.1 У К Л У Б К Н «Своеобразие поэзии Л. Ол- зоевой читатель обнаружит во всей осязаемой конкретности и лирической теплоте, прочитав этот сборник». С такими словами Евгения Винокурова из его предисловия к сборнику поэтессы Людмилы Олзоевой «Полумесяц Байкала» нельзя не согласиться — стихи сборника действительно своеобразны, действительно неповторимы. Начать хотя бы с тематики: поэтесса пишет о родной Бурятии, о„ее тайге, о ее голубом сердце — Байкале, о ее людях, природе, ее прошлом, настоящем, будущем. Однако и о Бурятии уже писали не раз — дело тут не только в тематике. Людмила Олзоева пытается через поэтическое восприятие своего родного края философски осмыслить весь мир. Правда, скажем откровенно, она не всегда с этим справляется: иные философско - поэтические раздумья грешат усложненной неясностью определений, туманностью метафор и образов; такие места в ее стихах читаешь с трудом, с напряжением, ищешь глубины, которой подчас и нет. Однако к счастью, подобных огрехов в сборнике немного; большая его часть — это добротные, лиричные, иногда пронзительно точные стихи о родном крае, Сибири. А на карте земли голубой полумесяц Байкала — . Как ломоть синевы, как с небес прозвеневший напев. Словно в эту расщелину и г о л ю в о в небо по каплям стекало И застыло, сверкая, навеки к земле прикипев. «Мастерица доброты своей» бурятская бабушка Бурда, пережившая лихую годину войны, труженица - крестьянка Мария; рыбацкое селение Мак- симиха; рождение козлят в деревенском хлеву; сибирские нагорья («родные сопки высятся сурово, и перед ними я держу ответ») — таковы объекты поэтических зарисовок Людмилы Олзоевой. И, шелестя, зеленый луч надежды Пробьется сквозь листвы тяжелый слой, И, выплывая, не такой, как прежде, Нагрянет день, как облако, большой. ■В этом «большом» дне непросто, парой тревожно, порой радостно, а порой и печально живет лиринеская героиня Л. Олзоевой —наша современница, обостренно чувствующая «дыханье века на виске». ПОЛУМЕСЯЦ БАЙКАЛА Припадают к остывшей земле Золотые ладони листвы. И склоняясь, усышишь и ты: Бьется сердце природы во мгле. Да, природа — вековечная мать, кормилица, но и не менее вековечная тайна, природа, как бы мириадами тончайших нитей переплетенная с человеком, пронизывающая его, живущая в нем, снова и снова вызывает глубокие лирические раздумья поэтессы. Есть тайнопись великая в природе. Но отчего не радость, а тоска К йей приобщает — и меня находит Склоненной ветки добрая рука. Мне кажется, что я не изменилась, А между тем, ведь десять лет прошло. Как будто я над родником склонилась, А прошлое на дно его ушло. Иногда эта героиня предстает перед нами и в непростой ситуации преодоления себя: На черном хлебе проживу, И в черном теле прохожу, И с черным горем сговорюсь, Сама с собою поборюсь. И все же очевидно, что героиня Л. Олзоевой — человек прежде всего добрый, чуткий, сопричастный всему живому, стремящийся остаться гуманным в любых жизненных обстоятельствах. Любопытно в этой связи стихотворение, где лирическая героиня, заметив в себе в какой-то момент «жестокость, ступившую с краю», стремится тут же вырвать ее с корнем, как вырывают злой сорняк — осот. С корнем вырву колючий осот. Хрящеватые длинные листья, Полый стебель, где выкачан сок, Белый корень его неказистый. Вообще,- говоря о стихах Людмилы Олзоевой, хочется еще раз вспомнить старую истину, старое правило всякого искусства; чем проще —тем лучше. Когда, пристально вглядываясь в окружающий мир, чутко прислушиваясь к его голосам, глубоко вдумываясь в его сокровенную суть, поэтесса находит простые, идущие от сердца слова, когда она ничего намеренно не усложняет, словом — «не мудрствует лукаво» — тогда ей неизменно сопутствует успех. «И вечер| тот закончился счастливо: был быстрый ужин, легкий сон детей»; «Весть подавая, бабочка летит, как порванная на клочки записка»; «А мать на огороде бьется, колдуя жадно над землей — и словно под рукой смеется лопата, разрыхляя слой»; «А в сердце — правда стужи. И мороз молчанью учит, не гром- коголосью»— список подобных удачных выдержек можно было бы продолжить еще и еще. Он свидетельствует о несомненной даровитости, о профессиональной серьезности Л. Олзоевой. Сборник «Полумесяц Байкала» — вторая книжка поэтессы (первая — «Серебряная гроза» — вышла в Бурятском книжном издательстве в 1978 году). Разумеется, ее поэзия не закончена в своем развитии и совершенствовании, в своем движении; маршрут этого движения несомненно правилен, и мы вправе ждать от Л. Олзоевой новых художественных свершений, новых интересных стихов. Тем более, что она сама страстно жаждет этого: Во славу песни и во славу слез Приди ко мне неистребимый голос, Сухой и легкий в горле, словно колос, Где зерна ветер по земле разнес. Б. ЖИГАНОВ. Интересно и с большой пользой для ребят прошел смотр - конкурс в школах района «Книге — дол г у ю жизнь», организованный работниками районо, Дома пионеров и детского отдела центральной районной библиотеки. В Мошковской средней школе, библиотека которой заняла первое место в конкурсе, он начался с того, что на видном месте были вывешены красочные объявления о начале и условиях смотра. Одним из этих условий бы- •ла организация кружков «Друзья книги», уголка «Книжкина больница». В библиотеке Мошковской средней такая «больница» работает постоянно, оформлен стенд «Книжкины жалобы или чего книга желала бы». Кроме этого книги чинят и на уроках труда в классах. Первоклассникам помогают «лечить» книжки дома родители. С начала нынешнего учебного года приведено в порядок более 500 книг. Во всех классах оформлены уголки чтения, где находятся библиотечки, рекомендательные списки по внеклассному чтению. В каждом классе выбраны ответственные за состояние учебных принадлежностей (посты бережливых, санитары, библиотекари, командиры звездочек). Самое бережное отношение к книге показали ученики 2 «а», 3 «а», 7 «а» классов. Здесь проводятся еженедельные смотры учебников, беседы с ребятами, как, например, «Книга — твой лучший друг», «Как делают книги», «Береги книгу», с родителями. Организовывали выставки учебников аккуратных и неряшливых «хозяев». Рейды по сохранности учебников проводились раз в месяц. Итоги их объявлялись на общешкольной линейке, использовались в беседах, которые составляли заведующая школьной библиотекой Т. А. Яковлева, классные руководители Т. Т. Наумчик, Т. Л. Белова, М. И. Ганева, Н. П. Комашко, активисты библиотеки Н. Бокк, Н. Козликина. Подготовлен и проведен утренник «Живи, книга!» учениками 2 «б» класса (классный руководитель Л. Н. Рудь). Вопрос значения книги для развития и воспитания ребенка обсуждался на общешкольном родительском собрании. Во время весенних каникул ВЕННЫЙ прошла неделя детской и юношеской книги. План недели был составлен заранее, с ним ознакомили учеников. Открылась неделя утренником, посвященным 100-летию со дня рождения известного, любимого всей детворой писателя К. И. Чуковского. В один из дней недели ребята посмотрели фильм «РВС». Перед началам его о славной жизни и творчестве писателя А. Гайдара рассказала учительница Н. М. Дынер. После просмотра дети высказали свои мысли о фильме. Праздник книги и музыки, организованный работниками районной библиотеки, стал для детей радостной встречей с их добрыми друзьями — книгой и музыкой. В заключение недели детской и юношеской книги прошел карнавал литературных героев, подготовленный пятиклассниками (классный руководитель Т. Т. Наумчик). Итоги смотра-конкурса были объявлены на общешкольной линейке. Самыми чистыми оказались учебники у учеников 2 «а» класса (классный руководитель Е. А. Демиденко, ответственный С. Громов), 3 «а» класса (Л. Г. Борисова, Н. Куликова, О. Слабодян), 7 «а» класса (Г. П. Абакумова, Т. Лукьяненко). Больше всего мероприятий, посвященных книге, провели ученики 2 «а». Они заслужили благодарность и получили подарок для классной библиотеки. Хорошими книгами были награждены за активное участие в утренниках, беседах ученица 6 «б» класса Н. Бокк и ученица 8 класса Н. Козликина. В Новомошковской средней школе ежегодно в первый день занятий проводится волнующий, полный большого смысла праздник «Встреча с учебниками». Учащиеся каждого класса знакомятся с учебниками, за обложками которых — новые открытия, что предстоит сделать ребятам в наступившем учебном году. Старшеклассники дают советы своим младшим товарищам, как беречь учебники, дарят закладки, сделанные своими руками. В школе популярны также праздники «Проводы Букваря», «ПоСПУТНИК священие в читатели библиотеки» и другие. Как и в других школах, здесь в каждой октябрятской группе и пионерском отряде оформлен уголок чтения с библиотечкой, «Правилами чтения». Библиотекарь класса следит за состоянием книг, проводит смотры-конкур с ы «Как живется учебникам», итоги которых подводят на рабочих сборах. Раз в месяц библиотекарь класса узнает в школьной библиотеке, как часта посещают ее его одноклассники и, если нужно, беседует с ребятами. Общешкольный смотр - конкурс «Как живется учебникам» проводится раз в полугодие. Лучшими признаны второй, четвертый, шестой, седьмой классы. В «Книжкиной больнице» в нынешнем году ребята «вылечили» около 60 книг. В классах организованы беседы, например, «Знаешь ли ты свой учебник», «Книга — наш верный спутник и помощник», «Как создается книга», «Как пользоваться книгой» и другие. Устраиваются громкие читки, викторины, КВНы. Прошла неделя детской книги в честь 100-летия со дня рождения К. И. Чуковского. Многое дали юным умам и сердцам различные мероприятия этой недели: беседа, утренник, рассказы о жизни и творчестве писателя, чтение его чудесных сказок и литературная игра по его произведениям, прослушивание грамзаписи оперы «Мойдодыр». Жизни и творчеству замечательного писателя А. Гайдара были посвящены беседы по классам. Программу утренника в честь Дня памяти юных героев - антифашистов ребята показали своим шефам - производственникам на первой ферме, в ремонтной мастерской и гараже совхоза «Мошков- ский». Любовью к советской Родине, глубоким уважением к людям, вписавшим славные страницы в ее историю, признательностью тем, чьим трудом богатеет и хорошеет год от года наша страна, кто по праву становится героями книг, полнятся сердца ребят на веИДРУГ черах, подобных тем, что прошли в Новомошковской школе под руководством литератора А. А. Портновой. Это обсуждение книги Л. И. Брежнева «Воспоминания», читательская конференция «Женщины Советской державы», вечер «Велик и могуч русский язык», к которому была выпущена специальная стенная газета. Немалые знания и умения показали ребята на конкурсе чтения стихов А, С. Пушкина о зиме и весне. Привить детям бережное отношение к книге активно стремятся учителя и родители. Эти вопросы поднимаются на родительских собраниях. Много усилий для того, чтобы подружить мальчишек и девчонок с книгой, прилагает заведующая школьной библиотекой Е. А. Князева. В кружке «Юный библиотекарь» Ташаринской средней школы (заведующая библиотекой Т. И. Обгольц) ребята помогают обрабатывать вновь поступающую литературу, ремонтировать старую, выдавать книги на абонементе, проводить беседы. Все это помогает ребятам крепче подружиться с книгой, а кое-кому и сделать первые шаги на пути к будущей профессии. В библиотеке регулярно оформляются книжные выставки, обращающие внимание ребят на важнейшие политические события в стране и за рубежом, насущные проблемы современности в различных областях, увлекающие' в удивительный мир знаний, открытий. Об этом говорят уже названия выставок: «От съезда к съезду», «60-летию образования СССР — 60 ударных недель», «Ради жизни на земле», «Мир труда широк и светел» и другие. Как и во многих других школах, в Ташаринской средне^ проходят конкурсы.по сохранности учебников. В пропаганде книги активное участие принимают учителя, старшая вожатая Н. В. Сидорова, которые проводят библиотечные уроки. Когда октябрята готовятся вступить в пионеры, Т. В. Сидорова дает им перечень книг о пионерах - героях, сопровождая его небольшими сообщениями о произведениях. Готовясь вступить в ряды Ленинского комсомола, пионеры по заданию школьного комитета ВЛКСМ читают книги по истории комсомола, о подвигах ее воспитанников. К Ленинским чтениям в третьих классах был сделан обзор книг об Ильиче, к гайдаровским -—оформлена книжная выставка «Гайдар шагает впереди». Большой интерес вызвало у ребят обсуждение сборника «Они повторили подвиг Сусанина». К предметным неделям подбирались соответствую щ и е книжные выставки, материалы из книг для бесед, викторин. Например, книжная выставка «Спасибо, дедушка, за солнышко!» оказалась очень кстати к утреннику «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» (организатор учительница Е. М. Владимирова). А дети на утреннике устроили выставку «Герои сказок К. И. Чуковского» йз своих рисунков, вышивок, поделок из пластилина. Сказки любимого детского писателя были инсценированы. Словом, в ходе смотра-конкурса «Книге — до л г у ю жизнь» во многих школах района при активном участии заведующих школьными библиотеками (кроме уже названных из них можно отметить также А. Г. Романову из Широко- ярской, Л. Н. Лазареву из Сокурской, Прокофьеву из Обской) для ребят организованы самые различные по форме, в большинстве своем содержательные мероприятия, которые так или иначе связаны с пропагандой книги, ее большого значения в умственном, духовном, нравственном развитии учащихся, становлении личности каждого из них, воспитании достойных граждан Страны Советов, чье 60-летие мы будем отмечать в нынешнем году. Смотр - конкурс подошел к концу. Определены победители (1 место — библиотека Мошковской средней школы, И — Новомошковской, III — Ташаринской), вручены подарки — подборки книг. А дружба с книгой у ребят продолжается, даря им новые удивительные открытия, добрые чувства, побуждая жить активно и творчески. Н. ВОРОБЬЕВА, заведующая детским отделом центральной районной библиотеки.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2