное выполнение планов и обязательств. Ежемесячно подводятся итоги их выполнения. Победителям присуждаются классные места с вручением переходящего Красного знамени, вымпелов, ценных подарков, денежных премий. В 1982 году в Книгу почета райбытуправления занесены имена шести человек, на стенд трудовой славы — 10 человек, награждены Почетными грамотами — 12, 32 передовикам вручены денежные премии, 37 — объявлены благодарности. Награждены знаком «Победитель социалистического соревнования» 3 человека, двоим присвоено звание «Отличник службы быта». В коллективе работает 31 ударник коммунистического труда. Вместе с тем в бытовом обслуживании населения района имеется еще немало крупных недостатков, недоработок и неиспользованных резер вов . Объясняется это прежде всего недостаточным вниманием со стороны" некоторых руководителей местных Советов, хозяйственных органов, райбытуправления к развитию материальной базы и организации бытового обслуживания. Достигнутые объемы бытовых услуг еще не удовлетворяют растущие запросы населения района. В плане социально - экономического развития райбытуправления на 1981 —1985 годы отражены жизненно необходимые вопросы. Заканчивается второй год 11-й пятилетки. За это время должны начать строительство комплекс н о- приемных пунктов в совхозах «Зеркальный», «Большевик», «Ояшинский»,,. «Мошковский», колхозах «Ленинец», «Союз строителей». В течение 1981 —1982 годов должны были произвести реконструк ц и ю комплексно - приемных пунктов совхозы «Галинский», «Белоярский», «Восход», «Барлакский», «Смоленский». Никто, за исключением совхоза «Смоленский», реконструкции не произвел. Необходимо было произвести реконструкцию Ташаринского Дома быта силами лесоперевалочного комбината № 2 в 1981—1982 годах. Однако эта работа не произведена. В настоящее время здесь в помещении на 5 рабочих мест работают 17 человек. Из-за тесноты нельзя установить дополнительное оборудование, не хватает освещения, отсутствует телефон. Исполкому Ташаринского Совета на эти и другие недостатки по бытовому обслуживанию населения следует обратить серьезное внимание и принять необходимые меры. В течение 1981 —1983 годов должны быть открыты комплексноприемные пункты в селах Ел- тышево* Томилово, Кузнецов- ка, Барлак, Орск, Мошнино, Верх-Балта. Прошло более половины срока, но ни в одном из этих сел они не открыты. ' Недопустимо, без отсутствия особо объективных причин, работать сегодня хуже, чем вчера, а в сфере обслуживания это происходит. План по объему реализации бытовых услуг"в 1981 году выполнен на 97,(2 процента, а за 8 ме-. сяцев этого года — только на 90,3 процента. Что мешает райбытуправлению работать ритмично, наращивать темпы и улучшать качество оказываемых услуг населению? Это прежде всего, отсутствие значительного числа квалифицированных кадров. Только по Мошковскому Дому быта для двухсменной работы требуется: в швейный цех 117 человек, фактически работают 17, в обувной необходимо 12, работают 8. Многие работники не имеют специального образования, люди случайные, не пользующиеся авторитетом среди населения. Слабо работают школы передового опыта, а новаторы-передовики среди бытовиков в районе имеются. Практически не проводятся смотры - конкурсы на звание лучшего мастера по профессии. Еще не стало традицией проведение собраний, посвящения юношей и девушек в рабочие, вечеров встреч молодежи с ветеранами труда, наставниками. Допускаются серьезные ошибки в подборе руководителей низовых подразделений, глубоко'не изучаются их деловые и политические качества. Другая причина — высокая текучесть кадров. Только за 1981 год было принято 94 человека, а уволено 99, нынче уволено 58 человек, принято 60. Слаба еще материальная база службы быта: отсутствие помещений, которые бы отвечали современным требованиям, и в них можно было качественно оказывать услуги населению. Такие помещения должны быть не менее 100 квадратных метров полезной площади, хорошо освещаться, с коммунальными удобствами и иметь привлекательный благоустроенный вид. Имеются проекты типовых зданий Домов быта, комплексно - приемных пунктов. К сожалению, ни в одном хозяйстве района нет типового здания для этих целей. Пора, наконец, руководителям совхозов, колхозов, промышле и н ы х пердприятий понять, что нельзя отмахиваться от так называемых «мелочей», и необходимо в ближайшее время предоставить настоящие помещения службе быта. Все это должно осуществляться на договорных началах. Руководству же райбытуправления следует больше проявлять деловитости и оперативности в решении данных вопросов. Также необходимо улучшить организационную структуру по бытовому обслуживанию населения, она во многом не совершенна и примитивна, недостает научного подхода в этом деле. Например, как правило, заказчик вынужден сам доставлять в ателье или в комплексно - приемный пункт на ремонт телевизор, приемник, холодильник и т. д., изыскивать для этого транспорт, за-. частую отпрашиваться с работы. А если это из-за низкого качества ремонта повторится, да еще не раз, то вполне понятно какое это хлопотное дело для заказчика, да если он еще из дальнего села, где нет и комплексно - приемно г о пункта. Необходимо увеличить объем ремонта бытовой техники, телерадиоаппаратуры непосредственно на дому в удобное, для заказчика время. Услуги населению, помимо предприятий бытового обслуживания, оказывают и другие службы. Известно, что особое место среди них занимают транспортные услуги. Здесь имеются ввиду и пассажирские перевозки, исключая автобусы от Западно-Сибирского территориально - транспортного управления, и грузовые. Все совхозы, колхозы и большинство предприятий этот показатель не выполняют. Ежегодно процент освоения составляет не более 70—80 процентов. Но это вовсе не говорит о том, что руководители отказывают рабочим в транспортных услугах. Здесь просто нет учета и должного порядка, не хватает контроля. Часто клиент рассчитывается непосредственно с водителем, да и не только деньгами, а спиртными напитками, что в конечном итоге прйводит к печальным результатам. То же самое можно сказать и о вспашке огородов. Получается на деле так, что жители вывезли топливо, картофель, вспахали огороды, а деньги в кассу внесли далеко не все. Реальные услуги получены, а государственные интересы не учтены. Это происходит опять же по простой причине, что на эти мелочи руководители не обращают внимание. Это плохо, но хуже, когда под разными предлогами отказывают в транспорте людям, особенно если это касается участников войны, инвалидов, ветеранов труда, одиноких женщин. К сожалению, такие факты еще имеют место. Много нареканий высказывается трудящимися на работу бань и на их отсутствие в ряде населенных пунктов района. В настоящее время есть все возможности иметь хорошие общественные бани во всех селах и непростительно, когда на центральных усадьбах совхозов «Восход», «Большевик» и некоторых других бани пришли в негодность. Много недостатков имеется в организации ритуальных услуг, которые выполняются совместно комбинатами коммунальных предприятий и службой быта. Одним из серьезных недостатков является ремонт жилья, как коммунального, так и личного. Много поступает жалоб по этим вопросам в партийные и советские органы. Во-первых, трудно, а порой невозможно приобрести строительные материалы, краски, известь, гвозди; стекло и другое. Работникам торговли следует больше уделять этому вопросу внимания и решать его более кардинально. Условия для реализации этих материалов населению имеются. Во-вторых, остается нерешен ным вопрос — кто будет производить ремонт жилья. В домах жилищно - коммунального хозяйства, ведомственного подчинения ремонт квартир должны осуществлять комбинаты коммунальных предприятий, Мошковский жилищно- эксплуатационный участ о к, жилищно - коммунальные подразделения при совхозах, колхозах, промышленных предприятиях. В большинстве случаев работа эта ведется плохо, нет плановости, люди месяца ми ждут ремонта квартир. Ежегодно в районе возникают перебои с водоснабжением населения. Особенно трудная обстановка складывается в Мошкове, Сокуре/ Ояше и некоторых других населенных пунктах. Необходимо в срочном порядке начальнику участка «Водоканал» А. И. Жи- галенко организовать проверку технического состояния водозаборных сооружений, разобраться с производительностью скважин, расходом воды. Ежедневно населению оказывают услуги работники почтовой и телефонной связи. Здесь также много серьезных недостатков. Коллективу районного узла связи, его руководству предстоит очень многое сделать по улучшению работы почтовой и телефонной связи в районе. В сфере бытового обслуживания большое значение приобретает реклама услуг, которая в нашем районе, к сожалению, не отвечает требованиям дня. Взять хотя бы наглядное оформление комплексноприемных пунктов, Домов быта, которые далеки еще от совершенства. В районе крайне недостаточно проводится вечеров добрых услуг, дней быта, конференций с заказчиками. Безусловно; к этим мероприятиям необходимо тщательно готовиться, но затраты усилий работников быта, времени, средств на эти мероприятия окупятся с лихвой. Одним из важных звеньев в системе бытового обслуживания организация работы диспетчерской службы. Это мост между службами быта и заказчиком и если по нему бу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2