МОШКОВСКАЯ НОВЬ ноября 198J г., № 132 (4474) Велика роль первичной организации общества «Знание» в деле коммунистического воспитания трудящихся тогда, когда ее члены действуют непосредственно в коллективе, где решается судьба хозяйственных планов и социалистических обязательств, создаются материальные и духовные ценности, происходит идейная и нравственная закалка человека. В нашем районе члены общества вносят немалый вклад в общее направление идейновоспитательной работы среди трудящихся. В обществе «Знание» большой творческий коллектив, который состоит из хорошо подготовленных, эруготовлено и проведено 30 теоретических конференций и семинаров, на которых обсуждались важнейшие вопросы текущего характера. Значение у с т но г о слова дированных людей, обладающих глубокими современными познаниями. Помимо этого, им всегда хорошо известны дела, нужды, задачи своего предприятия, своей аудитории. За девять месяцев 1981 года трудящимся района прочитано более двух тысяч лекций, проведено 800, бесед, былоподХорошо поработали нынче первичные организации общества «Знание» совхозов «Га- линский», «Смоленский», «Зеркальный», «Барлакский», наливной станции Сокур, нефтепроводного управления, Мош- ковской восьмилетней школы, Сокурской средней школы. В этих коллективах работа веМне как организатору внеклассной и внешкольной работы приходится часто обдумывать, как лучше объединить, направить усилия учителей, классных руководителей на воспитание школьников, как полнее осуществить те требования к общеобразовательной средней школе, которые предъявляют действительность, сама наша жизнь, решения XXVI съезда КПСС, на котором в Отчетном докладе Центрального Комитета было отмечено: «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, ...на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду». Основной проблемой, на мой взгляд, конечно, является нравственное воспитание, воспитание активной жизненной позиции. Это не просто добиться, чтобы у каждого выпускника были' коммунистические взгляды на жизнь и нормы поведения. Это не просто бороться с возникающими еще отрицательными чертами в нравственном облике отдельных учащихся, с появляющимися антиподами коммунистической морали. Жизнь учит не только хорошему, в ней есть и отрицательные примеры. Нам не решить эту проблему в полном объеме без других форм воспитания: физического, политического, военно- патриотического, интернационального, эстетического, трудового. Это возможно сделать только при комплексном подходе к постановке всего дела воспитания. На нынешнем этапе важно вести в полной мере воспитательную работу на всех направлениях. Однако наиболее слабым звеном, как мне кажется, является трудовое воспитание. Ни для кого не является секретом, что у некоторой части молодежи профессиональная подготовленность сочетается с недостаточно ответственным отношением к труду. Подчас знающий слесарь, тракторист оказывается иногда лодырем, не хочет обременять себя напряженной работой. Таких людей нельзя считать нравственно воспитанными. Как избежать подобных изъянов в воспитании, как привить учащимся любовь к труду, добиться, чтобы труд стал необходимой потребностью в - духовном и физическом развитии человека? Вот об этом-то и хотелось бы мне поговорить со своими коллегами, поделиться мнениями, как решить поставленную проблему.’ Наш учительский коллектив прилагает немалые ' усилия, чтобы ‘ выпускники выходили из стен школы подготовленными к труду, знающими основы сельскохозяйственных специальностей. Основным средством трудового воспитания является непосредственное участие школьников в разнообразной деятельности, начиная с уборки классов, проведения дежурств по соблюдению порядка и чистоты и завершая работой на уроках труда, в производственных бригадах при соблюдении основных педагогических требований. Главное здесь то, чтобы труд носил коллективный характер, был общественно - полезным, доступным и посильным, соответствовал возрастным особенностям, подготовке и интересам учащихся. Этот труд тесно связан со всей учебно-воспитательной работой. Трудовое воспитание начинается у нас с привития учащимся любви и уважения вообще к труду, и особенно к сельскохозяйственному в процессе изучения предметов естественно - математичес к о г о цикла. Эти уроки дают возможность учителю познакомить ребят с основами современного производства, способствуют сознательному выбору профессии и овладению ею. Знакомство на уроках биологии, физики, химии с сельскохозяйственным трудом добавляется опытнической работой на пришкольном участке, работой в ученической производственной бригаде. Кроме того, у нас каждое лето действуют строительные звенья по ремонту, подготовке школы к очередному учебному году. В их состав входят-учащиеся 7-х и 9-х классов. Ученическая производственная бригада воздеПрививать любовь к труду лывает в колхозе «Союз строителей» 10 гектаров корнеплодов. Этому хозяйству ребята оказывают помощь в уборке льна. Приобщение к сельскохозяйственному труду приносит свои положительные результаты. Так, бывший ученик школы A. Плотников, руководивший работой производственной бригады, поступил нынче учиться в Новосибирский сельскохозяйственный институт. Многие выпускники приобрели трудовые навыки в сельскохозяйственном производстве. Тесная связь у нас установлена с Оя- шинским льнозаводом, ремонт- но - механическим. Ребята хорошо усвоили технологию обработки льносоломки и получения льнопродукции. Знакомы они с производственным циклом ремонта автомобилей. Коллектив ремонтно - механического завода шефствует над школой, оказывает ей посильную помощь. Его передовики производства •— частые гости на комсомольских собраниях, пионерских сборах. У нас проводятся вечера встреч с победителями соревнования. На втором этаже в вестибюле красочно оформлен стенд «Учись жить и трудиться у рабочего класса». На Доске почета помещены фотографии передовых рабочих завода B. В. Лапшина, И. А. Медведева, технолога В. А. Булыгина и других, кем гордится коллектив Ояшинского РМЗ. Большое значение в воспитании учащихся имеют уроки тРУДа - Девочки 4—6-х классов изучают на них домоводство. У девочек 7— Г0-х классов проходят уроки кройки- и шитья. Здесь нам помогает связь с быткомбинатом, Эффективность проведения таких уроков могла быть большей, если бы школа имела в достатке швейных машин. Пока мы располагаем одной электрической швейной машиной и десятью ручными. Есть у нас кабинет труда вместо хороших мастерских, оснащенных современным оборудованием. Однако в нем недостает слесарных тисов, напильников, молотков. Но ребята занимаются в кабинете, и польза от этого немалая. На уроках труда учащиеся старших классов изучают автодело. С этой целью у нас оборудован кабинет машиноведения. В нем имеются все необходимые плакаты для изучения устройства автомобиля, макеты узлов и механизмов. Ребята изучают правила уличного движения, вождение автомобиля. Однако из-за того, что школа не имеет полного перечня учебного оборудования и учебно - наглядных пособий для кабинета автодела и других причин, учебные группы не зарегистрированы ГАИ, и мы не имеем возможности выдавать водительские удостоверения учащимся. Изучение в школе автодела способствует успешной учебе наших выпускников в ССПТУ-8. Трудовое воспитание учащихся проходит также на занятиях кружков и факультативов. Кружок «Умелые руки» ведет В. А. Кокорин. Здесь ребята учатся выжиганию, выпиливанию по дереву и другому полезному делу. Кружок технического творчества возглавляет В. Ф. Лозовиков. Учащиеся составляют электрические схемы, занимаются радиомонтажными работами. Некоторые ребята решили в кружках изучить токарное дело, овладеть фотографическим мастерством. -Своей материально - техническоой базы недостаточно, и мы по договоренности будем использовать мастерские, оборудование шефствующих предприятий. Трудовому воспитанию, привитию любви к труду служат проводимые традицион н ы е школьные вечера, мероприятия наших общественных организаций. Всегда интересно у нас проходят вечера «Золотая осень», «День урожая» и другие. По инициативе комитета ВЛКСМ только что прошли субботники, посвященные Дню рождения комсомола. Учащиеся старших классов хорошо поработали на Ояшинском ремонтно - механическом заводе. Они собирали и грузили металлолом, проводили другую посильную работу. В то же время много еще проблем в связи с тем, что здания школы устарели и не удовлетворяют в полной мере новым требованиям учебно- воспитательной работы. Но мы гордимся тем, что немало наших выпускников после учебы идут на производство. Добываться таких результатов помогает трудовое воспитание. Очень много работают в этом направлении В. Я. Кочанова, Г. Г. Богачева, В. В. Лозовиков, Н. Г. Зыкова, Л. И. Ло- зовикова, А. Т. Козлов и другие учителя. А. ПРОСКУРИН, организатор внеклассной и внешкольной работы Станционно - Ояшинск о й средней школы. дется строго по планам, которые согласуются с руководством партийных организаций. Большая заслуга в том, что в этих первичных организациях из года в год читается много лекций. Именно здесь большинство членов — это активные и грамотные лекторы, о которых можно услышать много хороших слов. Однако у нас еще много задач, ‘ которые предстоит решить, для того, чтобы поднять роль и авторитет первичных организаций общества «Знание». Сегодня по-прежнему первоочередной задачей в дек-) ционной работе является доходчиво и убедительно, в яркой форме доводить до слушателей решения XXVI съезда партии, его главные установки, раскрывать перспективы экономического и социального развития страны. В своей работе каждый лектор должен руководствоваться тем, что иным стал советский человек, обогатились его знания, повысилась эрудиция, политическая культура, значительно выросли духовные запросы. Отсюда главным для лектора должно стать повышение качества и эффективности лекционной пропаганды, искоренение формализма. Каждая организация общества «Знание» должна быть творческим коллективом, способным вести на высоком уровне пропаганду политических и научных знаний. Сердцевиной идеологической работы было и остается формирование у советских людей научного мировоззрения, беззаветной предан- 'ности делу партии, коммунистическим идеалам. Роль живого слова лектора при этом очень высока. Н. НАЗАРОВ, ответственный секретарь • районной организации общества «Знание». Жизнь диктует Духовный мир активного строителя коммунистического общества мы представляем себе как сплав коммунистических убеждений, высоких моральных устоев и фундаментальных знаний, навыков, необходимых для плодотворной общественно - полезной деятельности. Формирование личности с такими качествами есть главная цель нашей идео-s логической и воспитательной работы. XXVI съезд КПСС поставил перед школой, семьей, общественностью актуальную задачу воспитания грамотной, убежденной, активной личности. Жизнь заставляет нас учиться. Учиться мы научились: изучаем экономику, передовой опыт, углубляем свои профессиональные знания. Но порой забываем, что воспитание — самое обычное, семейное воспитание детей — тоже наука, которая не терпит и не прощает дилетантства. ' * * В нашей школе ведется плановая воспитательная работа как с детьми, так и с их родителями. Ведь именно от личного примера родителей зависит, каким вырастет ребенок: добрым или злым, способным или бездарным, будет ли он хорошим сыном своих родителей и своей Родины. Учителя нашей школы все являются членами первичной организации общества «Знание». Продумана тематика лекций с первого по восьмой классы . На протяжении последних трех лет работает лекторская группа учащихся. В школе каждую последнюю пятницу месяца работает родительский лекторий. Тематика внеклассного родительского лектория включает в себя не только цели и задачи коммунистического воспитания детей и подростков в целом, но и особенности воспитания в семье. Родителям даются квалифицированные рекомендации, советы, подтвержденные жизненным опытом, по таким вопросам: как учить детей учиться, учение детей и обязанности родителей, возможности семьи в укреплении здоровья детей, семейный климат, что надо знать родителям и многие другие вопросы. Ленинские идеи, правильно и глубоко усвоенные в период юности, дают молодому покоНаши дожатые У пятиклассников и восьмиклассников есть шефы —^вожатые - производственники с Новосибирского лесоперевалочного комбината № 2. Это бригадир грузчиков Николай Чеча и табельщица Елена Рощина. Всегда с радостью, с:веселым шумом встречают своих старших друзей ребята. А ведь ни у Николая, ни у Лены нет специального педагогического образования, но общий язык они с ними находят. Большое событие — поездка в город, хлопотное оно для организаторов. На помощь приходит вся бригада Н. Чечи — покулению широкий круг знаний, необходимых для понимания объективных закономерностей развития природы, общества и мышления, для формирования твердых и сознательных коммунистических убежден и й. Здесь большую роль играет школьная библиотека, которая организует -подбор литературы на ленинскую тематику, тематические выставки. Ведь, входя в библиотеку, наш юный читатель прежде всего /стрем- . * ляется к книжным полкам. И здесь он видит наглядную рекомендацию произведений В. И. I Ленина по интересующему его вопросу. К революционным и ленинским дням члены нашего общества выходят к слушателям с беседами:. «Партия и Ленин — близнецы-бра т ь я», «Нас ленинская' партия вела» и другими. Богатый материал о многосторонней деятельности партии содержится в трудах Л. И. Брежнева, сборниках его статей и выступлений: «Молодым строить коммунизм», «Ленинским курсом», «Актуальные вопросы идеологической работы КПСС», в книгах «Малая Земля», «Возрождение», «Целина». В работе с учащимися мы поднимаем животрепещущие вопросы, связанные с практикой коммунистического строительства в нашей стране, с советским образом жизни, с сохранением и упрочением мира на земле. Большая агитационно-массовая работа была проведена в дни подготовки и проведения XXVI съезда КПСС, а затем и по обсуждению материалов съезда. С повесткой «XXVI съезд решил» прошли классные тематические собрания, сборы, комсомольские собрания. Учителя нашей школы, проводя большую работу по воспитанию подрастающего поколения в духе преданности Родине, партии, интернационализма, систематически занимаются политическим самообразованием, являются активными участниками теоретического семинара, где каждый подготовил и прочитал не менее 6 бесед, лекций на общественно- политическую тематику. Г! ПОДДУБСКАЯ, учительница, председатель первичной организации об^ щества «Знание» Мошковской восьмилетней школы. пают билеты, достают транс-' порт, сопровождают. А «Зарница?», Сколько волнений было у ребят. Шефы форму приготовить помогли, с эмблемами порядок, а главное — пришли «болеть» за своих. Закончился учебный год походом. Но не только развлечения рганизуют шефы. Они и на Уроках бывают, и серьезные разговоры затевают. Старшим обязательно нужно знать, кто придет им на смену. Н. СИДОРОВА, старшая пионервожатая ташаринской средней шко-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2