слова живой п а р т и й н о й мысли и коллективах, то, естественно, должны анализировать производственные дела, состояние идейно - воспитательной работы, определять свое отношение к этому. При этом важным делом остается самостоятельная работа над книгой, первоисточником, документами партии и правительства. Только при таких условиях повышается интерес людей к политическим знаниям, престиж, авторитет учебы. Пропагандист обязан не просто призывать участвовать в общественной работе, а должен конкретно определять вместе с партийной организацией: «проведи такую- то беседу на такую-то тему». Необходимы и учет ' всех выступлений, представление материалов в парторганизацию для подведения итогов. Центральной фигурой в этом деле является пропагандист. Многое зависит от его умения организовать для слушателя такую практику, которая ему интересна, посильна. Кабинетом политического просвещения райкома партии за последнее время обобщен опыт работы таких пропагандистов, как В. М, Ермолаева, Н. А. Галузин, 3. Ф. Митина. Об их опыте выпущены листовки, проводятся открытые занятия с приглашением пропагандистов, которым необходима помощь, которым интересен передовой опыт. Большое значение в совершенствовании пропагандистского мастерства имеют личные творческие планы. В большинстве своем они конкретные, деловые. Отдельные планы мало предусматривают творческой работы по повышению общественно - политической активности слушателей.’ А организации такой практики надо посвящать в плане целый раздел. Причем вопросы нужно ставить не в общей форме, а конкретно: кто из слушателей какую тему готовит, какую выполняет общественную работу. Хотелось бы видеть в планах пропагандистов больше мероприятий по совершенствованию учебного процесса, развитию познавательного интереса слушателей. В то же время план должен быть составлен так, чтобы перед слушателями ставилась конкретная цель: на- основе глубокого изучения пер воисточников, материалов учебного курса овладеть знаниями и практическими навыками, не обходимыми для ведения того или иного вида агитационномассовой работы. В связи с этим, в плане требуется планировать занятия, консультации по методике устной политической агитации, ораторскому искусству, определять темы выступлений слушателей на занятиях и в коллективах. В целях повышения производственной активности пропагандист со специалистами предприятия, хозяйства, должен оказывать помощь слушателям в разработке, экономическом обосновании и выполнении социалистических обязательств, изучении передовых методов труда. Будет правильным, если в конце учебного года, пусть не первого года занятий в школе илй семинаре, на итоговом занятии слушатель аттестуется по той общественной профессии, которую он приобрел. Конечно, чтобы претворить все это в жизнь, пропагандисту придется больше поработать, зато это дает возможность реально увидеть плоды своего труда, а значит, и получить большее удовлетворение. Н. ЛЕБЕДЕВ, заведующий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС. РОДЬ САМООБРАЗОВАНИЯ Постановление^ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» нацеливает пропагандистов на повышение результативности занятий, укрепление и связи с решением практических задач коммунистического строительства. В достижении этой цели очень большое значение имеют самообразовательная работа слушателей и руководство ею со стороны пропагандистов. Превратить самообразование в жизненную потребность каждого человека и научить методам самообразовательной работы было заветным желанием Н. К. Крупской. Образцом титанической работы над собой для всех нас является В. И. - Ленин. Говоря о современных рабочих, которые, трудясь, продолжают учиться, осваивать передовые достижения науки, культуры, Л. И. Брежнев отмечает, что они, как правило, политически активны, интересы государства, общества Воспринимают как свои собственные. Самообразование направлено, прежде всего, на овладение теми знаниями и умением, которые обеспечивают человеку успешное выполнение своих производственных обязан- ' ностей. Для примера расскажу, как мы в Октябрьской средней школе использовали. самообразование при изучении курса «В. И. Ленин, КПСС о коммунистической нравственности». Чтобы подготовить тему «Нравственная свобода и ответственность. Активн а я жизненная позиция», были составлены план, практические задания, список необходймой для самостоятельного изучения литературы. В практическом задании было предложено Р. Я. Пудовой, Л. И. Ас- меткиной обобщить, как формируется социальная активная личность у учащихся 9 и 10 классов. Предварительно пропагандист побеседовал с учителями, получившими задания, указал, на что нужно обратить внимание. И занятия прошли на высоком идейно - теоретическом уровне. С массой примеров из жизни школы, классов, совхоза выступили Г. В. Молчанова, Р. И. Реценштейн, А. В. Новикова, Н. Л. Кондратьева. Их выступления вызвали живой обмен мнениями по обсуждаемым вопросам. Занятия прошли интересно, нацелили слушателей на творческую работу по воспитанию детей. И все это потому, что широко использовался метод самообразования. Так, отличник народного просвещения РСФСР Г. В. Молчанова постоянно использует имеющуюся библиотеку художественной и специальной литературы, конспекты первоисточников, палки с вырезками из газет, альбомы, накопленный огромный дидактический материал. Галина Викторовна неутолимый труженик. Она работает завучем школы, учит ребят физике, возглавляет первичную организацию общества «Знание». Широко используется самообразование в школе основ марксизма - ленинизма, возИ С Т И Н А ПОЗНАЕТСЯ В совхозе «Большевик» работают две школы коммунистического труда, где занимаются 59 свиноводов. Среди них 27 человек являются ударниками коммунистического труда, 10 — борются за это высокое звание. Многолетняя учеба помогла свиноводам повысить свое мастерство. 20 из них имеют квалификацию «Мастер - животновод I класса», другие — «Мастер - животновод II класса». В текущем учебном , году занятия ведутся по курсу «Б е режливость — черта коммунистическая». С большим интересом рабочие изучили такие темы, как «Советская экономика на пути интенсивного развития», «Все рабочее время — добросовестному труду», «Эффективнее’ использовать станки, оборудование и машины», «Экономить топливо и энергию, сырье и материалы долг каждого». По экономическим вопросам учебного п л а н ского отделения приняли повышенные социалистические обязательства в честь предстоящего 60-летия образования СССР. А принять обоснованные обязательства в сложных условиях зимовки скота, когда обеспеченность его кормами ограничена, не так-то просто. Здесь пропагандисту, руководителю требуются не только знания, но и умение вместе с животноводами анализировать имеющиеся резервы, убедить их в возможности выполнения планов и социалистических обязательств. Характерной особенностью пропагандистов нашей партийной организации является то, что при изучении материала они не ограничиваются простым изложением опубликованного по теме материала в ГЛАВНАЯ Т Е М А плана предусмотрены и уже изучены темы: «В единстве с народом — сила партии», «Материалы ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС», «О международном положении», «Программа подъема материального и культурного уровня жизни народа». Изучен ряд вопросов по эстетике и нравственности, зоотехнии и ветеринарии. Руководят работой школ коммунистического труда . на первой ферме зоотехник С. Б. Трифонов, на второй —- зоотехник - селекционер Е. Ф. Гришина. Интересно проводят занятия пропагандисты И. Р. Гончаренко, А. С. Пилипченко, Н. М. Лапицкая, Л. А. Бондарева. Экономические вопросы освещают руководители, глав-, ные специалисты совхоза и специалисты ферм. На занятия печати, а тесно увязывают его с делами на производстве, состоянием экономики совхоза, перспективой его развития. Они призывают слушателей к действию. Это прежде всего относится к таким пропагандистам, как директор хозяйства Н. М. Харитонов, главный агроном В. П. Пальчиков, политинформаторам П. А. Ефименко, В. В. Петрович, В. П. Михайлюк. Главное, что творческ и е планы помогают улучшать работу идеологическо г о актива, слушателей партийной, комсомольской учебы, экономического образования. Подтверждением этому служит то, что’ в 1981 году наш совхоз выполнил планы по всем основным показателям в животноводстве. А. СТАРИКОВ, секретарь парткома совхоза «Галинский». часто приходят учителя средней школы, учащиеся. Это очень важно для укрепления связи школы с производством, для трудового воспитания подрастающего поколения. Изучение вопросов экоцомии и бережливости идет во взаимосвязи с местными фактами, на конкретном материале из жизни коллектива. Сейчас наши фермы насыщены всевозможными механизмами, устройствами и приборами. Имеется много электромоторов, котлов, электронагревателей, которые работают от электроэнергии. В себестоимости получаемой продукции значительное место занимает она. Вот почему на сегодняшний день экономное расходование электроэнергии приобретает важное значение во всем производственном процессе, Приучить рабочих экономно ею пользоваться, бережно ее расходовать — важная задача пропагандистов. Кончил работу — выключи электромоторы, без нужды не включай электроосвещение. В нынешней трудной зимовке скота большое значение имеет рациональное использование имеющихся кормов. На это также пропагандисты обращают внимание своих слушателей. Само хранение кормов, их доставка, технология приготовления, раздача продуманы, выверены так, что исключаются любые потери. Однако, кому из животных сколько давать, как экономнее расходовать корма, лучше всего знает свинарка. Постоянная работа школ коммунистического труда способствует выполнению совхозом планов по надою молока на 115 процентов, сдаче мяса государству — на 103,5 процента, продаже племенного свинопоголовья — на 148 процентов. Совхоз получил прибыль 400 000 рублей. Г. ПЕТРОВ, председатель рабочк о м а совхоза «Большевик». В СП ОР Е В приветствии ЦК КПСС XVIII съезду ВЛКСМ отмечалось, что всей своей деятельностью комсомол призван помогать каждому молодому человеку усваивать марксистско- ленинское мировоззрение, вырабатывать активную жизненную позицию, глубокую коммунистическую убежденность. Работа комитета ВЛКСМ наливной станции Сокур, учеба в комсомольском кружке способствуют воспитанию у юношей и девушек нашего коллектива трудолюбия, высоких нравственных качеств, ответственности за исполнение своего общественного долга и гражданских обязанностей. Многое в учебе комсомольцев зависит от нас, пропагандистов. Я лично считаю важным в учебе ее связь с жизнью. Не зря народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы убедились, что легче запоминаются и глубже проникают в душу слова, сказанные не об отвлеченном предмете или неизвестном нам человеке, а о непосредственно связанным с нашей жизнью, с коллективом факте. Наши комсомольцы в кружке изучают основы коммунистической морали. Темы преподносим так, чтобы сделать их ближе нашим интересам. На одном из последних занятий был рассмотрен вопрос об отношении к труду и общественной собственности. После небольшого доклада Нины Ефремовой началась беседа, которая вскоре приняла форму спора. Было замечено, что изо дня в день приходя на работу, мы не всегда задумываемся о том, что значит для нас труд. На вопросы «Как ты относишься к труду?», «Сможешь ли жить сейчас совсем не работая, без коллектива, не давая ничего обществу»? отглавляемой старейшим пропагандистом Н. А. Галузиным. Он много работает над повышением своего образования, требует этого от слушателей. По каждой теме готовятся все. А одному из слушателей дается задание разработать тот или иной вопрос более тщательно. Он конспектирует материал, использует факты из жизни ‘ коллектива, изучает дополнительную литературу, рекомендованную на консультации. Так, например, было поручено готовить вопросы «Преданность делу коммунизма — высший принцип нашей жизни» — В. А. Кошкиной. «В. И. Ленин, КПСС о сущности коммунистической морали и нравственного воспитания»— Н. Г. Козлову, «Нравственное поведение в семье и бы ту »— В. А. Марченко. Все эти вопросы злободневные и вызвали широкое их обсуждение. После выступления В. А. Марченко много говорилось об антиподах нашего быта, безнравственном поведении отдельных людей, высказывалась обеспокоенность судьбами детей из неблагополучных семей. Пропагандист Н. А. Галузин после выступлений слушателей делает обобщение и заключение по теме. Заостряет внимание на пережитках прошлого, воспитании культуры людей. Такая практика проведения занятий активизирует слушателей, делает их примером для других работников совхоза. В. ЕРМОЛАЕВА, заведующая кабинетом политпросвещения совхоза «Барлакский». веты были самые различные и часто противоположные. Одни отвечали, что человек работает потому, что ему нужно материально обеспечить себя, работает потому,- что все работают. Другие утверждали, что ТРУД ~ необходимая потребность человека. И таких было большинство. Комсомольцы хорошо знают ДРУГ друга, кто чем увлекается. Каждый выступающий давал яркую характеристику отношения к труду в своем рабочем коллективе. Другим примером, где использовались конкретные факты из жизни коллектива, является обсуждение вопроса «Человек и вещи. Что такое вещи?» О вещизме сейчас много говорят. Это болезнь не ~ только отдельных молодых людей. Разговор получился интересным и не прошел бесследно. Хорошо подготовил и провел занятие Сергей Кузьмин. Темой его доклада явился вопрос «Патриотизм и интернационализм». Он также все изложенное увязал с действительностью. В нынешнем учебном году мы все свои занятия проводим в форме диспутов, споров. Она нам кажется более живой, интересной. Слушатели к очередному занятию готовятся заранее, каждый выбирает для себя интересующие их вопросы. я помогаю слушателям подобрать необходимую литературу для подготовки по очередной теме. И сама готовлюсь к занятиям, только по всем вопросам. Основное внимание при этом обращаю на изучение первоисточников марксизма- ленинизма, документов по внутренней и внешней политике КПСС, материалов XXVI съезда партии. Положительную роль в улучшении работы комсомольского просвещения на наливной станции Сокур сыграло совместное партийно - комсомотфское собрание. Улучшилась посещаемость комсомольцами занятий, их активность в учебе. Е. ГАГАРСКАЯ, пропагандист наливной станции Сокур.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2