МОШКОВСКАЯ НОВЬ 2 марта 1982 г., № 26 (4524) Л Сегодня трудно представить любую сельскохозяйственную отрасль — будь то земледелие или животноводство, садоводство или кормопроизводство, — без людей, в совершенстве владеющих техникой. От опыта, мастерства механизатора во многом зависит успех и на хлебном поле, и на ферме, и в мастерской. Зима на селе — традиционное время учебы, приобретения прочных знаний и навыков в работе. О том, как идет подготовка механизаторских кадров, рассказывает начальник Главного управления кадров Министерства сельского хозяйства СССР Д. А. Есипеяко. С каждым годом сельскохозяйственная техника становится сложнее, совершеннее, да и дороже. И чтобы правильно эксплуатировать эту технику, нужно досконально ее знать. Любому, даже самому совершенному механизму можно «укоротить жизнь» неумелым или небрежным к нему отношением. Разве не об этом говорят такие цифры! ежегодные простои тракторов по техническим и организационным причинам в колхозах и совхозах страны составляют 54—58 миллионов тракторо-дней, или 12—14 процентов годового фонда их рабочего времени. Сокращение этих простоев только наполовину равноценно дополнительной поставке селу более 100 тысяч тракторов. Вот почему , Министерство сельского хозяйства СССР уделяет подготовке, механизаторов самое серьезное внимание. На селе созданы сотни учебнокурсовых комбинатов, действуют многочисленные курсы повышения квалификации в хозяйствах и объединениях Гос- комсельхозтехники. В этом году через механизаторский всеобуч пройдет 450—500 тысяч жителей сел и деревень. Во многих колхозах и совхозах приходится по два водителя на трактор, техника используется в две смены. Здесь отпала необходимость -в привлечении механизаторов со стороны, с промышленных предприятий. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по подготовке и проведению весенних полевых работ 4 в 1982 году» отмечена необходимость широко развернуть обучение механизаторов и специалистов приемам возделывания сельскохозяйственных культур по индустриальным технологиям. Что же предприняло министерство в связи с этим постановлением? На ВДНХ СССР организованы соответствующие курсы по изучению опыта выращивания кукурузы, льна, хлопка, сои, подсолнечника, сахарной свеклы. Кроме того, на базе передовых хозяйств многих республик и областей созданы специальные механизаторские школы, где индустриальная технология в программе обучения занимает важнейшее место. Работники министерства разработали и осуществляют план подготовки механизаторских кадров до конца одиннадцатой пятилетки. Планом предусмотрено обучить вождению и обслуживанию техники около 3 миллионов человек. Это на 114 тысяч больше, чем в прошлом пятилетии. Увеличится число механизаторов животноводства. Так, число мастеров машинного доения к концу текущей пятилетки возрастет на 368 тысяч. Профессию мастеров-наладчиков, слесарей - ремонтников получат 150 тысяч сельских тружеников. Основной костяк механизаторских кадров —машинисты- трактористы. Их в колхозах и совхозах насчитывается более 3 миллионов. Почти все они умеют управлять не только тракторами различных марок, но и зерновыми комбайнами, самоходными машинами для уборки кукурузы, сахарной свеклы, хлопка, кормовых культур. Словом, им подвластны все виды техники, которая приходит на село. Потому-то t необходимо создавать им хорошие условия для работы, отдыха, быта. Не секрет, что многие опытные механизаторы уходят в города или на большие стройки.' И основная причина ухода — слабая организация труда в хозяйствах. Порой более половины рабочего времени механизаторы тратят на работы, не соответствующие их, квалификации. Сетуют они и на нехватку жилья, слабое оснащение мастерских, где все делается дедовским способом, вручную. Нет тут раздевалок, душевых. Вот и уходят специалисты дгуда, где чувствуют настоящую заботу о работнике. Приобщение сельского жителя к профессии механизатора начинается еще в школе. А общеобразовательных школ на селе сейчас свыше 30 тысяч! Вот откуда должно идти пополнение механизаторской гвардии! Дальновидные, заботливые руководители хозяйств частенько заходят в школу, приглашая с собой опытных трактористов, комбайнеров. Дельная, откровенная беседа со школьниками о должности хлебороба западает в душу МЕХАНИЗАТОРСКИЙ ВСЕОБУЧ т А Г Р А Р НА Я ПОЛИТИКА К П С С - в д е й с т в и и подростка, зачастую открывает ему дорогу к профессии. Не за горами весна. На самом юге страны поля уже наполнились рабочим гулом моторов. Основа доброго урожая •— и в тех знаниях, которые получил и получает механизатор в учебных классах. И как важно, чтобы эти знания были прочными. Ведь уронсай дается людям подготовленным, знающим, как его взять. Еще не поздно уточнить и повысить классность механизаторов, выяснить, почему тот или иной работник не заинтересован в совершенствовании мастерства, упорядочить вопрос о соответствии тарифных ставок профессиональному уровню механизаторов. Среди них нынче будет немало молодых. Они требуют особой заботы руководителей хозяйств, общественных организаций. К сожалению, случается так: проучился парень на курсах, а удостоверение ему выдать не спешат. То бланков нет, то обстановка не позволяет. О каком хорошем настроении после этого может идти речь? Предстоящая весенняя страда станет одним из ответственных этапов в решении задач продовольственного комплекса. Организованная подготовка к ней — дело всех тружеников села. Надо обеспечить своевременную подготовку всей материально - технической базы хозяйств, успешно закончить механизаторский всеобуч, на высоком агротехническом уровне провести полевые работы. К Л У Б ' ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Щит и меч» —клуб правовых знаний—существует в нашей школе недавно, но его популярность среди учащихся растет. Благодаря этому клубу ведется правовое воспитание и юридическое просвещение. Знакомство с нормами закона помогает школьникам в нравственном становлении. На очередное заседание собрались не только члены Комсомольске - молодежного патруля и те, кто считается в школе «трудными», но и все интересующиеся. Первую страницу «Закон и подросток» открыл следователь отдела внутренн и х дел района по делам несовершеннолетних А. Р. Алимов. Он рассказал об ответственности подростков за нарушение закона, привел примеры из практики. С интересом слушали мы и выступление «А гражданином быть обязан» инспектора милиции по делам несовершеннолетних Л. В. Васильевой. Она заметила, что мы часто забываем о смысле слова «гражданин». А ведь за ним стоят определенные права и обязанности. Лидия Васильевна в увлекательной форме познакомила с ними. Следующую страничку «От вина до вины один шаг» провел педиатр Ташаринской участковой больницы Е. М. Соболев. Он остановился в своем выступлении на пагубном влиянии алкоголя на организм. Не удивительно, ■ сказал он, что большинство преступлений совершается лицами в нетрезвом состоянии, поэтому так необходимо предостеречь подростков от употребления спиртных напитков. Окончилось занятие клуба обзором литературы: «Советский закон и я», который провела библиотекарь Ташаринской сельской библиотеки Л. Я. Переверзина. Н. КУТАШОВА, член комитета комсомола Ташаринской средней школы. Объявлен обещственный выговор 2 февраля товарищеский суд совхоза «Зеркальный» в составе председателя суда А. Ф. Желибы, члена суда В. Д. Фи- сюры, при секретаре В. Н. Тихоновой рассмотрел в клубе совхоза дела Б. Д. Трубачева и В. Н. Серова. Суд установил, что 10 октября 1981 года рабочий совхоза Б. Д. Трубачев, будучи в нетрезвом состоянии, решил «отдохнуть» под скирдой, принадлежащей В. Н. Серову. Стал закуривать, искра упала на сено, которое воспламенилось, сгорело 15 центнеров. После этого Трубачев умышленно бросил зажженную спичку. в другую скирду. Огонь уничтожил еще 15 центнеров. Серов, узнав, что случилось, решил отомстить, и в этот же И З З А Л А Т О В А Р И Щ Е С К О Г О С У Д А вечер сжег 10 центнеров сена, принадлежащих Трубачеву. В выступлениях рабочих отмечалось. что Трубачев часто употребляет спиртные напитки, по этой причине имелись нарушения трудовой дисциплины. Оба признали свою вину, раскаялись, дали слово, что впредь подобного не повторят. Руководствуясь пунктом 4 статьи 15 и пунктом 8 Поло-, жения о товарищеских судах, товарищеский суд решил: Б. Д. Трубачеву и В. Н. Серову объявить общественный выговор с опубликованием в районной печати. Наряду с этим обязать виновных возместить причиненный друг другу ущерб. А. ЖЕЛИБА, председатель товарищеского суда совхоза «Зеркальный», Ч Е Л О В Е К , А В Т О М О Б И Л Ь , В системе «человек — автомобиль — дорога» произошел сбой. Два последних элемента системы непрерывно совершенствуются. На автомобиле надежны тормоза, рулевое управление, он динамичен, удобен. Прокладываются хорошие автомобильные дороги. Правда, еще не все они соответствуют стандартам, но главное в том, что есть эталон, и сооружение дорог в принципе —- вопрос времени. Для первого же элемента системы — «водитель» нет эталона. Да его, наверное, и невозможно создать. В этр же время по вине водителей совершается основное количество дорожно-транспортных происшествий. Обратимся к анализу дорожно-транспортных происшествий по нашему району за 1981 год. Если из-за неудовлетворительного состояния дорог было совершено 5,8 процента, а из- за технической неисправности — 5,2, то по вине водителей — 95,9 процента от всех происшествий. Однако, и в первых двух случаях усматривалась вина водителей: то не сориентировался в сложных условиях на скользкой дороге, то выехал из гаража на неисправном автомобиле. Сейчас все более совершенствуется подготовка водителей. Но, получив права и проработав какое-то время, водитель понемногу начинает забывать правила дорожного движения, иногда сознательно идет на их нарушение, надеясь, что все «обойдется». Проездив на автомобиле несколько лет без аварий, иной водитель все реже. и реже обращается к этим правилам. Как-то, следуя по трассе Новосибирск — Кемерово, на 48 километре, я увидел стоящий в кювете автомобиль «Жигули». Водитель и пассажир расчищали около автомобиля снег. Когда я предъявил водителю «Жигулей» претензию, что он плохо управляет автомобилем, не выполняет требования правил и ведет себя беспечно на дороге, то и водитель и пассажир удивились и возмутились. Они наездили на своем автомобиле 70 тысяч километров и пока не совершили ни одной аварии. При выяснении оказалось, что нарушена статья 9,6 Правил дорожного движения. Факт съезда с трассы в кювет здесь не случаен, а только случайно водитель и пассажир не получили травм. К сожалению, мы еще плохо учим «правильно ходить по дорогам» пешеходов. Сознательное нежелание соблюдать правила движения — это проявление антиобщественных взглядов. Говоря о способах, методах убеждения в необходимости соблюдения установленных правил, можно выделить два основных направления: воспитательную работу в коллективе и пропаганду правил движения с использованием средств Соблюдать пра вил а массовой информации. Задача' в том, чтобы убедить каждого человека в обязательном соблюдении правил дорожного движения, как в личных интересах, так и в общественных. Необходимо постоянно напоминать водителям и пешеходам о последствиях нарушения правил. Если сегодня какое-либо нарушение не приведет к аварии, то завтра при других обстоятельствах оно может стать несчастьем для водителя и окружающих. Разъяснять участникам движения основные положения правил движения, информировать население о дорожно- транспортных происшествиях, вскрывать причины дорожно- транспортных происшествий, показывать роль в них водителей и пешеходов—основные темы в пропаганде безопасности движения. Эта работа должна вестись не только путем лекций и бесед, но и с помощью радио, кино, печати. В каждом транспортном предприятии, цехе или участке должно быть оборудовано «Окно ГАИ». От эпизодической работы надо перейти к систематической пропаганде. В районе создана районная организация общества автомо- то.шобителей. Главная задача этого общества — воспитание ответственности граждан при управлении ими транспортными средствами, активное участие его членов в массовой разъяснительной работе по предупреждению нарушений правил движения, совершенствование водительских навыков. На сегодняшний день членом общества в нашем районе является почти каждый второй владелец индивидуальн о г о транспортного средства. Как правило, это наиболее дисциплинированные водители. Результаты работы, проводимой среди членов общества, можно увидеть уже сегодня. Из 60 "происшествий, совершенных по вине водителей личного транспорта, только пять совершены членами общества ВДОАМ. Если каждый владелец автомобиля или мотоцикла проникнется заботой о сохранении здоровья и жизни на дороге, то будет поставлен надежный заслон дорожным происшествиям. Госавтоинспекции, районному совету ВДОАВ и его первичным организациям, руководителям хозяйств, где имеются транспортные средства, предстоит провести большую работу по пропаганде правил и необходимости соблюдения порядка на дорогах и улицах, везде, где возможно движение транспорта. Положительным результатом этой работы явится сокращение числа дорожно- транспортных происшествий. Большую помощь в этом мы ждем от дирекции киносети, райкома профсоюза, отдела культуры, медиков. Начинать проводить воспитательную работу надо в детских садах, школах. Основная задача педагога и воспитателя — научить детей дисциплинированно вести себя на улице, объяснить им опасность, которой они подвергают себя, нарушая правила движения. В каждой школе — уголок (кабинет) по безопасности движения, во дворе школы — оборудованная -площадка для практических занятий по правилам движения — только в этом случае можно добиться, того, что в районе не будет детского травматизма, да и школьников не страшно будет отпускать в большой город с очень интенсивным движением. В. ГАМАНУХА, старший госавтоинспектор РОВД, капитан милиции.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2