МОШКОВСКАЯ НОВЬ :1 сентября 1981 г., № 105 (4447)! 1 C Л У Б К Н И Г О Л Ю Б В библиотеках и на полках книжных магазинов появился выпущенный издательством политической литературы сборник «Человек трудом славен»— сборник документальных очерков, посвященных выдающиеся людям нашего времени, дважды и трижды удостоенным высокого звания Героя Социалистического Труда. Двадцать восемь очерков включено в этот сборник. По существу он представляет собою своего рода портретную галерею людей, жизнью и делами которых по праву гордится страна. Имена одних давно и широко известны. Их труд и энтузиазм вдохновляли поколения. Кто не знает, скажем, Прасковью Никитичну Ангелину? До войны ее имя гремело по всей стране. В годы первой пятилетки она, комсомолка Паша Ангелина из Старобешевской МТС, организовала первую в стране женскую тракторную бригаду, добивалась самых рекордных выработок на ' каждый трактор. Удивительной преданностью земле и своему делу механизатора отличалась П. Ангелина. Окончив сельскохозяйственную академию, она решительно отказалась от приметной должности в Министерстве и вернулась в свою МТС, в свои родные поля. Всю жизнь П. Ангелина трудилась с полной отдачей сил. И в Казахстане, где она была в годы войны, а затем снова в Старобешеве, возрождая хозяйство из руин... А кто не слышал о Галине Сергеевне Улановой, народной артистке СССР, выдающейся балерине века, на весь мир прославившей советское хореографи- -ческое искусство? Кто не знает выдающихся авиационных конструкторов Сергея Владимировича Ильюшина и Александра Сергеевича Яковлева? По замыслу и исполненью Надежней ИЛов поискать! В них — сплав труда и вдохновенья Своя, ильюшинская стать. Это хорошо и точно сказано поэтом. Сергей Владимирович СВЕТ ЖИЗНИ Автор этой книги напоминает: летное дело сопряжено с риском. Несмотря на многократное дублирование жизненно важных систем самолета и высокую подготовку пилота, возможность аварии, хотя и в микроскопической доле процента, существует. Надежности, равной единице, просто не может быть, как нет на свете ничего абсолютного. Вот почему в летной практике уделяется такое большое внимание тренировкам по борьбе за живучесть самолета. Аварийные ситуации отрабатываются на стендах, в полетах на учебно-боевых самолетах. Цель тренировки в том, чтобы любой отказ встречался пилотом, как нечто давно пережитое, знакомое до мельчайших подробностей. Командир звена, летчик-перехватчик капитан Козловский имел высокую профессиональную подготовку. И когда в обычном полете по маршруту, для разведки метеоусловий, определение которых требовалось командованию для принятия решения о варианте полетов, отказал двигатель, он действовал спокойно, расчетливо и точно. Он не спешил, хотя каждую секунду его машина теряла сорок метров высоты, и начал запуск турбины в наиболее подходящих условиях. Но запуск не удался. Летчик получил команду с земли: катапультироваться. А вблизи мерцали огни города. Капитан Козловский отводил самолет и лйшь тогда, когда город остался позади, решил — «Пора». «Ноги в подножке. Напрячь мышцы ног и спины. Вжаться в бронеспинку. Теперь можно нажать на скобы катапульты. Удар громадной перегрузки при выстреле на мгновение отключил сознание. Будто свет погас и тут же зажегся снова. Ильюшин, выходец из бедной крестьянской семьи, работавший землекопом, мотористом, строивший железную дорогу на Дальнем Востоке, принимавший участие в выравнивании летного поля на первом аэродроме в Петербурге, долгие годы жил мечтой о строительстве самолетов. В 37-летнем возрасте, став начальником Центрального Конструкторского бюро ЦАГИ, он замыслил спроектировать скоростной бомбардировщик с дальностью полета не менее четырех тысяч километров. По тому времени это был дерзкий замысел. Осуществление его потребовало колоссального напряжения, одоления всякого рода препятствий и трудностей. И ЦКБ-26 был создан. Испытания подтвердили расчеты. По средней скорости ЦКБ-26 на 90 километров в час авиетка АИР-1, сооруженная энтузиастами по существу самодеятельным порядком из деталей, найденных на «самолетном кладбище». На этой авиетке А. Яковлева были установлены рекорды' дальности и продолжительности полета. Незадолго до начала войны пошел в серийное производство истребитель ЯК-1. Совершенствование машины шло непрерывно. И ЯК-3 стал грозным оружием советских летчиков - истребителей. После войны конструкторское бюро Яковлева стало разрабатывать принципиально новые самолеты. В результате ЯК-15 стал первенцем реактивной авиации. Затем последовали ЯК-17, ЯК-23, двухместный перехватчик ЯК-25 ц многие другие типы' самолетов различного назначения, среди них и выдающийся самолет вервильно было бы представлять, что запуск человека в космос— это достижение одного коллектива, руководимого Сергеем Павловичем. Да, Королев стоял во главе, он был Главным конструктором, но десятки и сотни институтов, проектных организаций и заводов работали во имя старта Гагарина. Но самое важное: уровень ракетно-космической техники в нашей стране к шестьдесят первому году стал настолько высоким, что позволил -выйти в космос советскому человеку первым». Михаил Кузьмич Янгель, сибиряк, сын хлебопашца, охотника и рыбака из глухой деревушки Зыряново на берегу Илима, оказался талантливым конструктором, стал крупным специалистом авиационной промышленности. Именно возглавляемое им ИМЕНА, ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ превзошел выпускавшийся в ту нору ДБ-2. На ЦКБ-26 летчик- испытатель В. К. Коккинаки выполнил петлю Нестерова. Первый ильюшинский самолет пошел в серию под маркой ДБ-3. И был на вооружении свыше десяти ’лет. ДБ-3 Ф, переименованный в ИЛ-4, стал основным самолетом дальней авиации. С. В. 'Ильюшин создал ряд выдающихся конструкций, в том числе знаменитый в войну летающий танк — бронированный штурмовик. Пассажирский самолет ИЛ-12 положил начало созданию современного самолетного парка гражданской авиации страны1. Вслед за ним последовали другие самолеты — и межконтинентальный лайнер ИЛ-62 и первый в стране аэробус ИЛ-86. Александр Сергеевич Яковлев начинал свой трудовой путь столяром, ангарным рабочим, мотористом. Но уже на первом праздновании Дня воздушного флота была показана первая работа молодого конструктора— тикального взлета и посадки стодвадцатиместный ЯК-42... По вполне определенным причинам в свое время не были широко известны имена выдающихся мастеров своего дела, создателей военной техники. Еще до войны разработал новую бортовую передачу для среднего танка Т-28 Николай Леонидович Духов. Он был в числе активных создателей танка КВ. Под руководством Н. Л. Духова, бывшего главным конструктором Челябинского танкограда, выпускались тяжелые танки К.В-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3. Десять лет возглавлял Н. Л. Духов конструкторское бюро оборонной промышленности. Генерал- лейтенант инженерно - технической службы, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий Н. Л. Духов трижды был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В очерке «Дорога к космодрому» есть такая фраза: «Непраэто то, что вместе с креслом вращается назад через голову, «Успел!» — подумал он. Ослабли ремни, — значит, прошло полторы секунды. Он прогнулся, с силой разогнул ноги. Раскрывшись, раскинув в стороны руки, погасил вращение и тут же услышал хлопок вытяжного парашюта. Конечно, он помнил, что все происходит на грани допустимого, что рядом земля, и все же не ожидал, что динамический удар раскрывшегося основного парашюта лишь на мгновение опередит удар о землю, Боль пронзила его снизу вверх раскаленной иглой. Парашют тихо и ласково накрыл пилота, спеленал, спутал стропами...». Это произошло 27 марта 1973 года. Пилот Юрий Валентинович Козловский был, повторим, летчиком первого класса, высокой, стало быть, профессиональной выучки, тщательно подготовленным, умевшим многое, способным действовать в любых критических ситуациях. Но создавшаяся была, что называется, сверхкритической, для иных людей могло показаться — безвыходной. Летчик ощупью обнаружил острые о б л о м к и костей — открытые переломы обеих ног. У него не было возможности воспользоваться радиомаяком — портативная радиостанция оказалась поврежденной. От мысли разжечь костер пришлось отказаться — трава сухая, и человеку в его состоянии костер не погасить... А местность была дикая. Стоял крепчайший мороз. Уловив в ночи звук автомобильного мотора, в какое-то мгновение приметив и золотой отблеск фар, летчик решил продвигаться к дороге. «Чтобы двинуться вперед, он упирался руками, отжимался, подтягивая вперед туловище, ложился на землю гоудью и отдыхал. Один такой «шаг» продвигал его примерно на четверть метра. Козловский решил замерить скорость по пятидесяти таким «шагом».,. Получалось: за два часа триста метров. До дороги десять раз по триста. Так он считал, но в действительности путь к дороге оказался много длиннее. Почти трое суток, срываясь с обрывов и вновь взбираясь, да- же'в полубессознательнем состоянии двигался к намеченной цели израненный летчик. И он Почти .выбрался в места, где могли появиться люди... Его искали. Поисковые работы велись широким фронтом, с привлечением самолетов и вертолетов. Экипаж одного из вертолетов обнаружил летчика 30 марта в 13 часов. В 14 часов 15 минут летчик был доставлен в Читу, в окружной военный госпиталь. Без сознания, с температурой тела 33.5. Обмороженным. Истощенным. С двухсторонней пневмонией. Тут же обнаружилась влажная гангрена... Человеку высочайшего мужества летчику Козловскому, его судьбе посвящена документальная повесть И. Цыбульского «Свет жизни», выпущенная издательством политической литературы. Это глубоко волнующая повесть. Специалисты-медики боролись за жизнь летчика. И победили. Сам Козловский в ходе операций и лечения показал себя человеком фантастической силы духа. Этим помог и медикам. Прочтите книгу «Свет жизни». В ней ярко воссоздан образ нашего военного летчика, выдержавшего жесточайшие испытания своих духовных и физических сил, показавшего еще и еще раз: побеждают сильные духом. Побеждают — и находят место в жизни. Е. ЛУЧИНЕЦКИЙ, писатель, г. Новосибирск, с 1954 года конструкторское бюро было одним из ведущих в области разработки ракетно-космических систем. Вклад М. К- Янгеля в развитие космической техники огромен. Очерки, собранные в книге «Человек трудом славен», обогащают читателя определенными познаниями. Они показывают замечательных людей нашего времени. Это разные люди. Они отличаются и профессиями, и занимаемым положением, и, естественно, характерами. У каждого из них свое место в жизни и в обществе. Виктор Амазаспович Амбарцумян, кстати, очерком о нем — «Мириады родников» и открывается сборник, — выдающийся ученый астрофизик, «светоч мировой науки», как называют его ученые всего мира, президент Армянской академии наук, основатель и бессменный директор Бюраканской обсерватории. Александр Павлович Виноградов, геохимик, поднявший на новую ступень геохимические и биогеохимические знания, основатель науки — экспериментальной космохимии, отвечающей современному уровню научно- технической революции в естествознании. Григорий Яковлевич Горбань после окончания ремесленного училища стал работать на «Азовстали». Был помощником машиниста, подручным сталевара, сталеваром. С 1951 по 1955 год служил в армии. Уйдя в за пас, вернулся на завод. Г. Я. Горбань —- металлург, рабочий- интеллигент. Без отрыва от производства окончил техникум, затем — Высшую партийную школу. В труде показал себя новатором, добился выдающихся производственных успехов. Степанида Демидовна Виштак всю жизнь связана с работой в полях, прославилась как звеньевая, добивавшаяся очень ’’высоких урожаев пшеницы и сахарной свеклы. Как и металлург Горбань, звеньевая Виштак дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда. Люди, о делах которых рассказывают очерки сборника, как люди — разные. Но нетрудно обнаружить нечто, объединяющее этих людей, общее, характерное и для ученого с мировым именем, и для металлурга, и для звеньевой, и для доярки, скажем, Марии Харитоновны Савченко, добившейся надоя почти 6 тысяч килограммов молока от каждой из закрепленных за нею коров, а затем поднявшей надой до 8270 килограммов. Что же является общим для этих замечательных людей? Глубоко осознанное стремление отдавать свои силы и уменье советскому народу, социалистическому Отечеству, беззаветная преданность труду, в высшей степени творческое к нему отношение. Этим и прекрасны истинные герои нашего времени, УРОКИ МАСТЕРСТВА А. Г. СТАХАНОВА Украинская ССР. «Работать по-стахановски!» — этот призыв для горняков шахты «То- резская» в Донбассе наполнен особым смыслом. Ведь первые уроки профессионального мастерства многим из них преподал сам А. Г. Стаханов, который провел здесь последние пятнадцать лет своей трудовой жизни. Для новичка дорога к подземным кладовым начинается с комнаты - музея А. Г. Стаханова, устроенной на шахте. Там собраны материалы о жизненном и трудовом пути знатного шахтера. Большую помощь начинающим оказывают постоянно действующие школы стахановского мастерства. Уроки мастерства у выдающегося мастера - углеруба брал в свое время вожак комсомольски - молодежной бригады горнорабочих очистного забоя В. Д. Тимченко, ныне почетный шахтер, лауреат Государственной премии СССР. На снимке: В. Д. Тимченко с молодыми горняками в комнате - музее А. Г. Стаханова. Фото Л. Самсонова. (Фотохроника ТАСС).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2