МОШКОВСКАЯ НОВЬ 2 сентября 1982 г., № 105 (4603) С чего начинается... Этот один из последних августовских дней, когда выпускники нынешнего года педагогических ■институтов и училищ, направленные в школы района, пришли на встречу в райком КПСС, выдался ярким, солнечным (хотя время от времени и налетал ветерок, напоминая о близости осени), словно и сама природа старалась, чтобы новичкам у нас пришлось по душе с первого шага на мошковской земле. С добрыми пожеланиями, напутствиями обратились к молодым педагогам второй секретарь райкома КПСС А. Н, Рудас, заведующий отделом пропаганды и агитации Н. С. Лебедев, рассказавший о передовых хозяйствах, крупных промышленных предприятиях района, его людях, чьим самоотверженным трудом выполняются задачи экономического и культурного развития, о больших перспективах, в успешном осуществлении которых должны будут принять участие вместе со всеми и те, кто сегодня только начинает свой трудовой путь. Пойти по этому пути уверенно, принести наибольшую отдачу соразмерно своим знаниям и способностям начинающим педагогам помогут много прекрасных учителей, работающих в коллективах школ района. Об этом, в частности, сказала на встрече заведу- - ющая методическим кабинетом районо А. К. Новицкая. С приветливой улыбкой взглянула она в юные лица: «А от вас, молодых, мы ждем свежих веяний, юного задора в обучении и воспитании подрастающего Поколения». Рядом с опытными педагогами, не один десяток лет отдавшими непростой и благородной профессии, в школах района трудятся и такие, которые не так давно пришли в классы, но уже заслужили уважение коллег, отдавая свои знания и тепло души детям. И опытные, и молодые педагоги с радостью и уважением принимают в свою' учительскую семью новое поколение. Труд учителя немыслим без активного участия его в общественной жизни в самых различных ее проявлениях. И начинающие педагоги могут и должны приложить свои силы в деятельности, например, комсомольских организаций, шефстве над ученическими комсомольскими группами, пионерами. О том, чем живут Комсомолия и пионерия района, по каким направлениям идут они, рассказали на встрече секретарь райкома ВЛКСМ Н. М. Пузынина и методист районного Дома пионеров Л. Н. Скрипко, Словом, на встрече в райкоме КПСС новичкам был дан основной ориентир. А затем они отправились с экскурсией на одно из крупных промышленных предприятий — второй Новосибирский лесоперевалочный комбинат. Как говорится, лучше раз увидеть... И вот автобус, идущий в Ташару, весело бежит по дороге, по сторонам которой то совсем близко подступают кудрявые березци, то" открываются просторные поля. В автобусе ' оживленнее беседы, благо среди сидящей ■здесь молодежи есть и такие, кто вырос в самом Мошкове или одном из сел района и даже давно знают друг - друга или знакомы по училищу, институту. Одни договариваются обменяться нужной в работе методической литературой, другие обсуждают отрывок из подаренной на встрече в райкоме КПСС книги, третьи делятся волнующими воспоминаниями из- студенческих лет.... Но хорошо чувствуется, что невольно, исподволь каждый из этих юных педагогов в последнее время всем своим существом настраивается на главный для себя день в нынешнем году — переступить порог школы, класса уже не .учеником, а учителем, встать за учительским столом перед десятками пар глаз еще незнакомых тебе ■ребят, внимательно и с надеждой внимающих каждому твоему слову... Знакомимся с молодыми учителями. Наталья Белябля: — Я окончила Ростовский педагогический институт. Распределение на работу в Сибирь, далеко от родных мест не расстроило меня: полна желания и сил так преподнести моим подопечным из Станци- онно - Ояшинской школы, куда я направлена, математику — «царицу всех наук», чтобы они полюбили ее, как увлекла нас этой наукой учительница в школе, где я училась. Радостно, что исполняется моя мочта еще школьных лет — стать учителем. Виктор Усов: — Получил диплом педагога черчения, рисования и труда, окончив Новосибирский педагогический институт. Пришел к этой профессии не сразу •— до института работал художником - оформите л е м на промышленных предприятиях. Сейчас полон желания передать свои знания, умения детям, научить их видеть красоту в неброском, казалось бы, неприметном.., ...За разговорами быстро пролетело время, и вот мы на берегу красавицы Оби, где одна из бригад ЛПК-2 направляет лес из воды на мощный кран, которым груз передается дальше, на территорию комбината. На вопросы молодых педагогов отвечает начальник производственного отдела А. В. Козяев. И конечно же, то, что увидели и узнали прибывшие на комбинат, выльется в интересный рассказ на одном из их будущих уроков, «оживит» строки учебника... ...Когда автобус остановился у здания Ташаринской средней школы, приехавшие заметно оживились: во-первых, попали в родную стихию, а во-вторых, не улыбнуться при взгляде на это здание было нельзя: светлое, двухэтажное, с огромными сверкающими на солнце окнами, оно сияло в ожидании неугомонных мальчишек и девчонок, которые через несколько дней с яркими букетами цветов и новенькими портфелями придут сюда. Школе очень «к лицу» наряд, который ей подарили воспитанники: шумящие листвой деревья, разноцветье клумб перед зданием. — Все это — дело рук самих детей, —. по добрым .лучикам в глазах директора школы Г. Р. Обгольца было видно, как он горд за своих питомцев. — А в школьном огороде ребята посадили ягодные кустарники, выращивают различные овощи. Жаль, что пока у нас нет своего овощехранилища, куда мы могли бы засыпать собранные плоды, сдаем их в торгующие организации. Работа на пришкольном участке прививает любовь к труду. Внутри школы тоже чисто, аккуратно выбелено и выкрашено. Немало сил приложили учащиеся и в подготовке школы к новому учебному году. Например, покраска всех панелей, оконных переплетов —• дело рук девятиклассников. Прекрасно оборудованные кабинеты по предметам, просторные спортивный зал с набором необходимого спортинвентаря, актовый зал, совмещенный со столовой, — здесь, действительно, чудесные условия и для учебы, и для успешной работы педагогов. И потому не случайно, конечно, после экскурсии по школе кто-то из молодых учителей задал вопрос, который волновал всех: «А кадров у вас достаточно?». — Достаточно, — понимающе улыбнулся Гарий Рудольфович. — Много прекрасных, опытных педагогов, а каждый третий, пожалуй, — выпускник нашей же школы. И вообще, большое количество наших учащихся поступают в институты. Но, думаю, самые главные слова, в которых большой смысл, мудрость, вынесенная за много лет работы Г. Р. Обгольца в школе, он сказал, когда уже провел своих начинающих коллег по школе, рассказывая об» успехах ее педагогов и учащихся: — Условия у нас хорошие. Конечно, не -все- школы в районе такие. Но это не главное. Гораздо важнее, что принесете вы в стены школы, насколько богатый клад знаний, какой заряд душевных, духовных, нравственных сил, желание работать в полную силу. Вот тогда и в стенах пусть и не слишком новой школы будут расти настоящие юные граждане страны. Мы ведь тоже не всегда имели такое здание (в нынешнем году отметим юбилей — 15 лет). Было время, когда занимались в трех деревянных: отведешь урок в одном — идешь в другое... Среди интересных идей, почерпнутых в этой школе, привлекла и идея создания школьного музея, которым заведует на общественных началах учительница начальных классов Е. П. Владимирова. Шефствует над музеем она не случайно. Елена Петровна родилась и выросла в Та- шаре, давно живет здесь, в школе работает вот уже 28 лет. Бабушка и дедушка, родители Владимировой — коренные жители села. Воспоминания их и других старейших односельчан во многом помогли Елене Петровне вместе с учащимися составить карту истории села, страницы которой — бесценное богатство музея. — Вот кандальный замок, найденный в селе, -4, через Ташару когда-то гнали каторжников, — рассказывает Елена Петровна, и в комнату словно врывается тяжелый звон кандальных цепей. — А это юбка, в которой венчалась еще моя бабушка, - - в руках Владимировой простенький, темненький наряд — не чета пышным шелкам и кружевам нынешних невест. Словом, каждый экспонат музея вызывает интерес, горячие чувства: или дрогнет сердце, или удивишься (например, увидев сапоги, купленные еше в прошлом веке... (за корову!) и обязательно — испытаешь гордость за те разительные перемены в жизни русского человека, происшедшие за годы Советской власти. И потому, конечно же, понимаешь, какое немалое воздействие, яркий след оставляет в учащихся посещение музея. — На экскурсии в музей ребят приводят постоянно, многие материалы, экспонаты учителя берут на уроки, — поясняет Елена Петровна. — И, конечно, сами ученики собирают материалы для музея, оформляют его. За лето, например, часть экспонатов они реставрировали. Отдельные разделы музея посвящены родному району, Ташаре, ЛПК-2 и ' колхозу «Ленинец», землякам — ветеранам войны, старейшим учителям школы и другие. Все это — благодатный материал ■для воспитания, а для начинающих учителей — пример, достойный продолжения, как и другие интересные начинания педагогов этой школы. Г. ДУРЕНКОВА. ОПРАВДЫВАЯ. Д О В Е Р И Е ' Четыре года назад впервые сел за штурвал комбайна молодой механизатор совхоза «Сокурский» Сергей Исаков. Тогда он ненамного отстал в соревновании с опытными комбайнерами. Но с каждым годом росло его мастерство. .Нынче ему доверено руководить звеном с коллективной оплатой труда. Сергей вместе с Александром Раушем свалили 110 гектаров зерновых. Сейчас звено ведет обмолот пшеницы. Его коллектив решил намолотить за уборку не менее, восьми тысяч центнеров зерна. На снимке: С. Исаков, А. Рауш и И. Масолов. Фото С. КАЗАКОВА. ЦИФРЫ И ФАКТЫ В общеобразователь ны х школах обучается 44,3 млн., в ПТУ — 4,1 млн. (в том числе в средних. ПТУ — 2,2- млн.), в средних специальных учебных заведениях — 4,6 млн., в вузах — 5,3 млн. человек, В вечерних и заочных школах страны обучается без от-/ рыва от производства около 5 млн. молодых тружеников народного хозяйства. Каждый четвертый из них ежегодно получает аттестат о среднем образовании. В новой пятилетке перед народным образованием поставлена задача: создать предпосылки для постепенного пе рехода на обучение детей с шести лет в подготовительных классах общеобразовательных школ. Объединенные девизом «Мой труд вливается в труд моей республики» 10 млн. старшеклассников ежегодно участвуют в летней трудовой четверти. Школы •и группы продленного дня посещают свыше 11,3 млн. школьников. Планируется довести в 1985 г. их число до 13,5 — 14 млн. Продолжается введение бесплатного обеспечения учебниками учащихся общеобразовательных школ. С 1 сентября 1981 г. наряду с учащимися 1—5-х классов их получили также учащиеся 6—7-х классов. Достойный вклад На нашем комбинате плечом к плечу с опытными специалистами . трудятся молодые. И многие из них показали себя достойной рабочей сменой старшему поколению. Геннадий Кузьминых освоил профессию рамщика, трудится сейчас в цехе таропиле- ния биржи № 2. Много лет ■отдал нашему предприятию отец Геннадия, Геннадий Михайлович —- ветеран труда, руководя бригадой грузчиков, одной из первых начавшей использовать прогрессивный метод пакетной погрузки. И вот вслед за отцом пришел сын, переняв трудолюбие, ответственное отношение к делу, что и помогает молодому труженику постоянно идти в передовиках. Олег Ракишев в прошлом году окончил курсы рамщиков, и уже сейчас среди лучших мы называем и его имя. Тщательный уход за механизмом, который обслуживает Олег, один из основных залогов его трудовых успехов. Добрым. словом отзываются в цехе черновых мебельных заготовок о Галине Сондарь. Она не останавливается на достигнутом, намерена учиться дальше и в будущем стать мастером. Немало добрых дел на счету станочника цеха шпалопи- ления Владимира Шевчугова и других молодых тружеников. Все свои трудовые победы они посвящают славному 60-летию СССР и полны решимости сделать все возможное, чтобы Енести весомый вклад в реализацию Продовольст венной программы СССР, окрыленные уверенностью, прозвучавшей в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на майском .(1982 г.) Пленуме ЦК КПСС: «...у нас нет и не может быть сомнения, что и этот рубеж в строительстве коммунизма будет успешно взят!». Т. ВЯЗОВА, ' секретарь комсомольской организации второго Новосибирского лесоперевалочного комбината.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2