6 мая 1982 г., №54 (4552) МОШКОВСКАЯ НОВЬ л VА I Доброе, красивое в человеке — от матери. И от учителя, — добавит каждый. В праздничные дни почтальон приносит десятки поздравительных открыток в адрес учительницы начальных классов Мошковской средней школы Екатерины Александровны Демиденко от ее бывших учеников. Пожелания здоровья, счастья, успехов в труде приходят из разных уголков страны. Бывшие питомцы пишут своей первой учительнице и письма: рассказывают о своем житье-бытье, спрашивают совета, просят откликнуться. ...В классе, где занимается Екатерина Александровна со своими второклассниками, много комнатных цветов: зеленые стебли свисают из горшочков на стенах, тянутся к солнцу на окнах. Вместе с учительницей развели цветы и ухаживают за ними сами ребята. Как просыпается вся природа от зимнего сна, питомцы Екатерины Александровны увидят на экскурсиях, на которые она их поведет. На встречи с природой учительница с ребятами приходят и золотой осенней порой, и когда деревья одеваются первой нежной зеленью. На таких встречах в юных душах рождается любовь ко всему живому, к месту, где ты вырос, а с этой любви начинается Человек... Нежная синь небес, белоствольные березки, веселые, сверкающие солнечными бликами ручьи — на картинках стенда «Весна идет!», что висит в классе на видном месте. Екатерина Александровна меняет картинки с наступлением каждого времени года. Рассматривая их, ребята учатся передавать красоту природы в красках. И вот они сами берут в руки кисточки. Детские рисунки! Мир их неповторим, привлекателен. Особенно удачные из рисунков Екатерина Александровна вывешивает на стенде «Наше творчество». Этим, конечно, гордятся маленькие художники и каждый раз вкладывают все больше стараний в свое творчество. На рисунках, которые висели на стенде в день моего прихода, царила зима: голубой снег, покрывший землю, озябшие деревья. И яркое солнце, и люди, гуляющие по улице. Мир чудесен — таким настроением веет от рисунков ребят. Этой жизнерадостностью наполняет их Екатерина Александровна. На отдельном столе в классе — библиотечка. Аккуратными стопками сложены книги по темам. Решил почитать о Ленине — пожалуйста, любишь о подвигах на войне — тоже есть. О растениях, жи- вотных. — на любой вкус. И, конечно же, сказки. На перемене дети стайкой обступают библиотечку, возвращают прочитанные книжки, выбирают другие, советуют друг другу: «Вот эту возьми! Интересная!» Екатерина Александровна. подружила детей'с книгой, ведь она развивает, облагораживает и ум, и сердце, становится верным другом и советчиком на всю жизнь. А сколько радости и вместе пользы приносят детям праздничные утренники, которые организует со своими питомцами Екатерина Александровна! Задолго' до «маминого праздника», например, учительница начала разучивать с ребятами стихи и песни. Приготовили сувениры, пригласили мам на праздник. И вот долгожданный день наступил: нарядные, взволнованные ребятишки читали стихи и пели песни о ласковых, заботливых мамах, поздравляли их, пообещали: «Работать обещаем так, чтобы было жарко! Учиться и дружить на «пять». Затем подарили свои поделки. Радостными улыбками светились лица матерей. Довольны были сыны и дочки. Добрый след оставил в душе каждого малыша этот утренник. А потом второклассники готовились к Дню космонавтики, дню рождения Ильича. В «красный день календаря»' Первое Мая Екатерина Александровна привела своих октябрят на митинг на площадь перед Домом Советов. До вступления во взрослую жизнь питомцам Екатерины Александровны еще далеко. Но уже сейчас она заботится о том, чтобы они не встали в тупик перед вопросом: «Кем быть?» И отправляется с ребятами на предприятия поселка. В прошлом году они побывали в типографии, нынче — в узле связи, филиале швейной фирмы «Соревнование». Конечно, встречи с тру- жениками предприятий не проходят бесследно, и через несколько' лет кто-то станет телефонисткой или швеей. ...Глядя на румяных, одетых в добротные костюмы и платья, жизнерадостных сегодняшних школьников, Екатерина Александровна испытывает особую радость, с грустью вспоминая: она, ее братья и сестры, как и их друзья, чье детство пало на годы войны, бегали в школу по очереди, потому что на всех детей в семье нередко была единственная пара обуви... А после уроков школьники шли в поле собирать колоски или вязали теплые варежки, носки для отправки на фронт, не говоря о том, что во всем, порой не по детским силенкам помогали матерям вместо ушедших на фронт отцов, старших братьев... Екатерина Александровна установила тесные контакты с родителями, что помогает в общей важной задаче воспитания маленьких граждан. Увлеченно работает классный родительский комитет: Т. И. Николаенко, Л. П. Поддубная, Г. П. Папшева, родители М. Ф. Минакова, Т. А. Антоненко. Они откликаются на любые дела, будь то организация Новогоднего праздника или оформление классной комнаты. Более 30 лет педагогического труда за плечами Е. А. Де- •миденко. Среди ее бывших учеников — инженеры и механизаторы, врачи и учителя, причем, многие остались работать в сельском хозяйстве. За долголетний, плодотворный труд учительница награждена медалью «За трудовую доблесть», многими Почетными грамотами. Л Ю Б И М Ы Е Т В О И У Ч И Т Е Л Я | О Д Н А З А Б О Т А В С Е Г Д А Р Я Д ОМ С НАМИ В Мошковской средней школе Екатерина Александровна не один год возглавляла методическую работу с учителями. И, конечно, молодые учителя с гордостью называют ее своей наставницей, получают от нее совет по любому вопросу. Первая учительница остается в сердцах своих учеников на всю жизнь. Потому что в милую пору детства, когда мир полон добра, света, верных друзей, эта мудрая женщина по-матерински бережно, - ласково вводит в большую жизнь. Свет ее доброты согревает и тогда, когда уходят из стен школы, поддерживает, когда случаются трудные минуты. И потому идут и идут письма в адрес Екатерины Александровны Демиденко. С ней делятся своими радостями и бедами, спрашивают совета... Г. ДУРЕНКОВА. На снимке: Е. А. Демиденко ведет урок: Фото С. КАЗАКОВА. Решение важнейших задач, стоящих перед советской школой, требует от каждого учителя систематической работы по повышению своей квалификации. Преподавателю необходима постоянная информация о новейших достижениях в области науки и техники, помогающая строить учебный курс с ' учетом современного уровня науки. Не менее остро нуждается он в информации о новой литературе 'по методике преподавания своего предмета, по общим проблемам обучения и воспитания. Общим 'вопросам педагогики посвящена книга И. А. Дружинина «Судьба одного выпуска». Автор, проработавший 30 лет в школе, рассказывает всего лишь о нескольких выпускниках, об их жизненном пути, о поисках и обретении призвания и счастья. За их судьбами видна прекрасная судьба молодого поколения Страны Советов, поколения, которому Конституция СССР дала великие права и реальные возможности для применения своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. ■ Одной из лучших среди учителей Сара- пульской средней школы называют Нину Ивановну Чурину. Летним погожим днем Нина Ивановна занималась во дворе по хозяйству. Неожиданно у калитки остановился легковой автомобиль. Из него вышел , незнакомый солидный мужчина. Улыбка на его лице становилась все шире, глаза радостно сияли: — Нина Ивановна, вы меня не узнаете?! Женщина не отрывала глаз от лица незнакомца', внимательно вглядываясь и пытаясь вспомнить, но неуверенно протянула: — Н-нет, не узнаю... •— Я — Петр Шафранов. Помните, как заставили меня учиться? Приехал поблагодарить... И Нина Ивановна вспомнила. Лет пятнадцать назад ее ученик Петя Шафранов решил бросить школу. Но учительница вновь и вновь приходила к нему домой, беседовала с мальчиком, убеждала продолжать учебу. И вот теперь Петр — . прорабом в Новосибирске, обзавелся семьей, словом, жизнью вполне доволен. И не забыл участия, которое приняла в его судьбе учительница, приехал сказать ей слова благодарности... А не так давно раскрыла Нина Ивановна свежий номер «Мошковской нови» и расцвела в улыбке: с фотографии в газете смотрел ее недавний выпускник Игорь Шевелев. Теперь, как гласила надпись под фотографией, он отлично служил Родине в рядах Советской Армии. А ведь в школе Игорь, бывало, доставлял учителям немало хлопот. Но семена, зароненные педагогами в душу мальчишки, как видно, дали добрые всходы. ...Прозвенел звонок. Затихли за ученическими столами ребята. И вот уже педагог и ученики объясняются на языке геометрии: радиус, периметр, вписанная и описанная окружности. Один из ребят бойко готовит чертеж и решение задачи у доски, остальные — в тетрадях. Нина Ивановна подходит к одному, к другому, следя за ходом мыслей ребят. Но вот получен правильный результат, и по классу проходит легкий радостный шумок. А Нина Ивановна не дает реник очерков «Народный учитель». Он об учителях, получивших звание «Народный учитель СССР». Каждый из них удостоен высокой награды за выдающиеся успехи в развитии образования и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Судьба и труд героев книги как бы олицетворяют облик советского учителя. Автор книги «Формирование активной жизненной позиции школьников» В. И. Пирогов, проработавший много лет в школе, постоянно вел и ведет глубокую исследовательскую работу по проблеме активизации деятельности школьников с целью выявления эффективных путей развития разносторонних способностей учащихся, и формирования у них черт личности, готовности вести среди младших товарищей, сверстников и взрослого населения идеологическую, по- литико - воспитательную работу. Книга эта несомненно принесет большую пользу всем воспитате л я м . внешкольных учреждений, работникам органов народного образования в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.. В помощь учителю начальных классов предназначена книга издательства «Просвещение» Л. А. Горбушина «Обучение, выразительному чтению младших школьников». В ней рассматривается выразительность устной речи как одна из важнейших задач обучеВ издательстве «Педагогика» в 1981. году вышел сборния младших школьников рус- - скому языку, раскрываются бятам слишком расслабиться, читает условие новой задачи. Ее спокойствие, уверенность передается ученикам. И то, что она учит ребят настойчивости и вместе с тем доброжелательности, не менее важно, чем знания законов геометрии. Раз в неделю, когда пустеют классы, в кабинет математики на^ факультатив собираются ребята, для которых «царица наук» '■*- не просто школьный предмет, а увлечение и даже мечта. И они вновь с головой уходят в волшебный мир формул, теорем... Любовь к математике, привитая Ниной Ивановной, помогла многим ее бывшим ученикам выбрать профессию, многие окончили техникумы, институты, стали, умелыми специалистами. Классным руководителем Нина • Ивановна — у шестиклассников. Возраст непростой, когда не сразу определишь мотивы всех поступков ребят. Но большой педагогический опыт, чуткое сердце помогают Нине Ивановне найти тропку к подросткам, увлечь их разнообразными делами. Запомнилось, например, ребятам участие в общешкольных конкурсах «А ну-ка, девочки!» — к 8 марта и «А ну-ка, мальчики!» — к 2.3 февраля. Среди заданий первого конкурса были предложены такие: сервировка стола, шитье одежды для кукол. Девочки справились с этим хорошо. Участницы конкурса показали также свое мастерство в исполнении песен (причем, собственного сочинения), стихов, танцев, смекалку, знания — в викторине, физическую закалку — в физкультурной эстафете. Несмотря на большую работу с ребятами, Нина "Ивановна находит время для выполнения общественных поручений. Она руководит родительским лекторием (он работает раз в месяц) и секцией математиков (раз в неделю). Нина Ивановна не жалеет сил в этой работе, потому что твердо знает: в конечном итоге это скажется на обучении и воспитании детей. Прошлый год стал для Н. И. Чуриной знаменательным: за многолетний, добросовестный труд ей вручена медаль «За трудовое отличие». Г. РУДЬ. содержание и формы работы по развитию выразительной устной речи по классам, приводятся примерные виды работ над выразительным чтением на уроках. Лучшие статьи В. Г. Белинского составили сборник «Взгляд на русскую литературу», вышедший в издательстве «Современник», Творчество великого исследователя и толкователя русской классики принадлежит к лучшим страницам культурного наследия. Книга замечательного польского математика Г. Штейнга- уза «Математический калейдоскоп», вышедшая в издательстве «Наука», показывает, что математика пронизывает всю откружающую нас реальную жизнь. Для понимания этой книги достаточно тех знаний математики, которые дает средняя школа. Имеются вопросы, на которые автор не знает ответа, а есть и такие, на которые ответа не знает никто. «Преподавание неорганической химии в 9 классе» (пособие для учителей), выпущенное издательством «Просвещение», содержит методические 'разработки уроков по всем темам курса химии, а также планирование программного материала по этим темам. Эти и другие подобные книги имеются в фондах нашей библиотеки, или их можно получить по межбиблиотечному абонементу. Л. ПЕРЕТОКИНА, .библиограф центральной районной библиотеки.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2