МОШКОВСКАЯ НОВЬ =27 октября 1981 г., № 129 (4 4 7 1 )= ИДЕИ X X V I СЪЕЗДА КПСС дением для Вас будет работа в кружке». По выражению М. И. Калинина — «Пропагандист, как губка, впитывает в себя лучшее от народа, жизни, науки с тем, чтобы накапливать необходимый материал, делать выписки, вырезки, подбирать цифры, наглядные пособия и литературно - художественные иллюстрации». Пропагандист должен быть всегда в курсе текущих собыО пропагандистском мастерстве «В партийном просвещении главный вопрос состоит, пожалуй, в его результативности. Чего мы хотим достичь? Мы хотим, чтобы партийная политика сливалась с деятельностью масс, чтобы партийное просвещение учило людей, говоря словами В. И. Ленина, «действовать так, как того действительно коммунизм требует». Иными словами, речь идет о том, чтобы добиться на деле единства идейно-теоретической, политике - воспитательной, организаторской и хозяйственной работы партии- Такова наша цель». Л. И. БРЕЖНЕВ. Важную роль в воспитании сознательности, в идейном росте советского человека играет политическое просвещение, систематическое изучение основ марксизма - ленинизма. Начавшийся учебный год — первый после XXVI съезда КПСС, определившего основные направления улучшения партийной учебы, поставившего задачу повышения ее качества и результативности. Установки партийного форума конкретизированы в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете' решений XXVI съезда КПСС». Оно требует от каждого пропагандиста творческого подхода к изучению рекомендованных тем, повышения теоретического уровня, методического мастерства, умения организовать слушателей на самостоятельную работу с первоисточниками. Пропагандистское мастерство является подлинным искусством вдохновенно нести в массы марксизм л ленинизм. Овладение им — дело кропотливое, требующее большой настойчивости, постоянно творческой работы, серьезной, вдумчивой подготовки к каждому занятию. Даже самые опытные пропагандисты не полагаются на свою память, не живут старым багажом, а всегда вновь обращаются к первоисточникам марксизма - ленинизма, материалам съездов и Пленумов ЦК КПСС. Хороший и поучительный совет начинающему пропагандисту дал В. И. Ленин: «Вот Вы организовали кружок. Сами должны стать выше по знанию, чтобы руководить. Вы должны больше читать, развивать других. Надо работать вовсю. Вы должны развиваться политически и тогда наслажтий, происходящих внутри страны и за рубежом, это поможет лучше увязать изучаемый материал , с современностью, с практйкой коммунистического строительства. Задача пропагандиста не только обучать, но и воспитывать, организовывать слушателей на выполнение государственного плана, социалистических обязательств, учить людей умело связывать свой труд, свое поведение с высон кими идеалами коммунизма, с целями нашей страны, всего народа. Только тогда можно ожидать работу пропагандиста эффективной, а слушатели внесут весомый вклад вс всенародную борьбу за дальнейшее развитие экономики и культуры нашей страны. А. МИНЕНКОВА, заведующая кабинетом политпросвещения райкома КПСС. ющего поколения в развитом социализме». - У нас не раз отмечалась положительная работа школы основ марксизма - ленинизма, где пропагандистом Н. А. Галузин. Его слушатели — работники тепличного комбината, полеводы и животноводы первого отделения успешно используют полученные знания и добиваются высоких показателей на производстве, активно действуют в общественной жизни. Так, тепличницы В. М. . Чалина, А. А. Лукахина, Н. М. Калганова, М. О. Хромова собрали нынче с каждого квадратного метра более чем по 20 килограммов огурцов при плане 17,5 килограмма. Бригада животноводов В. К. Андрющенко к 7 октября выполнила ПОД ПОСТОЯННЫМ КОНТРОЛЕМ Партийная учеба, во-первых, помогает нам повышать идейную закалку коммунистов, обеспечивает рост боевитости, их роли в хозяйственной деятельности, в решении социально - экономических задач. Во- вторых, мы считаем партийную учебу основой всей проводимой идеологической, воспитательной работы. Занятия з сети партийного и комсомольского просвещениия, экономического образования оказывают значительное влияние на трудовое и нравственное воспитание трудящихся. В конечном итоге все это сказывается на эффективности производства, на выполнении народнохозяйственных планов продажи государству сельхозпродукции. Контроль за ходом учебы осуществляется как парткомом, так и цеховыми партийными организациями. Обычно, еще задолго до начала занятий, мы намечаем формы учебы, пересматриваем и утверждаем состав пропагандистов, обговариваем возможности укрепления материально - технической базы политпросвещения. Из 112 коммунистов, состоящих на учете, всеми формами обучения в сети партийного просвещения охвачено 88 человек. Только пенсионеры, заочники освобождены от занятий в школах основ марксизма - ленинизма. Па заседании парткома утверждены четыре школы основ марксизма - ленинизма, экономический семинар при директоре совхоза. Образованы кружок комсомольского просвещения, четыре школы коммунистического труда, три школы производственного обучения. Пропагандистами являются Н. А. Галузин, В. Г. Покопцев, А. Л. Си- гаев, Ю. А. Жалдыба, Н. Г. Евтушенко, „С. В. Скурыгин, С. И. Шумихин. Экономическим семинаром руководит В. В. Квашенко, кружком комсомольского просвещения — Г. И. Григоренко, школами коммунистического труда и производственного обучения — специалисты сельского хозяйства, руководители производственных участков. Восемь человек учатся в школе молодых коммунистов. Повсеместно прошли первые занятия. На них присутствовали представители парткома. Труженики изучали тему «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве — сила народа». В дальнейшем школа основ марксизма - ленинизма будет заниматься по программе «Ленинское учение о коммунистической нравственности», другие —«Вопросы внутренней и внешней политики КПСС». В школах научного коммунизма учителя начнут заниматься по программе «Теория и практика коммунистического воспитания подрастагодовой план производства молока и сдачи его государству. Коллективу первого отделения, который возглавляет слушатель А. С. Уханов, за успешное проведение прошлой зимовки скота по итогам Всесоюзного социалистического со* ревнования присуждены классное место и денежная премия. Труженики этого подразделе: ния хорошо вступили в нынешнюю зимовку, успешно справляются с доведенным заданием по производству молока, мяса. Годовой план продажи молока ими будет выполнен, как и обещано, к 64-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Справился с заданием нынешнего года тепличный комбинат. Работники закрытого грунта продали государству 1840 центнеров овощей при плане 1800 центнеров. Активно проходят занятия в комсомольском кружке на центральной усадьбе. Здесь пропагандистом утверждается не первый год Г. И. Григоренко. Она вместе со своим наставником С. А. Терещенко воспитывает молодежь на боевых и революционных традициях. Занятия комсомольцев сопровождаются музыкой, песнями, организуются интересные встречи с людьми старшего поколения, передовиками производства. И. ГАНОМАН, секретарь парткома совхоза «Барлакский». ЧТОБЫ З НАТЬ В постановлении Центрального Комитета партии «О дальнейшем совершенствован и и партийной .учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» говорится: «Важнейшая задача партийной учебы — вооружать коммунистов знанием революционной теории, внутренней и внешней . политики КПСС, помогать разбираться в настоящем и видеть будущее, сознательным творческим трудом приближать его, воспитывать у слушателей непримиримость к буржуазной идеологии, стремление жить, работать й" бороться по-ленински, по-коммунистически». Почетная и ответственная в этом деле роль пропагандистов. Пропагандист должен быть не только высокообразованным человеком, преданным коммунистическим идеалам, ему необходимо обладать политической зоркостью, уметь глубоко анализировать происходящие события, убедительно отвечать на допросы слушателей. Он должен хорошо знать аудиторию, уметь слушать и понимать людей. Наш методический совет придает огромное значение учебе пропагандистских кадров. Самой действенной ее формой являются семинары. Они у нас проводятся регулярно. Тематика их разнообразна и интересна. В прошлом году провели четыре семинара и одну конференцию. Между членами методического совета распределены обязанности. До каждого доводятся задания, и они тщательно готовятся к проведению семинара, открытых занятий, к работе секций. На каждом семинаре, кроме рекомендаций, проводятся обзоры методической литературы, организуются книжная выставка, обмен опытом работы. Методический совет, занимается разработкой новых форм проведений занятий. Так, пропагандистам были рекомендованы научно - практические конференции, защита рефератов, социалистических обязательств и другие формы. Многие из них внедрены в практику проведения занятий. С целью учебы пропагандистов наш методический совет широко использует проведение открытых г занятий в школах основ марксизма - ленинизма, в - теоретических семинарах. Такие .занятия в прошлом году прошли на базе совхоза «Барлакский», Сокур с к о й средней школы № 105. Подобные мероприятия являются хорошим средством повышения знаний молодых пропагандистов. Заседания методического совета у нас проходят регулярно. На них мы обсуждаем итоги проведенных мероприятий, актуальные вопросы, имеющие большое значение для улучшения работы партийного просвещения, экономического образования. Так, зимой прошлого года были обсуждены вопросы «Об участии в движении «Пропагандист—пятилетке» пропагандистов парторганизации совхоза «Галинский» и колхоза «Союз строителей», «О ходе изучения материалов XXVI съезда КПСС в системе политического и экономического образования в райоче», «Об использовании технических средств и наглядных пособий в системе партийного просвещения совхоза «Ояшин- ский» и ряд других. В текущем учебном году первый семинар прошел под девизом «Высокое качество и эффективность — каж д о м у занятию». На нем было дано направление работы в связи с требованиями XXVI съезда партии и постановления Центрального Комитета «О дальнейшем совершенствован и и партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС». Каждому пропагандисту вручили методические рекомендации по проведению первой темы «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее -руководстве — сила народа». ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ «В. И. Ленин — теоретик коммунистической пропаганды». Под общей редакцией П. В. Позднякова и Г. А. Дмитриева. М., «Мысль», 1981 г., 231 с. Книга представляет собой систематизированный анализ наследия В. И. Ленина в области теории партийной пропаганды! В нейрас^ сматриваются роль пропаганды в революционной борьбе, строительстве социализма и коммунизма, взаимодействие политики, экономики, идеологии и пропаганды, ленинские идеи внешнеполитической пропаганды, вопросы пропагандистского мастерства. «Методика партийной учебы». Учебное пособие. М., «Политиздат», 1978 г. Руководствуясь основополагающими принципами партийной пропаганды, разработанными К. Марксом, ' Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, опираясь на положения и выводы документов КПСС, а также на достижение наук об обучении и воспитании, опыт партийных организаций, авторы книги освещают наиболее важные вопросы методики обучения в системе политического образования. Бойко В. В., Маркин Л. В. «Пропагандист и аудитория». Л., «Лениздат», 1980 г., 160 с. Авторы книги показывают, что одним из условий повышения эффективности работы пропагандистов является применение новейших научных знаний, в том числе социальной психологии. Ионова Г. И. «Методика подготовки пропагандиста к занятиям». М., «Московский рабочий», 1977 г., 88 с. На основе обобщения опыта лучших пропагандистов Москвы и Московской области автор— опытный методист — рекомендует научно обоснованные формы и методы подготовки пропагандиста к занятиям в системе политической и экономической учебы. Ионова Г. И. «Методика проведения занятий пропагандистом». М., «Московский рабочий», 1980 г., 64 с. В брошюре обощается опыт работы лучших пропагандистов Москвы и Подмосковья по организации и проведению занятий в системе политической «и экономической учебы. Виноградов И. А. «Педагогика в практике партийного пропагандиста». М., «Политиздат», 1979 г., 151 с. В книге освещаются вопросы использования педагогики в системе партийной учебы и экономического образования. Бадмаев Б. Ц. «Элементы психологии н педагогики в партийной пропаганде». 2-е изд. доп. и перераб. М., «Политиздат», 1980 г., 192 с. Восприятие пропагандистского слова, познавательный интерес к политической учебе, 'сочетание в ней элементов психологии, педагогики и методики — главное содержание настоящей работы. «Развитие познавательной активности». (Из опыта Ленинградской партийной организации по повышению эффективности политического образования). М., «Политиздат», 1980 г., 126 с. Книга работников Дома политического просвещения Ленинградского |2 7 октября 1981 г., № 129 (4471)| МОШКОВСКАЯ НОВЬ В ОСНОВУ ПАРТИЙНОЙ УЧЕБЫ И У М Е Т Ь Кроме того, пропагандисты получили обращение участников областного дня пропагандистов ко всем пропагандистам области, графики занятий, образцы комплексных творческих планов. Участники семинара выслушали выступление первого секретаря райкома КПСС В. А. Смирнова об основных направлениях работы районной партийной организации и задачах пропагандистов по мобилизации усилий слушателей на успешное выполнение планов пятилетки. На этом же семинаре пропагандисты занимались по секциям. На текущий учебный год методический совет наметил целый ряд мероприятий, направленных на улучшение политической учебы в районе. В них предусматриваются обсуждение личных творческих пла-» нов пропагандистов, касающихся выработки у слушателей навыков политического самообразования. Будут заслушаны отчеты пропагандистов о работе по внедрению в практик активных методов обучения. Осуществляется разработка примерных планов работы кабинета политпросвещения райкома КПСС в помощь заведующим кабинетами на общественных началах. Будет оказана помощь пропагандистам в подготовке и проведении открытых занятий. Методический совет изучит, обобщит и внедрит в практику опыт лучших пропагандистов. Все это будет способствовать тому, чтобы коммунисты, трудящиеся района овладевали великой сокровищницей марксизма - ленинизма, идейнотте- оретическим богатством XXVI съезда КПСС, превращали эти знания в руководство к действию, воспитывали готовность, волю и умение строить коммунизм. А. НОВИЦКАЯ, председатель методического совета кабинета политпросвещения райк о м а КПСС. обкома КПСС посвящена, одной из проблем повышения . эффективности марксистско- ленинского образова н и я — развитию познавательйой активности слушателей системы партийной учебы. В книге читатель найдет целый 'ряд методических советов, которые помогут пропагандисту определить уровень познавательной активности слушателей и наметить пути и средства его повышения. Ненашев М. Ф. и другие. «Практические задания в” работе пропагандиста». М., «Политиздат», 1978 г., 47 с. Важным средством связи пропаганды с жизнью является метод практических заданий. В чем его сущность? Какое место он занимает в учебном процессе? Насколько эффективно его применение? Авторы, партийные работники раскрывают результативность этого метода. Бадмаев Б. Ц. «Приглашать к размышлению». М., «Московский рабочий», 1980 г., 88 с. Автор брошюры — высококвалифицированный методист — рассматривает проблему дальнейшего повышения теоретической активности слушателей системы партийного образования и экономической учебы, раскрывает способы активизации их мышления. , Кирсанов А. В. «К убеждению через интерес». М., «Московский рабочий», 1976 г., 160 с. Автор рассказывает о методике подготовки и проведения лекций, бесед пропагандистов. В поле его зрения вопросы идейного содержания лекций, их информационной насыщенности, использования Многие годы я работала пропагандистом теоретического семинара Сокурской средней школы № 105. Время убедило меня, что наиболее эффективным методом в получении и закреплении знаний является самостоятельное изучение слушателями материалов курса, самообразование. Важными средствами на занятиях всегда являются диаграммы, диафильмы, слайды, справочный материал и другие наглядные пособия. У слушателей семинара при подготовке к занятиям выработалась потребность конспектировать, читать работы В. И. Ленина. Не позже чем за две недели до очередного занятия я вывешивала тематику рефеНАША ПРАКТИКА ратов по изучаемой проблеме, список рекомендуемой литературы. Слушатели выбирали наиболее подходящую для них тему и работали над ней. Затем эти рефераты использовались ими в работе с населением, родителями и среди учащихся. Так, например, была у нас тема «Антиподы коммунистической морали». В этом реферате раскрывались причины пьянства, хищений и других отрицательных явлений в наше время, о их вреде для людей, общества. Этот материал использовался и как лекция для взрослых, и как беседа с учащимися. Только здесь уже приводились антиподы коммунистической морали в школе. Это списывание материала, недоработка уроков и так далее. На занятиях учителя делятся опытом своей работы. В прошлом году мы занимались в теоретическом семинаре «В. И. Ленин, КПСС о нравственности». Причем, последнее полугодие посвящалось изучению материалов фактов и цифр в выступлении, образностц, наглядности. «Технические средства пропаганды». Пособие для лекторов и пропагандистов. Изд. 2-е, испр. М., «Знание», 1976 г., 192 с. В настоящем пособии рассматриваются методические вопросы применения в устной пропаганде тех н и ч е с к и х средств — экранных и звуковых и условия их эффективного использования. Гецов Г. «Учиться работать с политической литературой». М., «Московский рабочий», 1979 г., 120 с. В книге обобщается опыт наиболее рациональной организации труда пропагандистов и слушателей системы политического просвещения, рассказывается о приемах составления разного рода записей — выписок, планов, тезисов и конспектов, об использовании рабочего каталога, вкладных листов, о привитии навыков работы с литературой. «Мастерство пропагандиста». (Проблемы, опыт, пути совершенствования). М., 1978 г. «Партийная учеба: активность и действенность». Составители Кулюткин Ю. Н. Любимов Б. И., Сухобская Т. С. «Политиздат», 1980 г., 175 с. Авторы на основе исследований показывают, как пропагандисты учитывают интересы и запросы слушателей при разработке методов обучения в системе партийной учебы, раскрывают психолого - педагогические приемы в работе. Л. СМИРНОВА, библиотекарь кабинета политического просвещения райкома КПСС, XXVI съезда КПСС. Это было для нас основой в пропаганде решений высшего партийного форума. Полученные на занятиях теоретического семинара знания, мы несли в масоы. Наши учителя рассказывали о решениях съезда взрослому населению, учащимся. Нынче все мы занимаемся в школе научного коммунизма. Нам предстоит изучение «Теории и практики коммуниста ческого воспитания в развитом социализме». Учеба поможет нам еще глубже усвоить марк- систско - ленинское учение, повысить свой профессиональный уровень. Надо сказать, что учеба в сети партийного просвещения всегда нам помогала в решеВпомощь ИЗУЧАЮЩИМ ВОПРОСЫ экономи И БЕРЕЖЛИВОСТИ Горшков Л. «Бережливость сродни созиданию». Журнал «Коммунист», № 11, 1981 г., с. 30—41; Колесников Н. «Беречь материальные ресурсы». Журнал «Агитатор», № 9, 1981 г., с. 5—8; Ольшевский Б. «Экономия ресурсов и эффективность производства», «Экономическая газета», №33, 1981 г.; Рябов Я. «Новые рубежи советской экономики». Журнал «Плановое хозяйств нии поставленных перед нами задач воспитания подрастающего поколения. Так, за ряд лет в школе постоянно растет как общая, так и качественная успеваемость учащихся. В прошлом году общая успеваемость составила 99,8 процента и качественная — 42 процента. А это уже довольно высокие показатели. Сложилось так, что кто больше уделяет внимания партийной учебе, у того и выше успеваемость учащихся. Лучшими учителями у нас являются Ю. И. и 3. М. Благинины, Н. А. Антонюк, Г. М. Чучели- на, Н. Ф. Казанцева и другие. 3. МИТИНА, пропагандист Сокурской средней школы № 105. во», № 1, 1981 г., с. 3—13; Сорокин Г. «Интенсивные факторы экономического роста». Журнал «Плановое хозяйство», № 4, 1981 г., с. 9—19; «Стержень экономической политики партии». «Экономическая газета», № 29, 1981 г.; «Что дает экономия топлива и энергии народному хозяйству». Журнал «Политическое самообразование», № 2, 1981 г., с. 118—121; «Чувство хозяина». Журнал «Коммунист», № 3, 1981 г.,, с. 3—13; «Экономика должна быть экономной». Журнал «Партийная жизнь», № 15, 1981 г., с. 3—7; «По пути интенсивного развития». Учебный выпуск к первым занятиям. «Экономическая газета», № 39, 1981г.; «Экономике быть экономной»! М., «Правда», 1981 г.; Статьи по экономии ресурсов в отраслевых журналах. Кабинет политпросвещения райкома КПСС. Николай Анисимович Галузин много лет проработал главным агроном! овхоза «Барлакский». Старейший коммунист, участник Великой Отеч'е< енной войны давно на заслуженном отдыхе. Но не может жить без л< ез связи с коллективом ветеран. Он по-прежнему в строю, работает совхозе агрономом по кормопроизводству. Самым важным партийным поручением Н. А. Галузин считает пвог гандистскую работу. Эффективность ее давно доказана. Слушатели школ ос марксизма - ленинизма получают прочные теоретические знания зультатом применения которых являются высокие производственные по> затели. У Н. А. Галузина учатся не только молодые пропагандистысовхо «Барлакский-, к нему приезжают перенимать опыт пропагандисты из зяйств и предприятий района. • , аан * С" имкел HV Г' алу зн н и старейший пропагандист Ташаринской ср< с и с т е м партийной уК° е б ТШ0° о б ви в аю тс я мнениями о „овой „рукт ФОТО С КАЗАКОВА ПРОПАГАНДИСТОВ В СОРЕВНУЮЩЕМСЯ С НАМИ НОВОСИБИРСКОМ РАЙОНЕ День обмена мнениями Перед началом учебного года в системе марксистско-ленинского и экономического образования Толмачевского авиапредприятия состоялся День пропагандиста. Готовились к нему серьезно, ждали с нетерпением. В фойе Дворца культуры «Крылья Сибири» звучала музыка и песни о Ленине, о партии. Сцена празднично убрана, на красном полотнище слова из Отчетного доклада ЦК КПСС XXVI съезду партии: «От идеологического пропаганд дистского актива партии в первую очередь зависит отношение людей к партийной учебе». Открыл торжественное собрание секретарь парткома И. Г. Мартыненко. Внимание, уделяемое партийным комитетом, командованием предприятия к идеологической работе, не случайно. В пропагандистах, политинформаторах, агитаторах они видят прежде всего своих верных и желанных помощников, глубоко заинтересованных в конечных результатах труд*. Много теплых слов было сказано в адрес пропагандистов партийной сети летных подразделений Б. С. Болына- нина, Н. Н. Лапшина, Л. А. Тилюпы. Они всегда среди людей, легко с ними сходятся, оставляя добрый след в душе человека, воспитывают своих слушателей не только словом, но и делом. Быть пропагандистом трудно и ответственно. И это партийное поручение дается наиболее подготовленным коммунистам. 20 лет работает в службе движения нашего предприятия руководитель полетов аэропорта Виталий Алексеевич Сено- пальников. За это время он воспитал более 15 молодых специалистов. И вот уж« 12 лет он пропагандист в комсомольской политсети. ни».-охать им дооиваться высокой эффективности и качества работы, успешно осуществлять решения XXVI съезда партии — вот главная задача наших пропагандистов. И успешно с ней справляются Н. В. Аксенова, А. И. Трубчанин, Р. И. Салтыкова, В. П. Палий, член методического совета 3. В. Шестак, заместитель командира по политчасти летного подразделетая В. И. Голомолзин. Не забыли в эТот день и о нашем пополнении — о молодых пропагандистах, которые только начинают эту сложную и кропотливую работу. С наказом к ним обратился один из опытнейших наших пропагандистов Ю. Я. Боровинский. Перед пропагандистами были поставлены конкретные задачи, вытекающие из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете ре-"" шений XXVI съезда КПСС». «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»,— писал К. Маркс. Способствовать это. му, помогать своим слушателям расширить свой кругозор — в этом видят свой почетный долг пропагандисты Толмачевского авиапредприятия, л.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2