=___1 в января 1982 г., № 7 (4505) = МОШКОВСКАЯ НОВЬ НА ШКОЛЬНЫЕ ТЕМЫ ЧЕРЕЗ УЧБЕНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗВЕНО | Вопросами трудового воспи- ' тания занимается весь педагогический коллектив нашей школы. Интересно, умело проводятся уроки по трудовому обучению. Уроки труда — это основная форма всей профориентационной работы. ' В последние два года мы стали уделять особое внимание летнему трудовому воспитанию и отдыху учащихся. Дети не просто проходят прак- , ТИКу на пришкольном участке, а являются членами летнего трудового лагеря «Солнышко». Летом создаются звенья по' интересам: садоводов, кролиководов, цветоводов, строителей, овощеводов. Ребята охотно выполняли посильную работу, помогали заготконторе в сборе лекарственных трав, веточного корма. Много радости приносили им интересные игры. За прошлое лето в ла- ■ гере отдохнули 165 детей. Создавая летний трудовой лагерь «Солнышко», педагогический коллектив думал не только о Трудовом воспитании, но и о .правильной организации отдыха детей. Родители с удовольствием направляли своих .детей в лагерь. На пришкольном участке проводилась опытническая работа. За лето мы вырастили хороший урожай » капусты, моркови, огурцов, 48 кроликов, из которых 31 сдали в заготконтору, а за остальными сейчас ребята заботливо ухаживают. Все это развивает и создает у учащихся нашей школы интерес, увлеченность общественными делами. В. ЛЯПУСТИНА, учительница Мошковской восьмилетней школы. Г Р У З ния, других необходимых товаров. Высокоэффективно организована работа, например, всех транспортных узлов в Приморском крае. Только в декабре с побережья Тихог.о океана в глубь страны отправлены сотни вагонов с рыбой, консервами.' Важно, чтобы ни один вагон не задерживался в пути, а, прибыв на место, разгружался без промедления. Тут многое зависит от местных партийных, советских и хозяйственных органов. Они призваны четко_ контролировать работу служб железной дороги, оперативно пресекать непорядки. Каждый случай простоя ватонов Должен вызывать тревогу У руководителей, у всех, кто соприкасается с транспортировкой продовольственных грузов. Со своей стороны Миниетер- ство путей сообщения СССР принимает меры к тому, чтобы устранить недостатки, имеющиеся в работе железнодорожного транспорта. Сейчас на стальных магистралях появляется все больше усовершенствованной транспортной техники. Мы имеем тысячи рефрижераторов и вагонов- ледников с новым оборудованием, которые используются для перевозки продовольствия. Железнодорожники приложат все силы к тому, чтобы внести достойный вклад в осуществление продовольственной программы — центральной задачи одиннадцатой пятилетки. Иногда классные руководители, особенно молодые, считают, что главное в самоуправлении — это работа выбранного актива: старосты, членов комиссий учкома, других активистов. Однако основная цель — активизировать класс как коллектив, создать здоровое, авторитетное общественное мнение. К примеру, дежурство по классу не всегда связывают с самоуправлением. А ведь дежурные — это уполномоченные коллектива. Этому я уделяю большое внимание, так как дежурные организуют ряд важных режимных моментов. Дежурство позволяет привлечь всех учащихся к управлению жизнью всего коллектива. Перед началом урока дежурные проверяют готовность кабинета к учебным занятиям, после уроков проводят уборку.'-'" Классные дежурные, проверяют состояние кабинета, мебе- ' ли, оформление, следят за цветами, экономным расходованием электроэнергии, за соблюдением правил техники безопасности, готовят все необходимое к лабораторным и практическим работам, помогая учителю. Участие всех ребят в разработке требований к дежурным, обязательный контроль за выполнением их обязанностей, обсуждение итогов дежурства неклассных собраниях —- вся эта незаметная, будничная работа становится одним из участков деятельности ученического самоуправления. Начиная новый учебный год, вместе с коллективом планируем работу с учетом повзрос- ления ребят. Классному собранию, как высгйему коллективному органу самоуправления, придается важное значение на протяжении всех лет обучения. Однако в каждом последующем классе деятельность его обновляется с -ориентацией на возраст ребят. Обычно в начале учебного года на классном собрании проводим выборы актива ученического самоуправления. .От подготовки и проведения таких собраний зависит многое. Нужно так подготовить ребят, чтобы серьезными, авторитетными были избраны староста, члены комиссии учкома и другие активисты. Поэтому с первых дней учебного года в классе создаю атмосферу доверительности, взаимопонимания, а это бывает только при решении всех вопросов с активом. Классному руководителю важно посоветоваться и с советом пионерского отряда или бюро классной комсомольской организации о кандидатурах в новый выборный актив ученического самоуправления/Вместе с ребятами обсуждаем, как работали староста, учком, кого из активистов следует вновь рекомендовать выполнения р е ж и м а дня. Наша страна встала на трудовую -вахту — «60-летию образования СССР — 60 ударных недель». И классные собрания бывают внеочередными. Одно из них было посвящено 40-летию битвы под Москвой. В конце- первой четверти вместе с активом обсудили отношение учащихся к учебной работе, вопросы организации взаимопомощи в учении, контроля за выполнением домашних заданий, внеклассного чтения, подготовку класса к школьным олимпиадам по различным учебным предметам, конкурсам, вечерам. Обсуждали и причины плохой успеваемости. ’ Вместе с активом ученичеКЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ для избрания, кого целесообразно заменить, кому сменить поручение. Все вместе решаем, *о чем должен сказать на классном собрании, посвященном выборам в актив- ученического самоуправления, председатель совета отряда или секретарь классной комсомольской организации. На собраниях распределяются ученические поручения, заслушиваются отчеты о их выполнении, подводятся итоги дел. Классное собрание проводится не реже раза в месяц. Так, в сентябре оно состоялось с повесткой: «Если быть, то на переднем крае, если делать, то наверняка!», в октябре на тему: «Учение — наш главный труд». На нем обсуждали, как ребята относятся к учебе, как организована взаимопомощь. О своей работе отчитались консультанты по предметам. Староста класса познакомила с итогами рейда... актива по проверке ского самоуправления, а затем на классном собрании обсуждаем оценки по поведению ученика за каждую четверть. Актив и староста класса доброжелательно, но принципиально высказываются о поведении каждого. Оценки, выставленные с учетом мнения пионерской и комсомольской организации, актива ученического самоуправления, классного собрания, более объективны и действенны. Участие классного актива "ученического самоуправления в-работе общешкольных, выборных органов имеет важное значение для формирования организаторских умений и навыков. Так, например, старостой была избрана очень скромная, тихая, но пользующаяся авторитетом у ребят Люда Штоппель. С помощью классного актива Люда обрела уверенность, вносила деловые предложения о :помощи слабоуспевающим ребятам, сама консультировала их. Забота о товарищах, о коллективе формирует чувство ответственности за общее дело. В комсомольских классах на общих собраниях начнется обсуждение характеристик учащихся. Будет обращено внимание учащихся выпускных классов на оценку их отношений к учению, труду, общественным поручениям, к товарищам. Таким образом создается стимул для самовоспитания подростка и старшеклассника. Третья четверть — по р а школьных олимпиад. Чем больше ребят участвует в них, тем важнее привлекать к подготовительной и организаторской работе актив ученического самоуправления. На классном собрании мы обсудили условия и порядок проведения предстоящих олимпиад, например, по русскому языку, химии и другим учебным предметам, а также требования к участникам. К весенним каникулам будем готовить «Неделю книги». Это еще одно поле деятельности ученического самоуправления. Начинаем сбор классных библиотечек для подшефной школы поселка Горного, проведем читательские конференции, второй смотр учебников, отметим учеников, которые сохранили свои книги в хорошем состоянии. Придет четвертая четверть, к привычным заботам хозяйственно - трудового актива класса добавятся новые, потому что надо организовать участие всех ребят в благоустройстве пришкольного участка, чтобы дети сами заранее планировали работу, самостоятельно организовывали ее и проводили. Во время Ленинского субботника, который проводится ежегодно, актив_ ученического самоуправления вместе со всеми трудится с огоньком, чтобы не отстать, не подвести друг друга. А. ПОРТНОВА, учительница Новомошковской средней школы. » « * * * » « » да -pt ж Щ Щ В МИРЕ КАПИТАЛА Ш К О Л Ы В ЧЕТЫРЕ СМЕНЫ Т О В А Р Ы Н А Р О Д У Ленинград. Фарфор с маркой «ЛФЗ» славится, разнообразием форм, изяществом рисунка, высоким качеством. Впервые в стране здесь освоено серийное производство изделий из так называемого костяного фарфора. Постоянно обновляется ассортимент. На снимке: художник Т. И. Филиппова демонстрирует продукцию. Азербайдж а н с к а я ССР. Шесть моделей детской одежды с индексом «Н» запущены в производство на Бакинской швейной фабрике № 1. Ежегодно ассортимент изделий фабрики обновляется более чем на 80 процентов. 36 моделей детской одежды маркируются государственн ы м Знаком качества, что составляет 40 процентов от общего объема производства. На снимке: новые костюмчики для мальчиков. Петропавловск - К а м ч а т ский. Работники Камчатского объединения художественных ■промыслов и сувениров выпускают более 70 образцов изделий из кожи, кости, меха, дерева. Женские, украшения и одежда, предметы домашнего обихода и сувениры местных мастеров пользуются большим спросом у покупателей. - На. снимке: новые образцы сумок, кошельков. Фото М. Блохина, И. Вайнштейна, Я. Халилова. (Фотохроника ТАСС). В тюрьме португальского города Сабугал появились весьма необычные «постояльцы». Эго сто ребятишек, которые ежедневно приходят сюда... на школьные занятия. Не найдя в городе хотя бы временного помещения для школьных классов, власти распорядились освободить несколько тюремных камер. В них размещаются школьники вместе со своими учителями. Сообщая об этом факте, лиссабонский корреспондент газеты «Нойес Дойчланд» пишет: «Каким бы сомнительным не выглядело подобное решение, положение ребят из Сабугала по сравнению с тысячами других школьников Португалии можно считать почти привилегированным. В октябре в стране не открылась почти половина учебных заведений. -Десятки из них и поныне остаются закрытыми, так как на их содержание не выделяется финансовых средств». В корреспонденции приводится высказывание португальского министра образования и науки Перейра Крепшу, который указывает на бедственное положение в сфере школьного образования. Поданным министра, в стране не хватает многих тысяч классных комнат. Однако доля расходов на образование в государственном бюджете из .года в год сокращается. Правительственные учреждения отдали распоряжение о проведении занятий в несколько смен и призвали педагогов в случае необходимости не прекращать учебу в школах' даже в период каникул. В одном из пригородов Лиссабона 700 учащихся школы учатся всего в шести классах. Представитель местных властей недавно с горечью констатировал, что образование для подростков; по-прежнему остается роскошью, которую можно приобрести лишь в частных, а не в общественных школах. Он заявил: «У нас до глубокой ночи занятия в школьных помещениях проводятся в четыре смены». Эти факты свидетельствуют о том, что образование в мире капитала доступно далеко не всем. Оно остается привилегией богатых. К. САВВИН (ТАСС).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2