- ------- 26 июня 1982 г., № 76(4574) МОШКОВСКАЯ НОВЬ ЭКОНОМИКЕ — БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО ЕДИНОМУ НАРЯДУ В КОЛХОЗЕ «ЛЕНИНЕЦ» бригадами, и организацией труда на уборке занимался бригадир комплексной бригады. Кроме уборки зерновых, в бригаде велись работы по заготовке грубых кормов, уборке силосных культур, соломы и вспашке зяби, а также мероприятия по’ подготовке ско- топомещений и переводу скота на зимнее стойловое содержание. Водители автомашин для перевозки зерна выделялись ежедневно, часто без учета потребностей уборки. Кстати, в наших условиях вообще трудно подсчитать оптимальную потребность в транспорте в связи с разной урожайностью полей и различным расстоянием перевозок.. Да и качество техники неодинаково даже в течении дня, из-за поломок и ремонта. Мелкий ремонт комбайнер (шофер) производит сам с помощью имеющихся запасных частей, для более крупного ремонта приезжал в бригадную мастерскую. В случае поломки и остановки одного или нескольких комбайнов автомашины простаивали или переводились на другую работу, что влекло к простоям комбайнов в случае их быстрого восстановления. В 1977 году, после опубликования постановления ЦК КПСС «Об опыте работы Ипа- товской районной партийной организации Ставропольского края», в колхозе был создан уборочно - транспортный %отряд по уборке зерновых культур. Руководство отрядом было поручено главному агроному и главному экономисту хозяйства. Все комбайны были объединены, им было придано необходимое количество автомашин, а также пункт технического обслуживания. В задачи отряда входило: подготовка полей, проведение комплекса работ по окашиванию, обмолоту и транспортировке зерна, а также организация мелкого ремонта и технического обслуживания. Работы’ послеуборочн ы е (скирдовка соломы, вспашка зяби), а также дальнейшая подработка зерна в обязанности отряда не входили. Первые же дни труда показали и преимущества нового метода, и наши просчеты. Преимущество состояло в том, что даже простейшее объединение техники позволило улучшить вопросы организации труда, соревнования, технического обслуживания, общественного питания. Более рационально стал использоваться транспорт. Нашим просчетом явилось то, что работ,а на одном поле двадцатью комбайнами породила безответственное отношение к качеству, бесконтрольность. Кроме того, при наличии мелких полей возникла необходимость частых перегонов. И, наконец, возникло та: кое отношение к работе/когда каждый комбайнер стремился обмолотить лучший участок ноля, оставляя худший товарищу или на «потом». Особенно слабым местом у нас был обмолот крайних «двойных» валков. Как правило, комбайнеры обмолачивали двойной валок после уборки поля, что влекло за собой потери зерна на этом участке до 50 процентов. Кроме того, работа двадцатью комбайнами сразу создавала «затор» зер на в одной бригаде и невозможность вести послеуборочные работы в других. Поэтому всю технику, комбайны и автомобили, мы разделили на два звена, закрепив за ними по два Слесаря со сварочными агрегатами. Эта организация труда оказалась более удачной и сохраняется у нас до сих пар. Уже в первый гад механизаторы на практике убедились в преимуществах групповой организации труда: колхоз в числе первых в районе завершил уборку зерновых, полностью выполнил план скир- довки соломы и вспашки зяби. XXVI съезд КПСС поставил перед тружениками сельского хозяйства задачу дальнейшего увеличения производства и заготовок всех продуктов сельского хозяйства, повышения их качества. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О комплексном .развитии сельского хозяйства в районах Сибири, Дальнего Востока и в Курганской области» предусмотрено увеличить в ближайшие годы урожайность зерновых культур в районах Сибири, Дальнего Востока на 6—7 центнеров с гектара. В нашем колхозе «Ленинец» за годы десятой пятилетки получен средний урожай зерновых 14,3 центнера с гектара. Но нам необходимо довести этот показатель до 18—20 центнеров. Хозяйство пока не обеспечивает собственные потребности в фу- • ражном зерне. Большие потери урожая допускаются на заключительном этапе технологического процесса — уборке и транспортировке зерна. Почему же все это происходит и каковы, на мой взгляд, основные пути реакого повышения рентабельности полеводства в нашем хозяйстве? Колхоз «Ленинец», как известно, расположен в Центрально - Восточной зоне области на правом берегу Оби. Всего имеет земель 14 751 гектар, в том числе сельскохозяйственных угодий 9020, из них пашни — 5372 гектара. Основной тип почв — луговые и серые лесные почвы, а по механическому составу — средние суглинки. В колхозе имеется 55 тракторов всех .марок, 20 зерновых и 10 силосоуборочных комбайнов. Однако, несмотря на эту солидную энерговооруженность, в отдельные годы уборка зерновых культур затягивается, проходит низкими темпами, зерно осыпается, полегает, что затрудняет косовицу и обмолот валков. При большом разрыве между косовицей и обмолотом (а это обычно случается в дождливую погоду) валки прибивает к земле, зерно прорастает, полностью не вымолачивается, теряет качество, а также затрудняет работу комбайнов. Анализ уборки урожая по колхозу и в целом по району показывает, что уборка урожая, как правило, затягивается на 7—8 недель. Ее завершение приходится на конец сентября и начало октября, а в Западной Сибири этот период в большинстве случаев сопровождается затяжными дождями. При наилучшей организации труда механизаторы нашего хозяйства способны убирать за неделю свыше 30 процентов уборочной площади.‘А это говорит о том, что мы уже сейчас можем заканчивать уборочные работы за 20 дней. Учитывая, что массовое созревание хлебов приходится на третью декаду августа, можно завершить уборку к 10— 15 сентября. Как же добиться этой наилучшей организации труда при уборке? До 1976 года в колхозе была обычная форма организации труда комбайнеров и водителей — индивидуальная сдельщина. Все 'комбайны были закреплены за ЗВЕНЬЕВАЯ СИСТЕМА В Ы Г О Д Н А В С ЕМ Дополнительным показом преимущества группового метода явилась организация уборки зерновых культур в 1978 году прежним способом. Зерновые были обмолочены с помощью комбайнеров других хозяйств, с большим опозданием и потерями. В 1979 году был вновь создан уборочно - транспортный отряд. В этом же году мы сделали попытку создать звено с коллективной оплатой труда, для чего правели среди комбайнеров большую разъяс- нитёльную работу. Однако комбайны тогда были отремонтированы несвоевременно. Когда, наконец, вышли в поле (в конце августа), то получилось, что один из членов предполагаемого звена сделал уже около 15 нормосмен, полностью испытал комбайн, а другие комбайнеры только выходили из ремонта. Этот горький опыт натолкнул на мысль об организации зимнего ремонта комбайнов. И уже в следующем, 1980 году, большинство машин было отремонтировано к началу уборки. университет сельскоВ 1980 году были созданы .звенья уборочно - транспортного отряда с коллективной оплатой труда по рекомендации управления сельского хозяйства Новосибирского облисполкома. Рекомендацией было предусмотрено создание звеньев из 3—5 машин с обязательным сочетанием опытных механизаторов и комбайнеров с небольшим стажем работы. В целях усиления материальной заинтересованности было рекомендовано повышение сдельных расценок на 30—50 процентов. Водителям автомобилей предусматривалась оплата труда в размере до 80 процентов среднего заработка комбайнеров. Во главе звена назначался звеньевой из опытных механизаторов. Это — более высокая форма организации труда, но при этом пришлось преодолеть психологический барьер как механизаторам, так и некоторым администраторам. Ведь механизаторы имеют разную квалификацию, у них различное отношение к работе, разное техническое состояние комбайнов. А некоторые администраторы теперь уже не могли без согласия звеньевого перемещать комбайны или автомобили как из звена, так и в звено. В первый год было создано три звена с коллективной оплатой. Норма выработки была установлена путем суммирования норм выработки членов звена. Расценки были повышены на 50 процентов. Звеньевому за руководство звеном доплачивалось 15 процентов среднего заработка, водителям автомобилей полагалось 80 процентов от среднего заработка комбайнера без учета надбавок за классность. Опишу работу одного звена. Оно состоит из четырех комбайнов. Звеньевой А. П. Саврасов — опытный механизатор. За звеном закреплены три автомашины. В процессе работы звену был добавлен трактор МТЗ-50, Шел обмолот зерновых из валков. Члены звена до смены коллективно осматривали и регулировали все комбайны, что улучшило их работу в течении дня. В случае поломки один из членов звена при необходимости помогал товарищу устранить поломку или дефект, что в ремонте сокращало время простоя комбайна и увеличивало рабочее. Водитель автомобиля, будучи материально зависим * от работы комбайнера, не только оказывал непосредственную помощь в организации ремонта, но, в случае необходимости, доставлял узлы и запчасти в мастерскую и обратно. Комбайн СК-5, имея более широкий подборщик по сравнению с комбайном СКД-5, начинал подбор и обмолот крайнего двойного валка до прибытия остальных членов звена, исключая потери при его подборе и обмолоте. В целях сокращения простоя под загрузкой автомобилей, что в последующем приводит к простою комбайна в ожидании их, комбайнеры за гружали грузовики, не дожидаясь всего наполнения бункера. Впервые была применена выгрузка зерна из комбайна на ходу. Кроме того, более организованно начинался и заканчивался рабочий день, лучше использовалось рабочее время, упростился учет выполненных работ, прекратились взаимные нарекания комбайнеров из-за выгрузки неполного бункера и так далее. Более оперативно решались вопросы организации социалистического соревнования, так как количество объектов соревнования сокращалось в 3—4 раза. И, наконец, члены звена организованно провели ремонт всех комбайнов в зимний период, что повысило организацию труда на ремонте и качество ремонта. По средней выработке на комбайн данное звено из четырех машин заняло второе место по колхозу, намолотив 45 процентов всего зерна и уступив первенство по выработке лишь опытному комбайнеру, работающему самостоятельно, неоднократному победителю соревнования среди комбайнеров колхоза. По итогам соревнования среди комбайнеров района звено в период уборки неоднократно заносилось на районную Доску Почета, опыт работы звена освещался районной газетой и был одобрен райкомом КПСС в обращении ко всем 'механизаторам района накануне жатвы 1981 года. В 1980 году колхоз завершил уборку зерновых к 23 сентября и оказал помощь в уборке урожая хозяйствам Мошковского и Куйбышевского районов. Примечательно, что все 10 комбайнеров, прибывших на работу в_совхоз '«Большевик» Мошковского района, объединились в одно звено и показали образец высокой организации труда. В 1981 году 14 комбайнеров из 18 работали звеньями с коллективной оплатой труда. Итак, из всего ©казанного можно сделать следующие выводы: организация работы уборочно - транспортными отрядами и комплексами, особенно звеньями с коллективной оплатой — современная и перспективная форма организации труда. Улучшается его организация и оплата, повышаются темпы уборки, упрощается учет. Легче решаются вопросы организации соревнования, питания, быта, доставки на работу и с работы, лучше используется автотранспорт на перевозке зерна, что ведет к уменьшению его численности. Организованнее проводится ремонт техники и, следовательно, более успешно 7проходит вся уборочная кампания. Звеньевая система является хорошей школой наставничества для молодых механизаторов, помогает быстрому освоению ими сложной техники, а, знацит, и повышению их выработки и заработной платы, что способствует закреплению кадров. Хотя объем заработной платы на уборке зерновых звеньями возрастает, этот рост не ведет к увеличению себестоимости продукции и перерасходу заработной платы, так как быстрые темпы и высокое качество работ ведут к повышению урожайности и валового сбора зерна, а, значит, к снижению затрат на единицу продукции. Более высокие темпы уборки зерновых культур способствуют быстрейшему высвобождению техники и людей fta другие работы: уборка соломы, вспашка зяби, вывоз кормов к местам зимовки скота и так далее. Есть, в связи со всем вышесказанным, и некоторые предложения. Так, организацию труда звеньями и отрядами следует ввести, по-моему, на все важнейшие сельскохозяйственные кампании (весенний сев, заготовка кормов, уборка урожая, вспашка зяби и так далее). В целях повышения производительности труда на уборке зерновых, сокращения простоя техники, улучшения ор- данизации отдыха механизаторов следует укомплектовывать звенья дополнительно механизаторами по 1— 2 комбайнера на звено и в перспективе на каждый комбайн закреплять по два комбайнера. В связи с разницей в урожайности полей и различными расстояниями перевозок, когда невозможно на всю уборку определить оптимальное количество транспорта на отвозке зерна, потребности в нем следует определять из расчета дневной (часовой) нормы выработки звена с учетом некоторого перевыполнения нормы, среднего расстояния перевозки и средней урожайности. В. КИЗРЯКОВ, главный экономист колхоза «Ленинец». Рязань. Коллектив производственного объедине н и я «Рязселцмаш», встав на трудовую вахту в честь 60-летия СССР, обязался собрать к юбилею 25 картофелеуборочных комбайнов сверх плана. В счет обязательств уже собрано тринадцать комбайнов. Продукция объединен и я «Рязсельмаш» поступает в хозяйства Нечерноземной и Черноземной зон России, в Белоруссию, на Украину и в другие союзные республики. На . снимке: картофелеуборочные комбайны ККУ-2а" готовые к отправке земледельцам. (Фотохроника ТАСС).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2