МОШКОВСКАЯ НОВЬ октября 1981г., № 12 ! (4463)1 ч I В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико - воспитательной работы» сказано, как необходимо добиваться органичного единства учебного и воспитательного -процессов, формирования у учащихся научного мировоззрения, высоких морально - политических качеств, трудолюбия, прививать учащейся молодежи интерес к политическим знаниям, развивать их общественную активность. Залогом успеха в воспитании является тесное сотрудничество двух коллективов — педагогического и комсомольского. От характера и стиля взаимоотношений дирекции школы, классных руководителей, учителей и комсомольской организации зависит в значительной мере эффективность воспитательной работы. Период подготовки учащихся к вступлению в члены ВЛКСМ — ответственная пора как для комсомольской организации, так и для классного руководителя. От учителя во многом зависит, станет ли факт приема в. комсомол событием огромной важности в жизни. Вступающий в комсомол ученик посещает занятия кружка «Наш Ленинский комсомол». Классный руководитель привлекает родителей - коммунистов, ветеранов комсомола, которые держат постоянную связь с учащимися, проводят беседы. Разработаны планы таких встреч с ветеранами войны и труда. Классные руководители помогают им подготовить свои выступления и оформить встречу так, чтобы' воздействие на ученика было наиболее сильным. По материалам, накопленным пионерской и комсомольской поисковыми группами, мы знаем первых пионеров и комсомольцев села Сокура, комсомольцев - целинников, ветеранов войны и труда, о многих из них собран газетный материал того времени. Пользуясь этим, классный руководитель организует работу с классом и встречи с ними. Так, комиссар партизанского отряда С. И. Якуб —■ частый гость комсомольцев и пионеров нашей школы. В знак дружбы Степан Иванович подарил комсомольцам и пионерам альбом с фотографиями, вырезками из газет, рассказывающие ми о славном пути партизанского отряда имени Германа. Этот материал классные руководители используют в работе. Не менее важной формой совместной деятельности педколлектива, ветеранов и комсомольской организации мы считаем организацию кружков. Комсомольцы 60-х, 70-х годов — шефы классных комсомольских организаций — ведут работу спортивных секций и кружков, тренируют общешкольную хоккейную, лыжную, волейбольную команды, ведут кружки: физико - технический и прикладного творчества. Шефы и классные руководители пишут поздравительные открытки, письма родителям учеников, которых приняли в комсомол, и в торжественной обстановке тепло поздравляют ребят в связи с получением комсомольских билетов... Комсомольские поручения, как известно, являются действенным средством развития общественно- политической активности юношей и девушек; становления их идейной и социальной зрелости. Мы так распределяем комсомольские поручения, чтобы они соответствовали реальным возможностям каждого комсомольца, его интересам и склонностям, и эти поручения усложняем по мере накопления опыта. Классные руководители проводят анкетиробание в классах с целью изучения личности школьника, выявления его желания выполнять общественную работу. Ребята отвечают, какими качествами должен обладать секретарь классной комсомольской организации, какую нагрузку хотели бы выполнять в самоуправлении, оценивают деятельность сектора, который бы хотели возглавить, любимое занятие, увлечение. Отмечают, что особенно нравится в работе предшествующих классов и что хотелось бы изменить применительно к своему возрасту и увлечению. На основе анализа анкет классные руководители советуют комсомольскому бюро класса характер и содержание общественных поручений. Особенно ценно мнение педагога о тех обязательствах, которые касаются самовоспитания. Классные руководители разработали памятки по самовоспитанию. Таким образом, общественные поручения, выполнение которых оформляется в комплексных планах, отражают интересы комсомольской организации и самого комсомольца. На заседаниях комсомольского бюро класса и комитета комсомола школы систематически подводятся итоги выполнения комсомольских разовых и постоянных поручений, делаются критические замечания и выносится соответствующее решение, которое записывается в личном комплексном плане. Традиционно проходят классные и итоговые общешкольные Ленинские чтения. Тематика докладов утверждается на комитете комсомола вместе с учителями. Не менее двух раз в учебный год проходят Ленинские уроки. Первый урок прошел 2 октября в годовщину выступления В. И. Ленина на III съезде РКСМ и вторым—открывается апрельская Ленинская неделя. К Ленинскому уроку учителя истории заранее разрабатывают вопросы и подбирают соответствующую литературу. Каждый участник Ленинского урока ощутил свою сопричастность к делам народа, наметил для себя перспективы самообразования и самовоспитания. Кан мы работаем с колективом Особое место в системе комсомольской работы занимает Ленинский зачет, который позволил творчески, в активных формах сочетать теоретическую подготовку комсомольца - школьника с участием в общественных делах своего коллектива, в учебно-воспитательной работе. Именно во время Ленинского зачета возникла наиболее эффективная форма воспитания — общественная аттестация каждого школьника. Участвуя в составлении характеристик, комсомольцы стараются показать общественно - политическую активность каждого ч л е н а ВЛКСМ, его идейно - нравственные качества, его отношение к труду, к коллективу, товарищам... Характеристика начинается словами, что такой-то воспитанник Со- курской средней школы, ее пионерской и комсомольской организации. Здесь он вырос, здесь определился его интерес к знаниям, происходило становление его личности... Такое начало — признание ведущей роли коллектива в формировании характера личности. Всем комсомольцам, сдавшим Ленинский зачет, делается соответствующая запись в учетной карточке и характеристике. В личных комплексных планах, как правило, намечаются перспективы общеобразовательного роста, изучение теоретического наследия В. И. Ленина, документов Коммунистической партии и Советского правительства, определяются задачи посильного участия в общенародных делах. Многие комплексные планы начинаются разделами: «Без знаний нет коммунизма», «Идейность — наши крылья», «Я часть великой армии великого труда», «К защите Родины готовься», «Приобщение к прекрасному», «Комсомол — пионерский вожатый», «Учиться коммунизму — это значит активно участвовать в общественной жизни». В школе обеспечивается и гласность итогов хода работы комсомольских групп, которая освещается на специальном стенде: «Пульс комсомольской жизни» по следующим разделам: «Наши обязательства», «Наши пла н ы», «Ученье каждого — дело всех», «Политический меридиан», «Заветам Ленина верны», «Наш Парнас», «Нашу смену воспитывать самим»; «Чистота-----залог здоровья», «Быстрее, выше, сильнее», «Пресс-центр», «Трудовые будни». Наряду с подведением итогов работы классных комсомольских организаций комитет ВЛКСМ школы выносит соответствующие решения, разрабатывает задания комсомольским группам. Об этом сообщается раз в неделю в форме устного журнала, живой газеты, митинга, торжественной линейки. Педагогический коллектив с комитетом комсомола разработали примерный перечень вопросов, по которым должна информировать комитет о проделанной работе каждая комсомольская группа по всем направлениям «Пульса комсомольской жизни». Например, в разделе «Ученье каждого — дело всех» учитывается, сколько учащихся учились на совесть и кто сколько пропусков и опозданий допустил без уважительных причин, случаев нарушения правил поведения, работа комсомольского прожектора (скольким учащимся оказана помощь и результат этой помощи), какие меры принимались комсомольской группой к тем учащимся, которые имели серьезные дисциплинарные взыскания и плохо учились, посещения кружков, факультативных занятий, спортивных секций, итоги рейдов КОЮД и комиссий по проверке режима дня школьника, выполнения им домашнего задания. Или, например, второй вид деятельности комсомольской группы — политическая работа. Сюда, прежде всего, относятся результаты проведенных политинформаций, тематических политчасов и т. д. В школе работает постоянно действующий семинар политинформаторов, которым руководит преподатель истории заслуженная учительница школы РСФСР 3. Ф. Митина, где дается наиболее важный материал по событиям за рубежом, по стране, области, району. Примерно по таким же схемам подводятся итоги работы комсомольских групп и по другим видам деятельности. Составной частью комсомольской работы стало правовое воспитание. Этому значительно способствует изучение школьного кур. са основ советского права. Педагогический коллектив совместно с комитетом комсомола организует встречи с юристами, работниками милиции, обзоры журнала «Человек и закон». Их смысл — показать личный пример образцового выполнения своего гражданского долга, непримиримого отношения к проявлению беззаконности, проступкам и- правонарушениям. При подготовке к конференции: «Жить с достоинством — что это значит?», вскрыты вопросы; «Быть человеком достойным своего народа, своего времени. Как вы это понимаете?», «Что составляет основное достоинство человека? О каких людях говорят, что он до стойный человек или, наоборот, недостойный?», «Чтр вам важнее ваше мнение о себе или мнение о вас коллектива? Совпадает ли оценка вас коллективом с вашей самооценкой?», «Приходилось ли вам бороться за свое комсомольское достоинство или нет?» «Победить с достоинством, отступить с достоинством.., умеете ли вы это сделать? Нужно ли это уметь?». Работая рука об руку, педагогический коллектив и комсомольская организация школы решают общую задачу — готовить поколение преданных делу партии, всесторонне развитых высокообразованных людей. Е. АЛЕКСЕЕВА, завуч Сокурской средней школы. ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ — МАССОВОСТЬ Р О Б Л Е М Ы , у ж д е ы и я , ы в о д ы . В спортивной жизни страны произошло важное событие — Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». В постановлении отмечается, что регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают эффективное влияние на производственные показатели трудовых коллективов, способствуют уменьшению потерь рабочего времени, укреплению трудовой дисциплины и сокращению текучести кадров. В нашем районе по-прежнему остается мечтать о массовости, так как систематически занимающихся физической культурой и спортом немного. Хотя районные соревнования как детские, так и взрослые, проводятся регулярно, в коллективах физкультуры колхозов, совхозов, предприятий, организаций, учебных заведений спор- тивна^>кизнь пойти замерла, а если где-то и вспыхнет огонек энтузиазма, то он часто не находит поддержки со стороны администрации, местных рабочих комитетов. Так было в совхозе «Смоленский», в с. Сокуре. То не выделят спортсменам транспорта для выезда на соревнования, то не н а й д у т средств для приобретения формы, спортинвентаря... Часто можно слышать от руководителей хозяйств и такое: «Для нас главное — обеспечить выполнение производственного плана, задания». И забывают такие хозяйственники, что производственный план должны выполнять люди, здоровье которых и производительность труда находятся в прямой зависимости от занятий физической культурой и спортом, туризмом. Недостаточно инициативы во внедрении физкультуры и спорта в быт сельских тружеников проявляют комитеты комсомола на местах. А кому как ни молодежи, в первую очередь, необходим спорт! Почему надо ждать представителей райспорт- комитета, райсовета ДСО «Урожай», чтобы они создали коллектив физкультуры. Конечно, они обязаны помочь в этом деле, однако и молодежи надо быть более инициативной. Почти отстранились от вовлечения населения в занятия физической к у л ь т у р о й и п р о ф с о ю з н ы е комитеты, вся деятельность которых в данном вопросе сводится к выделению в смете расходов статьи на физкультурно-массовую работу. А о том, как велика роль местных Советов народных депутатов в физическом воспитании населения можно убедиться на примере Ояшинского поссовета, где председателем исполкома Г. Н. Маханькова. К сожалению, это -единичный пример. Опыт физического вое питания населения в Ояше необходимо перенять остальным поселковым и сельским Советам народных депутатов. Как часто слышишь; «Нам негде заниматься, не хватает спортинвентаря, дайте нам ин- структоров-методистов по спорту». Безусловно, наличие материальной базы играет большую роль . Однако давайте разберемся, что к чему. В районе больше 15 спортивных залов (только в р. п. Мошкове их четыре), а как они загружены в вечернее время? Когда заканчивается рабочий день, спортзалы пустуют. И спортинвентаря не хватает только тем, кто еге не желает приобрести. У нас в районе имеются и лыжи, лыжные и футбольные ботинки, шахматы, шашки, различи ы е мячи, сетки, гранаты, туристское снаряжение, клюшки, коньки и т. д. А сколько можно изготовить своими руками: гири, штанги, гимнастические перекладины, стенки, кольца, стартовые колодки и теннисные столы, ракетки, хоккейные и футбольные вороте... Было бы только желание! Кто же придет копать нам прыжковые ямы, делать беговые дорожки, устанавливать столбы для волейбольных, баскетбольных, футбольных площадок?! Да, у нас пока еще мало специалистов физического воспитания, но и те, что есть, могут сделать многое, и особенйо учителя физвоспитания, спортсмены — разрядники, которые могли бы вести спортивные секции и кружки. Есть еще возможность увеличить число физкультурных кадров — за счет внедрения ставок методистов производственной гимнастики в колхозах, совхозах и на предприятиях. У нас же эти ставки в хозяйствах почти не используются, а если и используются, то не совсем по назначению — методисты выполняют работу секретарей комсомольских организаций, забыв полностью о своей прямой обязанности. Методическим центром физкультурного движения в районе должны быть райспортко- митет и райсовет ДСО «Урожай». Для этого необходимо значительно улучшить их финансовые дела. Если райспорт- комитет находится на содержании районного бюджета, то райсовет ДСО «Урожай» полностью зависит от сбора юридических членских взносов колхозов, совхозов, предприятий. На всю учебно-спортивную работу нужны средства, а их нет. Почему? Под всякими предлогами руководители хозяйств отказываются перечислять юридические взносы: то хозяйство не предусмотрело их в смете расходов, то не знают, из какой статьи их брать. Хотя на этот счет ежегодно есть распоряжение районного Совета народных депутатов. Постановление ЦК КПСС и Совета^ Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» вышло накануне проведения отчетно-выборных собраний руководящих органов ДСО «Урожай». В нашем райо- не такие собрания пройдут в октябре— ноябре. Советы физкультуры должны тщательнейшим образом изучить и проанализировать данное постановление, разработать конкретные меры по претворению в жизнь решений этого важного партийного и государственного документа. Райспорткомитет, райсовет ДСО «Урожай», советы коллективов физкультуры в тесном контакте с местными Советами народных депутатов, профсоюзными и комсомольскими комитетами, первичными организациями ДОСААФ и другими общественными организациями, руководителями хозяйств и предприятий должны сделать главным направлением в своей работе развитие массовости в физкультурном движении. А. КОЛПАКОВ, председатель рейсов е т а ДСО «Урожай».
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2