МОШКОВСКАЯ НОВЬ августа 1982 г., № 98 (4596) НАВСТРЕЧУ НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ Каким должен быть урок? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как помочь учителям в усовершенствовании урока? В последние годы резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока. Это вызвано требованиями к школе, вытекающими из решений XXV и XXVI съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, материалов Консти т у ц и и СССР, решений Всесоюзного съезда учителей (1978 г.). Проблема методов обучения привлекает к себе особое внимание педагогической науки и школьной практики. Какие же требования жизни вызывают необходимость совершенствования методов обучения и в каком направлении? Жизнь требует, прежде всего, чтобы учащиеся были подготовлены к труду, участию в общественно - полезном труде, к творческому решению производственных проблем. С этой целью усиливается самостоятельность учащихся при выполнении практических и познавательных заданий, роль которых в дальнейшем будет возрастать. Для формирования у учащихся творческого подхода к решению заданий, приближенных к жизненным, требуется включение в структуру методов обучения творческих заданий, эвристических вопросов, проблемных конструкторских задач. Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания требует применения разнообразных приемов работы с учебником, словарями, научными книгами, таблицами, схемами. Все это свидетельствует о необходимости комплексного использования известных в педагогической науке и практике методов, приемов и средств о б у ч е н и я как традиционных, так и новых. Учитывая важность глубоких, осознанных и прочных знаний, Л.' И. Брежнев подчеркивал необходимость формирования у учащихся умения делать самостоятельные выводы «...важно, чтобы школа не только давала сумму конкретных знаний, но и учила делать самостоятельные выводы на базе этих знаний, прививала молодежи навыки творческого мышления». Значительное место в работе нашей школы занимает привитие интереса к знаниям и предмету, повышение качества знаний. И в этой работе определенное место занимает урок. Наш педколлектив в этом году поставил и р е ш а е т проблему: «Оптимизация учебно - воспитательного процесса и формирование активной жизненной позиции — важнейшие принципы научной организации педагогического труда». Сейчас в этом плане у нас идет теоретическая работа, закрепляемая уже определенным практическим опытом. Поэтому решает эту проблему коллектив через общественноКАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК политическую деятельность, разнообразную юнкоровскую, музейно - краеведческую, во- енно - патриотическую, правоохранительную работы и т. д. Суть оптимизации учебно- воспитательного процесса, если говорить кратко, такова: искать лучшие варианты обучения, отказаться от годами сложившегося типа в подходе к конструированию урока. Выбрать такой вариант уроков, который в данном классе дает оптимальный, наилучший результат. Оптимизация предполагает НОТ педагогов и НОТ учебной деятельности учащихся. НОТ рационализирует их учебу, стимулирует их самообразование и самовоспитание. Оптимизация предлагает экономию времени, сил учителя и учащихся, максимум результата при минимуме затрат. Отсюда и интерес к предмету, к_знаниям. В нашей школе это идет через постановку познавательных проблемных задач, создание интеллектуальных затруднений, использование наглядности, дополнительной литературы учителем и. детьми (подготовка рефератов). Хорошо поставлена эта работа у опытных учителей — мастеров своего дела Г. В. Зиновьевой (химия), М. Т. Чупиной (русский язык и литература), Е. Е. Назаровой (история), В. А. Гумен (немецкий язык), Т. С. Мыльниковой (биология) и многих других. Значительное место в воспитании интереса к предмету в школе отводится внеклассной работе в различных формах: работе консультантов по предметам (институт консультантов), работе кружков предметных (математический, политшкола, КИД, юных автомобилистов, литературно - драматический). Всего 12 кружков занимаются работой по предметам с охватом большинства учащихся школы. Это и факультативные заня- тя по предметам, выпуск предметных газет, предметные недели. Это и общественные смотры знаний по предметам, КВНы и многое другое. В частности, можно остановиться на работе института консультантов, который получил распространение в последние три года. Начало этой работе положила М. Т. Чупина. Возглавляют и направляют его деятельность завучи комитета комсомола, учкома и совета дружины. Консультанты есть в каждом классе, по каждому предмету. Они регулярно собираются на свои заседания. Консультант считается первым помощником учителя, а поэтому имеет право контролировать помогать, исправлять ошибки и даже оценивать знания. Велика роль института консультантов в работе с ребятами, пропустившими занятия. Это дает возможность не отстать по программе. Работа консультантов еженедельно освещается на школьной радиолинейке. Есть хорошие консультанты из ребят: Таня Стародубцева — по химии, Лена Карпова — по истории, Таня Маматюкова — по математике, Лариса Зудилкина — по литературе, истории, Оля Руднева — по физике, химии, истории. Интересно проходит работа политшколы, традиции которой были заложены Е. Е. Назаровой. Политшкола работает в старших классах. Тематика разнообразная: матери а л ы XXVI съезда партии, произведения В. И. Ленина и Л. И. Брежнева, Ленин в искусстве, литературе, кино, проблемы экономики и международного положения. Программа рассчитана на учебный год, а по завершении его слушатели сдают зачет, который становится серьезной проверкой каждого участника. На базе политшколы действует лекторская группа, которая каждый понедельник и четверг выходит на предприятия железной дороги. Это дает большой эффект: ребята учатся свободно говорить и рассуждать, поднимается их авторитет среди взрослой аудитории, которая всегда рада видеть их. А д м и н и с т р а ц и я школы осущест- ляет контроль за внеклассной работой, выносит вопросы на обсуждение педсоветов, малых педсоветов, советов при директоре (в октябре — малый педсовет по внеурочной работе, работе с консультантами, в декабре — совет при директоре — внеурочная работа с детьми, выпуск предметных газет, работа с консультанта- - ми). По оптимизации учебного процесса — нашей проблеме — вопросы ставились на педсоветах, производственных совещаниях, партийных собраниях, на методических совещаниях. Тематика: «Оптимизация учебно- воспитательного процесса», «Оптимизация обуче н и я», «Анализ эффективности современного урока». Эта работа коллектива в целом помогает привлечь ребят к учебе, повы сить их уровень и качество знаний, расширить кругозор. За последние два года качественная успеваемость по школе составляет 39—40 процентов. Снизилось количество ребят со сниженной оценкой по поведению. Не стало таких ребят. в 4—7 классах. Более того, те ребята, которые имели оценку по поведению «неудовлетворительно», были вовлечены во внеклассную работу по предметам, что дало положительный результат. В. МАИ, заместитель директора по учебно - воспитательной работе Сокурской железнодорожной школы. Вниманию руководителей В целях выполнения задания райисполкома по привлечению автотранспорта на уборку урожая, улучшения использования его по назначению распоряжением райисполкома в районе, на период уборочной кампании, вводится пропускная система на грузовые автомобили: бортовые,- самосвалы и тягачи. Пропуска введены с 15 августа 1982 года и выдаются Госавтоинспекцией Мошков- ского РОВД. Эксплуатация автомобилей без пропусков запрещена. Райисполком. ПИСЬМО В Выражаем искреннюю благодарность директору Оя- шинского ремонтно - механического завода Григорию Петровичу Литовченко, председателю завкома профсоюза Тамаре Васильевне Проскуриной, всему коллективу, где работал наш незабвенный сын, муж и отец Михаил Алексеевич Кудашов, за то что разделили с нами горечь тяжелой утраты в связи с его кончиной и в это очень нелегкое для нас время сделали Р Е Д А К Ц ИЮ все, чтобы отдать умершему гражданские почести. Мы искреннее благодарны Валерию Антоновичу Чистякову, который принял непосредственное участие в похоронах, а также всем рабочим, занятым заботами о похоронах. Спасибо вам, добрые люди! Семья Кудашовых. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ. ВТОРНИК, 17. 8 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 8.00 ВРЕМЯ. 8.40 Утренняя гимнастика. 8.55 Дж. Верди — «Травиата». Спектакль. 11.15 «Тайна Занданечи». Телевизионный документ а л ь н ый фильм. 11.30 НОВОСТИ. МОСКВА.. 14.25 НОВОСТИ. 14.45 Человек на земле. Программа телевизионных документальных фильмов. 15.25Фильм — детям. «Анютина дорога». 16.50 Песни советских композиторов исполняет народный артист РСФСР Р. Ибрагимов. 17.15 Жизнь науки. 17.45 На приз клуба «Кожаный мяч». НОВОСИБИРСК. 18.30 Новости. МОСКВА. 18.45 Сегодня в мире. 19.00 Знаменосцы труд ов о й славы. 19.20 Песни П. Аедоницкого. Фильм-концерт. 20.00 Премьера телевизионного документального фильма «О. В. Чем грозит миру химическое оружие». 21.00 ВРЕМЯ. 21.35 Встреча с писателем Д. -Граниным в Концертной студии Останкино. 23.05—23.20 Сегодня в мире. ВТОРАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 12.00 Фильм — детям. «РЯДОМ С КОМИССАРОМ». 13.05 Французский язык. 13.35 БУДИЛЬНИК. 14.05 Знаешь ли ты закон? 15.00 Концерт камерного лора . г. Ростова-на-Дону. 15.20 А. Твардовский — «ПОЭМЫ». 15.50 НОВОСТИ. 16.00—18.15 Перерыв. МОСКВА. 18.15 НОВОСТИ. 18.30 Выступление ансамбля песни и танца «Дусти» Таджикской ССР. 19.00 Служу Советскому Союзу! 20.00 Спокойной ночи, малыши! «Приключения -Фика». 20.15 Концерт м астеров искусств и художественных коллективов Кабардино-Балкарской АССР. 21.00 ВРЕМЯ. 21.35 «ИСТРЕБИТЕЛИ». Художественный фильм. 23.10 «Сельское хозяйство». Киножурнал. 23.30 Концерт художественной самодеятельности нефтяников г. Нижневартовска. 0.00—0.45 Чемпионат СССР по футболу. «Динамо». (Москва) — «Шахтер». 2-й тайм. i СРЕДА, 18. 8 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 8.00 ВРЕМЯ. 8.40 Утренняя гимнастика. 8.55 «Осьминожки», «Гордый кораблик». Мультилликаци о но ные фильмы, 1 9.25 Клуб кинопутешествий. 10.25 «Знакомые ме л о дии» . КоЯцерт. 11.10 «Доброе утро, люди». Документальный фильм. 11.30 НОВОСТИ. 11.3§—14.15 Перерыв. МОСКВА. 14.15 НОВОСТИ. 14.35 «По Вьетнаму». Кинопрограмма. 15.05 Русская речь. 15.35 Объектив. 16.05 Мой труд вливается в труд моей республики. Репортаж из Целинограда о слете трудовых объединений старшеклассников. 16.50 Концерт заслуженного ансамбля народного танца Украинской ССР «Ятрань». 17.30 «Илья Муромец», «Сказка о пастухе и прекрасной принцессе», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Мультипликационный фильмы. 18.00 Гиганты лесохимии на^В Ангаре. Передача 1-я. Братский '^^ лесопромышленный комплекс. НОВОСИБИРСК. 18.30 Новости. МОСКВА. 18.45 Сегодня в мире. 19.00 Жизнь науки. О прогрессивной технологии добычи угля. 19.30 Народные мелодии. 19.50 Премьера телевизионного многосерийного художественно го фильма «НЕЖНОСТЬ К РЕВУЩЕМУ ЗВЕРЮ». По одноименному роману А. Бахвалова. 1-я серия. 21.00 ВРЕМЯ. 21.35 Чемпионат мира по баскетболу. 22.35 Информационный выпуск «Сегодня в мире». НОВОСИБИРСК. 22.50 На медицинские темы. Профилактика сельскохозяйственного травматизма. 23.05—23.40 Концерт для тружеников . Маслянинского района.. ВТОРАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 12.00 Фильм — детям. «МИШКА—АРТИСТ», 13.05 Для вас, родители! 13.35 Мамина школа. 14.05 Немецкий язык. 14.35 «НОВАЯ СКАЗКА». Мультипликационный фильм. 14.50 Театр одного актера. В. Яхонтов. 15.50 НОВОСТИ. МОСКВА. 18.15 НОВОСТИ. 18.30 «Пионерия». Киножурнал. 18.40 Спорт за неделю. 19.10 Документальный акраи. Киноприложение. 20.00 Спокойной ночи, малыши! «Малеиьские огородники». 20.15 Премьера документального фильма «ОДЕРЖИМОСТЬ». 20.35 В. Моцарт. Трио № 7 для фортепьяно, кларнета и альта. 21.00 ВРЕМЯ. 21.35—23.05 «ПРОЦЕСС». Художественный фильм. О Б Ъ Я В Л Е Н И Я Болотнинское педагогическое училище Новосибирской области объявляет дополнительный прием учащихся на 1982—83 учебный год на отделение начальных классов и отделение труда и черчения. Отделение начальных классов на базе 8 классов готовит учиг телей начальных классов и старших пионерских вожатых, учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня; на базе 10 классов — учителей начальных классов. Отделение труда и черчения готовит учителей технического труда и . черчения 4—8 классов общеобразовательной школы. Срок обучения на базе '8-лет- ней школы — 3 года 10 меся- цов, на базе средней школы — 1 год 10 месяцев. Дополнительный набор учащихся объявляется до 25 августа 1982 года. К заявлению прилагаются: документ об образовании, медицинская справка по форме № 286, 4 фотокарточки 3X4 см, выписка из трудовой книжки, заверенная начальником отдела кадров или руководителем предприятия, учреждения, организации (представляется имеющими стаж работы) . Адрес педучилища: 633350, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Промышленная, 1. Мошковская детская музыкальная школа продолжает набор учащихся на 1982—1983 учебный год по классу баяна, аккордеона и фортепиано. Запись и прослушивание учащихся производится ежедневно с 9 до 13 часов в помещении детской музыкальной школы. НАШ АДРЕС: 633140, р. п. Мошково, улица Пионерская, 2. ТЕЛЕФОНЫ: Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни — 92-177, ответственного секретаря, бухгалтерии — 92-574, ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства — 92-298, писем и массовой работы — 92 440 местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362. Индекс 50903 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Печать высокая. Тираж 4019. Заказ 1706 Объем 1 печатный лист.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2