МОШКОВСКАЯ НОВЬ 23 марта 1982 г., № 35 (4533) = ...--- НАШ КАЛЕНДАРЬ 0. А. КИПРЕНСКИЙ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей —их страдания, порывы, мужество и любовь. Паустовский К. Г. Близкие и далекие. М., 1967, с. 52. На формирование личности и творческого пути выдающегося русского художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836) оказали влияние свободолюбивые идеи первых десятилетий XIX века. Он — представитель русского прогрессивного романтизма, одним из великих завоеваний которого было обращение к внутреннему миру человека. Свое призвание Кипренский нашел в портрете, ставшем * Орест Адамович Кипренский .родился 24(13) марта 1782 года на мызе Нежинская близ Петербурга. Он был внебрачным сыном крепостной, и фамилия ему была дана, как тогда делалось в подобных случаях, выдуманная — по имени богини Киприды. * Шестилетний Кипренский в 1788 году получил вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств, а затем до 1803 года учился в академии у профессора исторической живописи Г. И. УТрюмова и мастера декоративной живописи Г. Ф. Дуайена. * В 1805 году Купренскому была присуждена Большая золотая медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (Русский музей, Ленинград). * Выдающейся ранней портретной работой Кипренского является портрет отчима художника — А. К. Швальбе (1804), Русский музей): изображен человек, хотя и простого сословия, но большой силы духа, воли и достоинства, Блестящее исполнение портрета заставило зарубежных современников посчитать его шедевром Рубенса, Ван Дейка или Рембрандта. «Автопортрет с кистями за ухом» (1808, Третьяковская гал.) — другая важнейшая работа раннего Кипренского - портретиста. Интенсивной художественной деятельностью ознаменован московский период (1809 1812) жизни художника, встречавшегося в салоне Ф. В. Ростопчиной, в доме Е. Ф. Муравьевой с известными писателями, поэтами, деятелями искусства. Полны душевной теплоты портреты мальчика А. А. Челищева (1810—1811 Третьяковская гал.), Е. П. Ростопчиной (1809, Третьяковская гал.). В парадном портрете-картине гусарского полковника Е. В. Давыдова (1809, На письмо Сурковой о неудовлетворительной- работе телефонов в с. Моткове, начальник Мошковского узла связи Н. М. Горшков сообщил следующее: — До образования совхоза НАШ АДРЕС: 6 3 3 1 4 0 , р. п. Мошково, улица Пионерская, 2. для него средством утверждения в искусстве нового, отвечающего устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность. Первым из портретистов он опоэтизировал ценность и красоту духовногр богатства человека. В историю изобразительного искусства Кипренский вошел как замечательный мастер — живописец и график, раскрывший в своих портретах образы героев войны 1812 года, молодых декабристов, А. С. Пушкина и его друзей, а также крепостных крестьян. Кипренскому** принадлежит заслуга создания в период Отечественной войны 1812 года особого типа небольшого карандашного портрета, верно запечатлевшего черты героических защитников Родины, людей, из среды которых вышли дворянские революционеры. Их лица одухотворены высокими стремлениями, говорят об исключительности моральных свойств. Человек сильно и глубоко чувствующий, Кипренский был свободолюбив и не искал отРусский музей), героя Отечественной войны 1812 г., награжденного за подвиг золотой шпагой, художник показал человека эпохи пробуждения общественных сил России. Портрет Давыдова привлекает благородством, достоинством, эмоциональной приподнятостью. * Присущий человеку индивидуальный характер подчерк- * нут Кипренским в парных портретах четы Ростопчиных (1809, Третьяковская гал.): созерцательному настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент ее супруга. * Вернувшемуся в начале 1812 г. в Петербург Кипренскому было присуждено звание академика портретной живописи (за группу портретов— Е. В. Давыдова, принца Ольденбургского, И. А. Гагарина, А. И. Кусова и др.). * В графической портретной серии Кипренского, созданной в Отечественную войну 1812 года, — участники военных событий, и духовно близкие художнику люди — братья М. и A. Ланские, генерал Е. И. Чап- лиц, ополченцы А. Р. Томилов и П. А. Оленин, поэты К. Н. Батюшков, И. И. Козлов, B. А. Жуковский, баснописец И. А. Крылов. К этой поре относится также серия детских и юношеских портретов — Н. Кочу- »бей, Пети Оленина, крестьянских мальчиков Андрюши и Моськи, калмыцкой девочки Баяусты, лицеиста Бакунина, будущего декабриста Н. М. Муравьева, а из живописных произведений — шедевр Кипренского—портрет Д. Н, Хвостовой (1814, Третьяковская гал.). Получивший в 1816 году звание советника Академии личии и покровительства царского двора. Тема вольности, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку лежат^в основе его творений. Образ женщины, созданный Кипренским, имеет глубоко русские корни. Русская женщина, обаятельно женственная, но вместе с тем деятельная, сосредоточенная, смотрит с его картин. Чистотой юности, целеустремленностью подкупают портреты детей. «Изучение портретов Кипренского вызывает такое же волнение, как если бы вы долго беседовали со многими полководцами, писателями, поэтами и женщинами начала девятнадцатого века...» Так сказал о портретной живописи Кипренского писатель К. Г. Паустовский. Портретная галереяг-создан- ная Кипренским,— национальная гордость русского искусства. Он первый, по словам художника А. Иванова, вынес имя русское в известность в Европе. Его наследие, утверждающее мировую славу нашего изобразительного искусства, ценять миллионы людей. художеств Кипренский уехал в Италию. Лучшими произведениями итальянского периода (1816—1823) являются: портреты А. М. Голицына (ок. 1819, Третьяковская гал.) и Е. С. Авдулиной (ок. 1822, Русский музей), карандашный портрет С. С. Щербатовой (1819, Третьяковская гал.). * Кипренскому в Италии, первому из русских художников, был заказан Флорентийской академией автопортрет для галереи Уффици — честь, которой удостоивались лйшь самые знаменитые мастера европейской живописи. Исполненный художником «Автопортрет» выражает острую осознанность контраста идеалов и ^действительности. * На родину Кипренский вернулся в 1823 году. Душевный кризис, переживаемый им после разгрома восстания декабристов в 1825 году, изменяет строй, его живописи. Манера письма становится близкой живописи позднего классицизма. На выставках Академии художеств 1824 и 1827 годов он представил портреты Д. Н. Шереметева, Н. П. Трубецкого, А. Ф. Шишмарева и других. * Одно из лучших своих произведений — портрет А. С. Пушкина (Третьяковская гал.), в котором воплотились высокие представления художника о творческой личнбсти, Кипренский создал в 1827 году. Портрет отражает настроение Пушкина после декабристской поры, времени создания стихотворений «Во глубине сибирских руд» и «Арион». Написанный по просьбе Дельвига, портрет был любим Пушкиным, который после смерти Дельвига приобрел его. * О социальных симпатиях Кипренского красноречиво свидетельствует его аллегория «Вольность». В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию, где и оставался до конца жизни. Он скончался 17 октября 1836 г. и похоронен в Риме. «Сосновский» в с. Моткове, были установлены три телефона — в конторе, медпункте, на ферме. Соединение телефонов шло по двум соединительным линиям. В связи с образованием совхоза «Сосновский» одну соединительную линию отдали под прямой, телефон директору совхоза, другая осталась для телефонной связи с райцентром, что недостаточно для нормальной работы телефонов в Моткове. В связи с этим дирекции совхоза «Сосновский» выданы технические условия для строительства внутрипроизводст- . венной телефонной связи в с. Мошнине и Моткове с закладкой АТС в с. Мошнине и установки необходимого количества телефонов в с. Моткове. Дирекции совхоза «Сосновский» необходимо добиться скорейшего проектирования и строительства телефонной сети строительно - монтажными организациями в 1983—1984 годах. Мини-трактор на подворье На селе серьезное значение придается развитию личные j подсобных хозяйств. Чем продуктивнее они будут, тем боль-1 ше появится мяса и молока, овощей и фруктов на придав- ( ках магазинов и рынков. Но без техники здесь не обойтись. ( О машинах для приусадебного участка рассказывает заведу- I ющий лабораторией средств малой механизации ВНИИ | сельскохозяйственного машиностроения Н. Д. Келлер. ) На мой ^рабочий стол*еже- мотоблока: он не боится бездневно ложатся десятки писем от селських тружеников. Вот несколько из них: «Немало сделано для того, чтобы облегчить тяжелый физический труд на стройках, фабриках, заводах. А как быть сельскому труженику, которому приходится обрабатывать свой приусадебный участок? Как быть садоводу? Так уж сложилось, что садоводством занимаются в основном люди пожилые. И времени и желания у них хватает, %о не под силу им подчас ворочать лопатой, а без нее на участке — ни шагу. Подсобному хозяй- ву нужна машина», «Нелегко в страдную пору сельскому труженику: работает он в ноле, на ферме, а потом и на своем приусадебном участке. И за огородом ему надо присмотреть и сена накосить. Когда же появятся в продаже мотокосилки?» Интерес жителей села к минитракторам и мотокосилкам понятен. Компактные механизмы сокращают ручной труд, заменяют садово-огородные инструменты, инвентарь, тележки и так далее. Возьмем знакомую ситуацию: надо вспахать свой огород. Лошадей в деревне осталось мало, значит, копать' вручную? Тяжело. Скажут, есть совхозная и колхозная техника, она-то и должна по распоряжению руководителей хозяйств обрабатывать приусадебные участки. Но не. всегда это вовремя удается: в разгаре весенняя страда, нужно в срок вспахать, засеять щоля колхозов и совхозов. Вот тут сельчанам и нужен мини - трактор. Его первые образцы сейчас изготовлены тракторостроителями Минска и Кутаиси. Название трактора точно характеризует его эксплуатационные и конструктивные особенности: на двух колесах, вроде газонокосилки. Держишь его за ручки, шагаешь рядом, а он пашет. С ним можно сблокировать множество сельскохозяйственных орудий. А если прикрепить двухколесную тележку — станет он транспортным средством. Машина практически может все: солому порубить — пожалуйста, картошку помять на корм скоту, яму выкопать, дрова напилить — нет ничего проще и т. д. Вот результаты испытаний- мотоблока на мелкоконт^рных участках в Грузии: он пахал, культивировал, фрезеров а л почвы, делал междурядную обработку пропашных культур, опрыскивал посевы, косил травы, транспортировал грузы и прочее. За восьмичасовую смену на обработке пропашных культур мини-трактор заменял 24 человека, на опрыскивании междурядий — 10 человек и так далее. Словом, его производительность по сравнению с ручным трудом возрастала в несколько раз. Вот еще одна особенность Хирургическому отделению районной больницы срочно требуются сестра - хозяйка, санитарки для работы в операционном блоке. * * * Мошковскому маслодельному заводу на постоянную работу срочно требуются маши- нисты котельных установок. Оплата труда 180—190 рублей. дорожья. А ведь, по подсчетам специалистов, площадь неудо- биц составляет по стране более 90 миллионов гектаров. Колхозы и совхозы страдают от обилия сорняков, которые растут по обочинам дорог, канав, оросительных каналов и лесозащитных полос. Мотоблок здесь незаменим: добирается до самых глухих зарослей и с помощью навесной косилки уничтожает их. Сколько же мотоблоков должна выпускать ежегодно наша промышленность? Кутаисский завод малогабаритных тракторов в этом году взялся выпустить .1500 мотоблоков, а к концу 11-й пятилетки их с конвейера будет сходить до 10 тысяч в год. В 1985 году полностью завершится реконструкция предприятия, и это позволит ежегодно изготовлять 35 тысяч мини-тракторов. 500 мотоблоков выпустит в 1982 году Минский тракторный завод, а к концу пятилетки их производство здесь увеличится в 10 раз. Видимо, этого все же недостаточно, ибо нужда в мотоблоках возрастает пропорционально развитию личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. Наряду с массовым производством мотоблоков планируется выпускать малогабаритные механизмы. Еще в 1977 году в нашем институте была сконструирована мотокосилка КМП-1, успешно прошедшая государственные испытания и рекомендованная в производство. Образцы, созданные на опытном заводе при институте, безотказно работают по сей день. В КМП 1 впервые в отечественной практике применена Т-образная компоновка режущего аппарата1, более удобная в эксплуатации, чем привычная Г-образная. Режущие части косилки движутся навстречу ДРУГ другу, то есть действуют по принципу ножниц. Почти полностью устранена вибрация. Работа на мотокосилке не требует больших мышечных усилий. Она производительнее косы в 6—8 раз. И еще: косят обычно ранним утром, а мотокосилкой можно пользоваться в любое время суток. В прошлом году наконец-то налажен ее массовый выпуск. Мы продолжаем совершенствовать КМП-1. К мотокосилке будет присоединена тележка для сбора травы, вводится дополнительная транспортная скорость. Труженики села с нетерпением ждут появления на своих приусадебных участках универсального помощника — мини-трактора. Он избавит от ручного труда, сократит сроки обраоотки огородов и садов даст возможность поднять про-' дуктивность личных подсобных хозяйств, а значит, и уве личить их вклад в решение продовольственной программы страны. Редактор . А. Т. ПОДДУБСКИИ. ----- ---------- !----- Администрация, местный комитет районной больницы выражают глубокое соболезнование Чертовой Нине Васильевне —заведующей Мотковским фельдшер- ско - акушерским пунктом по поводу кончины ее матери —Прасковьи Ивановны. бухгалтерии^—' 9Р2еД“ Т0Ра “ 92я20^ заместителя редакт°ра, отдела партийной жизни - 92- щ а„„Г - 92-508 m no rp °& El! ? 9 2 4 1 2'! ° Г° *°ЗЯ,,СТ“ ~ 92' 298- писе“ » Ра«о™ ответственного секретаря, 92-440, местного радиовеЛадене 50903 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Тираж 3992, Заказ 718 Печать высокая. Объем 1 печатный лист,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2