Мошковская новь, 1981, № 116

МОШКОВСКАЯ НОВЬ :------ -—: ,-26 сентября 1981 г., № 116 (4458); 3 г а * - Жатва-81: с лов о о б участниках с т ра д ы КОММУНИСТЫ ВЕДУТ Уже сгущались вечерние сумерки, смутно различались контуры отдаленных лесов, когда начальник уборочнотранспортного отряда, он же агроном Елтышевского отделения совхоза «Восход» Александр Васильевич Крупно подвел итоги за день. Выяснилось, что передовые комбайнеры — коммунист Валерий Анатольевич Тимченко и соревнующийся с ним Василий Андреевич Олейник намолотили по 200 центнеров зерна. Это был лучший показатель не только по третьему отделению, но и совхозу. — А завтра переключимся на прямое комбайнирование,— распорядился Александр Васильевич. И как спадет роса, подсохнут зерновые — дружно за работу. Наступил новый день. Небо хмурилось, темные облака то и дело закрывали солнце. В любой час мог заморосить дождь. В это время В. А. Тимченко подошел к своим товарищам по работе. — Я готов, — с улыбкой сказал он. — Так скоро? — Разве долго заменить подборщик на лафет... Но это дело требует не только замены, а и регулировки, чтобы все механизмы для прямого комбайнирования действовали безупречно. Я знал, что Валерий Анатольевич в жатву-80 выдал из бункера более восьми тысяч центнеров зерна, по выработке был в числе лучших комбайнеров района. Поэтому мне захотелось встретиться и пото-’ ворить с ним, как он стал механизатором, что ему помогает четко и успешно выполнять свои обязанности. Встреча состоялась в поле." — Что о себе рассказывать? — заметил - этот молодой, ладно сложенный механизатор. — Работаю, как и все. Конечно, стараюсь. А как же иначе. Валерию еще нет и тридцати лет. После десяти классов успешно закончил при совхозе краткосрочные курсы механизаторов, как он выражается, научился мало-мальски водить трактор, а затем комбайн. Но со временем по крупицам приобретался опыт и навыки в работе. — А помнится, когда впервые подвел трактор на край полосы, чтобы проложить первую борозду, тогда подумал: «Не робей, начинай работу!». И начал. За день норму выполнил. Уверенность в любом деле придает силы, настойчивость. Да, это в его характере. Немалую помощь в познании хлеборобского мастерства оказал в первую очередь ветеран Василий Андреевич Олейник и другие товарищи. А когда Валерий выдал из бункера за очередной сезон более восьми тысяч центнеров зерна, то его наставник тепло отозвался: «Ты, как и я в прошлом, начинал с азов, чтобы стать настоящим механизатором. Теперь ты стал таким!». — И нынче мы вместе работаем с Василием Андреевичем, — говорит Валерий Анатольевич. —■ И что примеча-i тельно: то он перегоняет по выработке меня, то я его. И всегда, вместе радуемся своим успехам. Мы, например, первыми из елтышевских механизаторов намолотили по четыре тысячи центнеррв зерна. Но решили, чтобы на наших комбайнах было по 5 звезд. ...И вот снова вечер. Снова сгущающиеся сумерки сглаживали очертания лесных колков. Но Валерий Тимченко, как и его товарищи, продолжал работу, чтобы и в этот заканчивающийся день намолотить в два раза больше зерна, чем предусматривалось нормой. Е. СЫСОЕВ. На снимке: В. А. Тимченко. Был полдень, когда привезли обед. — За полдня намолотил 80 центнеров зерна, — сказал Николай Иванович Ткаченко.— До вечера постараюсь столько же сделать. Это составит почти две нормы. Он отдал своей профессии 18 лет. В совершенстве освоил почти все марки тракторов, комбайнов, прицепные и навесные машины, что дает возможность со значительным перевыполнением норм справляться с различными сельскохозяйственными работами. НаЗа штурвалом СКД-5 пример, на ДТ-75 Николай Иванович пахал в день до 12 и более гектаров, что выше задания. Так же к двум нормам он стремился на бороновании, севе. К очередной жатве заблаговременно отладил технику, тщательно подготовил ее для свала зерновых в валки, обмолота их, а также для уборки прямым ком- байнированием. В минувшем году Николай Иванович сумел уложить в валки зерновые на 700 гектарах. И нынче также стдраПлавно движется по безбрежному пшеничному полю красавец «Сибиряк». Силуэт его в утренней дымке расплывчат, красный цвет комбайна на фоне голубоватого горизонта кажется чем-то похожим на восходящую утреннюю зарю, когда первые лучи солнца озаряют ниву. Вдруг огромная машина замерла на середине загонки, из проема дверки СКД-5 показалась сухощавая фигура механизатора. Ловкими, быстрыми движениями он спустился по металлической лесенке на жнивье, подошел к ремням привода, проверил, затем направился дальше, оглядел мотовило жатки и, удовлетворен ный, вновь сел за штурвал. Над комбайном взметнулись колы® сизоватого дыма, заработал мотор, вздрогнув, машина опять двинулась вперед, поглощая метр за метром хлебный разлив. Не хотелось прерывать работу этого механизатора, захватывал ритм звучания мотора, механизмов, обвораживала красота слаженных действий человека и мощной машины. — Умело работает, ничего не скажешь. А ведь не молодой уже, но усталости не знает: чуть свет—уже в поле, — замечает М. И. Швайко, управляющий Елтышевским отделением совхоза «Восход». На обратном пути, когда комбайн, развернувшись у края поля, вновь врезался в ниву, вышли ему навстречу. Понял нас механизат о р, что .поговорить хотим, остановил свой СКД. Когда оказались рядом, то удивились той н е п о ддель- ной, по - человечески широкой улыбке. Перед нами стоял невысокого роста мужчин на, на сером от пыли лице его белым жемчугом сверкал ровный ряд зубов. — Познакомьтесь, один из лучших комбайнеров совхоза Василий Андреевич Олейник, — представил его управляющий. Говорил он с охотой, как будто ждал нас, видимо, не впервой ему прямо в поле КОМБАЙНЕР В. А. ОЛЕЙНИК встречать таких «гостей». — 32 года работаю в «Восходе», — начал он. — В 1949 году окончил курсы механизаторов, работал на тракторе, комбайне. Но захотелось попробовать себя в редкой тогда еще на селе профессии шофера. Выучился, сел за руль автомобиля, много лет не расставался с «баранкой». В одно время -совхоз испытывал недостаток в комбайнерах, думал, поработаю лето на комбайне и снова за руль. Но как сел за штурвал, тогда, в 70-м, так и до сегодняшнего дня работаю, теперь уже одиннадцать лет. За это время вот этими руками разобрал и собрал не один СК-3, СК-4, СКД-5, как говорится, освоил технику до винтика. Намолоты в эти годы были всякие: многое зависит от урожая, но в среднем ниже 6—7 тысяч центнеров не намолачивал. А вот в прошлом году, когда урожай нас всех порадовал, собрал 7920 .центнеров. Нынешний год неурожайный, взял обязательство намолотить 4 тысячи центнеров, обязательство уже перевыполнил. Думаю, что осилю рубеж пяти тысяч. С кем соревнуюсь? Есть у меня товарищ, хоть и молод, нб молодец. Был ему наставником. Но теперь и не к лицу как-то наставлять того, кто обошел тебя. В прошлом году Валерий Тимченко перевалил за восьмитысячный рубеж, да и нынче он впереди. Но я не в обиде. Ведь это очень хорошо, когда молодежь идет дальше нас --.«стариков», так было и будет всегда. Вот так просто рассказал нам о себе Василий Андреевич. Задерживать долго его не стали, пора горячая, не до длинных разговоров. Дальнейший рассказ о нем повел управляющий. — Что говорить, душа человек и механизатор добрый. Весной готовит почву под посевы, до-глубокой осени на вспашке зяби, в уборку—незаменимый комбайнер. Недавно освоил еще одну профессию — слесаря по трудоемким процессам в животноводстве. Зимой на этом участке не знаем заботы. Много передовиков в совхозе «Восход», и срединих Василий Андреевич Олейник. А. ПРИБ. РЕЙСЫ С ЗЕРНОМ Было раннее сентябрьское утро. Постепенно светлело, исчезали последние мигающие звезды. В тот день передовой водитель совхоза «Восход» Николай Иванович Макута встал раньше обычного, так как решил основательно осмотреть технику, подготовиться к бес^ перебойной вывозке зерна. Николай Иванович знал, что на сегодня был объявлен день рекордов и он решил отгрузить от комбайнов на ток не менее 500 центнеров зерна. Поэтому тщательно проверил двигатель, ходовую часть, электрооборудование, где надо подтянул зазоры и узлы. Показались первые солнечные лучи. В поле в это время комбайны выстраивались в ряд,чтобы начать работу. Сюда подъехал Макута. Он зорко наблюдал, на какой уборочной машине загорятся первые сигнальные огоньки. И вот вспыхнул один, затем второй, третий. Не прошло и двадцати минут, тельно работает: с честью выполнил свое обязательство, выдав из бункера СКД-5 более .трех тысяч центнеров зерна. — .После уборки, — сказал Николай Иванович, — перестраиваемся на заготовку зяби. Я намерен вспахать не менее 150—200 гектаров. Кончился обед. Николай Иванович без промедления вновь сел за штурвал «степного корабля». В тот день он вел обмолот пшеницы прямым комбайнированием. На снимке: Н. И. Ткаченко, механизатор совхоза «Восход». Е. НИКОЛАЕВ. как три бункера были разгружены. — Надо быстро действовать, чтобы не допускать простоя комбайнов, — пояснил водитель.— Это дало мне возможность за считанные дни вывезти на ток 600 тонн зерна. Николай Иванович трудится шофером с 1974 года. Вначале сдал экзамены, на третий класс, а вскоре — на второй, сейчас имеет первый. Он работал на различных марках грузовых автомобилей. В настоящее время, как говорят, до винтика изучил более мощный КАЗ 680. Водитель всегда старается с честью выполнить любые рейсы во время посевных работ, заготовки кормов, зимой — на вывозке стройматериалов. Его не страшит непогода — твердо уверен, что хорошо подготовленный автомобиль везде пройдет. ...Багряный солнечный диск уже склонился к горизонту, а затем исчез за дальним лесом, когда комбайнеры закончили работу. «Вот еще один трудовой день прошел», — только теперь заметил Николай Иванович, отвозя зерно по счету в двенадцатый раз. И каждым рейсом по пять тонн... На снимке: Н. И. Макута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2