Мошковская новь, 1982 №102

2 М ОШ К О ВСК АЯ н о в ь 26 августа 1982 г., № 102 (4600) П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я САМОО ТВ Е РЖЕ ННОСТЬ Инженеры человеческих душ Через несколько дней прозвенит первый в новом учебном году звонок, и притихшие за лето школьные коридоры и классы наполнятся звонкими детскими голосами. Многое сделано для того, чтобы дети хорошо чувствовали себя здесь. Все школы отремонтированы, пополнены учебнонаглядными пособиями. Тщательно готовились к новому учебному году учителя. Многие из них прошли курсы переподготовки в институте усовершенствования, многие во время своего отпуска совершили увлекательные путешешествия по стране, чтобы в новом учебном году рассказать об этом детям, . а другие, наоборот, в течение лета, жертвуя своим отдыхом, работали с ними, организуя их труд и отдых. Широка и многогранна работа учителя. Ему доверено самое дорогое сокровище — молодое поколение. Доверено его обучение и воспитание, подготовка к -практической жизни, к активному участию в построении коммунистического общества. Редко встретишь человека, который бы ни вспомнил с любовью и уважением своих учителей. Облику советского учителя характерны высокая идейность, преданность делу Коммунистической партии, Своему народу. Учитель' активно участвует в общественной жизни. Он — агитатор, пропагандист, первый советчик. В нашем районе работают 30 учителей — отличники народного просвещения, 3. Ф. Митина — «Заслуженный учитель школ РСФСР», 37 педаСтарший учитель На снимке: В. В. Головина, учительница начальных классов Радужской восьмилетней школы, старший учитель. 26 лет отдала Валентина Васильевна работе в этой школе, и ежегодно ее класс показывает полную ■ успеваемость при высоком ^качестве. гогов награждены орденами и медалями, 17 — знаком «Победитель социалистического соревнования», девять—-грамотами Министерства просвещения РСФСР и СССР, семи учителям присвоено звание «Старший учитель». В новом учебном году в педагогический коллектив района прибыли 02 молодых специалиста. Это выпускники Новосибирского пединститута, педагогических училищ. Профессия учителя особенная. Каменщик имеет дело с кирпичом и раствором. Столяр — с деревом. Токарь — со сталью, чугуном, бронзой. А мы, учителя, имеем дело с самым тонким, капризным, текучим и подвижным материалом — с живым сознанием ребенка. С какой осторожностью надо воздействовать на него! Его свойства не записаны в таблицах и справочниках, поведение ребенка не вычислишь на логарифмической линейке. Характер, взгляды, способности — все это сливается в удивительно сложный сплав и все развивается. И педагог должен очень умело направить это развитие в нужном направлении. Воспитывать в детях страсть к познанию, прививать интерес к определенной полезной работе. Хороший преподаватель пения умеет поставить голос ученика, но еще важнее нам, учителям, уметь «поставить» сердце ребенка, чтобы оно не оставалось равнодушным и безразличным к чужому страданию, чтобы не устало стремиться к добру, чтобы, даже старея, не утратило юных» порывов. Чтобы наши ученики, расставаясь со школой, нес^и в жизнь не только ум, вооруженный знаниями, не только умелые руки, но и чуткое человеческое сердце, не прощающее подлости, угодничества, наполненное горячей любовью к людям, к Родине. Чтобы на практике осуществить это, сам учитель должен быть хорошо воспитанным и широко образованным человеком. Учитель сам должен систематически изо дня в день пополнять свои знания. Мастерство учителя приходит в результате упорной и творческой работы, систематического повышения идейного уровня и педагогической квалификации. Как бы хорошо ни была поставлена переподготовка в специальных учебных заведениях, она не принесет больших успехов, если не будет систематически налажена учеба учителей внутри школы в самом учительском коллективе. Учитель — центральная фигура учебно - воспитательного процесса в школе. Он всегда должен помнить, что при. любых обстоятельствах на каждом уроке, внеклассном и внешкольном мероприятии, при групповой и индивидуальной встрече с учениками он выступает воспитателем, воздействуя на своих воспитанников и личным примером, и словом, и тем материалом, который изучается. Никакой учебник не может заменить его живого слова. Душевное, умное слово учителя будит творческую мысль ученика, воодушевляет на работу. Существует мнение, что главной задачей для достижеК НАЧАЛУ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА ния успеха в работе учителя является хорошая подготовка к уроку и умелое изложение материала на уроке. И то, и другое очень важно и необходимо в деятельности учителя. Однако изложить материал без ошибок фактического характера может каждый образованный человек. Гораздо труднее увлечь учащихся активно работать на уроке, поддерживать их работоспособность и внимание, оказывать на них такое влияние, чтобы они и дома выполняли каждое учебное задание с большим желанием. Именно в этом главная задача .учителя, И тот, кто успешно справляется с этим заданием, является мастером своего дела. В районе немало таких замечательных мастеров. Это директор Сокурской средней школы, отличник просвещения СССР и РСФСР Г. А. Родина, «Заслуженный учитель школ РСФСР» этой же школы 3. Ф. Митина, завуч Октябрьской средней школы, отличник народного просвещения Г. В. Молчанова, учителя начальных классов Мошковской средней школы Е. А. Демиденко, Новомош- ковской — В. Е. Паничева, Ташаринской — О. Т. Чепур- нова, учительница химии Станционно-Ояшинской средней школы, отличник народного просвещения Н. Г. Зыкова, старший учитель Радужской восьмитней школы В. В. Головина и многие другие. - А. НОВИЦКАЯ, заведующая методическим кабинетом районного отдела народного образования. В начальных классах На снимке: Л. П. Хавина, учительница начальных классов Смоленской средней школы. Лидия Петровна работает в этой школе с момента ее основания —14 лет. Общий стаж педагогической работы 32 года. Это трудолюбивый, добросовестный, скромный педагог. В ее классе' нет неуспевающих, а на «4» и «5» учится половина ее учеников. Уже давно Екатерина Александровна учит детей своих первых учеников, среди которых инженеры и механизаторы, учителя и врачи. И работает все так же увлеченно, каждый день с внутренним волнением, знакомым подлинному педагогу, переступает порог школы, как и 30 лет назад. Заботливо следит Екатерина Александровна Демиденко за ростом к а ж д о г о ребенка, умело направляет его развитие, формирует душевные качества и черты характера. «Дети — самое дорогое. Работать без души с ними никак нельзя». В этих словах Екатерины Александровны по сути выражено ее педагогическое кредо. Именно душевное отношение к делу, любовь к детям, щедрая, всеобъемлющая, но не всепрощающая, не показная, а истинная, добрая и одновременно строгая —вот что проходит через все ее действия и поступки, через всю многогранную педагогическую деятельность. Строгая любовь учительницы продиктована ее заботой о будущем каждого ребенка, она предостерегает от расслабленности и означает высокую требовательность Екатерины Александровны прежде всего к самой себе, а также внешнюю сдержанность, за которой постоянное внимание к детям, глубокая заинтересованность в их нравственном и физическом здоровье. Присутствуя-на уроках Екатерины Александровны, убеждаешься, как просто и вместе с тем органично она соединяет обучение и воспитание.- Вот первоклассники приступают к письму. Они пишут только одно слово «мама». — Как вы напишите самое дорогое слово? — спрашивает учительница. И после небольшой паузы добавляет: — Вообще все надо писать хорошо... И на перемене, когда, казалось бы, вместе с детьми раслабляется и учительница, она продолжает свой непрерывный труд воспитателя. Дети завтракают в классе за своими столиками. Немного нарушен должный порядок. Екатерина Александровна замечает: Наверно многие из нас оглядываются сейчас на уходящие летние месяцы. И будут рассказывать друзьям в первые школьные дни, и писать в сочинениях на вечную тему: «Как я провел лето». Конечно, не все побывали летом в пионерских лагерях, в лагерях труда и отдыха. Но зато были интересные события во дворе, работа в совхозе и на пришкольном участке. С 20 июня по 20 июля работали в совхозе «Зеркальный», ухаживали за 120 телятами Саша Черетун, Валера Шем- чук. За месяц работы ребята окрепли, загорели, и резуль- ты у них были самыми высокими: валовой привес составил 42 центнера. Работали в совхозе и другие ребята: Таня — Кушать тоже надо уметь, этому надо учиться... С первых дней пребывания детей в школе Екатерина Александровна терпеливо прививает им навыки самостоятельной работы над учебным материалом. В этом убеждают ее уроки. Об этом говорят собранные и разработанные дидактические и раздаточные материалы, включающие индивидуальные карточки - задания по всем темам и годам обучения для каждого учебного предмета, дающие возможность руководить самостоятельной работой учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. На уроки Екатерины Александровны стремятся попасть коллеги. И она охотно приглашает их, щедро делится своим опытом. Придавая большое значение нравственному воспитанию младших школьника з, Екатерина Александровна формирует и развивает личность ребенка, его отношение к Родине, к обществу, к коллективу, к людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Особое внимание уделяет сплочению детского коллектива, воспитывает у детей самостоятельность и инициативу. Требовательность и контроль сочетает с глубоким уважением к личности ребенка. - : В минувшем учебном году Екатерина Александровна за ­ нималась со второклассниками. В классной комнате много цветов, которые дети вырастили вместе с учительницей и сейчас заботливо ухаживают за ними. Добрый след в душе каждого ребенка оставляет Екатерина Александровна Демиденко. Она — пример большой, безупречной жизни, самоотверженной общественнопедагогической деятельности, высоконравственного поведения. Пусть же жизнь и труд этой скромной учительницы станут примером для коллег- учителей, работающих в школах, и будущих, готовящихся посвятить себя этой благородной профессии. Э. ЛЕОНТЬЕВА, директор Мошкове к о й средней школы. Серова, Ольга Щучкина, Света Тюхтева, Андрей Шеянков, Гена Якубенко, Ваня Сорока. Сдали веточного корма по два центнера Леша Власенко, Коля Сатосин. Все ребята нашей школы работали на пришкольном участке. Выращивали огурцы, морковь, помидоры, цветы, пропалывали и поливали грядки и клумбы с цветами Таня Вихрова, Лена Черетун, Ирина Харитонова, Аня Ерофеева, Володя Прилепин, Саша Осколков и другие. Так что лето для всех было интересным, насыщенным, полным своеобразных впечатлений. Таня Шемчук, ученица 6 класса Уч-Бал- тинской восьмилетней школы. Н И К Т О Н Е З А Б Ы Т , Н И Ч Т О Н Е З А Б Ы Т О П Я Т А Я , Т Р У Д О В А Я Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1982 года учреждена медаль «В память 1500-летия Киева». В соответствии с Положением об этой медали, к числу лиц, награждаемых ею, относятся участники обороны г. Киева в период Великой Отечественной войны, награжденные медалью «За оборону Киева», партизаны и подпольщики, сражавшиеся с врагом в Киеве или его окрестностях, лица, принимавшие участие в освобождении города в составе Вооруженных Сил СССР, независимо от места их проН а г р а д ы и щ у т живания в настоящее время. Представление к награждению данной медалью производится исполнительным комитетом Мошковского районного Совета народных депутатов. Основанием для представления этих лиц к награждению являются соответственно — удостовере н и е ■ к медали «За оборону Киева», документ, подтверждающий участие в партизанском движении, в деятельности киевских подпольных организаций, а для участников освобождения Киева — документ, выданный МошКовским районным военным комиссариатом. Основанием для получения справки об участии в освобождении Киева могут быть документы, достоверно подтверждающие службу с 3 по 14 ноября 1943 года в Составе объединения, соединения или отдельной части 1-го Украинского фронта, принимавших участие в Киевской. наступательной операции, г е р о е в Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, их родные и близкие, в честь памяти тех, кто беззаветной храбростью, ценой своей крови ускорил освобождение города-героя Киева, просим оказать помощь райкому КПСС, исполкому районного Совета народных депутатов, военному комиссариату выявить среди ветеранов войны, проживающих в нашем районе, лиц, участвовавших в обороне и освобождении г, Киева. Всех, кто считает себя причастным к защитникам и . освободителям Киева, просим обратиться в районный комиссариат. Вам здесь помогут проверить необходимые документы и выдадут справки для представления к награждению. Мошковский райвоенкомат, j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2