Мошковская новь, 1981, № 121

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана 23 августа 1931г. № 121 (4463) ЧЕТВЕРГ, 8 октября 1981 года. Газета выходит по вторникам, четвергам, субботам. Ц Е Н А 2 КОП . ОРГАНИЗОВАННО НАЧАТ] ПЕРВЕЙШАЯ ЗАДАЧА ДНЯ ] Е» ЗИМОВКУ СКОТА- {СЕХ ЖИВОТНОВОДОВ! Не терпит отлагательства Снегопады и похолодание, которыми отмечены первые числа октября, заставили животноводов района срочно поставить скот на зимнестойловое содержание. Сегодня во многих хозяйствах он находится в добротных, вовремя отремонтированных помещениях. Здесь с первых дней на фермах произведена четкая расстановка кадров, организовано рациональное кормление и поение животных. Быстро и слаженно перевели скот на зимовку в совхозе «Зеркальный», колхозе «Ленинец» и в ряде других хозяйств. Здесь многое делается для того, чтобы в этот ответственный период не допустить снижения продуктивности животных. Однако хуже обстоит дело в колхозе «Союз строителей», где в третьей бригаде до сих пор не завершен капитальный ремонт телятника и 450 голов молодняка крупного рогатого скота находится при таких неблагоприятных погодных условиях под открытым небом. Ясно, что это приведет к снижению привесов, к истощению поголовья. 800 голов скота из- за неготовности животноводческих помещений в совхозе «Сокурский» также не поставлены на привязь. Не весь скот переведен на зимовку и в совхозах «Большевик», «Соснов- ский». Можно ли мириться с таким положением дел? Нет. И руководители этих хозяйств прекрасно знают, что такая «организация» зимовки ведет к снижению и надоев и привесов. Зимовка предстоит трудная, и усугублять ее неорганизованностью никто не имеет права. Главной задачей в ближайшие дни в хозяйствах, где не все еще сделано для перевода животных на зимнестойловое содержание, должно стать использование всех средств и возможностей, чтобы в кратчайшие сроки устранить недостатки, поставить животных в теплые помещения, отладить качественный уход за ними, обратив при этом внимание на рациональное кормление и поение животных теплой водой. Тревожен тот факт, что в эти дни во многих хозяйствах продолжается увеличение разрыва в надоях по сравнению с прошлогодним уровнем. По оперативным данным, на 5 октября в целом по району он составляет полкилограмма на корову. Особенно большое количество молока недобирают в совхозах «Мошковский», «Бар- лакский», «Галинский», «Смоленский», «Восход», колхозе «Союз строителей». Выход тут один: надо переводить скот во дворы и кормить их полноценным зимним рационом. Только так можно добиться роста надоев и привесов всего поголовья, 1100 гектаров зяби нужно поднять на полях Гляденского отделения совхоза «Восход». Задание немалое. И занятый на пахоте Д. М. Мазя ежедневно выводит в поле свой К-700 с твердым намерением перекрыть сменную норму. В среднем он выполняет ее на 150—160 процентов. На счету В нашем совхозе идет сейчас размещение и постановка скота на стойловое содержание. И очень многое в успешном проведении зимовки зависит от того, в каком состоянии, в какой упитанности животные в это время. Многие работники ферм нашего хозяйства хорошо поработали, добились высоких показателей. Так, бригада А. А. Суржикова в сентябре получила более 320 центнеров приОсенние заботы Дмитрия Петровича более 620 гектаров осенней пахоты. * * * 3 октября поставлено на зимовку общественное стадо нашего отделения. У ферм имеется необходимый запас кормов. ПЕРВЕНСТВО В Т Р У Д Е веса. Среднесуточный привес скота за этот месяц по бригаде составил 857 граммов при плановых 600 граммах. Первенства в соревновании добилось звено животноводов откормплощадки в составе С. М. Крысенко, А. И. Гришина, М. М. Риско. В сентябПродолжается заготовка соломы. Трачторйсты А. И. Ка- урдаков и П. А. Райко уже поставили в скирды ее свыше 1300 центнеров. А. ЛАВРЕНКО, управляющий -Гляденским отделением совхоза «Восход». ре у них на откорме стояла 571 голова крупного рогатого скота. Валовой привес за месяц достиг 215 центнеров 36 килограммов. Среднесуточный привес каждого животного составил 1279 граммов. Свои трудовые успехи передовики производства посвятили Дню Конституции СССР. О. ГУРОВА, бухгалтер Емельяновского отделения совхоза «Сокурский». К О Р М О В П О П О Л Н Я Я З А П А С С начала уборки на третьей ферме совхоза «Мошковский» было обращено внимание на вывозку соломы к местам зимовки скота. К" 1 октября ее было у ферм 4000 центнеров с 1800 гектаров убранных площадей. Особое внима ние было уделено сохранности и доставке соломы с гороховых плантаций. Заготавливает солому мех- звено, в котором заняты на погрузчиках М. И. Тарасов и В. И. Будко, на толкающей волокуше — Н. Д. Пальчиков, доставляют грубые корма к складам В. А. Мельников, Г. И. Колощук и И. И. Свис- тельников. К середине октября механизаторы думают справиться с Опытный скотник совхоза «Ояшинский» Дмитрий Григорьевич Ермолаев часто советуется со своим молодым напарником Владимиром Гохом. Дружно они трудятся. Нынче обязались получить от каждой фуражной коровы не менее 3300 килограммов продукции. Этому предшествовала благоприятная обстановка: во-первых, животные были выведены на луга хорошо упитанными, во-вторых, задались целью в период «большого СМОТР — НА ЛУЧШИЕ КРАСНЫЙ УГОЛОК ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ. ПРОВОДИТСЯ С ОКТЯБРЯ 1981 ПО ИЮЛЬ 1982 ГОДОВ. Основные задачи смотра конкурса: Дальнейшее совершенствование и повышение эффективности массово - политической и культурно - воспитательной работы советов красных уголков по мобилизации усилий тружеников села на выполение решений XXVI съезда КПСС, планов и социалистических обязательств, организованное проведение зимовки общественного животноводства, по пропаганде достижений новаторов и передовиков производства, производственно - технических, сельскохозяйственных и экономических знаний; обеспечение регулярного проведения лекций и бесед по актуальным вопросам современности, политинформаций, создание лекториев и кинолекториев, улучшение научно - атеистической пропаганды; помощь в организации работы школ Н апар н и ки молока» обеспечить от каждой коровы не менее 1300 килограммов продукции. А получилось более 1400 килограммов. У нас немало настоящих мастеров машинного доения, — рассказывает Дмитрий Григорьевич. — Взять к примеру, старательную доярку Лидию Алексеевну Даукшт. Что о ней скажешь? С начала года надоКОНКУРС коммунистического труда, оформление наглядной агитации, отображающей важнейшие политические события в стране, производственную и общественную жизнь коллектива, ход, социалистического соревнования, его гласность и действенность; открытие новых и улучшение работы существующих библиотек - передвижек, пунктов выдачи книг; развитие художественной самодеятельности, вовлечение в .ее ряды новых участников; пополнение красных уголков культ- инвентарем, музыкальными инструментами, оборудованием, обеспечение техничес к и м и средствами пропаганды. Работу по проведению смотра возглавляют рабочие комитеты совхозов, профкомы колхозов. Для практической работы по проведению смотра - конкурса при райкоме профсоюза работников сельского хозяйства создан оргкомитет в составе представителей профсоюзных и комсомольских организаций, работников культурно - просветительных учрежде н и й, доведенным заданием, согласно которому нужно заготовить 5000 центнеров соломы. Сберегли на третьей ферме и прошлогодние 6900 центнеров соломы и 800 центнеров сена. В. ГОЛИКОВА, бухгалтер третьей фермы совхоза «Мошковский». ила от каждой коровы почти по 3506 килограммов молока. К концу года она безусловно преодолеет четырехтысячный Губеж. Скотники - пастухи всегда сытно кормят животных, они у них обихоженные, а доярки по всем зоотехническим правилам ведут раздой. Строгое выполнение установленного распорядка дня стало неотъемлемым правилом для каждого животновода второй фермы. Оргкомитет осуществляет проверку хода смотра, обобщение и распространение лучшего опыта работы, освещение его в печати, представление предложений о поощрении красных уголков и активистов. Итоги смотра-конкурса подводятся на заседаниях рабочих комитетов и профкомов, до 1 июля 1982 года представляются материалы в райком профсоюза работников сельского хозяйства. Для поощрения победителей смотра - конкурса устанавливаются меры морального и материального поощрения: коллективу, занявшему первое место, вручается ' Почетная грамота райкома профсоюза работников сельского хозяйства и набор культинвентаря на сумму 150 рублей; занявшему второе место, вручается Почетная грамота райкома профсоюза работников сельского хозяйства и набор культинвентаря на сумму 100 рублей; занявшему третье место — Почетная грамота и набор культ- инвентаря на сумму 7 5 'рублей. Лучшие председатели советов красных уголков, «профсоюзный актив награждаются Почетными грамотами и ценными подарками. СВЕДЕНИЯ 0 вспашке зяби на 6 октября 1 графа — плановое задание, 2 — фактически вспахано (в гектарах) «Большевик» 2000 2060 «Белоярский» 470 470 «Зеркальный» 1300 1300 «Мошковский» 7600 5622 «Барлакский» 3600 2178 «Союз строит.» 3300 2180 «Ленинец» 3300 2043 «Смоленский» 3200 1863 «Ояшинский» 4800 3129 «Томиловский» 3900 2521 «Сокурский» 3000 2017 «Галинский» 4000 2064 «Восход» 5800 2763 «Сосновский» 4500 1776 По району: 50770 31986 Наиболее важной работой в поле продолжает оставаться вспашка зяби. Именно от нее при высококачественных семенах в прямой зависимости находится будущий урожай. Эту хлеборобскую истину хорошо усвоили земледельцы совхозов «Большевик», «Белоярский», «Зеркальный», завершившие осеннюю пахоту, скирдование соломы. Высокими темпами продолжают взмет зяби полеводы совхозов «Барлакский», «Мошковский», колхоза «Союз строителей». Их не пугает выпавший снег. Землю-то еще не сковали холода, а нижний горизонт почвы вдобавок является сухим. Однако многие хозяйства затягивают вспашку зяби, очевидно надеясь на теплые осенние дни. Вот уже несколько дней прошло, как не пашется зябь в колхозе «Ленинец», не проявляют о ней должной заботы в совхозе «Сосновский». Без изенений сведения о подъеме зяби тоже уже несколько дней остаются в совхозах «Сокурский», «Томиловский». По 25—30 гектаров составляет прибавка в день по совхозу «Ояшинский». Усилили темпы на этой работе механизаторы совхозов «Восход», «Галлн ский».' Но прежнее их отставание не позволяет им вырваться вперед. Сейчас необходимо приложить все силы, чтобы плановое количество зяби было под- * нято. Это улучшит почвенные запасы влаги, уменьшит объем полевых работ на весну. Ни в одном из хозяйств района не используется такой важный резерв на вспашке зяби, как двухсменная работа механизаторов. Часть времени безвозвратно теряется при перегоне техники от дома механизатора до места работы в поле. Эти замечания должны быть учтены. Много дел осталось и на скирдовании соломы, вывозке ее к местам зимовки скота. Этого ценного грубого корма мало скирдуется в совхозах «Галинский», «Томиловский», «Сосновский». Медлят с этой работой сокурские полеводы, где также недостаточно заготовлено сена и сенажа,

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 18 октября 1981т., № 121 (4463)1 Большая роль в вооружении коммунистов знанием марк- систко - ленинской теории, истории и политики партии отводится партийной учебе. XXVI съезд КПСС определил основные направления улучшения, решительного повышения ее качества и результативности. ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС», в котором развиваются и конкретизируются установки высшего партийного форума. Перед партийными органи-i зациями, идеологичес н и м и кадрами определены новые ответственные задачи. Учитывая возросший уровень общеобразовательной и политической подготовки коммунистов, ЦК КПСС утвердил новую структуру партийной учебы: школы молодых коммунистов, школы основ марксизма-ленинизма, школы научного коммунизма, школы партийно-хозяйственного актива, теоретические семинары. Школы молодых коммунистов комплектуются из числа кандидатов партии и принятых в члены КПСС для изучения Устава КПСС, программных документов партии, основ партийного строительства. Эти школы организуются при райкомах партии. Учебная программа их рассчитана на два года. Молодым коммунистам, не имеющим среднего образования, рекомендуется окончить среднюю школу. Школы основ марксизма-ще- нинизма создаются из коммунистов, имеющих среднее образование. В них изучаются курсы по истории КПСС, философии, научному коммунизПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Библиотека кабинета политпросвещения райкома КПСС предлагает следующую литературу к новому учебному году. К первому занятию, которое в 1981—82 учебном году во всех звеньях партийной, комсомольской и экономической учебы начинается с изучения темы «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве — сила народа», журнал «Политическое самообразован и е» № 9 за этот год на страницах 56—62 публикует разработку примерного плана и методические советы пропагандистам. Методические рекомендации и советы пропагандистам, изучающим эту тему в системе экономического образования Tpyi дящихся, даны в «Экономической газете» № 38 за текущий год на странице 9. В этой же газете на странице 10 опубликована статья в помощь пропагандистам школ коммунистического труда «В новом учебном году». Изучение темы «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве — сила народа» должно послужить хорошим началом, способствующим углубленному овладению коммунистами, беспартийными марк- систско - ленинской теорией, всем богатством идей и выводов XXVI съезда КПСС. Цель первого занятия состоит в том, чтобы раскрыть истоки единства партии и народа, отметить, в чем находит свое реальное выражение крепнущая сплоченность советского народа вокруг ленинской Коммунистической партии. Пропагандист ту предстоит показать, что КПСС выражает коренные жизненные интересы трудящихся масс, верно служит народу, что советский народ в руководстве Коммунистической партии видит залог всех своих побед. Рекомендуемая литература к данной теме: Ленин В. И. «Что делать?». — Поли. Собр. Соч., т. 6, с. 78—95, 111 —127; ЛенинВ. И. «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». — Поли. Собр. Соч., т. 41, с. 22—29, 74—90; «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М., «ПолитМАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ УЧЕБЫ му, коммунистической нравственности. Впервые «в системе партийной учебы создаются школы научного коммунизма. Здесь коммунисты с высшим и среднеспециальным образованием будут усваивать проблемные курсы по развитому социализму, историческому опыту КПСС, экономической политике партии, актуальным вопросам идеологической работы КПСС, мировой системе социализма. К Н А Ч А Л У З А Н Я Т И Й В С И С Т Е МЕ ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» подчеркивается мысль о важности политического самообразования, самостоятельной работы над книгой. Без этого нельзя себе представить значительного улучшения всей политической учебы коммунистов. Указания ЦК КПСС о повышении качества и результативности политической учебы относятся и к комсомольскому политическому просвещению. Здесь в неменьшей мере необходима связь изучения теории с практикой. В новом учебном году дальнейшее развитие получит эко-, номическое образование трудящихся. С 1981—82 учебного года вводятся новые курсы: «Бережливость — черта коммунистическая» (для рабочих и колхозников) и «Экономная экономика» (для специалистов и руководителей). В районе проведена работа по определению форм учебы коммунистов, комсомольцев, беспартийных, пересмотрен состав пропагандистских кадров. В этом году в различных формах политического образования будут заниматься почти 1700 слушателей. Среди них более 1200 коммунистов. Учителя общеобразовательных школ начнут изучать нынче проблему «Теория и практика коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе», которая рассчитана на пять лет. Каждый год обучения заканчивается •написанием итоговой творческой работы, тема которой определяется програм мой. Учебные планы и программы по данной проблеме опубликованы в журнале «Советская педагогика» № 9 за 1981 год. 628 человек из числа комсомольцев и молодежи будут заниматься в школах и семинарах комсомольского политпросвещения. Все экономические семинары в колхозах и совхозах работают над изучением курса «Экономная экономика», а школы коммунистического труда и экономические — «Бережливость — черта коммуни- стическая». Учебные планы этих курсов опубликованы в «Экономической газете» № 37 за 1981 год. Газета дает разработки по всем темам курса. .Большая роль в овладении коммунистами марксистско- ленинским учением принадлежит пропагандисту, его дело-i вым качествам. 90 пропагандистов начнут новый учебный год в системе партийного образования. Почти все они коммунисты. Более 90 процентов имеют высшее образование. А всего в системе партийного, комсомольского и экономического образования в районе будут работать 250 пропагандистов. 14 октября начало нового учебного года в системе партийной учебы, экономического и комсомольского образования в районе. Это будет особенный год — первый после XXVI съезда КПСС. Новый учебный год во всех формах партийной учебы и экономического образования начнется с изучения темы «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве — сила наДЛЯ ВАС, ПРОПАГАНДИСТЫ издат», 1979 г.; Брежнев Л. И. «Отчет Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммуни-! стической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики». Материалы XXVI съезда КПСС. М., «Политиздат», 1981, с. 68— 79. Черненко К. У. «Сверяясь с Лениным, действуя по-ленински». Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 111-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. М., «Политиздат», 1981г.; Суслов М. А. «Созидательная стратегия развитого социализма». Журнал «Партийная жизнь», 1981 г., № 8, с. 12— 27. Капитонов И. В. «КПСС — авангард советского народа». Журнал «Коммунист», 1981 г„ № 9, с. 1Q—23. Большую помощь пропагандистам и слушателям окажут издания политической литера-) туры, центральные журналы. Так, к теме «В единстве с народом — сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве — сила народа» журнал «Партийная жизнь» № 14 1981 года на страницах 13-- 26 публикует материал «КПСС4 в цифрах». Некоторые данные о развитии партии в период между XXV и XXVI съездами КПСС. Чтобы полнее, глубже, разностороннее раскрыть эту тему при проведении занятий, нужно использовать наглядные пособия, носители звуковой и экранной информации — диафильмы, диапозитивы. Из технических средств пропаганды при изучении названной темы рекомендуется использовать диафильмы: «Для блага народа». М., 1981 г., «Идеологи- ческая работа — важн ы й фронт борьбы за коммунизм». М„ 1981 г., «КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы». М., 1979 г., «КПСС — политический вождь советского народа». М., 1979 г., «Советская политическая система». М., Плакат, 1978 г. Диапозитивы 8, 9, «Торжество советской демократии». М., Плакат, 1979 г. Диапозитивы 1, 7, 8, 11, 12, «Коммунистическая партия СоНа снимке: выставка литературы в библиотеке кабинета политпросвещения райкома КПСС в помощь пропагандистам и слушателям системы партийной и экономической учебы. Фото С. КАЗАКОВА. ЦИФРЫ НАШЕГО РОСТА | | 5 Ю Г О ПРОЦЫ-ТЛ 1,1- : Sli I, I I 11« ИМмif пкГгШII, «ШйШмй^ТМ Ж . •: :i i . 1 ьч ХлТотре!5е|Й^.'-;,--1|!'' и и ш и и я р а r a H i S M ■ИИмиИИВи рода». Цель занятия — раскрыть объективный процесс упрочения единства партии и народа, показать, что лежит в основе этого единства, в чем находит свое конкретное выражение крепнущая сплоченность всего нашего общества. Тема открывает хорошие возможности для делового анализа и оценки вклада партийных 4 организаций, каждого коммуниста в решение общенародных задач, его ответственности за дела трудового коллектива, за выполнение государственных планов. Ме’годическце советы по первой теме занятий опубликованы в газете «Советская Сибирь» от 22 сентября 1981 года и журнале «Поли-) тическое самообразова н и е» № 9 за 1981 год. Сейчас завершается подготовка к новому учебному году. Нам необходимо настойчивее развивать активные формы занятий, общественно - политическую практику слушателей, планомерно внедрять самообразование. Все это поможет повышению действенности и качества политического образования. Нужен также действенный партийный контроль за качеством учебы, идейным pocj том коммунистов. ^ Долг партийных организаций, пропагандистов, готовясь к новому учебному году, сделать все для того, чтобы партийная учеба, экономическое образование будили творческую мысль, инициативу слушателей, помогали успешному выполнению решений XXVI съезда КПСС. А. МИНЕНКОВА, заведующая кабинетом политпросвещения райкома КПСС. ветского Союза». Наглядное пособие по партийному строительству. М., Плакат, 1980 г. и другие. В 1981 — 82 учебном году в системе экономического образования начинается широкое изучение новых курсов «Бережливость — черта коммунистическая» и «Экономная экономика». В «Экономичен ской газете» № 37 за 1981 год публикуются типовые программы и дается учебный план для обоих курсов. Здесь же даются списки рекомендательной литературы, постановлений, которую пропагандистам необходимо использовать при подготовке к занятиям. Хорошую помощь окажет книга «Могучая поступь советской экономики». М., «Экономика», 1977 г., 326 стр. В монографии освещаются проблемы динамичного и пропорциональ, ного развития производства, повышения его эффективности, ускорения научно - технического прогресса, роста производительности труда, вопросы совершенствования хозяйственного механизма, развития социалистической интеграции. «Совершенствование хозяйственного механизма». М., «Правда», 1980 г.; «Совершенствование хозяйственного ме-t ханизма» (сборник документов). М., «Правда», 1980 г.,’ «Советская экономика на новом этапе». М., «Правда», 1981 г.; «За высокое качество и действенность идеологической работы». Материалы Всесоюзного семинара - совещания идеологических работников. Москва. 20—25 апреля 1981 г. М., «Политпросвещение» 1981 г. По просьбе пропагандистов в «Экономической газете», начиная с № 39 за этот год, будут систематически публиковаться выпуски - вкладки и другие учебно -) методические материалы по темам новых курсов. В этом номере на страницах 11—14 уже даны разработки по первым темам: «По пути интенсивного -развития» — 1-я тема для изучающих «Бережливость — черта коммунистическая» и «Основные направления интенсификации»—для изучающих «Экономную экономику». Л. СМИРНОВА, заведующая библиотекой кабинета политпросвещения райкома КПСС

МОШКОВСКАЯ НОВЬ октября 1981г., № 12 ! (4463)1 ч I В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико - воспитательной работы» сказано, как необходимо добиваться органичного единства учебного и воспитательного -процессов, формирования у учащихся научного мировоззрения, высоких морально - политических качеств, трудолюбия, прививать учащейся молодежи интерес к политическим знаниям, развивать их общественную активность. Залогом успеха в воспитании является тесное сотрудничество двух коллективов — педагогического и комсомольского. От характера и стиля взаимоотношений дирекции школы, классных руководителей, учителей и комсомольской организации зависит в значительной мере эффективность воспитательной работы. Период подготовки учащихся к вступлению в члены ВЛКСМ — ответственная пора как для комсомольской организации, так и для классного руководителя. От учителя во многом зависит, станет ли факт приема в. комсомол событием огромной важности в жизни. Вступающий в комсомол ученик посещает занятия кружка «Наш Ленинский комсомол». Классный руководитель привлекает родителей - коммунистов, ветеранов комсомола, которые держат постоянную связь с учащимися, проводят беседы. Разработаны планы таких встреч с ветеранами войны и труда. Классные руководители помогают им подготовить свои выступления и оформить встречу так, чтобы' воздействие на ученика было наиболее сильным. По материалам, накопленным пионерской и комсомольской поисковыми группами, мы знаем первых пионеров и комсомольцев села Сокура, комсомольцев - целинников, ветеранов войны и труда, о многих из них собран газетный материал того времени. Пользуясь этим, классный руководитель организует работу с классом и встречи с ними. Так, комиссар партизанского отряда С. И. Якуб —■ частый гость комсомольцев и пионеров нашей школы. В знак дружбы Степан Иванович подарил комсомольцам и пионерам альбом с фотографиями, вырезками из газет, рассказывающие ми о славном пути партизанского отряда имени Германа. Этот материал классные руководители используют в работе. Не менее важной формой совместной деятельности педколлектива, ветеранов и комсомольской организации мы считаем организацию кружков. Комсомольцы 60-х, 70-х годов — шефы классных комсомольских организаций — ведут работу спортивных секций и кружков, тренируют общешкольную хоккейную, лыжную, волейбольную команды, ведут кружки: физико - технический и прикладного творчества. Шефы и классные руководители пишут поздравительные открытки, письма родителям учеников, которых приняли в комсомол, и в торжественной обстановке тепло поздравляют ребят в связи с получением комсомольских билетов... Комсомольские поручения, как известно, являются действенным средством развития общественно- политической активности юношей и девушек; становления их идейной и социальной зрелости. Мы так распределяем комсомольские поручения, чтобы они соответствовали реальным возможностям каждого комсомольца, его интересам и склонностям, и эти поручения усложняем по мере накопления опыта. Классные руководители проводят анкетиробание в классах с целью изучения личности школьника, выявления его желания выполнять общественную работу. Ребята отвечают, какими качествами должен обладать секретарь классной комсомольской организации, какую нагрузку хотели бы выполнять в самоуправлении, оценивают деятельность сектора, который бы хотели возглавить, любимое занятие, увлечение. Отмечают, что особенно нравится в работе предшествующих классов и что хотелось бы изменить применительно к своему возрасту и увлечению. На основе анализа анкет классные руководители советуют комсомольскому бюро класса характер и содержание общественных поручений. Особенно ценно мнение педагога о тех обязательствах, которые касаются самовоспитания. Классные руководители разработали памятки по самовоспитанию. Таким образом, общественные поручения, выполнение которых оформляется в комплексных планах, отражают интересы комсомольской организации и самого комсомольца. На заседаниях комсомольского бюро класса и комитета комсомола школы систематически подводятся итоги выполнения комсомольских разовых и постоянных поручений, делаются критические замечания и выносится соответствующее решение, которое записывается в личном комплексном плане. Традиционно проходят классные и итоговые общешкольные Ленинские чтения. Тематика докладов утверждается на комитете комсомола вместе с учителями. Не менее двух раз в учебный год проходят Ленинские уроки. Первый урок прошел 2 октября в годовщину выступления В. И. Ленина на III съезде РКСМ и вторым—открывается апрельская Ленинская неделя. К Ленинскому уроку учителя истории заранее разрабатывают вопросы и подбирают соответствующую литературу. Каждый участник Ленинского урока ощутил свою сопричастность к делам народа, наметил для себя перспективы самообразования и самовоспитания. Кан мы работаем с колективом Особое место в системе комсомольской работы занимает Ленинский зачет, который позволил творчески, в активных формах сочетать теоретическую подготовку комсомольца - школьника с участием в общественных делах своего коллектива, в учебно-воспитательной работе. Именно во время Ленинского зачета возникла наиболее эффективная форма воспитания — общественная аттестация каждого школьника. Участвуя в составлении характеристик, комсомольцы стараются показать общественно - политическую активность каждого ч л е н а ВЛКСМ, его идейно - нравственные качества, его отношение к труду, к коллективу, товарищам... Характеристика начинается словами, что такой-то воспитанник Со- курской средней школы, ее пионерской и комсомольской организации. Здесь он вырос, здесь определился его интерес к знаниям, происходило становление его личности... Такое начало — признание ведущей роли коллектива в формировании характера личности. Всем комсомольцам, сдавшим Ленинский зачет, делается соответствующая запись в учетной карточке и характеристике. В личных комплексных планах, как правило, намечаются перспективы общеобразовательного роста, изучение теоретического наследия В. И. Ленина, документов Коммунистической партии и Советского правительства, определяются задачи посильного участия в общенародных делах. Многие комплексные планы начинаются разделами: «Без знаний нет коммунизма», «Идейность — наши крылья», «Я часть великой армии великого труда», «К защите Родины готовься», «Приобщение к прекрасному», «Комсомол — пионерский вожатый», «Учиться коммунизму — это значит активно участвовать в общественной жизни». В школе обеспечивается и гласность итогов хода работы комсомольских групп, которая освещается на специальном стенде: «Пульс комсомольской жизни» по следующим разделам: «Наши обязательства», «Наши пла н ы», «Ученье каждого — дело всех», «Политический меридиан», «Заветам Ленина верны», «Наш Парнас», «Нашу смену воспитывать самим»; «Чистота-----залог здоровья», «Быстрее, выше, сильнее», «Пресс-центр», «Трудовые будни». Наряду с подведением итогов работы классных комсомольских организаций комитет ВЛКСМ школы выносит соответствующие решения, разрабатывает задания комсомольским группам. Об этом сообщается раз в неделю в форме устного журнала, живой газеты, митинга, торжественной линейки. Педагогический коллектив с комитетом комсомола разработали примерный перечень вопросов, по которым должна информировать комитет о проделанной работе каждая комсомольская группа по всем направлениям «Пульса комсомольской жизни». Например, в разделе «Ученье каждого — дело всех» учитывается, сколько учащихся учились на совесть и кто сколько пропусков и опозданий допустил без уважительных причин, случаев нарушения правил поведения, работа комсомольского прожектора (скольким учащимся оказана помощь и результат этой помощи), какие меры принимались комсомольской группой к тем учащимся, которые имели серьезные дисциплинарные взыскания и плохо учились, посещения кружков, факультативных занятий, спортивных секций, итоги рейдов КОЮД и комиссий по проверке режима дня школьника, выполнения им домашнего задания. Или, например, второй вид деятельности комсомольской группы — политическая работа. Сюда, прежде всего, относятся результаты проведенных политинформаций, тематических политчасов и т. д. В школе работает постоянно действующий семинар политинформаторов, которым руководит преподатель истории заслуженная учительница школы РСФСР 3. Ф. Митина, где дается наиболее важный материал по событиям за рубежом, по стране, области, району. Примерно по таким же схемам подводятся итоги работы комсомольских групп и по другим видам деятельности. Составной частью комсомольской работы стало правовое воспитание. Этому значительно способствует изучение школьного кур. са основ советского права. Педагогический коллектив совместно с комитетом комсомола организует встречи с юристами, работниками милиции, обзоры журнала «Человек и закон». Их смысл — показать личный пример образцового выполнения своего гражданского долга, непримиримого отношения к проявлению беззаконности, проступкам и- правонарушениям. При подготовке к конференции: «Жить с достоинством — что это значит?», вскрыты вопросы; «Быть человеком достойным своего народа, своего времени. Как вы это понимаете?», «Что составляет основное достоинство человека? О каких людях говорят, что он до ­ стойный человек или, наоборот, недостойный?», «Чтр вам важнее ваше мнение о себе или мнение о вас коллектива? Совпадает ли оценка вас коллективом с вашей самооценкой?», «Приходилось ли вам бороться за свое комсомольское достоинство или нет?» «Победить с достоинством, отступить с достоинством.., умеете ли вы это сделать? Нужно ли это уметь?». Работая рука об руку, педагогический коллектив и комсомольская организация школы решают общую задачу — готовить поколение преданных делу партии, всесторонне развитых высокообразованных людей. Е. АЛЕКСЕЕВА, завуч Сокурской средней школы. ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ — МАССОВОСТЬ Р О Б Л Е М Ы , у ж д е ы и я , ы в о д ы . В спортивной жизни страны произошло важное событие — Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». В постановлении отмечается, что регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают эффективное влияние на производственные показатели трудовых коллективов, способствуют уменьшению потерь рабочего времени, укреплению трудовой дисциплины и сокращению текучести кадров. В нашем районе по-прежнему остается мечтать о массовости, так как систематически занимающихся физической культурой и спортом немного. Хотя районные соревнования как детские, так и взрослые, проводятся регулярно, в коллективах физкультуры колхозов, совхозов, предприятий, организаций, учебных заведений спор- тивна^>кизнь пойти замерла, а если где-то и вспыхнет огонек энтузиазма, то он часто не находит поддержки со стороны администрации, местных рабочих комитетов. Так было в совхозе «Смоленский», в с. Сокуре. То не выделят спортсменам транспорта для выезда на соревнования, то не н а й д у т средств для приобретения формы, спортинвентаря... Часто можно слышать от руководителей хозяйств и такое: «Для нас главное — обеспечить выполнение производственного плана, задания». И забывают такие хозяйственники, что производственный план должны выполнять люди, здоровье которых и производительность труда находятся в прямой зависимости от занятий физической культурой и спортом, туризмом. Недостаточно инициативы во внедрении физкультуры и спорта в быт сельских тружеников проявляют комитеты комсомола на местах. А кому как ни молодежи, в первую очередь, необходим спорт! Почему надо ждать представителей райспорт- комитета, райсовета ДСО «Урожай», чтобы они создали коллектив физкультуры. Конечно, они обязаны помочь в этом деле, однако и молодежи надо быть более инициативной. Почти отстранились от вовлечения населения в занятия физической к у л ь т у р о й и п р о ф с о ю з н ы е комитеты, вся деятельность которых в данном вопросе сводится к выделению в смете расходов статьи на физкультурно-массовую работу. А о том, как велика роль местных Советов народных депутатов в физическом воспитании населения можно убедиться на примере Ояшинского поссовета, где председателем исполкома Г. Н. Маханькова. К сожалению, это -единичный пример. Опыт физического вое питания населения в Ояше необходимо перенять остальным поселковым и сельским Советам народных депутатов. Как часто слышишь; «Нам негде заниматься, не хватает спортинвентаря, дайте нам ин- структоров-методистов по спорту». Безусловно, наличие материальной базы играет большую роль . Однако давайте разберемся, что к чему. В районе больше 15 спортивных залов (только в р. п. Мошкове их четыре), а как они загружены в вечернее время? Когда заканчивается рабочий день, спортзалы пустуют. И спортинвентаря не хватает только тем, кто еге не желает приобрести. У нас в районе имеются и лыжи, лыжные и футбольные ботинки, шахматы, шашки, различи ы е мячи, сетки, гранаты, туристское снаряжение, клюшки, коньки и т. д. А сколько можно изготовить своими руками: гири, штанги, гимнастические перекладины, стенки, кольца, стартовые колодки и теннисные столы, ракетки, хоккейные и футбольные вороте... Было бы только желание! Кто же придет копать нам прыжковые ямы, делать беговые дорожки, устанавливать столбы для волейбольных, баскетбольных, футбольных площадок?! Да, у нас пока еще мало специалистов физического воспитания, но и те, что есть, могут сделать многое, и особенйо учителя физвоспитания, спортсмены — разрядники, которые могли бы вести спортивные секции и кружки. Есть еще возможность увеличить число физкультурных кадров — за счет внедрения ставок методистов производственной гимнастики в колхозах, совхозах и на предприятиях. У нас же эти ставки в хозяйствах почти не используются, а если и используются, то не совсем по назначению — методисты выполняют работу секретарей комсомольских организаций, забыв полностью о своей прямой обязанности. Методическим центром физкультурного движения в районе должны быть райспортко- митет и райсовет ДСО «Урожай». Для этого необходимо значительно улучшить их финансовые дела. Если райспорт- комитет находится на содержании районного бюджета, то райсовет ДСО «Урожай» полностью зависит от сбора юридических членских взносов колхозов, совхозов, предприятий. На всю учебно-спортивную работу нужны средства, а их нет. Почему? Под всякими предлогами руководители хозяйств отказываются перечислять юридические взносы: то хозяйство не предусмотрело их в смете расходов, то не знают, из какой статьи их брать. Хотя на этот счет ежегодно есть распоряжение районного Совета народных депутатов. Постановление ЦК КПСС и Совета^ Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» вышло накануне проведения отчетно-выборных собраний руководящих органов ДСО «Урожай». В нашем райо- не такие собрания пройдут в октябре— ноябре. Советы физкультуры должны тщательнейшим образом изучить и проанализировать данное постановление, разработать конкретные меры по претворению в жизнь решений этого важного партийного и государственного документа. Райспорткомитет, райсовет ДСО «Урожай», советы коллективов физкультуры в тесном контакте с местными Советами народных депутатов, профсоюзными и комсомольскими комитетами, первичными организациями ДОСААФ и другими общественными организациями, руководителями хозяйств и предприятий должны сделать главным направлением в своей работе развитие массовости в физкультурном движении. А. КОЛПАКОВ, председатель рейсов е т а ДСО «Урожай».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2