Экономика должна быть экономной _____ . и отходыВ Д Е Л О Экономия и бережливость приобретает особо важное значение. Это подчеркивалось на XXVI съезде партии, ноябрьском (1981 г.) Пленуме ЦК КПСС. Планы предусматривают напряженные задания по реализации этих вопросов. Необходимо осуществить меры по снижению энерго- и материалоемкости производства, разработать такую технологию, чтобы было как можно меньше отходов, да и те, которые допускаются, находили бы применение. И работы в этом отношении непочатый край. У нас, например, да и на других предприятиях, еще довольно много делового металла идет в лом. В 1980 году мы освоили из отходов производство детской лопатки, которая очень нравится нашим ребятишкам. За первую партию в несколько тысяч .штук работники прилавка «ухватились», что называется, руками, заказы посыпались на сотни тысяч лопаток. Но производство пришлось прекратить только из-за отсутствия черенков. Сложное ли это дело — их изготовление? Для нашего завода — да. А для Дубровинского лесхоза или второго Новосибирского лесоперевалочного комбината — нет. Здесь из отходов, которые выбрасываются кубометрами в дрова, можно бы делать черенки. Возникает другой вопрос — со штакетником. Многие жители, да и руководители, ломают головы, из чего возводить ограды. Штакетник выпускается, но в достаточном ли количестве? Оказывается, в малом, хотя- материала из тех же отходов для него вполне хватает. Пришла пора, чтобы на каждом предприятии была группа, которая бы занималась вопросами улучшения полного, с большей эффективностью использования отходов. Исполкомам поселковых и сельских Советов, особенно Дубровинского, Ташаринского, Сокур- ского, Ояшинского, больше надо предъявлять требовательности и спроса к хозяйственным руководителям по внедрению этого важного резерва производства товаров народного потребления, для более полного удовлетворения ими спроса населения. Г. ЛИТОВЧЕНКО, директор Ояшинского ре- монтно - механическ о г о завода, депутат районного Совета народных депутатов. Р А С Х О Д Б Е Н З И Н А - Н О Л Ь Г Р А М М О В В самом неожиданном месте можно найти источник экономии горючего. Это доказали в совхозе «Себежский» Псковской области. Чтобы заполнить цистерну подошедшего к ферме молоковоза, в ней надо создать вакуум. Машина оснащена нужным оборудованием, шофер включает двигатель, и... пока молоко будет литься в цистерну, мотор «выпьет» от двух до пяти литров бензина — в зависимости от марки автомобиля. Но, оказывается, этого расхода можно вовсе избежать. В совхозе все фермы механизированы, а это значит, что на каждой есть вакуумпровод. К нему теперь и подключают цистерны. И дел-то всего: соединить шланг с вакуумной магистралью автомобиля, заглушить ее со стороны двигателя и включить насос во дворе. Конечно, тут не обойтись без некоторого расхода электричества, но он мал и несоизмерим с прежними потерями бензина, которого теперь не требуется ни капли. Только водитель И. Косов благодаря нововведению сэкономил за минувший год около полутора тонн горючего. — Автор новшества — слесарь нашей службы животноводства, активный рационализатор Леонид Снятков, — говорит директор совхоза В. Шубин. — Идея пришла тогда, когда мы объявили решительную борьбу с потерями топлива. В совхозе введен жесткий контроль за регулировкой двигателей, исключены холостые перегоны техники, повышена материальная заинтересованность шоферов и механизаторов в экономии. И результат не замедлил сказаться: за год они сберегли более сорока тонн бензина и дизельного топлива. М. АМАЕВ, корр. ТАСС. г. Себеж, Псковская область. Выставка технического творчества По сложившейся традиции 4 января в Мошковской средней школе состоялась выставка технического творчества школьников. Пожалуй, наибольшее количество зрителей и участников собралось у экспозиции Октябрьской средней школы. Юные техники привезли сюда много интересных радиоэлектронных приборов. Это простейшее переговорное устройство, которое сделал Андрей Лемя- сов, стенд «Ламповые генераторы», блок питания Александра Черного, радиоприемник Владимира Круча и Александра Гебеля. Из старого телевизора Григорий Евтушенко с помощью руководителя кружка Александра Ивановича Ли- сиенко сделал демонстрационный осцилограф. А Александр Цинкер изготовил педагогический тестер, который поможет преподавателям в проведении контрольных проверок знаний учащихся по любому предмету. V . — В кружке юных техников занимается немного ребят, — рассказал его руководитель А. И. Лисиенко. — Для начала они изучают теорию, потом собирают простейшие схемы мультивибраторов, приемников. После получения определенных навыков ребята переходят к более сложным схемам, приборам. Многое из сделанного ими используется в школе как учебные пособия. Интересной была экспозиция и у школьников Сокурской средней школы. Игорь Автуш- кин представил здесь свою приставку для электрогитары, Сергей- Михайлец — электроскоп, Сергей Шкирмантов — звуковой автомат. Третий год участвует в таких выставках Андрей Усков. В этот раз он показал стереофонический усилитель и цветомузыкальное устройство.- Умельцы из Станционно-Оя- шинской средней школы выставили здесь ламповое цветомузыкальное устройство Вадима Архипенко и мультивибратор Евгения Меньшикова. Балтийские школьники привезли модели сухопутных яхт, которые сделали Сергей Гопеев, Александр Козлов, Александр Носов и Александр Алабугин, ташаринцы — модель трактора из жести С. Тихонова, модели самолетов С. Лаптева, Н. Авхимовича и А. Добрян- ского. Новомошковцы показали прерыватель для елочной гирлянды В. Штейфеля и выпрямитель А. Колчанова. Школьники из Радуги выставили приемники С. Михеева и модель автомобиля О. Криу- шина. На снимках: юные техники Октябрьской средней школы Г. Евтушенко и А. Гебель у своих экспонатов; экспозиция выставки прикладного творчества Большевистской средней школы. Текст и фото С. КАЗАКОВА. Районный смотр ЗА СТРОКОЙ Что стоит за строкой школьной стенгазеты? Тот, кто к выпуску ее подходит творчески, ответит, как много приходится думать над оригинальностью и злободневностью номера, работать с авторским активом. Яркие, привлекающие внимание развороты из 12 средних и 4 восьмилетних школ были представлены 4 января на районном смотре-конкурсе. Здесь показали свое умение редколлегии и юные художники, а особенно пресс-центры Сокурской («Голос дружины»), Октябрьской («Салют»), Большевистской («Бей, барабан!»), Смоленской («Пионерский фонарик» и «Комсомол — молодость мира»), Дубровинской («Горн») средних, Радужской («Мы— гайдаровцы») и Мошковской («Салют») восьмилетних школ. По итогам смотра лучшими среди стенгазет восьмилетних школ- признаны Мошковская и Радужская. Первое . место присуждено стенной печати Сокурской, второе — Октябрьской, третье— Смоленской и Большевистской средних школ. Полнее освещают школьную жизнь органы пионерских дружин. Сказывается учеба юных корреспондентов при районном Доме пионеров, на районном слете. В первую очередь, привлекают эти газеты именно большим авторским активом. Так, в . стенгазете «Голос дружины» Сокурской средней школы выступили девять юнкоров. Они рассказали о пятилетке трудовых пионерских дел в их отрядах. Заголовки, рисованные заставки продуманы, соответствуют теме: «Получите нашу тонну!» — об операции «Миллион — Родине», «Добрые книжки — детскому дому...», в разделе «В клубе «Пионер» включены размышления ребят: об интересных встречах, классных часах, сборах, о вежливости, любимом увлечении. О том, как проходит в шко-' ле рейд по бережливости и сохранности школьного имущества, книг и даже времени сообщила стенгазета «Смена» Когда приходишь на выставку детского творчества, удивляешься, как много могут ребята, сколько у них фантазии, таланта, вкуса. На традиционном районном смотре прикладного творчества школьников 4 января, как и всегда, было много художественного шитья, ажурного вязания, даже узорчатых ковров, выложенных по всем правилам. Любят дети работать с деревом: выжигают, вырезают, раскрашивают, лакируют, на станках вытачивают всевозможные сувениры бытового назначения. Веселые матрешки, сказочные герои, клоуны, грибки, рыбки, корзиночки, игрушки, пейзажи, выполненные аппликацией из пуха, бумаги, стекла, блестящей проволок и, соломки. Скульптурки из пластилина, изделия по металлу, моделирование. Все ярко, броско, красиво. И почти все выполнено детьми в кружках «Умелые руки» под руководством педагогов, передающих детям свое увлечение. В Балтийской выставке преобладали модели дома-музея В. И. Ленина в Самаре, различных яхт, которые смастерили ребята 6—7 классов: Саши — Козлов, Носов и Алабугин, Сережи — Гапеев и Кузьмин. В Широкоярской — работы по дереву О. Бобкова, А. Соболева, О. Бахман, С. Ермолаева, В. Геринга и других. В Большевистской школе малыши из 2—4 классов Женя Литвинов, В. Рисунов, М. Тя- баева, Л. Белоножко, С. Наумова сшили забавные мягкие игрушки, попробовали работать по дереву, в основном выжигая и художественно расписывая. Ребята 5—10 классов Б. Трифонов, О. Бондарева, И. Леднева, К. Тенсин, Н. Пасынкова, Н. Русакова, Л. Гончаренко, С. Тенсина, ученица 2 класса Лена Круг СТЕНГАЗЕТЫ... Кайлинской средней школы. Члены редколлегии стенгазеты пионерской дружины Октябрьской средней школы: Таня Роева, Ира Вальтер, Ира Сарафонова позаботились о единой тематической направленности номера, начиная с передовицы, написанной председателем совета дружины, и кончая сатирическим разделом. Оригинально сделали свою классную новогоднюю стенгазету девятиклассники этой школы. Не представляют очередной номер без корреспонденций из классов редактор стенгазеты Смоленской школы Ира Третьякова, члены редколлегий стенгазеты Радужской школы Лена Андреева, Вера Тищенко, Инна Олейникова. От выступлений юнкоров газета только выигрывает, становится ближе читателю. О нем, читателе, нужно думать в первую очередь. Очень хорошо, что пионеры — вожатые октябрят в Кузнецовской школе — выпускают для подшефных стенную газету,,, но при этом следует обратить внимание на форму подачи материала, чтобы дети смогли прочитать его. Другой пример. Написан текст на коричневом фоне — у широкоярцев, или же заметки разбросаны как вздумается. Прибавит ли это что стенгазете? Ведь только начнешь читать, скажем, о поисковой работе в первой колонке, глядишь, на эту же тему есть заметка в последней. Не проще ли было скомпоновать, объединить под одной рубрикой однотемный материал. И кому нужна передовая, выписанная из календаря знаменательных дат. Так сделали ташаринские, ново- мошковские, белоярские стен- газетчики. Кстати заметить, передовицы эти не соответствуют общему тематическому направлению. Не красят стенгазету и ошибки в оформлении призыва, заглавия, рубрик, которые встречаются почти во всех выпусках. Здесь не должно быть мелочей, потому что газета это и воспи татель, и организатор ребят, попробовали свои силы в рукоделии, художественной резьбе по дереву, аппликации, чеканке. Новопоросские школьники в большинстве своем оказались художниками, представили выставку рисунков и смастерили космодром, елтышевские, кузнецовские — поработали над сувенирами из дерева, дубро- винские увидели фантастические фигуры в причудливых корнях, создав «Лесную фантазию». В мощковских, Таша- ринской школах выявились искусные мастерицы по вышивке, шитью, вязанию. Жюри отметило 13 работ из 106, представленных на выставке из Ташаринской средней школы, искусность рукодельниц из 4, 8, 10 классов, мастерство юных токарей по дереву С. Лаптева и С. Свиридова. Этой школе присуждено первое место. Второе — Большевистской и третье —- Мошковской средней. В Мошковской средней в числе лучших названы вязаные изделия десятиклассниц Л. Малышевой, Л. Поддубской, Т. Соловьевой, мягкие игрушки ученицы 4 класса А. Рябовой. Среди восьмилетних первое, второе и третье места поделили соответственно Мошковская, Радужская и Уч-Балтин- ская школы. Заслуживают особой благодарности учителя Ташаринской школы В. Г. Бекишева и В. О. Эрмель, Большевистской — В. А. Рисунова и Т. В. Гончаренко, мошковоких — Л. А. Пупкова и Н. И. Патрушева, Радужской — Л. В. Петрова, Уч-Балтинск ой — А. И. Ерофеев, которые постарались представить на выставку различные виды детского творчества. Л. ГОРЕЛИКОВА, р. п. Мошково,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2