Мошковская новь, 1981, № 132

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана 23 августа 1931г. ВТОРНИК, Газета выходит по вторникам, Ц Е Н А № 132 (4474) 3 ноября 1981 года. четвергам, субботам. 2 КОП . Шире размах соревнования, товарищи механизаторы! Бюро обкома КПСС, исполком областного Совета народных депутатов и президиум облсовпрофа утвердили условия областного социалистического соревнования за своевременную и качественную подготовку машинно- тракторного парка к полевым работам 1982 года и его высокопроизводительное использование. В социалистическом сорев- При подведении итогов со новании, говорится в условиях, участвуют совхозы, колхозы, районы и предприятия «Сельхозтехники» области. циалистического соревнования преимущество будет отдаваться тем колхозам, совхозам, районам, предприятиям «Сель ш Итоги соревнования подво- хозтехники», которые имели дятся 10 января будущего го- более напряженные планы по да по результатам работы за ремонту и обеспечили их ус IV квартал текущего года, до пешное выполнение. 10 мая — по итогам работы Победителям социалистиче- за первый квартал и апрель ского соревнования вручаются: будущег° года. району — перех о д я щ е е Победителями социалистиче- Красное знамя обкома КПСС, ского соревнования признают- облисполкома и облсовпрофа; ся коллективы, обеспечившие: „ „ „___ выполнение заданий и наи- колхозам, совхозам, пред- болыиий прирост уровня готов- ттд1!1УиЯМ «Сельхозтехники» ности зерноуборочных и сило- L n r v - ' ^ r *'Рамоты о б к о м а соуборочных комбайнов, зерно- птюФа °^ лисполкома' °блсов- очистительных пунктов, жаток, Р°Фа - кормодобывающих машин в Дли поощрения передовых сравнении с соответствующим коллективов, добившихся луч- периодом прошлого года; ших показателей в подготовке перевыполнение графиков техники и ее высокопроизводи технического обслуживания и готовности тракторов, автомобилей, посевных, почвообрабатывающих и кормозаготовительных машин при высоком качестве и культуре ремонта; широкое внедрение специализированного технического обслуживания машинно - тракторного парка звеньями мастеров - наладчиков; выполнение планов учебы и повышения квалификации механизаторских кадров, широкое развитие наставничества молодежи; создание нормальных произтельном использовании, уста- навлаьаняся следующие пре мии: колхозам, совхозам — семь премий по 200 рублей и внеочередное выделение грузового автомобиля. Средства для премирования совхозов выдели ются за счет производственного управления сельского хо зяйства облисполкома. Колхозам рекомендуется выплачи зать премии в размерах, предусмотренных для совхозов; предприятиям «Сельхозтех ники» .— одна денежная премия в сумме 500 рублей за водственно - бытовых условий счет средств облсельхозтехни- рабочим, занятым на ремонт- ки ных работах, соблюдение требований техники безопасности и производственной санитарии. При подведении итогов социалистического соревнования коллективов при равных показателях дополнительно учитывается состояние охраны труда, противопожарного дела, рационализаторской работы и экономии средств на содержание техники. Премии, присужденные колхозам, совхозам, предприятиям «Сельхозтехники», используй ются на поощрение лучших ремонтников и механизаторов, а также лиц, активно организующих подготовку машин к полевым работам и ее высокопроизводительное использование. На всех предприятиях, получивших премии, 60 процентов суммы должно расходоПобедителями социалистиче- ваться на поощрение механиского соревнования среди подразделений «Сельхозтехники» по этим же периодам считаются предприятия, обеспечившие: заторов и рабочих, занятых на ремонтных работах. Директорам совхозов, правлениям колхозов рекомендует ся принять на месте условия своевременную доставку .хо- социалистического соревнова зяйствам деталей и материа- ния бригад, отделений и рабо- лов. Выполнение установлен- чих, занятых ремонтом. Из ных и оперативных планов по фонда материального поощре реставрации и изготовлению ния премировать комбайнеров, деталей, узлов, агрегатов, ре- звеньевых, заведующих РТМ ализации их хозяйствам, внед- инженеров - механиков по сель- рение гарантийного снабже- хозмашинам, поставивших ком- ния и устранения дефектов; байны в сентябре—октябре на выполнение доведенного за- хранение в исправном виде — дания по ремонту уборочных по 30 рублей, за высококаче- машин; ственный ремонт комбайнов в выполнение плана по ремон- установленный графиком 15- ту в объемах и номенклатуре, дневный срок до 1 января включая обменные операции 1982 года —- по 40 рублей, по узлам, агрегатам и полно- до 15 марта текущего года — комплексным машинам. по 30 рублей. Райкомам, горкомам КПСС, райисполкомам, сельскохозяйственным органам, райкомам профсоюза работников сельского хозяйства предложено усилить организаторскую работу среди механизаторов и инженерно- технических работников, обеспечить участие в соревновании за своевременную подготовку техники всех совхозов, колхозов, предприятий «Сельхозтехники», коллективов мастерских, бригад, звеньев, всех механизаторов. Граждане Советского Союза! Учитесь жить, работать и бороться по-ленински, по-коммунистически! Решения XXVI съезда КПСС — выполним! (Из Призывов ЦК КПСС к 64-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). ПОДВОДЯ итоги ГОДА В последних числах октября закончилась подработка и засыпка на хранение семян на первой ферме совхоза «Мош- ковский». Заведующий током В. Д. Барбарин организовал четкий конвейер по подработке зерновых с середины августа. Мастера КЗС И. А. Фоль и А. Ф. Деваков, рабочие тока П. С. Барышева, Т. А. Софронова, 3. Я. Богомольце- ва довели зерно до семенных кондиций I—II классов. Засыпаны по партиям в.су- хие, хорошо подготовленные с лета склады 4000 центнеров гороха, 5000 центнеров пшеницы, 3500 центнеров овса и 900 центнеров ячменя. Подготовлены к хранению и 500 центнеров прошлогодних семян гороха. Все это посевной фонд для первой, третьей и частично для четвертой ферм. Здесь завершены работы по подготовке пашни под урожай 1982 года. Обработаны с лета 1200 гектаров паров, поднято 950 гектаров зяби. Первое место в соревновании трактористов, занятых на вспашке зяби, присуждено механизат о р у Ю. Ф. Панков^. Хорошо поработали на заготовке кормой, члены кормоза- готовител; бго звена А. Я. Ка- унников, - ;С. Русаков и В. И. Руднев, в- Поднявшие задания пятидневки на 150 процентов. Кукурузовод В. С. Русаков даже в нынешнем, засушливом, году получил по 207 центнеров зеленой <массы с гектара. В. БАХТУРОВ, агроном первой фермы совхоза «Мошковский». В честь XIX съезда ЕШКСМ Готовясь достойно встретить XIX съезд ВЛКСМ, комсомольцы Станционно - Ояшинской средней школы на своем общем собрании с повесткой дня «Решения XXVI съезда КПСС — в жизнь!», приняли постановление, направленное на улучшение воспитательной работы и повышение успеваемости. Ребята оформили стенд «Говорит комсомолия». На нем отражены обязанности между членами комитета ВЛКСМ по секторам, помещены «Моральный кодекс строителя коммунизма», план работы комсомольской организации на 1981 —1982 учебный год, экран соревнования, социалистические обязательства. Комитет ВЛКСМ 'школы организовал субботник, посвященный Дню рождения комсомола. Он был проведен наОя- шинском ремонтно - механическом заводе. Ребята собирали и грузили металлолом, складировали различные материалы. Особенно отличились на субботнике десятиклассники, среди них Наташа Коркус, Сергей Фокин, Сергей Корень- ков, Вадим Архипенко и многие другие. Хорошо потрудились комсомольцы восьмых классов. Всем отличившимся объявлены благодарности. С В Е Д Е Н И Я о вывозке органических удобрений на I графа — доведенный план, II — задание III — вывезено перегноя на 2 ноября (все «Ленинец» 14000 «Союз строителей» 14000 «Восход» 113000 «Галинский» 20000 «Зеркальный» 7000 «Томиловский» 16000 «Барлакский». 15000 «Смоленский» 10000 «Большевик» 5000 «Мошковский» ~ 20000 «Ояшинский» 11000 «Сосновский» 10000 «Белоярский» 500 «Сокурский» 14500 По району: 170000 4000 4000 5000 4000 2000 4000 4000 4000 3000 5000 4000 2000 500 4500 50000 поля на ноябрь, в тоннах) 10050 10300 2100 13664 3800 9650 3880 5953 10271 8914 1460 5354 85396 В повышении эффективности использования земли, культуры земледелия важную роль играет внесение органических удобрений. Наряду с парами, зяблевой вспашкой, проведение этого агротехнического мероприятия обеспечивает высокую урожайность. Причем, положительное действие органических удобрений может продолжаться в течение нескольких лет. Сейчас наступило наиболее благоприятное время для проведения этой работы. Неглубокий снеговой покров дает возможность полнее использовать колесные тракторы с тележками, разбрасывателями, автомобили. На вывозке перегноя необходимо использовать и стальные листы, гусеничную технику. Для загрузки транспортных средств пригодны все типы тракторных погрузчиков, экскаваторы, бульдозеры, эстакады. Справились с выполнением годового плана по внесению перегноя и продолжают вести эту работу совхозы «Большевик», «Белоярский». Успешно ведут вывозку органических удобрений на поля совхозы «Галинский», «Барлакский», колхозы «Ленинец», «Союз строителей». Однако в целом по району этих ценных удобрений вывезено чуть более половины запланированного на текущий год. Своими силами не доставляют перегной на пашню совхозы П _АРГ^ _ЙН _АЯ ХР_ОН_ИК_А П Е Р В О Е З АНЯТИЕ В прошлую пятницу в зале заседаний райкома КПСС состоялось первое занятие районной школы партийно . хозяйственного актива. Занятие открыл секретарь райкома партии В, А. Кузнецов. Он рассказал об особенностях начавшегося нового учебного года, о некоторых результатах выполнения планов щ -п щтва и реализации сельскохозяйственной продукции хозяйствами района, о решении текущих и предстоящих задач животноводами, полеводами, механизаторами. С итогами работы коллективов промышленных предприятий района за девять прошедших месяцев слушателей школы познакомил заместитель председателя райисполко м а П. А. Федоренко. На занятии с лекциями «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве — сила народа», «Курс партии на интенсификацию производства, усиление режима экономии» выступили преподаватели Новосибирского института народного хозяйства — доцент, кандидат исторических наук Р. Г. Баннова, кандидат экономических наук Е. Д. Сысолятин. ПОВЕСТКА ВЫЗВАЛА ИНТ Е Р Е С Партийное поручение —важный фактор повышения активности коммунистов. Такова была повестка очередного партсобрания, прошедшего в совхозе «Сокурский». С докладом по данному вопросу выступил секретарь парткома П. Ф. Ку- зовлев. Постановка этой проблемы вызвала у коммунистов интерес и ее оживленное обсуждение. В прениях выступило 11 человек. Был дан подробный анализ работы многих по выполнению партийных поручений. За несерьезное, безответственное отношение к ним критиковались коммунисты И. П. Соболенко, М. И. Тюрин, Н. К. Вахтин. В то же время была отмечена положительная работа партийных активистов М. С, Ерлина, Я. И. Тарасова, П. А Лузгина, Н. В. Дударевой, И. Е. Головлева. В. ЛУШНИКОВ. «Сосновский», «Томиловский». Очень мало работают с удобрениями совхозы «Восход», «Смоленский». Неотложной заботой полеводов района является вывозка к местам зимовки скота сена, соломы. Эту работу также надо завершить в ноябре. Однако по району вывезено только 8499 тонн сена, 6853 тонны соломы. Лучше других доставка кормов организована в совхозах «Сокурский», «Галин ский», «Барлакский», «Смоленский». Медлят с вывозкой кормов в колхозе «Ленинец», совхозе «Сосновский»,

МОШКОВСКАЯ НОВЬ ноября 198J г., № 132 (4474) Велика роль первичной организации общества «Знание» в деле коммунистического воспитания трудящихся тогда, когда ее члены действуют непосредственно в коллективе, где решается судьба хозяйственных планов и социалистических обязательств, создаются материальные и духовные ценности, происходит идейная и нравственная закалка человека. В нашем районе члены общества вносят немалый вклад в общее направление идейновоспитательной работы среди трудящихся. В обществе «Знание» большой творческий коллектив, который состоит из хорошо подготовленных, эруготовлено и проведено 30 теоретических конференций и семинаров, на которых обсуждались важнейшие вопросы текущего характера. Значение у с т но г о слова дированных людей, обладающих глубокими современными познаниями. Помимо этого, им всегда хорошо известны дела, нужды, задачи своего предприятия, своей аудитории. За девять месяцев 1981 года трудящимся района прочитано более двух тысяч лекций, проведено 800, бесед, былоподХорошо поработали нынче первичные организации общества «Знание» совхозов «Га- линский», «Смоленский», «Зеркальный», «Барлакский», наливной станции Сокур, нефтепроводного управления, Мош- ковской восьмилетней школы, Сокурской средней школы. В этих коллективах работа веМне как организатору внеклассной и внешкольной работы приходится часто обдумывать, как лучше объединить, направить усилия учителей, классных руководителей на воспитание школьников, как полнее осуществить те требования к общеобразовательной средней школе, которые предъявляют действительность, сама наша жизнь, решения XXVI съезда КПСС, на котором в Отчетном докладе Центрального Комитета было отмечено: «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, ...на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду». Основной проблемой, на мой взгляд, конечно, является нравственное воспитание, воспитание активной жизненной позиции. Это не просто добиться, чтобы у каждого выпускника были' коммунистические взгляды на жизнь и нормы поведения. Это не просто бороться с возникающими еще отрицательными чертами в нравственном облике отдельных учащихся, с появляющимися антиподами коммунистической морали. Жизнь учит не только хорошему, в ней есть и отрицательные примеры. Нам не решить эту проблему в полном объеме без других форм воспитания: физического, политического, военно- патриотического, интернационального, эстетического, трудового. Это возможно сделать только при комплексном подходе к постановке всего дела воспитания. На нынешнем этапе важно вести в полной мере воспитательную работу на всех направлениях. Однако наиболее слабым звеном, как мне кажется, является трудовое воспитание. Ни для кого не является секретом, что у некоторой части молодежи профессиональная подготовленность сочетается с недостаточно ответственным отношением к труду. Подчас знающий слесарь, тракторист оказывается иногда лодырем, не хочет обременять себя напряженной работой. Таких людей нельзя считать нравственно воспитанными. Как избежать подобных изъянов в воспитании, как привить учащимся любовь к труду, добиться, чтобы труд стал необходимой потребностью в - духовном и физическом развитии человека? Вот об этом-то и хотелось бы мне поговорить со своими коллегами, поделиться мнениями, как решить поставленную проблему.’ Наш учительский коллектив прилагает немалые ' усилия, чтобы ‘ выпускники выходили из стен школы подготовленными к труду, знающими основы сельскохозяйственных специальностей. Основным средством трудового воспитания является непосредственное участие школьников в разнообразной деятельности, начиная с уборки классов, проведения дежурств по соблюдению порядка и чистоты и завершая работой на уроках труда, в производственных бригадах при соблюдении основных педагогических требований. Главное здесь то, чтобы труд носил коллективный характер, был общественно - полезным, доступным и посильным, соответствовал возрастным особенностям, подготовке и интересам учащихся. Этот труд тесно связан со всей учебно-воспитательной работой. Трудовое воспитание начинается у нас с привития учащимся любви и уважения вообще к труду, и особенно к сельскохозяйственному в процессе изучения предметов естественно - математичес к о г о цикла. Эти уроки дают возможность учителю познакомить ребят с основами современного производства, способствуют сознательному выбору профессии и овладению ею. Знакомство на уроках биологии, физики, химии с сельскохозяйственным трудом добавляется опытнической работой на пришкольном участке, работой в ученической производственной бригаде. Кроме того, у нас каждое лето действуют строительные звенья по ремонту, подготовке школы к очередному учебному году. В их состав входят-учащиеся 7-х и 9-х классов. Ученическая производственная бригада воздеПрививать любовь к труду лывает в колхозе «Союз строителей» 10 гектаров корнеплодов. Этому хозяйству ребята оказывают помощь в уборке льна. Приобщение к сельскохозяйственному труду приносит свои положительные результаты. Так, бывший ученик школы A. Плотников, руководивший работой производственной бригады, поступил нынче учиться в Новосибирский сельскохозяйственный институт. Многие выпускники приобрели трудовые навыки в сельскохозяйственном производстве. Тесная связь у нас установлена с Оя- шинским льнозаводом, ремонт- но - механическим. Ребята хорошо усвоили технологию обработки льносоломки и получения льнопродукции. Знакомы они с производственным циклом ремонта автомобилей. Коллектив ремонтно - механического завода шефствует над школой, оказывает ей посильную помощь. Его передовики производства •— частые гости на комсомольских собраниях, пионерских сборах. У нас проводятся вечера встреч с победителями соревнования. На втором этаже в вестибюле красочно оформлен стенд «Учись жить и трудиться у рабочего класса». На Доске почета помещены фотографии передовых рабочих завода B. В. Лапшина, И. А. Медведева, технолога В. А. Булыгина и других, кем гордится коллектив Ояшинского РМЗ. Большое значение в воспитании учащихся имеют уроки тРУДа - Девочки 4—6-х классов изучают на них домоводство. У девочек 7— Г0-х классов проходят уроки кройки- и шитья. Здесь нам помогает связь с быткомбинатом, Эффективность проведения таких уроков могла быть большей, если бы школа имела в достатке швейных машин. Пока мы располагаем одной электрической швейной машиной и десятью ручными. Есть у нас кабинет труда вместо хороших мастерских, оснащенных современным оборудованием. Однако в нем недостает слесарных тисов, напильников, молотков. Но ребята занимаются в кабинете, и польза от этого немалая. На уроках труда учащиеся старших классов изучают автодело. С этой целью у нас оборудован кабинет машиноведения. В нем имеются все необходимые плакаты для изучения устройства автомобиля, макеты узлов и механизмов. Ребята изучают правила уличного движения, вождение автомобиля. Однако из-за того, что школа не имеет полного перечня учебного оборудования и учебно - наглядных пособий для кабинета автодела и других причин, учебные группы не зарегистрированы ГАИ, и мы не имеем возможности выдавать водительские удостоверения учащимся. Изучение в школе автодела способствует успешной учебе наших выпускников в ССПТУ-8. Трудовое воспитание учащихся проходит также на занятиях кружков и факультативов. Кружок «Умелые руки» ведет В. А. Кокорин. Здесь ребята учатся выжиганию, выпиливанию по дереву и другому полезному делу. Кружок технического творчества возглавляет В. Ф. Лозовиков. Учащиеся составляют электрические схемы, занимаются радиомонтажными работами. Некоторые ребята решили в кружках изучить токарное дело, овладеть фотографическим мастерством. -Своей материально - техническоой базы недостаточно, и мы по договоренности будем использовать мастерские, оборудование шефствующих предприятий. Трудовому воспитанию, привитию любви к труду служат проводимые традицион н ы е школьные вечера, мероприятия наших общественных организаций. Всегда интересно у нас проходят вечера «Золотая осень», «День урожая» и другие. По инициативе комитета ВЛКСМ только что прошли субботники, посвященные Дню рождения комсомола. Учащиеся старших классов хорошо поработали на Ояшинском ремонтно - механическом заводе. Они собирали и грузили металлолом, проводили другую посильную работу. В то же время много еще проблем в связи с тем, что здания школы устарели и не удовлетворяют в полной мере новым требованиям учебно- воспитательной работы. Но мы гордимся тем, что немало наших выпускников после учебы идут на производство. Добываться таких результатов помогает трудовое воспитание. Очень много работают в этом направлении В. Я. Кочанова, Г. Г. Богачева, В. В. Лозовиков, Н. Г. Зыкова, Л. И. Ло- зовикова, А. Т. Козлов и другие учителя. А. ПРОСКУРИН, организатор внеклассной и внешкольной работы Станционно - Ояшинск о й средней школы. дется строго по планам, которые согласуются с руководством партийных организаций. Большая заслуга в том, что в этих первичных организациях из года в год читается много лекций. Именно здесь большинство членов — это активные и грамотные лекторы, о которых можно услышать много хороших слов. Однако у нас еще много задач, ‘ которые предстоит решить, для того, чтобы поднять роль и авторитет первичных организаций общества «Знание». Сегодня по-прежнему первоочередной задачей в дек-) ционной работе является доходчиво и убедительно, в яркой форме доводить до слушателей решения XXVI съезда партии, его главные установки, раскрывать перспективы экономического и социального развития страны. В своей работе каждый лектор должен руководствоваться тем, что иным стал советский человек, обогатились его знания, повысилась эрудиция, политическая культура, значительно выросли духовные запросы. Отсюда главным для лектора должно стать повышение качества и эффективности лекционной пропаганды, искоренение формализма. Каждая организация общества «Знание» должна быть творческим коллективом, способным вести на высоком уровне пропаганду политических и научных знаний. Сердцевиной идеологической работы было и остается формирование у советских людей научного мировоззрения, беззаветной предан- 'ности делу партии, коммунистическим идеалам. Роль живого слова лектора при этом очень высока. Н. НАЗАРОВ, ответственный секретарь • районной организации общества «Знание». Жизнь диктует Духовный мир активного строителя коммунистического общества мы представляем себе как сплав коммунистических убеждений, высоких моральных устоев и фундаментальных знаний, навыков, необходимых для плодотворной общественно - полезной деятельности. Формирование личности с такими качествами есть главная цель нашей идео-s логической и воспитательной работы. XXVI съезд КПСС поставил перед школой, семьей, общественностью актуальную задачу воспитания грамотной, убежденной, активной личности. Жизнь заставляет нас учиться. Учиться мы научились: изучаем экономику, передовой опыт, углубляем свои профессиональные знания. Но порой забываем, что воспитание — самое обычное, семейное воспитание детей — тоже наука, которая не терпит и не прощает дилетантства. ' * * В нашей школе ведется плановая воспитательная работа как с детьми, так и с их родителями. Ведь именно от личного примера родителей зависит, каким вырастет ребенок: добрым или злым, способным или бездарным, будет ли он хорошим сыном своих родителей и своей Родины. Учителя нашей школы все являются членами первичной организации общества «Знание». Продумана тематика лекций с первого по восьмой классы . На протяжении последних трех лет работает лекторская группа учащихся. В школе каждую последнюю пятницу месяца работает родительский лекторий. Тематика внеклассного родительского лектория включает в себя не только цели и задачи коммунистического воспитания детей и подростков в целом, но и особенности воспитания в семье. Родителям даются квалифицированные рекомендации, советы, подтвержденные жизненным опытом, по таким вопросам: как учить детей учиться, учение детей и обязанности родителей, возможности семьи в укреплении здоровья детей, семейный климат, что надо знать родителям и многие другие вопросы. Ленинские идеи, правильно и глубоко усвоенные в период юности, дают молодому покоНаши дожатые У пятиклассников и восьмиклассников есть шефы —^вожатые - производственники с Новосибирского лесоперевалочного комбината № 2. Это бригадир грузчиков Николай Чеча и табельщица Елена Рощина. Всегда с радостью, с:веселым шумом встречают своих старших друзей ребята. А ведь ни у Николая, ни у Лены нет специального педагогического образования, но общий язык они с ними находят. Большое событие — поездка в город, хлопотное оно для организаторов. На помощь приходит вся бригада Н. Чечи — покулению широкий круг знаний, необходимых для понимания объективных закономерностей развития природы, общества и мышления, для формирования твердых и сознательных коммунистических убежден и й. Здесь большую роль играет школьная библиотека, которая организует -подбор литературы на ленинскую тематику, тематические выставки. Ведь, входя в библиотеку, наш юный читатель прежде всего /стрем- . * ляется к книжным полкам. И здесь он видит наглядную рекомендацию произведений В. И. I Ленина по интересующему его вопросу. К революционным и ленинским дням члены нашего общества выходят к слушателям с беседами:. «Партия и Ленин — близнецы-бра т ь я», «Нас ленинская' партия вела» и другими. Богатый материал о многосторонней деятельности партии содержится в трудах Л. И. Брежнева, сборниках его статей и выступлений: «Молодым строить коммунизм», «Ленинским курсом», «Актуальные вопросы идеологической работы КПСС», в книгах «Малая Земля», «Возрождение», «Целина». В работе с учащимися мы поднимаем животрепещущие вопросы, связанные с практикой коммунистического строительства в нашей стране, с советским образом жизни, с сохранением и упрочением мира на земле. Большая агитационно-массовая работа была проведена в дни подготовки и проведения XXVI съезда КПСС, а затем и по обсуждению материалов съезда. С повесткой «XXVI съезд решил» прошли классные тематические собрания, сборы, комсомольские собрания. Учителя нашей школы, проводя большую работу по воспитанию подрастающего поколения в духе преданности Родине, партии, интернационализма, систематически занимаются политическим самообразованием, являются активными участниками теоретического семинара, где каждый подготовил и прочитал не менее 6 бесед, лекций на общественно- политическую тематику. Г! ПОДДУБСКАЯ, учительница, председатель первичной организации об^ щества «Знание» Мошковской восьмилетней школы. пают билеты, достают транс-' порт, сопровождают. А «Зарница?», Сколько волнений было у ребят. Шефы форму приготовить помогли, с эмблемами порядок, а главное — пришли «болеть» за своих. Закончился учебный год походом. Но не только развлечения рганизуют шефы. Они и на Уроках бывают, и серьезные разговоры затевают. Старшим обязательно нужно знать, кто придет им на смену. Н. СИДОРОВА, старшая пионервожатая ташаринской средней шко-

мишковскля новь = = = = = 3 ноября 1981 г., № 132 (4474); Революционные т р а д и ц и и ПРАВОВЫЕ ’ ЗНАНИЯ- КАЖДОМУ Правовое воспитание советских граждан — неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Особенно оно важно при воспитании подростков, молодежи. Крайне важно, чтобы уже с детства молодые люди научились осознавать себя гражданами государства, положение которых всесторонне и четко .регулируется пра- ^ вом, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки. Молодому человеку необходимо вовремя помочь разобраться в структуре и функциях государственных органов, усвоить адресованные ему правовые требования, а также права и законные способы их обеспечения, привить навыки правомерного поведения, научить правильно определять задачи, направления и формы социальной активности. Все это требуе!' кропотлиМы пятилетку начинаем И, намечая фронт работ, По-деловому отмечаем. Что все, как следует, идет. И чтоб уверенно и твердо Творить, дерзать и открывать, Мы говорим по-боевому: Так — держать! Летом нами вскрыта и утеплена теплотрасса, закончено сооружение хоккейной коробки. Сэкономлено на ремонте школы 5 тысяч рублей. Бригадиры Ирина Дворецкая, Елена Карпова, Алексей Несчетной организовали работу. производственных бригад. В перерывах мы отдыхали, вой и длительной работы по формированию правосознания и правовой культуры. В нашем районе правовая работа среди молодежи проводится членами общества «Знание» совместно с работниками культуры, кинофикации, районо, суда и прокуратуры, отдела внутренних дел. При школах созданы и действуют детские клубы по правовой пропаганде. Здесь ребята слушают лекции, проводятся беседы, юридические консультации. Сейчас в отличие от разовых лекций большой популярностью пользуются циклы лекций, которые дают несовершеннолетним целую . сумму знаний в определенной системе, прививают навыки практи ческого применения норм цра- ва. Но особенно действенной формой пропаганды правовых знаний являются тематические вечера и вечера вопросов и ответов. Опыт, который мы уже имеем в этом деле, показывает, что эти вечера проходят интереснее особенно тогда, когда подростки . сами принимают активное участие в их подготовке. проводили политинформации, конкурсы между бригадами и ставили небольшие сценки. Производственная бригада работала и в совхозе «Смоленский». Пропололи 5,5 гектара моркови, 14,5 гектара лука. Заработали 1446 рублей. Анна Подавальная, Юрий Са- винских, Марина Чернова, Марина Горбунова, Юрий Колпаков, Сергей Гордеев и другие ребята отличились в летней практике. О. РУДНЕВА, член учебно - -производственной бригады Сокур-* ской железнодорожн о й школы № 19. Ктр любит свой край, тот не может не гордиться красотами его природы, достижениями людей. На территории нашего района теперь 12 совхозов, два колхоза. Они поставляют Родине мясо, молоко, хлеб, картофель, овощи, рыбу, пушнину и другую продукцию. Разнообразны заводы, промышленные предприятия, немало транспортных, строительных организаций. ■ Развиваю т с я связь, бытовое, коммунальное, торговое, культурное и- медицинское обслуживание, база школ, учебных заведений. Из года в год вводятся в эксплуатацию десятки новых квартир, культурно - бытовые объекты. Все это дело рук людей, их разума. А заложило основу теперешней жизни наше старшее поколение. Имена тех людей, кто создавал коммуны, ликвидировал неграмотность, боролся с кулаками, религиозными предрассудками, строил социализм и защищал его — нам не забыть. Они останутся навечно в памяти будущих поколений. Первые коммунисты, первые комсомольцы Сибири. Сколько их трудов, жизней отдано за то, чтобы счастливо и мирно жили их потомки. Алексеевская волость включала тогда всю территорию нашего района в нынешних границах. Основную часть населения составляли крестьяне. Середняков было 60 процентов, бедняков - батраков — 35 процентов, зажиточных крестьян, кулаков — 5 процентов. Зажиточная часть села владела большими размерами пашни, количеством лошадей, крупного рогатого скота, сельхозин- вентаря. Не было тогда промышленных и промысловых предприятий за исключением частных шерсточесалок, кузниц, маслобоек, водяных мельниц и крупорушек. В волости было 1715 однолошадных, 586 безлошадных дворов. Значительная часть крестьян- не могла обеспечить обработку своих земельных наделов, сдавала их в аренду кулакам, сама Шла в батраки. Вот в каких условиях начинали строить основы социализма коммунисты, первые комсомольцы. Комсомольские ячейки создавались сразу же после изгнания колчаковцев и интервентов под руководством большевиков, вышедших из подполья. Первыми вожаками комсомола и молодежи в Алексеевской волости были Мария Козина из коммуны им. В. И. Ленина, Владимир Тупицын из коммуны «Пролетарский труд», Иван Зуев из «Парижской коммуны». В Алексеевской возглавлял молодежь Анатолий Карпенко, в Томи- лово — Иван Зилев. Много дел у комсомольцев было по воспитанию молодежи. Каждый комсомолец обязан был прежде всего, как говорилось тогда, ликвидировать собственную неграмотность и малограмотность. В клубах, избах -читальнях, да и просто в крестьянских избах проводили занятия «ликбезов» комсо- * мбйъцы Н. Шерстобоев, И. Зилев, А. Юферов, Н. Томилова, И. Вубенов, Е. Граненко, А. Кулагина и другие. На всю жизнь мне запомнились комсомольские «красные обозы», -агитбригады по вовлечению крестьян в колхозы. Комсомольцы 20-х годов нашего района большую помощь оказали в строительстве железной дороги от Новосибирска на Кузбасс. В тридцатых годах численность комсомольских рядов еще больше увеличилась. Они готовили себя к труду и обороне. Много было наших земляков - комсомольцев на различных фронтах. В районной газете не раз рассказывалось о комсомольце Аркадии Васильевиче Кобелеве. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Многих высоких правительственных наград удостоены за ратные дела и другие комсомольцы. Большая работа комсомольскими организациями проводилась в тылу. Они помогали фронту продовольствием, обеспечивали промышленно с т ь сырьем. За высокие производственные показатели многие труженики колхозов, совхозов, МТС были награждены орденами и медалями. Например, комбайнерка Сокурской МТС, комсомолка Анна Харитоновна Цыганкова — орденом Трудового Красного Знамени, трактористка Романовской МТС, комсомолка Екатерина Гавриловна Пугачева — медалями «За трудовое отличие». Боевые революционные традиции продолжаются в районе нынешним поколением. п. томилов, комсомолец 20-х годов, р. п. Мошково. Л. ВАСИЛЬЕВА, работник РОВД. МЫ ПЯТИЛЕТНУ НАЧИНАЕМ ч •> С Л О В О С Д Е Р Ж А Л И В этом году начался трудовой стаж у выпускников Смоленской средней школы Анатолия Секриера' и Виктора Мейзера. После получения аттестата зрелости они обещали остаться в родном селе, работать в совхозе. И ребята сдержали свое слово. Сейчас оба трудятся в картофельном цехе. В нынешнюю уборку Анатолий работал на тракторе наравне со взрослыми. Его наставником стал отец, опытный картофелевод Иван Иванович Двадцать семь.лет работает в хлебокондитерском объединении «Сибирь» Управления хлебопекарной промышленности Новосибирского облисполкома пекарь — мастер сухарного цеха А. А. Калинина — инициатор досрочного выполнения плановых заданий с меньшей численностью рабочих. Задание десятой пятилетки коллектив выполнил досрочно. За счет взаимозаменяемости членов бригады высвоСекриер. А у Виктора наставником стал его брат — Владимир Мейзер. Оба работали на одном уборочном агрегате. Старший водил трактор, а младший управлял прицепным комбайном. В эту осень Виктор уходит на службу в ряды Советской Армии. Надеемся, что служить он будет также отлично, как и работал в совхозе. Е. АФАНАСЬЕВА, председатель рабочкома совхоза «Смоленский». бождено десять рабочих. Антонина Алексеевна — активный рационализатор. Экономический эффект от внедрения 12 предложений, разработанных ею совместно с инженерно-техническими работниками, составил 7,2 тысячи рублей. За трудовые заслуги А. А. Калинина награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». За выдающиеся достижения в труде на основе совершенст- /р=внимани8==?ч ^ интересный огатф' Корову, цо каким-либо причинам непригодную для механической дойки, не спешите отправлять на мясокомбинат, советуют животноводы оренбургского колхоза «Дружба». Будет гораздо полезнее, считают они, если таким буренкам «поручат» выкармливать мясных телят. Именно на этом основана технология ускоренного выращивания молодняка крупного рогатого скота, предложенная учеными и специалистами и внедренная в хозяйстве. Здесь привес молодняка достигает килограмма в сутки. За каждой малопродуктивной коровой в колхозе закрепч ляют по два-четыре теленка-' сосунка. При этом «кормилица» и «дети» содержатся раздельно и встречаются только Гранулы для С полным основанием видоизменили старую поговорку «Растет, как на дрожжах» в колхозе «Красная Заря» Таласской области. После перевода животноводства на индустриальную основу и замены дрожжированных смесей гранулированными кормами здесь стали говорить: «Растет, как на гранулах». Животноводческий городок, GGGP 1981 ГОДА вования процессов, расширения зон обслуживания, совмещения профессий, внедрения передовых методов труда А. А. Калинина представлена на соискание Государственной превши СССР 1981 года. На снимке (слева направо) А. А. Калинина со своими ученицами Ириной Муриной и Татьяной Деблиной. Фото А. Полякова. (Фотохроника ТАСС). Буренка в роли «кормилицы» на время кормления. Кроме молока, телят с раннего возраста приучают к обычным кормам. Обязательный элемент технологии — беспастбищн о е содержание молодняка и летом. В прошлом году 24 коровы кормили молоком 75 телят. Каждый из них на седьмом месяце весил 255 килограммов — в два раза больше, чем обычно. Затем молодняк перевели на откормочную площадку и там к полутора годам вес каждого животного превысил пятьсот килограммов. Нетрудно объяснить, почему достигается такой высокий результат. При обычной, ручной выпойке новорожденные телята получают биологически неполноценное молоко, зачастую т яже л о в е с о в где сконцентрирован весь крупный рогатый скот хозяйства — около 6000 голов, сродни промышленному предприятию. В этот комплекс входят четыре крупных цеха — по воспроизводству молодняка, кор- моприготовлению, мясной и молочный. Несмотря на специализацию, они тесно связаны между собой и составляют еди-j ную технологическую цепочку. Цех воспроизводства, например, готовит для мясного и дойного стада телят, а молочный, в свою очередь, отправляет туда подготовленных к отелу животных. Высокий уровень механизации позволяет получать продукцию практически без затрат ручного труда, выполнять технологические процессы минимальными силами. В колхозном откормочнике, где содержится около 1000 бычков, за поголовьем ухаживают всего три оператора вместо 18, как прежде. С переходом на интенсивные методы откорма в колхозагрязненное. Телята нередко болеют. В результате их рост замедляется, особенно зимой. Всех этих отрицательных факторов нет при названной технологии. А теперь слово колхозному экономисту. Он утверждает: на..счет каждой «кормилицы» можно записать 400 килограммов полученного в хозяйстве мяса. По стоимости это равно четырем тысячам литров молока — в три раза больше, чем могла бы дать малопродуктивная буренка. А если подсчитать все расходы-, включая и кормление коров, то на центнер привеса затрачено шесть центнеров кормовых единиц. Хороший показатель. Сейчас в колхозе таким методом выращивают 120 телят. После заключительного откорма хозяйство получит от этой группы примерно 80 тысяч рублей чистой прибыли. В. ШИРЯЕВ, корр. ТАСС. зе в корне пересмотрели существовавшую систему кормо- приготовления и кормопроизводства. Расширив кормовую базу до 2000 гектаров и обеспечив стабильный рост уро-> жайности кормовых культур, здесь увеличили их производство в полтора раза. Изменились и рационы скота — на доращивании и откорме стали применять гранулы. Их вырабатывают из богатых белком и протеином трав. В качестве дополнительных компонентов в рационы вводят сено, сенаж, концентраты, различные микродобавки. К гранулам молодняк приучают с первых месяцев. Меняя их количество в зависимости от возраста и привесов бычков, в хозяйстве сократили сроки откорма более чем на треть, резко повысили сдаточный вес. На приемные ^ пункты отправляют только бычков - тяжеловесов, каждый из которых весит 480 —500 килограммов. В. ОРЕНБУРГИН, корр. ТАСС»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2