МОШКОВСКАЯ НОВЬ *27 февраля 1982 г., №25 (4523): Оптимизация учебного процесса На XXVI съезде КПСС большое внимание уделялось дальнейшему развитию народного образования. Главными направлениями Л. И. Брежнев назвал повышение качества образования, трудового и нравственного воспитания в школе, укрепление связи обучения с жизнью, ■улучшение подготовки школьников к общественно - полезному труду. Коллектив учителей Сокур- ской средней школы № 19 эти задачи успешно решает. Значительная часть преподавательского состава имеет высшее образование. Многие из них, в том числе и директор -Г. В. Зиновьева, являются выпускниками своей школы. Все мы занимаемся воспитанием подрастающего поколения под руководством партийной организации школы. Наиболее важные и ответственные участки возглавляют коммунисты. За массово-политическую работу и наглядную агитацию отвечает секретарь партийной организации М. Т. Чу- пина. Школой научного коммунизма «Актуальные проблемы теории воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе» руководит заместитель секретаря партийной организации Е. Е. Назарова. Г. В. Зиновьевой поручена работа с «трудными», Т. Б. Чупина является руководителем первичной организации общества «Знание», я руковожу политшколой. Важное место в работе коллектива занимает привитие интереса к знаниям, повышение их качества. Поэтому возрастает роль урока. В текущем учебном году наш учительский коллектив поставил и решает проблему «Оптимизация учебно - воспитательного процесса и формирование активной жизненной позиции как важнейших принципов научной организации педагогического труда». Сейчас в этом плане у нас идет теоретическая работа,, закрепляемая уже определенным практическим опытом. Решает поставленную задачу коллектив через общественно - политическую деятельность, разнообразную юнкоровскую, музейно- краеведческую, военно - патриотическую, правоохранительную и другую работу. Сущность оптимизации учебно - воспитательного процесса состоит в том, чтобы найти лучшие варианты обучения, отказавшись от годами сложившегося типа в походе к конструированию уроков. Нам надо выбрать такой вариант уроков, который бы в данном классе дал оптимальный, наилучший результат. Оптимизация предполагает научную организацию труда учителей и учебной деятельности учащихся, которая рационализирует учебу, стимулирует их к самообразованию и самовоспитанию. Результатом должны быть экономия времени, сил учителя и учащихся, повышенный интерес к предмету, к знаниям. В нашей школе задача оптимизации решается через постановку познавательных проблемных задач, широкое использование технике с к и х средств обучения, наглядности; создание интеллектуальных затруднений, использование учителями и учащимися дополнительной литературы. Хорошо эта работа поставлена у опытных учителей — мастеров своего дела Г. В. Зиновьевой (химия), М, Т. Чупиной (русский язык и литература), Е. Е. Назаровой (история), В. А. Гумен (немецкий язык), Т. С. Мыльниковой (биология) и у других. При воспитании интереса к предмету значительное место отводится внеклассной работе в различных формах: институт консультантов, предметные кружки типа математического, юного автомобилиста, политшколы, клуба интернациональной дружбы, литературно - драматического. Этой же цели служат и факультативные занятия по предметам, выпуск тематических стенгазет, общественные смотры и другие подобные мероприятия. За последние три года широкое распространение получила деятельность института консультантов. Начало этой работе положено М. Т. Чупц- ной. Возглавляют и направляют дела института завуч, комитет комсомола, учком и совет дружины. КЪнсультанты есть в каждом классе, по каждому предмету. Они регулярно собираются на свои заседания. Консультант считается первым помощником учителя, а потому имеет право контролировать, помогать, исправлять ошибки и даже оценивать знания. Велика роль института консультантов в работе с ребятами, пропустив- шимц занятия. Она дает им возможность не отставать по программе. Деятельность консультантов еженедельно освещается на школьной радиолинейке. Хорошими консультантами из учащихся являются Т.' Стародубцева по химии, Л. Карпова по истории, Т. Мам- тюкова по математике, Л. Зу- дилкина по литературе и истории, О. Руднева по физике, химии. Интересно проходит работа политшколы. Она охватывает учащихся 8—10 классов. Ее традиции были заложены Е. Е. Назаровой. Здесь изучаются материалы XXVI съез д а КПСС, произведения В. И. Ленина, Л. И. Брежнева, проблемы экономики и международного положения. Программа политшколы рассчитана на весь учебный год. По окончании слушатели сдают зачет^ который становится серьезной проверкой каждого учащегося перед авторитетной комиссией. На базе политшколы действует лекторская группа. Члены этой группы каждый понедельник и четверг выходят в трудовые коллективы на предприятия села. Проводимая работа дает большой эффект: ребята учатся свободно говорить и рассуждать, поднимается их авторитет среди взрослой аудитории, у учащихся крепнет _ вера в себя, в свои силы. Администрация школы осуществляет контроль за внеклассной работой по предметам, выносит вопросы на обсуждение педсовета, малых педсоветов, советов при директоре. На педсоветах, производственных совещаниях, партийных собраниях школы ставились вопросы по оптимизации учебного процесса. Были обсуждены такие темы, как «Оптимизация учебно - воспитательного процесса», «Оптимизация обучения», «Анализ эффективности современного урока» и другие. Работа коллектива в этом направлении, претворение в жизнь намеченных, мероприятий помогает привлечь к учебе. Повышается уровень и качество знаний, расширяется кругозор учащихся. В результате за последние два года качественная успеваемости по школе составила 39—40 процентов. Внеклассная работа по предметам во многом влияет на жизненный путь многих . наших выпускников. Например, Юрий Лапенко, занимавшийся в политшколе, учась в Новосибирском институте народного хозяйства, выступает с лекциями перед учащимися ГПТУ и техникумов. Многие выпускники школы связали свою судьбу с Советской Армией, там занимаются лекционной, воспитательной работой. Прививаемая внеклассной работой любовь к труду, к родному селу помогает молодой смене возвращаться домой, становиться передовиками производства. Теперь всему району известно имя молодого хлебороба Сергея Исакова. Замечательно трудятся бригадир дистанции контактной сети Виктор Быков, инженер Василий Борзых, врач Татьяна Борзых, главный бухгалтер совхоза Александр^ Краснояров. Многие выпускники хотят связать свою жизнь с учительской деятельностью. Можно сказать, что вся наша работа по подготовке выпускников к жизни, к общественной работе идет успешно.' Но при всех положительных результатах у нас’ есть ’еще много резервов повышения эффективности учебной, воспитательной работы. Так, недостаточна роль факультативных курсов по углублению знаний учащихся. Для внеклассной работы не привлечены шефствующие предприятия. Желает быть лучшей работа с «трудными». Над тем, как лучше использовать эти резервы нашего производства, мы думаем и делаем все необходимое, чтобы устранить имеющиеся недостатки. В. МАИ, заместитель директора Сокурской средней школы № 19 по учебно-воспитательной работе. Итоги соревнования животноводов района заянварь Д О Я Р К И Ф. И. О. доярки, надоено молока (кг) на одну фуражную корову за январь СОВХОЗ «м ош к о в с к и и » 293 Поморцева К. В. Гучек Т. М. Крашиленко А. П. 253 Штоппель Л. Г. 242 Сидорова Н. И. £37 Куряева А. М. 234 СОВХОЗ «ГАЛИНСКИИ» Христофорова 312 Вотян У. Т. Потереба Н. 298 Старикова В. И. Байдаченко Е. Е. 186 Кирилина Н. 183 Букина 3. И. Ренных Г. Г. Саландо Н. И. Семенова 3. М. КОЛХОЗ «ЛЕНИНЕЦ» Лебедева Е. С. Олейник Т. Орлова Т. Т. Буянова А. Белаш 3. И. СОВХОЗ «восход» 208 Ткаченко Е. С. 207 Макута Л. И. ч 202 Козлова Т. М. 183 Мельникова Е. Г, 181 Шамак Е. А. СОВХОЗ «СМОЛЕНСКИЙ» Глухих М. Ф. 287 Сержантова Т. Г. Жеребцова Н. В. 214 Корчуганова А. Г. Селезнева Л. А. Казакова Н. С. Бесщидникова А. Ф. СОВХОЗ «БАРЛАКСКИИ» 125 118 Медведева М. Н. Денк М. И. Есаулова Л. В. Земская Н. С. Петрова Е. В. Кузнецова К. С. Пухова А. КОЛХОЗ Санникова В. А. Вебер П. И. Кульменова Л. !А. Балукова Г. П. СОВХОЗ Яблонская Т. И. Перемикина Н. Н. Шмакова В. И. 258 238 228 217 214 195 192 СОВХОЗ Осипова Е. Г, Кутькова А. Г, Чубченко Л. Евдокимова Г. П. Лаврова В. И. Духинская Л. Е. Панина С. П. Уткина Г. Н. «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕН» 180 Шамак Г. М. 177 Хасаншина Г. Комарова Н. Л. «СОСНОВСКИИ» 263 Антонова В. К. 259 Глебова Т. Б. £o 2 t «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» 242 Гайдукова Л. П. 208 229 215 219 205 179 159 157 Шлякова Л. Р. 404 Коняева Л. В. 290 Ежак Л. И. 351 Пермякова А. И. 280 Пузач Н. П. 345 Кузнецова 3. П. 258 Шолохова Л. А. 301 Юраго Л. А. 247 181 180 178 174 174 91 87 86 190 188 186 181 180 180 127 125 119 212 202 204 ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТЕХНИКОВ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ СТАДА Ф. И. О. техника, получено на 100 коров, Боржиков Б. Б. Куляева Т. Д. Штайнерт Л. И. Васильева Е. И. Фролов В. Ф. Гриценко О. Ф. Шлыкова Н. В. Цинкер В. Р. Андреев Г. Артамонова А. Т. Бочкарев С. И. Балыкова А. А. Глухих В. Ф. Москалева В. И, Сысоев В. Bi Быкова В. В. Морева 3. П. Кожаро В. Ф. Селицкая В. П. 81 52 51 48 45 40 37 35 31 30 28 24 24 21 17 12 телят всего, в расчете хозяйство «Восход» «Союз строителей» 13 14,7 14.7 13 8.7 12,9 18,5 10.8 11 10 7 6 5.7 6,6 3,1 6 5.8 4.9 «Зеркальный» «Барлакский» «Ленийец» — « — «Барлакский» «Восход» «Ленинец» «Смоленский» «Барлакский» «Смоленский» «Барлакский» «Смоленский» «Галинский» СКОТНИКИ И ТЕЛЯТНИЦЫ НА ОТКОРМЕ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА Ф. И. О. скотника, телятницы, среднесуточный привес (г) за январь совхоз «мошковскии» Ташкин Б. Г. 1021 Гацко С. П. Бурлакова А. П. 914 Колощук А. Е, Мельникова Н. П. 788 СОВХОЗ «ГАЛИНСКИИ» Кузнецова В. П. 784 Коноферчук Т. Я. Клоберданц 708 КОЛХОЗ «ЛЕНИНЕЦ» 846 Русских Т. П. 942 Кравченко Е. 808 Колесникова А. И. СОВХОЗ «восход» 1287 Семьянова Н. 1123 1035 832 623 608 СОВХОЗ «СМОЛЕНСКИЙ» Чернов Н. Е. 740 Грозин П. П. Антонов Н. Е. Зейвальд М, И. Шипицына У. Я, 720 Гусельникова 3. П, Краузе Ф, Н, Ковалева Т. И. Клепиков Н. Никифоров Е. Снаткина Ф. Федосова В. Халдеев Ф. Готовцева А. Федосова В. Б. Шкурко М. Сисюк У. А. Терехин В. П. Гусеница В. Терентий С, К, 728 675 620 768 647 541 536 503 410 408 33 712 619 600 скотники ДОЙНЫХ ГУРТОВ Ф. И. О. скотника, надоено молока (кг) на одну фуражную корову за январь Саландо А. Я. Штоппель Н. И. 237 Малихин М. А. Кошеутов В. И. Буланов В. Я. 225 СОВХОЗ «ГАЛИНСКИИ» Лукин А. Т. Коваленко Н. Г. 159 Луцкий Ф. М. Кухоенко С. В. Лунянин Е. М. 143 КОЛХОЗ «ЛЕНИНЕЦ» Юраго М. Г. Эйнер А. Г. 263 Поляков А. С. Куковский А, В. Шлыков А. И. 256 СОВХОЗ « в о с х о д » Коцупий И. М. Шипов Е. И. Харченко Г. А. 182 Аванесов Г. И. Петроченко В. Щедрин В, И. 170 СОВХОЗ «СМОЛЕНСКИЙ» Царенко Н. И. Иващенко А. Д. 244 СОВХОЗ «БАРЛАКСКИИ» Попов Н. С. Власов Ю. В. Терехов А. М. Бутылкин Н. М. 181 СОВХОЗ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» Гришин В. А. Трубачев Б. Д. Серов В. Н. 185 ПОЛУЧЕНО ТЕЛЯТ на 100 коров 1982 г. 1981г. «Союз строителей» 15,2 17 «Восход» 15 19 «Томиловский» 15 --- - «Зеркальный» 14 10 «Ояшинский» 12 6 «Ленинец» 12 11 «Большевик» 12 16 «Мошковский» 9 7 «Сосновский» 11 — «Барлакский» 7 8 «Галинский» 6 7 «Белоярский» 6 — «Смоленский» 4 2 По району: 10 11 » \ 1
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2